Восемь школ одной долины

  Альтруизм RU : Технология Альтруизма >>   Home  >> БИБЛИОТЕКА МАРГИНАЛА >> СОЮЗНИКИ >> На путях к новой школе >> No 3 2003 год >> Восемь школ одной долины >>
https://www.altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/12/24


Сельские сети

Анна Александровна Кычкина,

Якутск,
заместитель министра образования Республики Саха (Якутия)

Восемь школ одной долины

Для нас реформы сельского образования - это стратегия поддержки уникальности и инициативности каждой сельской школы. Поиск уникальности школ позволяет в свою очередь начать широко обсуждать качество образования и уровень удовлетворенности им родителей, сделать шаг в становлении государственно-общественного управления.

Стратегия сетевого взаимодействия связана с взаимодействием нескольких, не слишком далеко находящихся друг от друга школ. Если одна школа обладает ценной особенностью, которой нет у других образовательных учреждений, но и какая-то другая школа имеет нечто привлекательное для остальных, то это может быть основанием для обмена ресурсами. В этом случае такие школы реализуют общую сетевую программу, в которую могут входить:

Профильные межшкольные классы, включающие детей одного возраста из разных школ. Обучение профильной части программ осуществляется в школе - ресурсном центре, расположенном в одном из населенных пунктов, куда школьники приезжают на весь учебный год либо на определенное время, необходимое для изучения разделов программы профильного обучения. Может быть определен и обратный механизм: в малокомплектную школу приезжает учитель из ресурсного центра.

Классы-спутники. Они создаются в малокомплектных школах. Базовые предметы изучаются в своей школе, а другие осваиваются в опорной школе, куда дети по согласованному расписанию вместе с учителем приезжают на сессию. Опорная школа может иметь статус улусной профильной школы.

Филиалы улусных учреждений дополнительного образования, работающие в школах сессионно (по графику). В наслегах создаются филиалы учреждений дополнительного образования или выездные учреждения, по графику посещающие отдаленные школы.

Сетевое дистанционное взаимодействие. В улусе, городе или в республиканском масштабе определяются ведущие учителя - разработчики программ и электронных учебников, которые обучают по программе профильного обучения школьников из других школ. В этом случае должна быть отработана система мониторинга освоения программы учащимися из разных школ. В текущем году в 136 школах отдаленной сельской местности будет установлено 136 спутниковых принимающих антенн, которые обеспечат образовательным учреждениям беспрепятственный выход в Интернет. Для решения задачи введения дистанционного обучения нужны учителя, умеющие и желающие обучать детей из глубинки на основе новых информационных технологий.

Создание сетевого объединения на межулусном уровне, когда во взаимодействие включаются близкорасположенные школы из разных улусов.

 

В качестве примера приведем межшкольное учебное сетевое взаимодействие учебного округа "Амга".

Нами выделена группа малокомплектных сельских школ учебного округа Заречье. Они принадлежат к трем улусам: Амгинскому, Таттинскому, Чурапчинскому, но расположены в пойме одной реки - Амга. Соответственно, у этих школ не только сходные проблемы организации процесса обучения и воспитания, но и близкий ландшафт, одинаковые природно-климатические условия, традиции жизнедеятельности и труда, культурно-исторические традиции, схожий менталитет жителей. Для этих школ характерна большая удаленность от улусных центров (и вообще крупных школ) и территориальная близость друг к другу.

При неоднократном обсуждении существующих проблем и направлений развития малочисленных школ села, выкристаллизовалась идея создания Межулусного учебного объединения "Амга" с вхождением в него восьми школ.

В качестве критериев эффективности возникающей системы взаимодействия, по нашему мнению, могут выступать:

  • положительная динамика результативности учебно-воспитательного процесса: повышение мотивации учебной деятельности, успеваемости учащихся;
  • положительная динамика удовлетворения учащихся, педагогов и родителей состоянием, условиями и результатами учебно-воспитательной деятельности школ;
  • положительная динамика общественной активности, инициативы и самостоятельности учащихся;
  • положительная динамика обеспечения единства педагогических действий общественности, образовательно-культурных учреждений в системе взаимодействия;
  • положительная динамика повышения общественного самосознания, активности, инициативы амгинцев; активизация общественного движения по защите экологии реки Амга.

От разовых совместных мероприятий педагогов школ (семинары, конференции, педагогические советы, совещания директоров) объединение подошло к необходимости разработки проекта интеграции и всего учебно-воспитательного процесса. В условиях интеграции возможно создание условий для построения индивидуальной образовательной траектории развития детей, склонных и способных к занятиям в какой-либо предметной области углубленно. Разработан следующий механизм: учебные занятия во всех восьми школах завершаются в первой, второй, третьей четверти на одну неделю раньше. Для этого учителя всех предметов проводят корректирующую работу по уплотнению учебного материала, вычленяя основной, необходимый для усвоения учащимися знаний и приобретения умений.

Оставшаяся в конце каждой четверти неделя используется:

  • для учащихся, не усвоивших учебный материал, как неделя коррекции знаний;
  • для успешно овладевших учебным материалом и желающих углубиться в какой-то предметной области организуются занятия по программам повышенного уровня сложности.

Обучение по углубленным программам осуществляется для учащихся 9-11 классов, причем в одной из школ учебного объединения "Амга" у тех учителей, профессиональная подготовка которых отвечает требованиям к ведению углубленного обучения, и в школах, где для этого созданы необходимые учебно-материальные условия.

"Неделя углубления" строится на традиционных занятиях учащихся в форме уроков, а также учебных экскурсиях, походах, интеллектуальных марафонах (олимпиадах, смотрах), посещении мастер-классов известных ученых и специалистов в этой области знания, встречах со специалистами и др. В перспективе при создании необходимых условий планируется использование Интернета для связи с учителем и общения учащихся друг с другом.

Предложенный путь (один из многих возможных) поможет, по нашему мнению, решать часть остро стоящих перед малочисленной школой проблем объединенными усилиями - если суметь использовать территориальные преимущества, сходные проблемы организации учебы, схожий менталитет жителей, а также особенности положительного образовательного потенциала каждой школы. Мы предполагаем, что подобный механизм взаимодействия успешно может быть распространен и на воспитательный процесс, возрождение и сохранение самобытной культуры, исконных трудовых ремесел и традиций народов республики.



Altruism RU: Никаких Прав (то есть практически). © 2000, Webmaster. Можно читать - перепечатывать - копировать.

Срочно нужна Ваша помощь. www.SOS.ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования