Технология альтруизма
Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Ректору Бим-Баду Борису Михайловичу

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ, ИСТОРИИ, ОБРАЗОВАНИЯ,
И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
Заведующему Корнетову Григорию Борисовичу

Профессор кафедры
Суворов Александр Васильевич

ОТЧЕТ О КОМАНДИРОВКЕ В ВОЛГОГРАД

С 14 по 22 декабря 2002 года я был в командировке в Волгограде. Приглашающая организация - Волгоградская региональная благотворительная общественная организация Клуб ЮНЕСКО "Достоинство ребенка - Солнечная сторона", президент Маловичко Ирина Сергеевна (на квартире И.С.Маловичко я и проживал все дни пребывания в Волгограде).

В Волгоград я прибыл днем 15 декабря, убыл днем 21 декабря.

Основной целью командировки было участие в круглом столе "Голос молодых" (программа прилагается). Полностью достигнуты основные и дополнительные цели: участие в круглом столе, чтение лекций на факультете психологии и социальной работы Волгоградского государственного педагогического университета - 18 академических часов, по шесть часов в день; встречи, прежде всего в различных детских или с детьми связанных организациях.

И.С.Маловичко предоставила мне по электронной почте статистику встреч, чем сильно облегчила работу над отчетом. В этой статистике не упоминается только посещение мною 15 декабря офиса клуба ЮНЕСКО "Достоинство ребенка". Там я встретился и немного побеседовал с детским психиатром Ксенией Борисовной Магницкой, руководителем детского психоневрологического центра и волгоградского общества имени Л.С.Выготского. Клуб ЮНЕСКО "Достоинство ребенка" работает с детьми с отклонениями в развитии, а потому в теснейшем контакте с К.С.Магницкой и возглавляемыми ею организациями.

В офисе клуба мы встретились еще с несколькими людьми - девушками-инвалидами и специалистами. В ходе свободной беседы затрагивались различные темы, в том числе обсуждалась программа круглого стола и моя предполагаемая в нем роль.

Теперь обращаюсь к предоставленной И.С.Маловичко статистике встреч, которую привожу полностью.

16-20 декабря 2002 г. Организатор - Волгоградский Клуб ЮНЕСКО "Достоинство ребенка". Партнеры, помогавшие в организации встреч - 25 общественных и государственных структур, включая органы власти и СМИ.

Мероприятия и люди, которые в них участвовали:

"1. Круглый стол "Голос молодых" (18 декабря 2002). Дискуссия молодых людей с инвалидностью о реализации своих прав на достойную жизнь. В Детско-Юношеском Центре для детей-инвалидов Ворошиловского района Волгограда. Молодые люди с инвалидностью - более 40 чел. (включая молодежь из Интерната для престарелых и инвалидов Советского района Волгограда (6 чел.) и молодежь из Калачевского техникума для инвалидов - (4 чел.), взрослые сотрудники общественных организаций - 25 чел., сотрудники Центра - 10 чел., представители органов власти (комитетов администрации города и области) - 6 чел., СМИ - 5 представителей (включая 1 корреспондента программы "Вести" телеканала "Россия")."

В моем общении с аудиторией на этой и почти всех других встречах помогала профессиональный сурдопереводчик Маргарита Дворецкая и тринадцатилетний мальчик, о котором ниже отдельный разговор.

На круглом столе завязался прямой и откровенный разговор с молодыми инвалидами, я рассказал им о своем понимании принципов интеграции и независимой жизни, о своем опыте организации помощи инвалидам, отвечал на вопросы представителей органов власти и журналистов. Еще долго после официального завершения работы круглого стола молодежь не расходилась, спрашивали, рассказывали о себе, приглашали приехать вновь для более длительной совместной работы.

Послушав через Маргариту Дворецкую высказывания инвалидов на круглом столе, я пришел к выводу, что во многих случаях эти люди страдают, с одной стороны, пассивностью, а с другой - потребительством. Ждут благодеяний от властей, боясь высунуть нос не то что на улицу, а хотя бы к соседям. Страдают от слепоглуходушия чиновников - и "стесняются" обратиться за помощью просто к добрым людям. В своей речи на круглом столе (мне дали сорок минут) и многочисленных репликах я на этом и сосредоточился. Говорил, что чиновничий вариант "интеграции" на практике означает максимальную изоляцию от общества, потерю всех достижений в области реабилитации инвалидов, - причем потерю такую катастрофическую, что мы окажемся в этой области отброшены, как минимум, на три столетия, ко временам Петра I. Речь идет, под предлогом "интеграции" (фальшивым), а также под предлогом нехватки бюджетных средств (организованной чиновниками), об уничтожении всей инфраструктуры для инвалидов, создававшейся не только при Советской Власти, но и, по крайней мере, со времен Екатерины II. А мы и рады стараться, "интегрироваться" по этакому сценарию!

Нет, инвалидам надо объединяться со здоровыми - просто хорошими, добрыми, отзывчивыми людьми. Каждый инвалид должен сам создавать себе антиэкстремальную коалицию с такими людьми. Надо уметь обращаться за помощью к незнакомым людям, а не сидеть по углам и брюзжать на слепоглухонемодушие чиновников (толку-то...). Заодно и опека родственников, часто деспотическая, унизительная, поубавится - за счет дружеской поддержки, организованной инвалидом самому себе со стороны друзей и даже незнакомых людей, в большинстве случаев готовых оказать мелкие, необременительные услуги. Наиболее перспективным мне сейчас представляется создание автономных организаций, где на равных членствуют и инвалиды, и здоровые. Руководить ими могут здоровые - у них возможностей больше, лишь бы инвалиды этим здоровым доверяли. В качестве примера такой организации я рассказал о некоммерческой благотворительной автономной организации "Ушер-Форум", членом совета учредителей которой являюсь с момента ее основания.

"2. Курс лекций "Совместная педагогика" (16, 17, 19 декабря 2002). В Волгоградском государственном педагогическом университете (факультет психологии и социальной работы, кафедра общей психологии). Студентов - более 60 человек, преподавателей - более 20 чел."

Курс был сокращенный, конечно. Книга "Совместная педагогика" предполагает 36 академических часов, на самом деле можно читать, развивая отдельные важнейшие темы, и гораздо дольше. Мне же надо было вжаться в 18 часов. Стратегический план поэтому был:

  • 16 декабря - просмотр фильма "Прикосновение" и тема "Принцип взаимной человечности";
  • 17 декабря - "Принцип совместно-разделенной дозированной деятельности";

  • 19 декабря - "Принцип уединенного труда души".

Это то, что выполнено. Я хотел еще поговорить о проблеме таланта, но не успел, коснулся этой темы очень бегло. К тому же просили оставить время на вопросы. Я оставил для этого последние два академических часа - последнюю пару. Вопросы меня, честно говоря, несколько РАЗОЧАРОВАЛИ... Было ясно, что аудитория пока не "переварила" услышанное. Как комментировала реакцию публики моя сурдопереводчица, Маргарита, когда мы прощались: "Люди были либо скованы, либо ошарашены". Однако мне передавали, что на занятиях с другими преподавателями, шедших между моими, студенты выдавали очень бурную обратную реакцию. В момент, когда я сам готов был отвечать на любые вопросы, аудитория была, очевидно, во-первых, усталой, во-вторых, все же несколько скованной, в-третьих, и не без ошарашенности (я очень резко отзывался о бездарной педагогической рутине, при которой ребята - в роли кроликов, а учителя - в роли удавов). В общем, там еще переваривают, и "последействие" в данный момент в самом разгаре, И.С.Маловичко обещала сообщить о нем попозже, как оно схлынет, и я приложу это "последействие" к отчету вдогонку. А пока - продолжение статистики:

"3. Семинар "Интеграция в образовании: проблемы и перспективы" (19 декабря 2002). в Методическом Центре образования Комитета образования администрации Волгограда. Руководители, педагоги, психологи учреждений (детских садов и школ), внедряющих интеграционные модели образования детей-инвалидов - 30 чел."

Единственное мероприятие, на котором отсутствовал Илья Владимирович Дорошенко - мальчик тринадцати лет, сын глухих родителей, свободно владеющий средствами общения глухих. Его в университете назвали моим "пресс-секретарем". О нем - отдельно.

Лекции я открыл демонстрацией фильма "Прикосновение". На встрече в методическом центре он тоже демонстрировался. Очень помогает настроить аудиторию на проблематику, да и дает возможность аудитории привыкнуть к моей манере речи, говорят, для непривычного уха не совсем обычной.

Я высказал свое отношение к интеграции детей-инвалидов в общество здоровых сверстников и коррекционной педагогике. Специалисты-практики задавали много вопросов, предъявляли претензии к органам управления образованием, вступали в полемику со мной и между собой. Полемика вертелась вокруг того, что лучше - интеграция детей-инвалидов в классы здоровых, спецшколы или надомное обучение? Я настаивал, что всех стричь под одну гребенку не надо, кому-то лучше учиться в одном классе со здоровыми, кому-то - в спецшколе, кому-то - дома, но ВСЕМ НУЖНА ПОМОЩЬ СПЕЦИАЛИСТОВ - КОРРЕКЦИОННЫХ ПЕДАГОГОВ И ПСИХОЛОГОВ, ГДЕ БЫ И КАК БЫ РЕБЯТА НИ УЧИЛИСЬ.

Кроме того, независимо от формы обучения, все ребята должны интегрироваться в смысле как можно более широкого внеучебного, внеклассного общения со здоровыми и с детьми - инвалидами других категорий. Это и есть магистральный путь интеграции в педагогике - совместное ВОСПИТАНИЕ, А НЕ ОБУЧЕНИЕ. Что касается обучения, то, если помечтать, я предпочел бы строго индивидуальное - чтобы в распоряжении каждого ребенка было по учителю, чтобы учитель не разрывался между многими ребятами, а принадлежал бы одному ученику. Так что тут я крайний "изоляционист". Но вне уроков, вне учебы - интеграция как можно шире!

Мы рискуем принести в жертву своим "интеграционным" амбициям здоровье и без того больных детей, это - преступление! Не говоря уже о том, что нельзя идти на поводу у чиновников, которым наша глупая "интеграция" - преотличный повод для ПРИХВАТИЗАЦИИ существующей реабилитационной инфраструктуры инвалидов. Им ведь на самом деле наплевать на интеграцию, а нужны помещения, занимаемые сейчас спецучреждениями для инвалидов. Я повторил сказанное на круглом столе, что такая "интеграция" отбросит нас как минимум на триста лет.

Под конец участники семинара говорили, что наша встреча помогла им шире посмотреть на проблему интеграции.

"4. Встреча с детьми (16 декабря 2002). в Социальном приюте для детей-сирот "Лучик" - 25 детей, 3 педагога.

"5. Встреча с детьми (17 декабря 2002). в ОО "Созвездие талантов" - более 30 чел. детей и молодежи, 10 взрослых сотрудников."

Эти встречи происходили сразу после лекций. Лекции - с 12.30. до 17.00., а потом - к детям. Своего рода, эмоциональная разрядка. О встрече в "Созвездии талантов" материал для какой-то Волгоградской газеты (прислали для сверки, я уже исправил и отослал назад, но что за газета, не сообщили). Материал для газеты прилагаю.

"6. Встреча с детьми-инвалидами (20 декабря 2002). в Школе глухих Советского района г.Волгограда - 40 детей, 20 педагогов.

"7. Встреча с детьми (20 декабря 2002) в Средней школе ?51, внедряющей интеграционные модели образования детей-инвалидов - более 30 детей, 15 педагогов."

Самая удачная встреча. Об этих ребятах мне И.С.Маловичко писала еще в ноябре, что среди них проводился опрос, как они относятся к ребятам-инвалидам, и высказывания подчас носили шокирующий педагогов характер. У нас в Детском ордене милосердия такие дискуссии проводятся регулярно, можно всякого наслушаться, так что я среагировал на ребячью "бесчеловечность" весьма хладнокровно. Сказал, что это не они. Это не их убеждения, не их мнения, не их мысли. А отчасти они нас, взрослых, попросту дразнят. Но перед собой поставил задачу: ошеломить ребят, высмеять, дискредитировать дискриминационные "мнения", которые они с чьих-то слов высказывали при опросе. Этого удалось достичь в полной мере и даже сверх даже моих ожиданий. (Хотя вообще-то в ребячью доброту за последние двадцать с лишним лет я привык верить, и мои ожидания весьма таки высокие.) Мы потом с Ириной Сергеевной весь вечер были под впечатлением от этой встречи.

Началась она с вопроса мне: "Вы счастливый?" Я категорически ответил - "Да!" - и задал встречный вопрос:

- А что вы понимаете под счастьем?

- Когда вокруг хорошие и добрые люди.

- Ну и как, считаете ли вы себя хорошими и добрыми?

- Да! - я почувствовал в этом категорическом "Да!" вызов.

- Согласен с вами. Уж в данный момент, в вашем избранном обществе, я точно счастлив.

Еще момент. Вопрос:

- С кем вам интереснее - с ограниченными возможностями или нет?

- Значит, я - "ограниченные возможности"?

- Люди с ограниченными возможностями...

(Чуют подвох, молодцы. Все равно буду дразнить.)

- Разумеется. Итак, я - человек с ограниченными возможностями?

- У всех свои трудности!..

Это уже капитуляция.

- А я-то было обрадовался... Когда меня спрашивают, верю ли я в Бога, я отвечаю, что как-то не довелось пообщаться с ним дактильно или хоть посредством письма по ладони. Я думал, что наконец-то в этом классе встречу его и ужо пофилософствую... Ведь не ограничены возможности разве что у него. У всех прочих - ограничены...

В ответ - сконфуженный смех, растерянное молчание. Вопрос снят.

Играем в шашки с одним мальчиком. Обыгрываю его беспощадно. Прорвавшись в дамки, предлагаю не агонизировать - сдаваться. Мальчик сдается. Но Илюша пытается доиграть. Один мой ход - и безнадежность позиции становится очевидна даже самым упорным оптимистам: у меня снова дамка.

- Обычно я в лагерях ребятам поддаюсь, - откровенничаю в порядке комментария. - Но сейчас я решил показать, какие у меня "ограниченные" возможности...

Опять - отчасти смех, отчасти - растерянное молчание.

И на таком уровне прошла вся встреча. Я заставлял ребят смеяться, рассказывая о своих похождениях в мире зрячеслышащих, а затем формулировал ошарашивающие их весьма серьезные выводы.

- Почему вы потеряли зрение и слух?

- Врачи так и не смогли понять... Но есть предположение, что некие инопланетяне подстроили мне эту каверзу нарочно. Дабы я лучше выполнил свою миссию. А миссия моя - ставить на место всех, кто воображает, будто его возможности неограниченны... Так что советую быть поосторожнее. Вдруг у кого-то из ребят-инвалидов, учащихся в вашей школе, такая же миссия, как у меня...

Гробовое молчание. Есть над чем подумать.

Прорывается девочка с длинными, чуть не до пальцев, рукавами, на которые я иронически среагировал в самом начале встречи. Пишет у меня на ладони:

- Я говорила, что вы особенные! Я была права!

- Конечно, ты была права... Наполовину. А вся правда в том, что мы все - особенные. Тем от роботов и отличаемся...

В конце встречи я выразил пожелание, что в школе возникнет что-то вроде отряда или клуба милосердия - как в Набережных Челнах, как в Перми... Чтобы и здесь надомники не кисли по домам без общения, а имели бы относительно здоровых друзей.

Честное слово, этой встречей я горжусь. Редко бывает так удачно.

"Всего во встречах прияли участие более 350 человек:

- более 200 человек детей и молодежи, включая более 80 детей и молодежи с инвалидностью.

- более 150 человек взрослых - педагоги, активисты общественных объединений, представители администрации, СМИ.

По телеканалу "Россия" в программе "Вести - Волгоград" был дважды (18 и 19 декабря 2002) показан сюжет о Круглом столе "Голос молодых" с эпизодом обращения А.В.Суворова к молодежи. Реальная аудитория программы - 30% населения области - 600 тыс чел. (30% от 2 млн. чел.)"

Теперь о мальчике.

Мы познакомились в марте 2002 года. Юрий Михайлович Устинов привозил его в гости ко мне на три дня. Тогда Илюше было десять лет. С тех пор, до этой моей командировки в Волгоград, мы не виделись, но крепко помнили друг о друге. Он косвенно познакомил меня и с Ириной Сергеевной Маловичко: на международном фестивале "Детство без границ" в Москве Ирина Сергеевна передала мне от него привет - это и была наша первая с Ириной Сергеевной встреча 1 июня 2002. В сентябре этого года Илюшка был в "Орленке" (под Туапсе). Устинов с ним виделся, и передал привет от меня. Потом написал мне, что Илюшка, передавая ответный привет, "весь расцвел". В общем, когда забрезжила эта командировка, мы оба очень ждали встречи друг с другом. И.С.Маловичко отпросила его из школы на все время моего пребывания в Волгограде. "Устроили мы тебе каникулы на неделю", - говорил я Илюше. "Это точно!" - соглашался он.

Для меня он, конечно, "устиненок", то есть ребенок Устинова. Учился в устиновской Школе спасателей. От него первого я об этой школе узнал в марте 2000 года. Закон школы он мне на компьютере объяснил очень интересно и точно: если кто кричит, надо бежать на помощь. Потом, на Тропе, я с этим законом познакомился хорошо. Ребята реагировали не то что на крик, а на каждое мое стариковское кряхтение...

В Волгограде Илюша и встретил, и проводил меня. На лекциях, к удивлению И.С.Маловичко, не спал, а внимательно слушал, кивая, по словам Ирины Сергеевны, "в самых умных" местах, а не в самых смешных, как полагалось бы "нормальному ребенку". Я гордился... за Устинова: не будь у мальчика опыта общения с этим человеком, не уверен, что он бы смог так слушать мои лекции. Хотя, с другой стороны, я, конечно же, учитывал присутствие Илюши, старался говорить поярче, пообразней, похудожественней, подробней обычного иллюстрировал свои теоретические положения рассказами "из жизни"... В общем, мальчику было не скучно. А студентам - и подавно. Илюша был тем благодарным слушателем, на которого я ориентировался в первую очередь, уверенный, что уж если дойдет до него - дойдет до всех. Так что одним своим присутствием он мне очень помогал. И я от него не скрывал этого. Мальчик даже иногда, к концу недели все чаще, успокаивал меня: "Я тута, я тута..." Да, мне было очень важно, чтобы он был "тута".

Помощь Илюши на лекциях этим не ограничивалась. Когда мне понадобилось объяснить аудитории, что такое естественные жесты, он по моей просьбе показал их (вместе с сурдопереводчицей). Пускал по рукам иллюстративный материал... Словом, задействован был по возможности активно, не только в качестве слушателя.

Но особенно он спасал ситуацию на встречах с детьми. Фактически, вел их именно он. Когда мы начинали буксовать, он тут же предлагал, что делать с ребятами дальше. Сыграть на губной гармошке. Сыграть в шашки. Сыграть в ладошки - то есть подключиться к ладонным излучениям и дать по ним характеристику излучающей личности. В школе глухих Илюша вообще был незаменим, поскольку свободно общался с ребятами на жестовом языке. Те его облепили, забросали вопросами, а Илюша подсказывал мне, что делать. Без него было бы очень-очень трудно.

А в "Созвездии талантов" он был вообще дома - это его клуб.

За три дня до моего отъезда Илюша предупредил, что в поезде меня ждет сюрприз. И тут же, не выдержав, "раскололся", дескать, подарит мне зайца, мягкую игрушку... В общем, о "сюрпризе" я знал заранее. С трудом сдержав улыбку, я постарался сделать вид, будто так и надо делать "сюрпризы" - оповещать о них за три дня до события.

Если бы не он, Ирина Сергеевна Маловичко не научилась бы говорить дактильно. Но ему так понравилась моя "Дактильная сказка", показанная мною на одной из лекций в университете, что мальчику не терпелось проверить ее действие на Ирине Сергеевне. Действие превзошло все мои ожидания: в тот же вечер она заговорила дактильно!

В каждой бы командировке были бы такие катализаторы, как Олег в Самаре и Илюша в Волгограде... В их присутствии мой коэффициент полезного действия, наверное, удваивается, а то и утраивается.

21 декабря Волгоград явно не желал меня отпускать. Произошла автомобильная авария, и на магистрали, ведущей к вокзалу, образовалась пробка. Объехали по берегу Волги, приблизились к вокзалу, уж насколько смогли, и - бегом на поезд. Илюшка, очевидно тоже из-за пробки, припоздал, догнал нас уже в вагоне.

Проездные документы, командировочное удостоверение и приглашение ВРБОО КЮ "Достоинство ребенка - Солнечная сторона" в двух экземплярах прилагаются.

А.В.Суворов.
24 - 25 декабря 2002.


ПРИЛОЖЕНИЯ

И.С.МАЛОВИЧКО - Ю.М.УСТИНОВУ
20 ДЕКАБРЯ 2002

В Волгограде серия общественных акций с участием Александра Васильевича идет очень хорошо. Кроме Круглого стола "Голос молодых", на который я его приглашала, и где его горячие слова в поддержку дерзости, целеустремленности молодых инвалидов произвели сильное впечатление на всех участников и прессу, он три дня читал лекции в Педуниверситете. Слушали хорошо. В последний день была полная аудитория и еще у стен люди стояли. Он встречался еще с детьми в приюте, где был и ты, с детьми в детском клубе, с педагогами в методическом центре, а сегодня едем в школу глухих и в интеграционную школу. Завтра он уезжает. О тропе, о тебе, как педагоге, о тропяных детях говорит везде очень серьезно и положительно.

Илюша все время с нами, и подтверждает его слова своим видом и примером.


КРУГЛЫЙ СТОЛ "ГОЛОС МОЛОДЫХ"

18 декабря в 10 часов в Детско-Юношеском Центре детей-инвалидов Ворошиловского района Волгограда (ул. Баррикадная 19) состоится Круглый стол "Голос молодых". Этот Круглый стол является завершающим мероприятием общественного проекта "Голос молодых" Волгоградской городской общественной организации молодых инвалидов-колясочников "Адеон" и Волгоградской региональной благотворительной общественной организации Клуб ЮНЕСКО "Достоинство ребенка" при поддержке Немецкой благотворительной организации "Немецко-Русский обмен". Цель проекта "Голос молодых": выявление и представление широкой общественности Волгограда мнения волгоградских молодых инвалидов и их ближайшего окружения по вопросу защиты прав молодых инвалидов на достойную независимую жизнь и интеграцию в общество.

На Круглом столе соберутся молодые люди Волгограда, включая молодых людей с инвалидностью, общественные организации, органы власти и СМИ. Молодые люди проведут общественную дискуссию по проблеме равноправия, заявят о своих правах. На Круглом столе будут представлены результаты проведенного исследования, высказаны мнения и пожелания, состоится дискуссия, будут выработаны предложения для органов власти всех уровней. Специально для участия в работе Круглого стола приедет из Москвы Александр Васильевич Суворов - доктор психологических наук, профессор Университета Российской Академии Образования, действительный член Международной Академии Информатизации при ООН, кавалер почетной золотой медали имени Льва Толстого. Александр Васильевич слеп и глух, что не помешало ему получить образование, защитить диссертации, не мешает и сегодня писать книги, преподавать, много ездить по стране, общаться с детьми и взрослыми - принимать активное участие в детской и молодежной правозащитной работе. Он расскажет о своем видении путей решения проблемы интеграции, независимой жизни, взаимной человечности.

Молодые люди с инвалидностью - это особая социально-незащищенная группа населения, которая испытывает трудности социализации как в силу переходного возраста, так и в силу изменения социального статуса ребенка на взрослого. При этом где бы они ни воспитывались, в семье или в интернате, у них мало возможностей высказать свое отношение к жизни, заявить о своих правах и желаниях. В Волгограде более 4000 молодых инвалидов - людей с особыми потребностями (от 16 до 30 лет). Среди них около 500 инвалидов I и II группы, которые имеют значительные затруднения в сфере движения и/или интеллектуальной сфере. Эти молодые люди испытывают особенно острое чувство одиночества, социальной изоляции и возражают против этого. Мы надеемся, что откровенный разговор на Круглом столе "Голос молодых" поможет активизировать правозащитную деятельность молодых людей с особыми потребностями, консолидировать гражданские инициативы в их поддержку, развить сети взаимодействия между общественными организациями инвалидов, правозащитными общественными организациями и государством.


ПРОГРАММА КРУГЛОГО СТОЛА

  • 9-00 -10-00
    Регистрация участников
  • 10-00 - 10-15
    Представление и знакомство участников Круглого стола "Голос молодых".
  • 10-00 - 10-15
    Приветствие Уполномоченного по правам детей Волгоградской области Алексеева Т.Н.
  • 10-15 - 10-30
    Представление проекта "Голос молодых". Алена Чудина, член совета ВГООМИК "Адеон" и Ирина Маловичко, президент ВРБОО КЮ "Достоинство ребенка"
  • 10-30 - 10-45
    Сообщение о ходе и результатах проведенного социального исследования. Анна Шолке, эксперт проекта.
  • 10-45 - 11-30
    Мнения молодых людей с инвалидностью по отдельным вопросам сферам жизни. Описание проблемы и предложение путей ее решения. Участники Круглого стола.
  • 11-30 - 12-00
    "Школа взаимной человечности". А.В.Суворов - инвалид по слуху и зрению, доктор психологических наук, профессор Университета Российской Академии Образования и пр.
  • 12-00 - 12-20
    Кофе-пауза.
  • 12-20 - 12-40
    Выступления представителей органов власти
  • 12-40 - 13-40
    Свободная дискуссия участников круглого стола по вопросам защиты прав, интеграции инвалидов в общество и независимой жизни.
  • 13-40 - 14-00
    Подведение итогов Круглого стола. Выработка предложений и рекомендаций.

В России в декабре традиционно проводятся акции в поддержку людей с инвалидностью. Обеспечение равных возможностей для инвалидов и улучшение качества жизни инвалидов во всем мире декларированы в Стандартных Правилах на Генеральной Ассамблее ООН в декабре 1993 г. С 1993 г. и в России в декабре проводятся акции в поддержку людей с инвалидностью. Однако ни для кого не секрет, что нормы Стандартных Правил в России пока остаются декларацией. В нашей стране для улучшения качества жизни и социальной интеграции инвалидов предстоит сделать очень многое. Именно поэтому Декада Инвалидов - это не повод для празднования, а повод для того, чтобы заявить о своих правах.

Философия независимой жизни в широком смысле представляет собой движение в защиту гражданских прав миллионов инвалидов по всему миру. Это - волна протеста против сегрегации и дискриминации инвалидов, а также поддержка прав инвалидов и их способностей в полной мере разделить обязанности и радости нашего общества. Как философия, Независимая Жизнь во всем мире определяется, как возможность полностью контролировать свою жизнь на основе приемлемого выбора, который сводит к минимуму зависимость от других людей в принятии решений и осуществлении повседневной деятельности. Это понятие включает в себя контроль над собственными делами, участие в повседневной жизни общества, исполнение целого ряда социальных ролей и принятие решений, ведущих к самоопределению и уменьшению психологической или физической зависимости от других. Независимость - понятие относительное, которое каждый человек определяет по-своему. Философия независимой жизни ясно определяет различие между лишенной смысла жизнью в изоляции и приносящим удовлетворение участием в жизни общества.

Дополнительная информация у координатора проекта Ирины Маловичко:

Irina Malovichko
UNESCO Club "Dignity of the Chaild"
Volgograd, Russia
mailto: ene@vistcom.ru


ИНТЕРВЬЮ В ВОЛГОГРАДСКУЮ ГАЗЕТУ

Ему больше хотелось узнавать об окружающих его детях, чем говорить о себе.

Но они так просили его рассказать сказку.

- Хорошо, - согласился он, - но мою сказку не рассказывают, а показывают.

И начал, сопровождая каждый новый сюжетный поворот пальцевыми комбинациями - буквами дактильного (пальцевого) алфавита глухих. А дети повторяли за ним.

- Мальчик поймал кузнечика и сжал его в кулачке так, чтобы не отпустить и не раздавить: "А". Побежал к маме, чтобы показать свою добычу: "Б". А к маме в гости пришел какой-то дядя и хочет здороваться с мальчиком по-мужски: "Дай пять!" - это "В". Мальчик разжал руку и кузнечик улетел...

Так началось общение ребят из подросткового клуба "Созвездие талантов" с Александром Васильевичем Суворовым, действительным членом Международной Академии Информатизации при ООН, Доктором психологических наук, Профессором Университета Российской Академии Образования, кавалером почетной золотой медали имени Льва Толстого и прочая, и прочая.

Через несколько минут, проведенных вместе за чашкой чая, все почувствовали раскованность и доверие к обаятельному гостю. Завязалась беседа. Задавая вопросы, юные собеседники - Юля, Аня, Илья, Лена, Гриша и другие - называли его Сашей.

- Кем вы работаете?

- У меня два занятия: одно из них - писать книжки, а второе значится на моей визитной карточке. Что там написано? Правильно, "Детская Вешалка". Это и есть мое основное занятие. У меня издано шесть книг, а запланировано еще, как минимум, три. И все они о том, как я работаю Детской Вешалкой, то есть просто-напросто дружу с детьми. В данный момент - с вами. А чаще всего - в Детском Ордене милосердия, где я научный руководитель.

- А как вы учились?

- Учился я капризно. Трудно и легко для меня никогда не существовало. Запросто схватывал все то, что мне было интересно, и игнорировал то, что было скучно. Поэтому, например, вместо того, чтобы готовиться к дифференцированному зачету по анатомии человека в конце первого курса на факультете психологии Московского государственного университета имени Ломоносова, я читал роман. И оправданием мне может служить только то, что это был роман Юрия Германа "Дело, которому ты служишь" - трилогия о врачах.

- Какие предметы были вашими любимыми?

- История и литература. Но ни в коем случае не русский язык. Там всякие правила, которые меня заставляли заучивать наизусть, а я терпеть не могу зубрежки. Круглые сутки читал, сам писал, так и овладел всей этой премудростью... С тех пор, как я стал Детской Вешалкой, я всегда старался учить ребят разным способам общения как угодно, только без зубрежки.

- Как вы относитесь к жалости?

- У этого слова есть очень много значений: есть положительные, а есть и отрицательные. Если мы имеем в виду под жалостью сочувствие, готовность помочь, то ничего плохого и унизительного в этом нет. За такое отношение к себе я только благодарен. И сам готов ответить тем же - сочувствием и готовностью помочь. Если же меня начинают в порядке жалости заживо оплакивать, сковывают по рукам и ногам, шагу самостоятельно не дают ступить, - тогда бунтую: "Я еще живой! Хоронить меня рано!"

- Что такое свобода?

- Это умение управлять своей зависимостью. Потому что абсолютной независимости не бывает. Чтобы освободиться от постоянной зависимости от родственников и секретарей, я научился обращаться за помощью к незнакомым людям, организовывать себе помощь десятков и сотен незнакомых людей, распределять между ними решение тех своих проблем, с которыми самостоятельно справиться не могу, из-за своей беспомощности. И я на самом деле получал свободу. Об этом я говорил на своих лекциях в Педуниверситете. Вместо того, чтобы искать себе сопровождающего для поездки в Загорский детский дом на весь день, я просил одного человека посадить меня на автобус, другого - помочь сойти с автобуса, третьего - посадить меня на электричку, четвертого - помочь выйти из нее в Загорске, пятого - перевести меня через Привокзальную площадь. Так же я возвращался. В 80-е годы я долгое время ездил туда часто, жил там неделями. В общем, для меня свобода - это умение организовывать решение своих проблем так, чтобы как можно меньше обременять одного человека. К сожалению, годы идут. И сейчас меня по Москве сопровождает брат. Мне уже очень трудно бродить самому, так что я едва ли когда-нибудь смогу вернуться к той свободе, о которой вам рассказал. Впрочем, мой брат зависит от меня гораздо больше, чем я от него. Я ведь единственный кормилец в своей маленькой семье. В этом смысле мне свободы и сейчас хватает - по горло...

- Зачем вы ездили в Загорск так часто?

- В Загорском детском доме живут слепоглухие дети. Я ездил к ним, чтобы работать Детской Вешалкой, конечно же.

- Саша, а как вы проводите свободное время?

- У меня нет свободного времени - и все же все мое время свободно. Смотря для кого и для чего. Мое время всегда свободно для общения с ребятами и для чтения сказок. Я очень люблю читать сказки. Причем в разряд сказок попало самое сумасшедшее из научных и философских трудов, такое, например, как потрясающий философский и одновременно поэтический трактат "Роза Мира" Даниила Андреева. Или "Космология Духа" - статья моего учителя, большого философа Эвальда Васильевича Ильенкова... А вот "программную" литературу, входящую в школьную программу или еще в каком-нибудь смысле "обязательную", читать не люблю. Скучная она. Вот видите, я остался таким же капризным, как и тогда, когда учился. Свободное время - это отдых, а отдых - это когда мне интересно. Вот сейчас, с вами я отдыхаю. А когда мне скучно, нет, я так не играю.

- Что такое для вас Родина?

- Это очень сложный вопрос и одновременно простой. Я русский человек, и, конечно, Родина для меня - это прежде всего русская культура, русский язык и литература. То, что и делает каждого из нас русским, представителем русского народа... Культура, а не гены. По генам, по так называемой "крови" можно быть хоть кем, хоть смешать в своем организме "кровь" всех народов мира. Это неважно. Владимир Иванович Даль говорил, помнится, что национальность определяется тем, на каком языке человек думает. Даль думал по-русски, и считал себя с полным правом русским... Для меня родина - это Россия, русские люди. Взрослые и дети.

- А музыку вы любите, Саша?

- В детстве я увлекался игрушечными музыкальными инструментами, в том числе, губными гармошками. Сейчас у меня есть настоящая гармошка, марки "Батмастер-супер". Я ее купил в магазине музыкальных инструментов, обслуживающем Большой театр.

Саша достал из нагрудного кармана небольшую плоскую коробочку.

- Сыграйте что-нибудь, - попросили его.

- Быстрое или медленное?

- Веселое!

- Я вам сыграю Штрауса, польку "Трик-трак"...

Саша действительно сыграл веселенькую пьеску, собственноручно сопровождая звучание губной гармошки звоном румбы - шумового оркестрового инструмента (две пары литавриков в деревянном корпусе). И заслужил громкие аплодисменты.

Потом его спросили:

- Чувствуете ли вы любовь?

- Еще бы! Ощущение любви - это когда вокруг тебя много людей и от них идут волны тепла, волны любви. В университете, где я читаю лекции, сейчас очень чуткая, хорошо разогретая аудитория. У меня высокочастотный остаточный слух, так что я слышу без слухового аппарата звонкий детский смех и аплодисменты. Есть у меня стихотворение "Третьему классу Института Взаимной Человечности" (так в лагере "Орленок", что под Туапсе, называлось то, что потом стало называться по моей первой книге "Школой Взаимной Человечности"). Третий класс, когда я уже закончил свои беседы, попросил дополнительной встречи. Она была на скамейках летнего зала. На воздухе. По моей просьбе ребята сели поближе ко мне, и я физически чувствовал исходящее от них тепло. Это ощущение так меня взволновало, что в тот же вечер возникло стихотворение, которое я вам сейчас прочитаю полностью:

ТРЕТЬЕМУ КЛАССУ ИНСТИТУТА
ВЗАИМНОЙ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ

Сядьте поближе. Пусть будут ясней
Волны тепла.
Нет вообще заурядных детей.
Колокола.
Вы - колокольчики. Робкие все.
Дзинь-передзинь.
Каждый из вас в мировом колесе -
Только один.
Волны тепла - это волны любви.
Благодарю.
Где колокольчик-солист? Прозвени
Зорю-зарю.
Хор разливается, точно апрель,
Точно капель.
Надо на жизненной ранней заре -
Яркую трель.

10 июля 1994, "Орленок"

- Александр Васильевич, мы знаем, что вы бывали в детском лагере "Орленок", - взяла слово руководитель клуба "Созвездие талантов" Лариса Борисовна Камышева, - Наши дети тоже там бывают. И знаете, вас в "Орленке" очень хорошо помнят.

- Да, я был в "Орленке" в 1994 году. Это была смена "Детского ордена милосердия". Там мне были вручены две медали: одна за творчество, а другая за спорт. Ребята удивлялись: "За какие такие подвиги?" "Да, наверное, за то, что я самый медлительный во всем лагере, - отвечал я. - бегаю с черепашьей скоростью - первый от конца". Ребята смеялись. Но взрослые мне сказали, что это медаль за мои достижения в плавании.

- А у нас есть для вас сюрприз! - воскликнула Лариса, - Илья был в "Орленке", но посвящения в "орлята" не прошел. Ему не досталось значка. Поэтому сейчас вы, Александр Васильевич, сами посвятите его.

Тут же по рукам всех присутствующих пятнадцати человек был пущен значок, для того, чтобы ребята зарядили его своей любовью и энергией. Посвящение в "Орлята" стало импровизированной кульминацией встречи.

Но на этом приятные сюрпризы не закончились. Александра Суворова приняли в клуб "Созвездие талантов" и от всего сердца вручили ему отличительные знаки этого клуба. Ведь он по-настоящему Талантливый Человек.

Саша Суворов потерял зрение в возрасте трех лет, а слух - в девять лет. С одиннадцати лет жил в Загорском детском доме для слепоглухонемых детей. В 18 лет поступил в МГУ им. Ломоносова. В Волгоград прибыл по приглашению клуба ЮНЕСКО "Достоинство ребенка" как гость круглого стола "Голос молодых", где живущие в нашем городе молодые люди с ограниченными физическими возможностями обсуждали свои проблемы и пути их решения. Александр Суворов - тот самый человек, который в состоянии помочь людям решать эти проблемы. Он приехал в Волгоград самостоятельно, без сопровождающего. На всякий случай у него всегда есть то, что сам он называет "инструкцией":

"Меня зовут Суворов Александр Васильевич.
Я СЛЕПОЙ И ГЛУХОЙ.
Возьмите, пожалуйста, мою ПРАВУЮ руку.
Пишите во ВСЮ ЛАДОНЬ ПЕЧАТНЫЕ буквы.
Писать можно пальцем или НЕПИШУЩИМ концом авторучки (карандаша).
Я ВАС ЛЕГКО ПОЙМУ."

В беседе участвовала
Наталья ЛЕОНТЬЕВА

Для печати   |     |   Обсудить на форуме



Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: Сколько углов в шестиугольнике?
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  Мария Ромащенко Sun 03-Oct-2004 15:37:33  
   Волгоград  

Уважаемый Александр Васильевич!Если возможно,сообщите свой e-mail.Маша Ромащенко. Шестихвостый командир. .Волгоград. Мой e-mail: rom6767@mail.ru .



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  

Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100