Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ
Надстройка

Сфера управленческих идей и решений - вроде бы не основная для подростковой темы, скорее выглядящая этакой дополнительной пристройкой или (если угодно) НАДСТРОЙКОЙ к ней.

Как должно быть организовано управление педагогическим коллективом, чтобы в нем создавалась атмосфера, благоприятная для обучения, воспитания, развития, становления... подростков?

Как помочь педагогу, работающему с подростками, совершенствоваться в своей профессии? Как себя чувствует молодой специалист, недавно пришедший в школу (или еще более страшное место)? Как помочь ему не утерять пока еще горячее желание работать с детьми и перевести его в русло профессиональной работы?

Совсем без обсуждения этих и многих других аналогичных вопросов не обойтись. Большинство возможных педагогических идей и решений нуждаются в увязывании с подобными надстроечными механизмами.


Валерий СОФИЛОВ

г. Санкт-Петербург

На чьей стороне?

Я вечером в квартире, они - на лестничной площадке.

Я сижу тихо, они - шумно.

Я засыпаю, они тусуются.

Я не хочу застрять в лифте, а они хотят.

Я прохожу мимо почтовых ящиков, а они их ломают.

Я не на их стороне, а они не на моей.

Нужно ли мне быть на их стороне? Зачем мне нужно быть на их стороне? Чтобы, побывав там, переманить на свою сторону? Чтобы, оставаясь там, попробовать изменить их сторону к лучшему? Что есть лучшее в их стороне? Или лучшее - это лишь моя сторона? Необходимо ли им лучшее в их стороне? Может быть, их сторона сама по себе есть лучшее для них?

Нужен ли я им на их стороне? Какой я нужен им на их стороне? Чем я буду им полезен на их стороне?

Я когда-то давно был на их стороне. Это было, когда я был одним из них, был полностью погружен в жизнь на той стороне и редко смотрел в другую сторону. Другая сторона была фоном. Из этого фона порой являлись разные фигуры: одни с назиданием, другие с угрозами, третьи с соблазнами, четвертые с требованиями, пятые с сочувствием и кто-то из родных иногда с любовью. И все это были случайные, порой значимые, а порой и незначимые для меня встречи. Та сторона не была помехой, не была таким уж раздражающим фоном, каким сейчас - для меня взрослого - является часто их сторона. В то время моя сторона - это мои друзья, моя любимая музыка, моя одежда, мое бесшабашное творчество, моя девушка и т.д. Будучи на своей стороне, я не испытывал существенных помех с другой. А может быть, они и были, но тогда умел как-то их игнорировать, был незлопамятным к тому, что оттуда исходило плохого. Нужен ли был мне и нам кто-то оттуда с добром? Таких явных-то желаний не было. Зачем? Что этот кто-то будет делать с этим добром на чужой для него стороне, если его с этим добром там не ждут? Тут скорее важно было не то добро, которое ради чего-то несут, а сама личность являющегося. Личность тогда становилась по-настоящему значимой, когда была впечатляющей, незаурядной, пусть странной, но сильной, будоражащей мысли и дух. Эта личность в плане педагогики скорее всего была бездарной и часто малоинтеллектуальной, но это была Фигура некоей энергии с той стороны.

С Фигурой врывалась, как правило, бессмысленная энергия, не учащая чему-то, а шокирующая какими-то ранее неизведанными простыми жизненными импульсами. Фигура представляла собой новую для нашей стороны фактуру и форму сгустка бытия оттуда. Этот сгусток можно было отфутболить, а можно было с ним и пообщаться. Подлинное, воспитывающее общение случалось крайне редко.

Конечно, тогда на нашей стороне среди нас были разные "пацаны" и "девахи", мальчики и девочки. Одни часто бывали на стороне фона, подолгу жили там, и вскоре он для них в их возрасте становился их стороной. Другие жили, так сказать, в приграничных районах и потому испытывали постоянную тревогу или же эпизодические тревожные чувства. Третьим же было глубоко на┘, поскольку они и жили глубоко на своей стороне.

Если вы собрались на ту сторону, то хорошенько подумайте в качестве кого вы туда идете. Проанализируйте прежде ваши внутренние установки и мотивы. Если вы - этнограф и идете с гуманитарной помощью в племя людоедов, балующихся галлюциногенами, то подумайте хорошо, стоит ли брать с собой смирительные рубашки и материалы для лекций. Может лучше туда идти с окорочком или с мешком соевых котлет? А может лучше туда идти не в качестве этнографа, а в роли пришельца из космоса? Кто из них бoльшая Фигура?

Школа как учреждение образования - это обычно ссылка, которая на чужой стороне, на стороне взрослых. Это принудительная экскурсия в мир чужих знаний. И та, и другая стороны откровенно рады, что она временна. Одни скорее убегают вглубь своей стороны, другие - вглубь своей. Есть, конечно, и маргиналы-пограничники. Они все время ведут переговоры, устраивают двухсторонние встречи. И что? Да вот решили совершить дружеский визит на ту сторону. Зачем? А, ну так, посмотреть, разведать, завербовать, переманить или устроить свою педагогическую или ученическую базу на чужой, но все более дружественной стороне. Ведь что-то же надо делать!

Неужели кроме маргиналов-пограничников и таких же дипломатов с обеих сторон это никому больше не нужно? Видимо, так. Что же мы все-таки делаем на стороне подростка: ведем мирные переговоры, проводим научно-исследовательские работы или собираем разведданные?

Мой ответ: пытаюсь понять, зачем я такой философствующий урод им нужен, если уж "судей - на мыло", "милицию - в космос", учителей ┘

Парадокс: я на стороне подростка нужен ему, когда он сам мне нужен, а он мне нужен, когда он мне доверяет, он же мне доверяет, когда я чем-то впечатляю, чем-то как личность интересен. Чем же я впечатляю?

Ответ себе: если хочешь узнать, проживи на их стороне, будучи самим собой, и не вытягивая их на другую сторону, а потом спроси.

Легко сказать, трудно сделать. Попробуй-ка поживи на чужбине, если ты изначально личность невпечатляющая! В каждом есть┘ Брось это. Конечно, есть, но будет ли впечатляющ архаический романтизм для тех, кто стремится к внешнему циничному прагматизму? Внешнему┘ Вот! А может быть, внутренне-то стремится к тому же романтизму? Может быть, для тех и других впечатляющ некий присущий основаниям их человеческого бытия неоромантизм?

Что же такое "неоромантизм"? Мне кажется, что это чаще всего неосознанное стремление человека реально в простоте жизни испытывать, переживать гармонию отношений с самим собой, с другими людьми, с окружающей природой и мирозданием. К сожалению, в повседневности человек переживает это чувство не с целым, а лишь с какой-то его частью. Гармонию лишь со своим любимым делом, со своими сверстниками, лишь с самим собой. Да и обретается-то эта гармония подчас негармонично, с помощью фальшивых средств. Вот, наркотики. Они, конечно, на какое-то время позволяют установить гармоничные отношения со всем миром и, прежде всего, с самим собой. Однако такая гармония - суррогат, своего рода психопротез. Она якобы органична. Но организм не обманешь. Он борется с суррогатом не на жизнь, а на смерть. И, к сожалению, часто проигрывает, поскольку человеческая воля насилует человеческий организм, превращаясь в слепую волю наркозависимости.

Неоромантизм - это стремление пережить гармонию без суррогатов и искусственных заменителей подлинного бытия. Что такое "подлинное бытие"? Не знаю┘ Возможно это некое творческое и коммуникативное вдохновение, некая окрыляющая человека озаренность каким-то изначальным, божественным светом, пробивающимся сквозь шторы нашего внутреннего опыта и заложенного в нас опыта человечества из каких-то осмысляемых лишь философами и богословами экзистенциальных глубин. Этот отблеск подлинного бытия надо улавливать, вслушиваясь и всматриваясь в себя. В одиночку подобное делать сложно и порой опасно. Необходима группа доброжелательной поддержки. Такая группа может быть организована, но она не должна быть организацией. В организации есть опасность сектантства. Эта группа может быть похожа на учебную тем, что она временна и объединяет составляющих ее людей общей целью - общением и познанием. Однако "учебности" в ней должно быть меньше. В ней, видимо, больше будет спонтанного развития, игровой импровизации, исследовательского сотворчества и эколого-эмпатического миропонимания. И такой своей жизнедеятельностью она, пожалуй, сможет излучать вовне то, что будет давать социально-терапевтический эффект в окружающем мире.

Причем тут подростки? Сами-то по себе, действительно, ни при чем, но если они вместе со взрослыми окажутся на стороне подлинного бытия, если их вольно или невольно объединит дух неоромантизма, то они уже благодаря своей возрастной психофизиологической конституции, связующей мир детства и мир взрослости смогут стать начальной движущей силой группы. И эта сила не будет слепой, если рядом будут более опытные в переживании подлинного бытия взрослые. Разумеется, среди взрослых могут быть не только такие, ведь не все могут быть педагогами-фасилитаторами, гносеотерапевтами.

Я не хочу быть ни на чьей стороне. Я хочу остаться по ту сторону подростковости и взрослости, то есть там, где уже находятся и те, и другие, но которым в наследство досталось незнание об этом. Этот здешний потусторонний мир в них изначально есть. Задача - вместе раскрывать его.



Для печати   |     |   Обсудить на форуме



Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: Сколько лет в пятилетке?
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2002—2006.

  Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100