Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

На границе 5-6 классов для школьных педагогов заканчивается благостное, относительно благополучное время общения с младшими школьниками.

Они не узнают спокойных и милых малышей в столь активных, часто агрессивных и вечно проказничающих 5-6-7-классниках. Такое ощущение, что злой джинн, доселе томившийся в бутылке, вдруг вырвался наружу. Именно в это время и начинается ВЕЛИКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ ШКОЛЯРОВ И ШКОЛЫ, много раз описанное в мировой литературе.

Одни в этом винят подростков, другие считают, что это нормально, так и должно быть.

Мы предлагаем подумать над тем, что нужно изменить в самой школе, для того, чтобы она стала ШКОЛОЙ ДЛЯ ПОДРОСТКА.


Андрей Валентинович СПЕРАНСКИЙ

социолог, автор серии брошюр "Социология ученического класса", г. Красноярск

Система социальных ролей ученического класса. Изгои

Система социальных ролей в малой группе, к которой относится и ученический класс, значительно отличается от других групп людей большей численности. Отношения в малых группах строятся на неформальных принципах, тогда как в больших группах отношения формализованы и в силу этого в классе стимулируют распределение учеников по системе социальных ролей под влиянием психофизиологических возможностей учеников, то есть распределение учеников происходит под воздействием эмоциональной сферы ученического класса.

Предугадать распределение учеников по системе социальных ролей невозможно.

Описывая систему социальных ролей, я ставлю проблему необходимости учитывать закономерности развития межличностных отношений в ученическом классе.

Изгои

К сожалению, как правило, школа не только не помогает подросткам овладеть опытом регулирования потоков негативных эмоций в социальном плане, но и провоцирует их неконтролируемый выброс

Изгой - это "изнаночная" сторона эмоциональной жизни ученического класса.


"Свято" место пусто не бывает

Каждый человек, ребенок, подросток имеет не только положительные эмоции, но и негативные, которые могут нести разрушительные последствия для данной личности. Учитывая, что личность находится в социальном окружении, следует предположить, что личность будет сбрасывать свои негативные эмоции на людей, постоянно находящихся рядом. Постепенно негативные эмоции концентрируются на одной или нескольких персонах, так появляется изгой группы.

Изгойское место с точки зрения микросоциологии - это такая точка в социальном пространстве малой группы, которая концентрирует негативные эмоции. Если в эту точку попадает тот или иной индивидуум, то изгойское место преобразуется в социальную роль изгоя.

За всю свою историю человечество выработало большое количество механизмов, которые позволяли бы сдерживать проявление негативизма в социальном пространстве (например, битиё чучел, поклонение и замаливание идолов и др.). Мировые религии: христианство, мусульманство, буддизм и иудейство - направляют личностный негативизм в сферу самосовершенствования. К сожалению, как правило, школа не только не помогает подросткам овладеть опытом регулирования потоков негативных эмоций в социальном плане, но и провоцирует их неконтролируемый выброс. Под влиянием неосознаваемых негативных эмоций подростки начинают объяснять их возникновение некими мифическими представлениями о классе, в котором они учатся. В ученической среде мифы об одноклассниках распространяются достаточно быстро. Распространение мифов негативной направленности заканчивается тем, что о некоторых учениках создаются устойчивые представления (имеющие под собой мало реальных оснований), которые вызывают к ним негативные эмоции одноклассников.

Изгои бывают разные

В зависимости от реакции на негативное отношение одноклассников, учеников, занимающих изгойское место в социальной структуре класса, условно можно разделить на три типа: изгой-клоун, изгой-белая ворона и изгой-антагонист. Рассмотрим последовательно все три типа изгойской позиции.

Изгой-клоун играет со своим социальным окружением на грани "фола". Своим поведением представитель данного типа изгойства подставляет себя под насмешки, выявляя границы и несовершенства социального устройства в классе. Такой тип изгойства требует от индивида интеллекта достаточно высокого уровня. Ученик-клоун может ставить в затруднительное положение не только одноклассников, но и педагогов, работающих в этом классе. Не всегда такой ученик осознает свое неприятие социального устройства класса, даже педагоги часто не осознают такой особенности клоуна. Клоун ученического класса забирает на себя не очень большое количество негативных эмоций, так как подросток пытается достаточно чутко следить за уровнем негативных эмоций, которые адресованы к нему лично. Доведя негативизм до определенного уровня, подросток совершает поступок, который, вызвав смех одноклассников к себе, снимает уровень негативизма. Такой тип изгойства могут поддерживать ученики, прекрасно понимающие или чувствующие весь механизм происходящего, но старающиеся внутренне отгородиться от своего социального окружения, каковым является ученический класс.

Изгойство "белой вороны" вызвано совсем другими причинами. Изгой этого типа имеет серьезные этические отличия от этических основ одноклассников, которые заложены семейным воспитанием. Причиной таких отличий может служить принадлежность семьи ученика к другому этносу, к другому социальному слою, к другой религии и т.д. Подросток становится "белой вороной" в сущности по одной причине - он не может вести себя по-другому в отличие от "клоуна". У одноклассников "белой вороны" создается о нем масса мифических домыслов и вымыслов, которые рождаются из-за невозможности лидера класса и его окружения объяснить поведение своего одноклассника.

Изгой антагонистического типа олицетворяет крайнюю степень изгойства. Данное изгойство основано на взаимном неприятии ученика и класса в целом. Нередко в антагонистическую степень изгойства срываются максимально эгоистичные ученики, которые склонны обвинять свое социальное окружение и не видеть истинных причин своего положения в классе. Причинами антагонистического изгойства служат изъяны семейного воспитания, которые давно известны. Осознавая неприятие со стороны одноклассников, изгой-антагонист не находит ничего более лучшего как платить той же монетой, обосновывая свои действия недостатками, наблюдаемыми в классе. Изгой-антагонист выстраивает свое поведение по принципу - в чужом глазу вижу и соринку...

Практически все изгои, вне зависимости от типа, имеют один общий недостаток, который прочно закрепляется в типе поведения любого индивида - неспособность изгоя мыслить конструктивно. Критиканствующий настрой любого изгоя виден сразу, когда он попадает на лидерское место. В принципе изгой - это претендент на лидерство, за которым не пошли одноклассники, лидер-неудачник, ставший мстить своим одноклассникам. Изгой никогда не видит свое социальное окружение в целом, не может построить перспективу, увлекающую абсолютное большинство одноклассников. Он может только разрушить имеющиеся социальные элементы.

Что делать, если в классе изгой?

В социальной педагогике работа с изгоем как направление стало формироваться около ста лет назад. Уже тогда педагоги активно растущей системы образования в России обратили внимание, что в классах как некоторый его атрибут обязательно присутствует ученик, вызывающий негативное отношение своих одноклассников. Но социальные потрясения в российском обществе начала ХХ века не позволили более пристально изучить это явление.

Выстраивая свою работу с изгоями, педагогу необходимо помнить, что изгой - это "изнаночная" сторона эмоциональной жизни ученического класса. Как правило, в обыденном сознании изгойство ученического класса представляется в виде травли одного или двух учеников в классе. Причем факт изгойства обращает на себя внимание, когда отношения зашли уже достаточно далеко, когда действия изгоя или его одноклассников совершаются в состоянии аффекта и не укладываются в общечеловеческие стандарты.

Я считаю необходимым предупредить педагогов, которые наверняка встречаются с этой проблемой, о ряде ошибок, наиболее распространенных в учительской среде и обратить их внимание на то, что существует три типа педагогического взаимодействия с изгоями.

Как спасти "антагониста"

Начнем с изгоя-антагониста, который не только активно не воспринимает сам ученический класс, но и провоцирует к себе негативное отношение, доходящее до агрессивности. Самая распространенная ошибка - это попытка педагога занять чью-либо сторону, как правило, это сторона класса, хотя могут быть и варианты. Такой подход приводит к усугублению конфликтной ситуации, так как педагог становится орудием своих союзников и ставит под удар свои профессиональные качества.

Если педагог встает на защиту изгоя, то в результате его умений он может привести данного ученика к лидерству в классе. Он, в свою очередь, начинает мстить своим одноклассникам, прикрываясь мнением педагога, пользующегося авторитетом у учеников.

Другой подход - перевод изгоя в другой класс. Конечно, такой шаг снимает остроту социального конфликта, но у него есть весьма существенные изъяны: с уходом ученика в классе остается социальное место, в которое попадает другой одноклассник; ученик, переходя в другой класс, нередко начинает сам провоцировать к себе негативное отношение. И отдающий, и принимающий классы могут испытывать серьезные трудности, которые создают ситуацию появления нового изгоя-антагониста. Лучше всего перевести этого ученика временно (на 1-2 месяца) на домашнее обучение, чтобы провести социально-педагогическую профилактику с классом и учеником.

Как помочь "белой вороне"

При работе с изгоем-"белой вороной" педагогу необходимо помнить, что отношения этого изгоя со своими одноклассниками не заходят дальше вербальной агрессии. Как правило, агрессия в отношениях между "белой вороной" и классом бывает односторонней со стороны класса. Ученики просто боятся своего сверстника, который имеет ценности, непохожие на их собственные. Большинство подростков, имеющих физический изъян, попадают (пусть кратковременно) в "белые вороны". Сложившаяся педагогическая практика уже научилась в своем большинстве решать проблемы таких изгоев, приучая класс жить с человеком непохожим на них. Если необходимость особого отношения к своему сверстнику, имеющему физические видимые недостатки, хоть как-то воспринимается подростками, то необходимость особого отношения к своему однокласснику, имеющему непохожие социально-культурные ценности (исповедующему другую религию и др.), воспринимается далеко не всегда и не сразу. Вообще проблема "белой вороны" вполне решаема вербальными средствами. В данном случае достаточно эффективны дискуссионные формы социально-педагогической деятельности, помогающие ученикам разобраться в "мифологии класса", найти в "белой вороне" привлекательные стороны, увидеть ее другими глазами, наладить позитивно окрашенные отношения.

Как переиграть "клоуна"

Клоунада как изгойское поведение не рассматривалась педагогами до последнего времени, но мне бы хотелось обратить внимание на публичность поведения изгоя-"клоуна". Привлекая к себе внимание, "клоун" через свое поведение старается обратить внимание на социальные парадоксы, отмеченные им в своем классе. Как показывает опыт наблюдения, первые свои клоунские действия ученик испытывает на педагоге, ставя его публично в нестандартную ситуацию. К сожалению, далеко не все педагоги могут эффективно, с юмором, достойно выйти из создавшейся ситуации. Попытка педагога дать действиям "клоуна" негативно эмоциональную оценку только лишь укрепляет его тип поведения. Следовательно, педагогу педагогическое воздействие на клоуна необходимо строить по принципу "клин клином вышибают", ставя этого ученика в нестандартную для него ситуацию.

Как социолог, изучая на протяжении шести лет ученические классы, утверждаю, что из 350 классов только два смогли миновать период формирования изгойской позиции. Эти классы имели освобожденных классных руководителей, которые своевременно решали конфликтные ситуации, обучая учеников технике конструктивного взаимодействия с одноклассниками. Сама по себе система образования не имеет механизмов противодействия формированию изгойской позиции.

Тем, кого интересует как создать в классе комфортную обстановку, рекомендуем прочесть:

  • Глассер В. Школа без неудачников. - М., 1992
  • Иванова С.П. Современное образование и психологическая культура педагога. - Псков, 1999
  • Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки. - М., 2001
  • Прутцманн П. Дружный класс как маленькая планета. - СПб: Светлячок, 1998
  • Серия "Самосовершенствование личности" (Селевко Г.К. и др.) - М.: Нар. образование, 2001
  • Фопель К. Как научить детей сотрудничать? (псих игры и упражнения)- М.: Генезис, 1998

Анонс:

В следующем номере нашего журнала читайте статью Светланы Кривцовой и Екатерины Мухаматуллиной "Учитель и проблемы дисциплины"





Для печати   |     |   Обсудить на форуме



Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: Двести тридцать два плюс восемь равно
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  Светлана Fri 10-Feb-2012 10:06:04  
   Москва  

сюда впишите текст комментария
Замечательная статья,правильные советы ,наблюдения.Очень помогли при беседе с детьми.разобратьсь в ситуации.



  Михаил Кордонский Fri 06-Mar-2009 18:20:01  
     

Уважаемый Иван!
Очень трудно что-то советовать, имея так мало информации. В этом деле всё зависит от множества если.
Но очень приблизительно и осторожно можно сказать так: если есть возможность перевести в другую школу, то налаживать отношения с нуля легче, чем исправлять. Особенно если учесть имеющийся негативный опыт. Подумать о существующем классе: а что было бы, если бы я повел себя не так, а этак? И применить это в новом классе.
У каждого ребенка можно найти недостаток к которому придерутся, если неуверенно себя поставить Лишний вес это далеко не худший вариант. Иногда это и преимущество, например в драке.



  Иван Fri 06-Mar-2009 17:06:38  
     

По моему, тут забыли написать ещё один вид изгойства.Мой сын перешёл в новою школу.Как я узнал от педагогов, ребята относились к нему с итересом, а потом стали издеваться,т.е морально можно сказать уничтожать.
Сейчас,как мне кажется всё дошло до предела.Ребёнок улынивает от ответа,когда я говорю как относятся к тебе одноклассники.Он отвечает нормально.Но я то знаю,что это не так.Группа одноклассников к нему относиться очень негативно.Мой ребёнок учится в шестом классе и я думаю что скоро всё дойдёт до стрелки, а возможно уже дошло.Или он убегает от них.Недавно мне сказала учительница Руского языка, что в него пулялись из трубки.Первести его в другую школу, или попытаться наладить отношение с классом.Ещё у моего сына есть лишний вес.Может это всё, из-за того, что он не похож на других?



  Никандра Thu 25-Dec-2008 13:06:49  
     

Я считаю, что распредление ролей вполне нормально в коллективе, ведь между изгоем и лидером можно провести прямую. Ни без единого из них нельзя представить соразмерное существование, и тот и
другой являеться весьма значимой персоной. Изгойство - это отрицание лидера.



  Овчинников В.М. Tue 24-Jan-2006 19:42:46  
     

Ну, что.. Браво, Андрей Валентинович!
Спасибо за то, что преподаёте мне социологию в ВУЗе :)



  оля Fri 11-Oct-2002 20:51:28  
   каневская  

клёвая статья!!помогите найти друга по почте в инете возраста лет14



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2002—2006.

  Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100