Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ
Школа для подростка Школа для подростка

Лаборатория "ТЕКСТ" √ уникальное явление в новейшей образовательной истории. Возникла она благодаря энергии новосибирского профессора Юрия Львовича Троицкого, поверившего в середине восьмидесятых годов в возможность привлечь крупных ученых к разработке принципиально новых подходов к преподаванию школьных предметов. Во многом ему это удалось, и к концу 80-х годов в Новосибирске сложилась лаборатория, объединившая ряд выдающихся филологов, историков, математиков и большое число учителей из многих городов. В начале девяностых они создали несколько блестящих "технологий" по гуманитарным предметам и большое число замечательных книг и пособий. Несколько десятков школ включились в тесное сотрудничество с "Текстом". Возникла регулярная летняя школа "Палестра" для студентов и учителей. Несколько позже сотрудники лаборатории стали ядром редакции журнала "Дискурс", издаваемого совместно с РГГУ и обсуждающего "коммуникативные стратегии культуры".

Но со временем сотрудничество ученых со школами перестало хоть как-то оплачиваться, и большинство из них вновь вернулось по преимуществу к своим "профессорским" обязанностям. А после переезда семей Тюпы и Троицких из Новосибирска в Подмосковье вывеска "Лаборатория "Текст" символизирует не столько действующую организацию, сколько само сообщество ученых, учителей, студентов с общим опытом постижения культурных и педагогических явлений и приверженностью тому направлению, которое на закате активной деятельности "Текста" было названо ими "коммуникативной дидактикой". То, что они понимают под этим раскрывается в докладе профессора Валерия Тюпы на одном из заседаний лаборатории.

Валерий Игоревич ТЮПА

ныне профессор филологии РГГУ (до этого преподавал теорию литературы в Кемеровском, Новосибирском и Краковском университетах), создатель ⌠Новой технологии литературного образования■, один из разработчиков ⌠Коммуникативной дидактики■ и активный участник лаборатории ⌠ТЕКСТ■, автор книг ⌠Проблемы относительной самостоятельности литературного развития■, ⌠Художественность литературного произведения: вопросы типологии■, ⌠Постсимволизм: Теоретические очерки русской позэии ХХ века■ и других.

Три кита коммуникативной дидактики

В основе "коммуникативной дидактики", на мой взгляд, лежат три главных принципа:

1). Обучение должно иметь стратегической целью формирование культуры предметного мышления математического, исторического и т.д. Но в жизни преимущественно это обеспечивается не усвоением информации, а восприятием культуры общения. И если мы признаем такой факт, получается, что не общение на уроке служит средством передачи знаний, а наоборот √ передача и получение знаний √ средство общения. То есть общение в школе, в известном смысле, √ самоцель.

Если не было события, если не случилось чего-то непредвиденного, что-либо изменившего в сфере взаимодействия сознаний при общении √ значит, перед нами плохой урок. Причем это изменение должно быть и для учителя, и для ученика.

2). Из этого вытекает и второе убеждение: знания и понимание вещи несовпадающие. Если человек многое знает, это еще не обеспечивает автоматического понимания. Несомненный приоритет ≈ за пониманием. Человек понимающий (т.е. обладающий культурой предметного мышления) знаний наберет. Хороший урок √ это создание некоторого контекста понимания.

3). И третье отношение к пониманию как к переводу на язык внутренней речи. Я имею в виду известное описание Выготского: у человека сначала формируется эгоцентрическая речь, которая потом раздваивается ≈ он научается говорить по взрослому, овладевает внешним, взрослым языком, а внутренняя речь никуда не девается, она просто уходит вглубь.
Отсюда парадоксальное несовпадение знания и понимания. Или момент, когда вдруг осеняет ≈ я понял, но еще не могу объяснить.

Для урока это означает следующее: внутренняя речь с предметом непосредственно контактировать никак не может. Внутренняя речь задействуется тогда, когда в сознании школьника сложится (он все равно так или иначе существует) образ учителя и образ предмета. Школьник имеет дело не столько со мной и не столько с предметом, сколько с соответствующими образами в своем сознании. Если образ негативен, школьник может отказаться работать в предмете: "я не хочу с этим учителем делить свое знание".

Можно сказать, что учитель должен быть не только автором урока, но и героем (одним из героев) в том бахтинском смысле, который выражен в книге "Автор и герой в эстетической действительности". Подчеркну: не исключительным автором и не исключительным героем. Обе крайности вредны. Необходимо раздвоение ≈ у меня есть авторское понимание происходящего на уроке, но внутри него мне, как участнику коммуникативного события, отведено сейчас место как одному из равноправных действующих лиц.

Таковы три главные вещи, которые при нашем подходе должны учитываться. Первое √ формирование культуры "предметного" мышления (и этого можно достичь, только превращая урок в некоторое коммуникативное событие). Второе ≈ контекст понимания (а для создания такого контекста необходим набор разных педагогических техник √ разработкой которых наша лаборатория по преимуществу и занимается). Ну и самый важный момент ≈ не забывать, что ребенок в этом коммуникативном событии со мной разговаривает на моем взрослом языке, но у него есть свой язык внутренней речи, который если не включается √ то все впустую.

Конечно, надо учитывать и еще одну вещь: "предметное" мышление в любой науке и в любом искусстве само по себе далеко не однородно. Оно всегда многослойно √ и такой многослойности должна бы соответствовать и практика резких перемен в формах и смыслах учебной работы.

Если мы это учитываем, то долгосрочная программа предстает не столько как "программа предъявления учебного материала", сколько как смена точек зрения на один и тот же (зачастую)
материал.

И отдельная задача √ увидеть, как те или иные существенные для науки "слои понимания" могут соответствовать возрастным интересам ребят. (Не "возрастным возможностям". Подстроиться под них √ дело техническое. А именно интересам, проблемам, личным переживаниям).

Например, по истории мне видятся три цикла. (Это не противоречит тому, что придумал Юра Троицкий, но тут как бы другая масштабность. Может быть, удастся подвигнуть Юрия Львовича сделать нечто и в предлагаемой логике).

Итак, три цикла.

1 цикл (5-6 класс). Вся мировая история √ но взятая как история этносов; большие человеческие массы; не история имен √ а ИСТОРИЯ КАРТЫ И ХРОНОЛОГИИ, анонимная история, дающая общее представление о своих пространствах. Схематичная, но все-таки цельная картина исторического процесса. "История как картографический палимпсест".

2 цикл (7-8 классы), кризисный период, когда пробуждается интерес к себе, к личной биографии, ИСТОРИЯ ИМЕН, история исторических личностей.

3 цикл мне труднее определить одной фразой; это история ментальностей, история отношений, обнаружение глубин истории. Пожалуй, можно сказать, что это ИСТОРИЯ СТОЛКНОВЕНИЯ ИДЕЙ.

Так возникают три разные истории в одной.

На этих этапах соотношение будет меняться: на первом этапе √ более объективная история, на втором √ "романтическая", на третьем √ по преимуществу диалогическая.

Для такой истории весь материал нужно расслоить, но и способы и формы его представления и освоения тоже будут разные. Три разных языка. История человеческих масс, история личностей, история идей.

г.Новосибирск - г. Жуковский
Из доклада на заседании лаборатории "ТЕКСТ"
1 мая 1997 г.


Заметки по поводу:

Похоже, что разговор "о формировании культуры предметного мышления" становится одним из ключевых мотивов в обсуждении подростковой школы. И потому вызывает множество вопросов.

1) Что такое "предметное мышление" на уроке? Мышление математика (математическое), физика (физическое), историка (историческое)? То есть, мышление ученого? Или мышление человека, понимающего как подать предмет "математика" (физика, литература┘) другим? То есть мышление "учителя-предметника"? Так ли реальны эти различные "мышления"?

2) Много ли мы сможем найти учителей, профессионально занимающихся экспериментальной или теоретической физикой, химическим производством, профессиональным литературоведением┘? Если оно и нужно, то как в массовой школе возможно иметь учителей с предметным "научным" мышлением? А может ли быть предметное мышление у человека, предметом деятельности которого является столярное ремесло, добыча угля, вождение автомобиля? А может ли быть тем предметом, вокруг которого должно выстраиваться мышление, сама жизнь √ умение с людьми общаться, делать дело вместе, жить вместе, в конце концов┘?

3) Да и не рано ли в подростковой школе ставить ребятам конкретное "предметное мышление" ученого, профессионала в той или иной сфере? Или, быть может, в подростковой школе важно ребятам получить опыт разных видов деятельностей (тем самым, способов мышления), а уже в старшей школе профессионализироваться?

4) И чем отличается тогда предметность в начальной школе от предметности в подростковой и в старшей школе?

М.У., учитель математики




Для печати   |     |   Обсудить на форуме



Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: Семью семь
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2002—2006.

  Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100