Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ
Агентство педагогических приключений Агентство педагогических приключений

Многие педагоги находятся в состоянии поиска новых форм сосуществования взрослых и детей, адекватных ребенку вообще и подростку в частности. Форм совместного существования, отвечающих потребностям подростков в романтике, в преодолении трудностей, в сообществе своих, в свободе, в возможности ощутить себя взрослым, сильным.

Так появляется множество мест, где взрослые помогают ребенку строить собственный мир и состояться в этом мире, стать в нем хозяином хоть на какое-то время. Для взрослого, работающего с подростками, это тоже становится незабываемым приключением.

Собирая информацию о сообществах взрослых и ребят, попробуем начать составлять подробную карту возможных "маршрутов путешествий" подростков, что увеличит возможности каждого из нас, позволит обмениваться опытом и идеями при проведении "путешествий". Так, общими усилиями, у нас. быть может, и появится настоящее АГЕНТСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ...


Лариса Александровна КРАПИВИНА

г. Екатеринбург

впервые пришла в "Каравеллу" еще ребенком, 20 лет назад. После школы училась на филологическом факультете, мечтала изучать детскую литературу. Сейчас учится в аспирантуре, но уже на факультете общей педагогики. В "Каравеллу" в качестве взрослого пришла в 1992 году "поработать годик", но остается до сегодняшних дней ее руководителем. А Крапивиной Лариса Александровна стала не только поэтому, а еще и потому, что вышла замуж за сына Владислава Петровича.

Каравелла - сорок лет в пути

Каравелла

Отряд сильно отличается от двора и школы. Я иногда думаю, почему так получается, что в одном месте собралось столько хороших людей, которые по-доброму друг к другу относятся. Почему в других местах этого нет? Но не могу ответить на этот вопрос.

Валера Лопатин,
14 лет

Сегодня стало модным говорить о феномене Крапивина и инновационной методике отряда "Каравелла". Но когда-то было время, когда "Каравеллу" всеми силами пытались задушить, как "явление вредного воспитания". До сих пор в России ребят из пресс-центра и парусной флотилии "Каравелла" называют по-разному: пионерами, скаутами, крапивинцами. Про отряд постоянно пишут в газетах, рассказывают в радиопередачах, снимают сюжеты для телевидения. Что же это за хамелеон такой, сумевший выжить и в условиях советско-бюрократического застоя, и во времена рыночной нестабильности?

Сорок лет назад на краю города в районе Уктуса группа ребятишек под руководством взрослого-вожатого решила организовать свой пионерский отряд. Спрашивается, зачем им это понадобилось, ведь отряды в обязательном порядке создавались тогда в школах? Но ребятам захотелось чего-то нового и обязательно непохожего на других.

Да, в "Каравелле" многое непривычно: отношения между старшими и младшими, форма, традиции, система управления. Даже День Рождения отряда здесь отмечают два раза в году: 2 июля и 9 ноября. Летом 1961 года шумная дворовая компания объединилась в экипаж выдуманного корабля "Бандерилья", а осенью 1965 появился официальный пресс-центр, соединивший "Каравеллу" и столичный журнал "Пионер".

Четыре года ушло на то, чтобы разношерстная ребячья вольница переросла в дисциплинированный пионерский коллектив, где понятия об ответственности, товариществе и взаимовыручке не были пустыми словами. Набирал силу отряд. Рос его руководитель - писатель Владислав Крапивин. Взрослели первые капитаны. Тогда никто не задумывался, что это всерьез и надолго. Но сегодня, спустя сорок лет, можно сделать следующий вывод. В структуре отряда "Каравелла" работает удивительный механизм самосохранения. Несколько раз Командор В.Крапивин пытался свернуть отряд и остановить работу. Но всегда ребята, не желая расставаться друг с другом и отрядной жизнью, продолжали собираться по квартирам, придумывать новые общие дела.

Первое десятилетие жизни "Каравеллы" можно смело назвать "Открытие". Искали и нашли свое имя. За десять лет отряд назывался "БВР", "МУШКЕТЕР", "ВЕТЕР", "КАРАВЕЛЛА". В тот же период придумали свою форму одежды, устав, символику, атрибуты.

"Мир громаден, интересен, сложен и неспокоен. Каждый человек открывает этот мир заново, как Колумб открыл Америку. Все знания, науки, сокровища искусства - как новые острова, континенты для тех, кто вступает в жизнь. Мы хотим знать мир, в котором живем, как можно лучше, глубже, шире. Мы назвали наш отряд "Каравелла", потому что он, как корабль, который плывет к новым открытиям"

"Каравелла" оказалась достаточно жизнестойким организмом и смогла развиваться как детская общественная организация уже в 60-х годах. Никакое сопротивление бюрократов-чиновников не могло остановить это движение. Косная среда в лице отдельных представителей властных структур и соседской общественности упорно не желала понимать и принимать Крапивина и его ребят. "Зачем им понадобился отряд по месту жительства, ведь их в школах полным-полно и все замечательно функционируют!"

В ответ у молодого журналиста, работающего в журнале "Уральский Следопыт", вроде бы ничего не было. Все повести, романы, а также лауреатские звания, всесоюзная известность, высокие премии, правительственные награды, признание таланта писателя и педагога появятся уже потом. Но Владислав Петрович, а для ребят всегда просто Слава, интуитивно чувствовал правильность дороги, по которой двигался, заражая своей верой мальчишек и девчонок.

У каравелловцев первого десятилетия уже подрастают внуки. Кто-то рано (очень рано) ушел из жизни. Но все они вписаны в историю отряда как первооткрыватели.

Второй период развития пресс-центра и парусной флотилии "Каравелла" принято называть в отряде временем "барабанщиков и флаг-капитанов". Десятилетие, связанное с семидесятыми годами 1971-1981 - определило становление организации.

"Настоящий человек не может быть в жизни зрителем. Он должен быть строителем и борцом. Чтобы стать таким, ему нужен настоящий характер. Воспитание характера - прямого, смелого, упорного - мы считаем важной задачей".

В семидесятых годах началось осмысление накопленного опыта. Была описана методика "погружения в дело", когда в определенный период года весь основной состав ребят и инструкторов отряда, независимо от знаний и возраста занимается по одной общей программе. Тогда, на палубе одного корабля объединились фехтовальная секция, яхт-клуб, школа пионерского актива, пресс-центр и киностудия.

Каравелловцам семидесятых, восьмидесятых, девяностых очень хотелось успеть сделать многое своими руками.

Строим свои яхты, на которых сами и ходим под парусом. Выпускаем собственный литературный альманах, где публикуем свои произведения. Делаем особенные барабаны и организуем ни на кого не похожую группу маленьких барабанщиков. Самостоятельно готовим материалы в дискуссионный клуб журнала "Пионер" ("За и против"), отвечая перед читателем за каждую строчку. Жизнь "Каравеллы" - это не игра в детство, а серьезная работа каждого участника в общем не только радостном, но и трудном деле. Причем, о трудностях предупреждают с порога, чтобы не было иллюзии о какой-то нереальной придуманной "сказке", где в любом случае будет "счастливый конец".

Не раз посторонние наблюдатели, приезжая в отряд, отмечали быстрый ритм жизни организации. Однако ребята привыкали жить в подобном ритме и при малейшем намеке на замедление темпа, задавали вопрос "Почему стоим, ничего не делаем?" Хочется откровенно сказать и о главной трудности - уходе из отряда в большую взрослую жизнь. Здесь действительно приходилось как-то "приспосабливаться" к Системе, потому что уважение к Закону и выполнение правил, опять же, очень сильно прививались в отряде..

Семидесятые годы в истории "Каравеллы" интересны еще и тем, что именно в этот период организация вышла на всесоюзный уровень. В 1972 году в Свердловске издали книгу "Чем крепче ветер", через два года Москва выпустила небольшую брошюрку "Море в конце переулка". На страницах журналов и газет из номера в номер появлялись материалы ребят. Владислав Крапивин (уже признанный детский писатель) в своих книгах, статьях, выступлениях немало рассказывал об отряде.

В следующем десятилетии потягаться популярностью с "Каравеллой" не мог ни один пионерский отряд или клуб по месту жительства. Непохожесть организации, новаторство в работе с детьми, методические загадки Крапивина приводили на порог отряда толпы гостей.

Они приезжали и погружались в каравелльскую жизнь, начиная вместе со всеми шить паруса, строить яхты или снимать фильм. Всем было весело и очень интересно жить. Не всегда успевали отслеживать, сколько различных событий происходит в отряде. Нововведения воспринимались как норма, а не как заявка на эксперимент. Никому не хотелось говорить "я не умею". Почему-то нравилось повторять "я смогу!".

Гости уезжали. Через несколько месяцев от кого-нибудь из них приходило письмо, в котором сообщалось, что он (она) решили организовать свой внешкольный отряд. Уж очень ему (ей) понравились отношения между ребятами и инструкторами, дела и методики "Каравеллы". Так возникли "Пламя" в Пятигорске, "Солярис" в Обнинске, "Алый Парус" в Первоуральске, "Эврика" в Каменск-Уральском, "Синий Краб- зюйд" в Симферополе, "Странник" в Томске, "Ветер Странствий" - в Тюмени, "Эспада" - в Перми и др.

В 1983 году руководителями отрядов была предпринята попытка создания объединения "Звезда". Надеялись, что представителям "Звезды" легче будет отстаивать общие интересы на юнкоровских и пионерских форумах. Движение росло и расширялось по стране.

"Характер воспитывается не только лекциями и книгами. Он крепнет в делах. Мы- корреспонденты. Уже сейчас мы должны активно участвовать в жизни. Мы должны рассказывать людям обо всем интересном, полезном и важном, что знаем и видим. Мы обязаны вступать в борьбу, если встретим на своем пути несправедливость. Вмешательство в жизнь, активное участие в ней - наше главное правило"

Сегодня, сорок лет спустя, мы видим, что выпускники отряда достигли немалых успехов и в дальнейшей жизни. Есть среди них кандидаты наук, кораблестроители, журналисты, бизнесмены, управленцы, преподаватели, врачи. Есть и те, кто прошел несколько войн. Трое погибли от рук убийц в нашем родном городе Екатеринбурге.

Как-то вспоминая с ветеранами "Каравеллы" детство и тех, кого уже нет с нами, мы выскочили на вопрос об актуальности на сегодняшний день пятого пункта Устава отряда. Все заспорили. Одни кричали: "Что же теперь, учить детей трусости и равнодушию?" Другие в ответ напоминали о ценности человеческой жизни, предлагая, с точки зрения своего взрослого опыта, подделать законы под современную действительность. Спорщики угомонились только после того, как поняли, что слова, написанные на бумаге можно, конечно, поменять, но невозможно изменить образ жизни нескольких тысяч человек.

"Каравелла" - корабль неутомимых путешественников и первооткрывателей. Это название отряд принял в 1968 году. Тогда во флотилии не числилось ни одного судна. Но был уже поход и корабль из надувных шин с черным парусом, который сшили из старой шторы затемнения. Уже в названии заложена особая энергетика отряда. На первый взгляд, что такого удивительного, если ребенок научился фехтовать, строить яхту, играть в спектакле или писать заметку для газеты? Что, кроме организации досуга, содержит в себе этот странный детско-подростковый клуб? Для ответа на данные вопросы очень подойдут строки одной из песен В.Крапивина:

"Ветры и волны
    считать наши годы не станут,
Кто же сказал,
    что открытий в наш век больше нет?
Мы открываем в дороге
    себя и друг друга -
Это, пожалуй,
    важней неоткрытых планет"

К числу важных вещей относятся не практические навыки и теоретические знания, хотя и они, конечно, достойно оцениваются. Главное - развить способность каждого ребенка взаимодействовать в группе . Главное - научить видеть, слышать, понимать принимать мнение другого без обид и унижений. Главное - обеспечить поддержку и защиту младшему по возрасту и опыту, чтобы в дальнейшем вместе найти и принять решение в экстремальной ситуации (шквал, гонки, опрокидывание судна). И, пожалуй, самое главное - не бояться брать ответственность за себя и за дело.

Не буду утверждать, что заниматься в отряде "Каравелла" легко. Здесь довольно жесткие дисциплинарные требования: обязательность посещения занятий, единая для всех форма одежды, зачеты по всем основным направлениям работы, четкий график занятий и вахтенных дежурств, строгий контроль по выполнению корреспондентских заданий . В то же время здесь совершенно по-особому заданы нормы отношений между ребятами и взрослыми, где нет деления на плохих и хороших, маленьких и больших, сильных и слабых, умных и глупых, а есть просто сообщество людей, где каждый может себе позволить быть самим собой.



Для печати   |     |   Обсудить на форуме



Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: Сколько углов в семиугольнике? (ответ словом)
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  Юрий Мороз Sat 25-May-2002 02:26:53  
     

Многие педагоги находятся в процессе поиска новых форм ...
Новое - хорошо забытое старое.
Эх если бы кто хоть Сократа догнать попробовал.
Все новое ищут.
Ю.



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2002—2006.

  Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100