Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

Валерий Пузыревский

г. Санкт-Петербург

Эпоха MTV

Чем более это выглядит по-идиотски с точки зрения взрослых, тем лучше.

Тем хуже для когда-то супер старс оф рок-н-ролл, а теперь супер старспёров. Им просто нечего делать с их каноническими куплетами и припевами, что придают мелодии слишком правильную "книжную" форму. В отстой! Современность, построенная взрослыми, ещё слишком нравоучительна благодаря снисходительности к классике: модификации от disco до hard rock. Классика близка занудству школы. Она удручающе серьёзна и напоминает урок литературы, где надо что-то выучить наизусть. Другое дело √ постмодернизм. Игра в придурков √ это клёво! Weekend'ный каприз для Beavis'a & Butt-Head'a. Гоготанье в чём-то родственно речитативу хип-хопа и музыкальному заиканию при игре на "виниле".

Почему же их тянет туда, в виртуально-аналитический и неаналитический мир MTV?

Там нет вранья. Нет по-серьёзному идиотской игры взрослых в доказательство того, что одна норма нормативнее другой.

Один суд принимает одно решение, другой суд √ другое по одному и тому же делу. Пресса говорит правду, и власть говорит правду, но одна при этом обвиняет другую во лжи. Школьные учителя ужасно любят читать лекции и нотации, но сами при этом ужасно не любят, когда им читают лекции и нотации. Учащиеся любят слушать и видеть, но не любят понимать и добывать знания самостоятельно. В системе про системную игру говорят, что она вовсе не игра, "не шуточки вам". Сквозь обаятельную оболочку игры видится ужасающий скелет.

В мире же MTV за по-идиотски обаятельной оболочкой игры в музыкально-звёздный видеобисер ничего нет, кроме неумудрённой ответственностью свободы подростковых мечтаний. Этот мир по-своему "стилиссимо" не обременён борьбой лжи с правдой. Он в большей мере спонтанно откровенен и во лжи, и в правде, ибо та и другая √ результат творения не разума, но чувства беспризорной любви и испуганной безответственности. Здесь подростковый субкультурцинизм выставлен против взрослого политкультурцинизма. Культурный хулиган создаёт мир, отличный от мира культурного мафиози. Где лучше отдыхается: в бессистемном мире культурного хулигана или же в системном мире культурного мафиози, на дикой природе или в Дагомысе?

Нас пугает подростковая дикость и культурная безграмотность, но часто ли мы заглядываем за ширму своего, якобы важного социального статуса и рассматриваем собственную дикость. Мы думаем, что эта ширма непрозрачна, тогда как на самом деле ...

В мире МТV учителя √ уроды. Они предстают таковыми в рекламных роликах и видеоклипах.

Они даже наделяются какой-то иной, внезапной физиологией. Учителя в глазах подростков являются оправдателями правил мира культурного мафиози, который в своём системном костюме, конечно же, не хулиган. Оправдывая, они в дидактических целях трансформируются, превращаются в каких-то удивительных существ. "Шок √ это по-нашему!" Оказываясь посредниками между серьёзными и несерьёзными мирами, учителя видятся учащимся какими-то серьезно-несерьёзными, чудными.

Школа чужда и тем, что не соответствует дизайну MTV. Её жизненный и архитектонический дизайн консервативен. Монотонно равномерен. Тогда как в мире MTV √ "быстро-быстро-медленно-быстро-быстро-медленно...", или "ритм-ритм-форма-ритм-ритм-форма..". Школа же √ медленный ритм, как вколачивание гвоздей-знаний в голову учащимся. Форма же действия, гармония, мягкая и жёсткая лирика теперь, как правило, являются дефицитом и в школе, и в мире MTV. Форма √ это больше удел классики и романтизма. Классической школе более свойственна формальная красота, а романтической √ красота форм.

Школе MTV чужда формальная красота, ибо она не совместима с подростковой несформированностью.

Её стиль √ игнорирование формальной красоты и подшучивание над красотой форм. Характер визуального действия √ невинное разрушение, раздавливающее в лепёшку шутки ради. "...Ни одного кролика не пострадало". Это и есть культурное и весёлое хулиганство. Миссия состоит в том, что визуально-наглое озорство противостоит грубой вербальной силе серьёзности. Культурный цинизм молодёжной моды противопоставляется политическому цинизму мира взрослых. Во взрослом мире ведутся серьёзные политические информационные войны, а подростковый мир затем в одностороннем порядке проводит информационную хулиганскую муз-видео атаку на мир фальшивого благополучия и нескончаемого траура. Подростковый мир MTV самоироничен и лишён чувства социально-патриотического самосохранения. Ему ближе образный, а не понятийно-визуальный Эрос и музыкальный, а не политический Логос.

Ах, если бы и те, и другие отбросили свой цинизм и поговорили бы просто не о бытовых, а о бытийных вещах, которые открываются душам при свете небольшого костра на лоне безмятежной природы или в открытом общении со знакомой стихией. В этом разговоре нет нужды в искусственных посредниках цивилизации, в технических протезах для разума и чувств. Достаточно общей истинной отрешённости от суеты будней, гонки за внешним успехом. Достаточен отдых от принимаемых на жизненном пути часто бессмысленных социальных ролей. Для этого нет необходимости побросать всё и питаться подножным кормом, а достаточно просто работать вместе, чтобы здорово ощущать себя физически и духовно личностью. Всё, что нужно √ это вернутся не к инстинктам, а к ещё до сих пор тлеющему подлинному человеческому бытию, к духовно-телесному творческому самосозиданию.

Сделать смелый шаг по избавлению от теленаркотиков, от удобных процессов культуриндустрии тяжело.

Но необходимо знать и чувствовать, что можно и нужно обходится в жизни без них, что можно достаточно долго пребывать наедине с миром в здравом и проникновенном общении с ним, ради глубокого понимания его и себя. Разве не в этом подлинное предназначение Человека?

Пускай бы было больше социальных проектов от родителей и педагогов, позволяющих наметить пути создания условий для эколого-эстетического "деяния-через-недеяние", "не навреди", "целостного миропонимания" и т.д. условий для обретения подлинного бытия.

Что же, вернутся к классике и романтизму? Пожалуй, нет.

Благоразумнее взойти к их открывающемуся для будущего потенциалу. Это путь к аритмичной, спонтанной форме движения в рамках классической и романтической формы. "Художественная" школа нужна для этого. Она не должна быть чуждой ни миру "MTV", ни миру "Культуры", а должна быть причастной общим для них формам и ритмам. В этом смысле такая школа будет не только художественно-эстетической, но и экологической, ведь общие формы и ритмы содержатся в естественных рисунках самой природы и инкрустациях мироздания.



Для печати   |     |   Обсудить на форуме



Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: Двести тридцать два плюс восемь равно
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2002—2006.

  Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100