Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

Михаил ЭПШТЕЙН

со-координатор социально-образовательного проекта "Дом Корчака в Санкт-Петербурге"

Детская ферма: как это делается в Германии

Что такое "детская ферма"? Это крестьянское хозяйство, где работают дети? Или это место где "выкармливают" детей? Как "детская ферма" может быть связана с задачами социальной педагогики?.. Примерно такие вопросы мы задавали себе, когда немецкие коллеги предложили в качестве одного из мест практики детскую ферму.

Представьте себе ситуацию. Маленький, тихий, аккуратный, ухоженный (если не сказать прилизанный) немецкий городок (пригород Бонна). Тишина и спокойствие. И тут мы проходим в небольшие ворота на территорию фермы и...

Перед самым носом тормозят и тут же с криками уносятся трое пацанов на велосипедах; навстречу попадаются мальчик и две девочки, измазанные краской от колен до ушей √ они раскрашивают уличную тумбу. Где-то метрах в пятидесяти мы видим гору сваленных досок, из-под которой раздается яростный стук молотков. Это ≈...хотя об этом чуть позже. В довершение всего под ноги с визгом бросается поросенок, убегающий что есть мочи от десятилетнего зоолога-любителя...

И все это √ детская ферма? Что же это такое, что здесь происходит?

Историческое отступление

Пятнадцать лет назад группа немецких студентов √ будущих социальных педагогов решили: для того, чтобы так называемым "детям с проблемами" было легче адаптироваться в этом мире, необходимо, чтобы они имели возможность постоянного общения с "нормальными" детьми. Вторая их идея √ общение с домашними животными, забота о них благотворно сказывается на развитии любых детей. Так появилась мысль √ организовать детскую ферму как социально √ педагогическое учреждение.

Итак, что же нынче происходит на участке площадью примерно в один гектар?

Каждый день с 14 до 18 часов открыты ворота фермы для ребят 6≈14 лет. Малыши могут прийти сюда с родителями, подростки сами прибегают после школы. Всего в разное время на ферме "пасется" около сотни ребят.

Школьники могут здесь перекусить, им помогут сделать домашние задания. Но главное √ здесь каждый может найти занятие по душе. Хочешь работать руками √ пожалуйста. Различные кружки-мастерские к твоим услугам: столярные работы, поделки из бумаги, картона, подручных средств, свободное рисование (помните перепачканных в красках ребят)... Кто-то из ребят постарше выпекает вафли и предлагает всем желающим. Трое "буйных" гоняют на велосипедах. Малыши пытаются обняться с поросятами...

О животных √ отдельно. Здесь живут √ свинки, овцы, кролики, гуси и лошади. Огромная "семья", за содержанием которой ухаживает специальный работник. Дети по очереди с удовольствием помогают ему в этом. Особо усердные в определенные часы могут покататься на лошадях. Все в любое время могут рассматривать, гладить, обнимать... кроликов, овечек, свинок... Эта ферма √ не производственное предприятие, это место, где просто рядом живут животные и дети. Важен терапевтический и воспитательный эффект для детей от общения с животными и заботы о них.

Теперь о горе из досок. Специальная территория на ферме выделена для детского строительства. В распоряжении ребят неограниченное количество ранее использованных досок и других подручных материалов (их отдают в качестве благотворительности различные фирмы), молотки и гвозди, другой инструмент. Далее √ дело умелости и фантазии каждого. И ребята строят там большие дома, крепости. Достраивают и перестраивают старые. Потом ломают их и на том же месте выстраивают новые. Своеобразный вариант "дворца, который можно ломать" (см. Джанни Родари).

Все это, на первый взгляд, кажется хаосом. Но это не так. Даже при строительстве крепостей существуют определенные четкие правила совместной работы, за каждым из строителей закреплен его участок работы... И так во всем. Существуют правила ухаживания за животными, расписание в работе мастерских ... И, несмотря на кажущуюся вседозволенность, возможна ситуация, когда кого-то из детей, нарушивших (может быть, не однажды) основные правила жизни на ферме, выставляют за ворота без права приходить (на определенное время).

Всю эту незаметную, с первого взгляда, работу делают четверо социальных педагогов и один технический работник.

Теперь мы подошли к очень важному вопросу: как это все организовано и как финансируется.

Отступление о системе

Отметим сразу. Существует принципиальная разница между организацией системы социальной педагогики в Германии и в России. Организация работы в социальной сфере в Германии строится на двух фундаментальных принципах. Первый говорит о том, что заботиться о самих себе и своих согражданах должны, прежде всего, сами граждане, а не государство. Задача же государства всячески содействовать этой взаимной поддержке... Второй принцип √ приоритетность финансирования общественной инициативы в социальной сфере. Имеется в виду следующее. Если в какой-либо области существует зарекомендовавшая себя общественная инициатива, то финансируется прежде всего она, а не создается для реализации тех же задач государственная структура. Более того, если государство видит потребность в организации какого-либо социально-педагогического проекта, то сначала будет предложено за эту проблему взяться какой-либо общественной организации, деятельность которой по этому проекту будет профинансирована), и только в случае отсутствия желающих для решения проблемы создается государственная структура.

Механизм реализации этих принципов следующий. Любые семь граждан, собравшись вместе, могут зарегистрировать общественную организацию и заявить какой-либо проект в социальной сфере, интересный им. Или √ другой вариант. Специальный комитет, курирующий социальную сферу, регулярно публикует сборники с перечнем проектов, реализация которых необходима в этом году в данном городе. В сборнике помещается подробная информация о целях, задачах такого-то проекта, о контингенте, с которым необходимо работать и примерный бюджет проекта, который готово финансировать государство (федеральные органы власти, земельные, муниципальные). Соответственно, общественная организация может подать заявку на конкурс среди других желающих реализовать тот или иной проект из этого списка. Конечно, всe не так просто в этом механизме. Он достаточно бюрократизирован. Во-первых, регистрация общественного объединения не быстрый процесс. Он может длиться до двух лет. Во-вторых, получить деньги на проект тоже не просто. Необходимы мнения большого числа экспертов, тщательно оговаривается бюджет, рассматривается состоятельность организации, необходимость данного проекта. В-третьих, если деньги получены, то за деятельностью организации устанавливается тщательный финансовый (прежде всего) контроль. В-четвертых, большинство конкретных проектов финансируется не напрямую "государство √ общественная инициатива", а через одну из шести наиболее крупных, стабильных, зарекомендовавших себя общественных организаций Германии.

Но при этом √ если деньги получены, то реализуют инициативу не чиновники, а заинтересованные люди, и заключается договор на долгосрочное финансирование этой инициативы и при соблюдении сторонами целей договора финансирование гарантируется.

В соответствие с этим порядком была создана и детская ферма. Пять лет организаторы проекта готовили почву, подыскивали территорию, пробивали нужные бумаги. На выделенные государством деньги была куплена земля, построены необходимые помещения. И уже десять лет эта общественная инициатива функционирует. Бюджет фермы включает в себя пять ставок персонала, финансирование содержания животных и всех реализуемых программ. Решать, что и как будут делать педагоги на ферме √ их право. Но одним из обязательных условий, например, является работа с "проблемными" подростками. И на ферме существует специальная программа работы с группой "трудных", помимо их включенности в общую жизнь.

Эта ферма была первой в Германии, где осуществлена попытка организации промежуточного варианта между улицей, где проводят обычно все свое свободное время "дети с проблемами" и "детским домом", куда они попадают, когда проблемы становятся по иному трудноразрешимыми.

 


Для печати   |     |   Обсудить на форуме



Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: Переведите с олбанского на русский слово аффтар
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  Нина Mon 10-Jan-2005 23:26:10  
   Беларуссия  

Получила недостающие знания по организации деятельности и активизации несовершеннолетних в нужном направлении. Статья прекрасная.



  Нина Mon 10-Jan-2005 23:25:44  
   Беларуссия  

Получила недостающие знания по организации деятельности и активизации несовершеннолетних в нужном направлении. Статья прекрасная.



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2002—2006.

  Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100