Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

Привязка к местности

О принципиальных проблемах взрослых, общающихся с подростками, независимо от места их пересечения.

Лариса ОРЛОВА

Родительский долг — попрощаться с государством, вернуться в семью

К моменту поступления ребенка в школу родители частенько успевают совершить массу ошибок, воспитывая детей. Ошибки в воспитательных подходах к детям самих учителей усугубляют положение и вместо того, чтобы помогать друг другу, учителя и родители занимают позицию, похожую на позицию поссорившихся супругов, которые недовольны своим чадом, — взаимные претензии и обиды. А у ребенка есть только два места, где он может приклонить свою буйную голову, надеясь на заботу, понимание и душевную теплоту: это семья и школа.


Как же поладить родителям и педагогам? На чем выстраивать и поддерживать конструктивное и продуктивное взаимодействие в интересах ребенка?

В современном обществе родительство, как основное предназначение человека в жизни, не вполне сознается. Снижение потребности в детях есть следствие неразрешимых пока противоречий между материальными и духовными запросами, возможностью их удовлетворить, а также между семейными и производственными обязанностями женщины. Статус матери в современном мире низок, а возросшая эмансипированность женщин уводит их от природой предназначенной функции матери.

Педагогическая практика показывает, что социально активная мама, ребенка которой воспитывают и развивают чужие люди, плохо знает, чувствует и понимает его, поэтому зачастую тяготится его присутствием, применяет неадекватные возрасту и ситуациям требования, меры воспитательного воздействия (от чрезмерной опеки до безнадзорности).

Декларируя равноправие родителей по отношению к ребенку, общество еще в советский период отчуждало отца от семьи, что отразило и наше законодательство: система льгот по поводу рождения, ухода за ребенком предоставляется только матери, а отцу — лишь в случае ее болезни или смерти, после развода ребенок остается с матерью. Мужчина постепенно свыкается с тем, что его судьба как отца не зависит ни от личных качеств, ни от степени заботы о ребенке. Ребенок -проблема женская. Отцовство как важнейший институт социализации фактически погублен. Отцовскую функцию социализации берет на себя государство.

Таким образом, уже в нескольких поколениях родителей укоренилась иждивенческая позиция по отношению к системе образования: «Раз есть специалисты, владеющие премудростями педагогики и психологии развития ребенка, то пусть они и делают свое дело, а мы, родители, заняты на работе, у нас нет времени и специальных знаний».

Бешеный темп современной жизни, необходимость бороться за выживание, накопленная усталость от перегрузок на работе и в транспорте лишает родителей жизненных сил и способности быть достаточно чутким и по отношению к ребенку. Родители не в состоянии «переварить» жизнь ребенка с ее радостями, печалями, проблемами, помочь их преодолеть. Раздражение, гнев родителей, обида (явная или затаенная) ребенка не способствуют благоприятным родительско-детским отношениям. Взаимное отчуждение накапливается и в подростковый период расцветают плоды родительского равнодушия: неуспеваемость, нарушение дисциплины, дурное влияние антисоциальных элементов, губительные для растущего организма привычки и зависимости.

Перечислены далеко не все проблемы, но и этих вполне достаточно, чтобы понять: главное — «вернуть» женщину и мужчину в семью, помочь им осознать свой материнский и отцовский долг перед детьми, важность сохранения и укрепления супружеских отношений для семейного благополучия, отказаться от потребительского отношения к школе и детскому саду, преодолеть родительскую неуверенность, лень, увидеть свои воспитательские возможности.


Для печати   |     |   Обсудить на форуме

  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2002—2006.

  Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100