Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

Надстройка

Ни престижная гимназия, ни «крутая» частная школа необязательно станут для вашего ребенка ЕГО школой

Татьяна Кашкина,

директор НОУ «Мастер-клас», С.-Петербург

Как выбрать хорошую школу своему ребенку?

Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что дети — наше будущее! И то, что будущее наших детей зависит от качества полученного ими образования — тоже аксиома. Сегодня все родители, мало-мальски обеспокоенные судьбой своего ребенка, отдают его не в школу по микрорайону, а пытаются найти для него ХОРОШУЮ школу...

Вот только (не в обиду будет сказано) вряд ли хотя бы половина из этих на самом деле заботливых родителей имеют представление о том, что же это такое — ХОРОШАЯ ШКОЛА. Очень часто представления родителей о ХОРОШЕЙ школе ограничиваются желанием отдать свое чадо в престижную гимназию. И вот всеми правдами и неправдами они прорываются в это почти недостижимое образовательное учреждение. А что дальше?

У кого-то все в порядке, а для кого-то начинается ежедневный непрекращающийся кошмар...

Почему? Причин очень много. Не будем здесь называть их. Лучше подумаем, как этого избежать.

Выбираем не школу — выбираем судьбу

Прежде всего, необходимо понять, что, выбирая для ребенка школу, вы выбираете не просто образовательное учреждение, вы выбираете его будущую СУДЬБУ. От того, правильно ли вы выбрали школу, зависит не только образовательный уровень вашего чада, но и то, как будет формироваться его личность, будет ли он сломлен уже в начале своего жизненного пути или окажется успешным, принесет ли ему знакомство с образовательным учреждением (кроме знаний) радость, уверенность в себе или навсегда отобьет желание учиться.

Сегодня всем известно, что все дети рождаются талантливыми, способными. Примером этому служит то, что еще в дошкольном возрасте они поражают нас своими неординарными суждениями. Какие они все маленькие умные, хорошие, милые... Что же случается потом? Куда исчезает природная любознательность, желание все узнать? Почему наш ребенок вдруг становится вялым, безразличным, начинает постоянно болеть, выдумывать различные предлоги, чтобы не пойти в школу? Как случается, что вместо того, чтобы присутствовать на уроках, он пропадает в компьютерном клубе или «тусуется» с «хулиганами» на улице?

Как получается, что ваш ребенок с изначально заложенным высоким интеллектуальным потенциалом вдруг становится «дураком» или «двоечником», и вы на родительском собрании вдруг узнаете, что наш милый малыш — просто монстр какой-то — он неуправляем, мешает всем, хамит учителю и абсолютно неспособен учиться?

Как происходит процесс разрушения нашей мечты о прекрасном будущем нашего ребенка?

Как ни тривиально это звучит — все начинается с неправильно выбранной школы, т.е. неправильно выбранной СУДЬБЫ! Только вот беда, что осознаем мы это уже тогда, когда беда постучала в дом, когда нужно срочно принимать меры, а порой тогда, когда уже поздно что-либо делать, и наш ребенок безнадежно потерян. Не думаем мы, не допускаем даже мысли о том, что такое может случиться с нашим таким хорошим сыном или дочерью. Но только вот потом, когда случается, кусаем локти: где я был раньше, как я мог не увидеть, не понять. Но поздно уже, судьба ребенка сломана, и что-либо исправить очень и очень трудно.

Да! И я еще раз подчеркну это: выбирая школу для ребенка — мы выбираем его СУДЬБУ.

Каждый выбирает по себе и по своему ребенку

Если мы осознаем этот факт, то не будем выбирать школу исключительно по территориальному принципу, по наличию евроремонта или по тому, что в ней успешно учился сын нашей подруги. Хотя все это немаловажно, все же нужно выбирать школу по принципу соответствия Концепции развития школы духовным и интеллектуальным запросам нашего конкретного ребенка. Заметьте, не нашим с Вами, а ЕГО! И это не только наше право, но и святая родительская обязанность. Но мы зачастую либо не хотим этим заниматься и довольствуемся тем, Что предлагает близлежащее образовательное учреждение или, наоборот, кидаемся в другую крайность — меняем школы как перчатки, потому что нас все время что-нибудь не устраивает: в этой школе — стены, в другой -удаленность от дома, в третьей — администрация, в четвертой — учителя, в пятой — дети и т.д. Таким образом, мы, взрослые, решаем свои проблемы, но, к сожалению, решаем их за счет своих детей.

— Хорошо, — скажете вы. — Допустим, мы поняли, что школу нужно выбирать, и нужно выбирать ее, тщательно взвесив все за и против, и желательно раз и на всю жизнь. Но как это сделать?

Прежде всего, не пытаться искать хорошую школу вообще. Нужно искать школу ХОРОШУЮ ДЛЯ ВАШЕГО РЕБЕНКА.

Но я опять не ответила на вопрос, как это сделать. Я не могу здесь дать точную методику поисков. Могу лишь предложить некоторые ориентиры, которые, быть может, помогут вам в выборе образовательного учреждения.

Школы частные и школы государственные

Если еще 10 лет назад выбирать было почти не из чего, то сегодня появилось определенное разнообразие. Сегодня, скажем, в Петербурге более 600 государственных школ и около 70 НОУ (негосударственных образовательных учреждений или в простонародье «частных школ»). Государственные школы носят разные названия: лицеи, гимназии, просто школы, но зачастую отличаются друг от друга только этими названиями. Частные — дают красивую рекламу, но, единожды обжегшись, кто же поверит. Так как же быть? Какое образование лучше? Частное или государственное?

Уверена, что неверно говорить о том, что государственные школы плохие, а частные хорошие. Нельзя высказывать и обратное утверждение. Нужно говорить о хороших государственных и хороших частных школах и о плохих государственных и плохих частных.

Более того, хотя я и не отрицаю, что есть и плохие государственные и плохие частные школы, но я утверждаю, что даже самая хорошая и престижная гимназия может быть плохой школой для вашего конкретного ребенка (и примеров тому масса), и, наоборот, казалось бы, плохонькая на первый взгляд «школка» стать для него тем местом, где он расцветет, где раскроются все его загнанные далеко внутрь способности, где он ощутит себя не бесправным учеником, а личностью, не аутсайдером, а лидером, и за счет всего этого станет успешным, получит хорошее образование. Ведь это только считается, что образование зависит в основном от учителя. Все, что мы знаем и умеем, мы знаем и умеем только за счет САМООБРАЗОВАНИЯ, т.е. тех знаний, которые мы получили осознанно, а не методом насильственного впихивания.

Школы «умные» и школы «добрые»

Они есть и среди государственных и среди частных. Называя школы «умными» и «добрыми» я имею в виду не то, что в «умных» школах ребенка учат, но не любят, и не то, что в «добрых», наоборот, любят, но не учат, я имею в виду их приоритеты.

Школы «умные» — это те, которые добиваются результата количеством различных учебных дисциплин, те, где приоритетной областью является учебный процесс. В таких школах, как государственных, так и частных, от ребенка требуется колоссальный учебный труд. Поэтому, подумайте, перед тем как отдать ребенка в такую школу, позволит ли его здоровье, физическое и психическое, учиться там без неврозов и срывов, достаточно ли он адаптирован и силен, чтобы постоянно находиться в напряжении и выдерживать постоянное сравнение (а это одна из принципиальных позиций таких школ) своих учебных результатов с результатами товарищей. Если на этот вопрос вы, положа руку на сердце, отвечаете «да», то такая школа может стать ХОРОШЕЙ для ВАШЕГО ребенка.

Что касается «добрых» школ, то там предпочитают методы ненасильственного обучения, развивающие методики, процесс большей индивидуализации требований к учебным программам и к результатам учащихся. В такой школе ребенку комфортно, он осваивает учебные дисциплины в присущем ему ритме. У него есть возможность для самореализации, самопроявления, творчества. Если ваш ребенок не привык к жесткому стилю общения со старшими, если он натура творческая, если у него уже сформировались учебные проблемы или, наоборот, ему скучно в самой сильной гимназии, если у него занижена самооценка или он настолько увлечен наукой, что не способен адаптироваться в детском коллективе, если он часто болеет, или, одним словом, ваш ребенок ОСОБЕННЫЙ, не вписывающийся в общепринятый стандарт, то для него предпочтительнее именно такая школа. Именно в ней он сможет добиться более высокого учебного результата.

Доверьтесь ребенку

— Ну, хорошо, — скажете вы, — теперь нам понятно, какие бывают школы. Но каким образом определить, что это именно такая школа? Как не обмануться?

Во-первых, перед тем как остановить свой выбор на какой-нибудь из школ, обойдите (именно обойдите, а не обзвоните) несколько. Еще раз подчеркну, если вы ищете СВОЮ школу, не берите за основу территориальный принцип. Может быть, лучше потратить каждый день час на дорогу чем потратить всю жизнь на исправление ошибочно выбранной судьбы.

Обходя школу, смотрите не на стены (иногда в самых красивых стенах вашего ребенка не заметят, не полюбят и не поймут, и в самых обшарпанных ему будет хорошо, как никогда раньше), а на лица. Прислушайтесь к языку общения, всмотритесь в детские глаза. Посмотрите на стиль общения между детьми и педагогами, педагогами и администрацией.

Четко изложите в беседе с директоре школы ваше видение проблем вашего ребенка, чего бы вы хотели от школы. Посмотрите, как отреагирует на это директор что он вам будет говорить. Если Вы пришли в частную школу, постарайтесь отличить рекламный антураж от сути. Кстати во многих частных школах есть так называемое пробное обучение, чаще всего оно бесплатное. Соглашайтесь на него. Лучше потратить несколько учебных недель и сделать правильный выбор, чем, разочаровавшись, заставлять ребенка привыкать к новому коллективу. Пробное обучение дает возможность посмотреть на школу изнутри. А Ваш ребенок лучше, чем кто-либо другой, сможет определить — хорошо ему этой школе или плохо, интересно или не его ли это школа. Доверьтесь ему, поверьте, здесь он мудрее нас.



Для печати   |     |   Обсудить на форуме

  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2002—2006.

  Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100