2.4. О социальной педагогике как о социокультурном явлении и одном из проявлений субкультурного общественно-педагогического движения

  Альтруизм RU : Технология Альтруизма >>   Home  >> БИБЛИОТЕКА МАРГИНАЛА >> СОЮЗНИКИ >> На путях к новой школе >> No 3 2004 год >> 2.4. О социальной педагогике как о социокультурном явлении и одном из проявлений субкультурного общественно-педагогического движения >>
http://www.altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/17/6.html


Ричард Соколов.

В поисках "настоящей социальной педагогики"

Глава 2. Введение в "философию социального воспитания"

2.4. О социальной педагогике как о социокультурном явлении и одном из проявлений субкультурного общественно-педагогического движения

2.4.1. Тезис первый: Субъект социальной педагогики - население

Наши главные оппоненты (уральские философы А.И.Лучанкин и А.А.Сняцкий, о которых говорилось в предисловии академика Ю.П.Сокольникова), наверное, не зря сочли нужным в параграфе "Общественная" педагогика: местожительство и досуг" главы "Две педагогики в клубе" третьего издания своей монографии "Социально-клубная работа с молодёжью: проблемы и подходы" (Екатеринбург, 1997 г.) привести весьма большую цитату из моей книги, которую я теперь воспроизвожу по их книге: "Если под социальной педагогикой понимать не только работу с населением (детьми, подростками, молодежью, родителями), как это практикуют бывшие сотрудники бывшей АПН СССР, а прежде всего работу населения с населением (взрослых с детьми) в сфере досуга, воспитание подростков в коллективе и через коллектив, то в рамках широкого "педагогического движения" (имеющего отношение ко всякой педагогике) можно вычленить в качестве относительно самостоятельных "субдвижений" движение социально-педагогическое и движение общественно-педагогическое. Первое - это деятельность упомянутых "академиков", второе - "населения"...

Конечно, такие понятия как "социальное" и "общественное" могут читаться и как синонимы, но нам важно, как говорят ученые, развести понятия: под "социальным воспитанием" мы будем иметь в виду" работу в социуме" представителей "административно-командной системы (и работу тех, кто пытается выдавать себя за ее служителей), а под "общественным воспитанием" - "педагогическую самодеятельность" самого населения (родителей, интеллигенции, старших подростков, студентов) по созданию воспитательных сообществ" (в их монографии эта цитата из моей книги приведена на с.32-33).

Видимо, коллеги сочли этот текст помогающим понять, в чём разница нашего понимания социальной педагогики и понимания наших оппонентов из бывшей АПН СССР.

(Заметим в скобках, что в других наших текстах мы иногда эту педагогическую самодеятельность называем не "общественным воспитанием", а "социальным воспитанием".)

В этом пособии наше основное внимание - именно второму "субдвижению" (общественно-педагогическому), поскольку оно - самодеятельность населения, во всяком случае, связано с привлечением населения к организации детского досуга, а именно педагогическая самодеятельность нас интересует прежде всего. (Если будет возможность, то в каком-нибудь следующем издании мы подробно осветим и историю первого).

Итак, начнем с того, что на рубеже прошлого и нашего столетий некоторые участники отечественного общественно-педагогического движения (ОПД), ощутили насущную потребность "прийти на помощь" детям (термин С.Т. Шацкого, см. Шацкий С.Т. Пед. соч., т.1, с. 287) и создать разумные условия для их жизни, развития и введения в культуру ("для вступления во взрослую жизнь", "для подготовки к жизни").

Но, не имея тогда возможности осуществить "идею разумной школы" (С.Т. Шацкий, там же, т. 2, с. 27) в школьном учреждении (Шацкий упорно добивался разрешения создать свою школу, но так и не добился этого в те годы), он и его сподвижники первое время пытались реализовывать ее во внешкольной сфере.

Говоря о мечтавшейся ему школе, С.Т. Шацкий писал: "Назовем ее трудовой, творческой, школой жизни, новой школой, школой игры, школой общиной, школой радости, школой детства, свободной школой, школой будущего, домом свободного ребенка..., социальной школой... (я назвал бы ее попросту разумной школой), - она должна самым тщательным образом опереться на ребенка. Школа для детей, а не дети для школы..." (там же).

В этой цитате и далее несколько слов выделено автором данной книги, но, полагаю, С.Т. Шацкий за это был бы не в обиде. За ними кроется нечто очень важное для понимания социальной педагогики Шацкого и его последователей.

Внешкольная сфера (сфера досуга) стала "экологической нишей" ОПД и "полем самореализации" для социальных новаторов в деле воспитания. "Если думать о педагогическом движении в этой области, - писал С.Т. Шацкий, - то оно должно пойти под лозунгом: "Возвращение детям детства" (там же).

Этот гуманистический "лозунг" С.Т. Шацкого в России был услышан многими, и многие участники ОПД ("подвижники соцвоса", как с некоторой иронией называл их А.С. Макаренко) и отечественное ОПД действительно сознательно или интуитивно двигалось под этим "лозунгом".


Altruism RU: Никаких Прав (то есть практически). © 2000, Webmaster. Можно читать - перепечатывать - копировать.

Срочно нужна Ваша помощь. www.SOS.ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования