Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ
Школа для подросткаШкола для подростка

На границе 5-6 классов для школьных педагогов заканчивается благостное, относительно благополучное время общения с младшими школьниками.

Они не узнают спокойных и милых малышей в столь активных, часто агрессивных и вечно проказничающих 5-6-7-классниках. Такое ощущение, что злой джинн, доселе томившийся в бутылке, вдруг вырвался наружу. Именно в это время и начинается ВЕЛИКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ ШКОЛЯРОВ И ШКОЛЫ, много раз описанное в мировой литературе.

Одни в этом винят подростков, другие считают, что это нормально, так и должно быть.

Мы предлагаем подумать над тем, что нужно изменить в самой школе, для того, чтобы она стала ШКОЛОЙ ДЛЯ ПОДРОСТКА.




Не все же взрослым говорить о том, что, по их мнению, нужно детям. Неплохо иногда и самих ребят послушать. Спасибо большое ученикам и выпускникам физико-технической школы, участникам спектаклей, поставленных В.Б.Воловиком, согласившихся поделиться своими размышлениями о роли школьного театра в их жизни.

Виктор КРОПП, Елена ПИСКАРЕВА и др.

С.-Петербург

Репетиция будущей жизни

 
  

В беседе участвовали:

Витя КРОПП, студент 1 курса Политехнического института

Лена ПИСКАРЕВА, студентка 1 курса психологического факультета Государственного Университета

Яна ДОМРАЧЕВА, студентка 1 курса физико-технического факультета Политехнического института

Юля САЛЬНИКОВА, 11а класс

Рома БЕЛОВ, 11а класс

Тимм ШРАГО, 11в класс

ФТШ

 

Друзья, вы какое-то свое время после уроков зачем-то тратите на то, чтобы участвовать в жизни школьного театра. Интересно понять - зачем вам это нужно. Что вы для себя полезного, важного, ценного находите в этой деятельности. Ведь формально ничего занятия театром вам не приносят - ни отметки не меняются в вашей школьной жизни, не влияет все это никак на поступление потом в вузы, наверное, на карьере вашей никак не скажется. Зачем же вы на это время тратите, как минимум раз-два в неделю собираетесь, нервничаете, репетируете, дома роли учите (и это при всей вашей мощной нагрузке в школе). Зачем?

- Я училась в ФТШ 4 года, и все 4 года с 8 класса я ходила в школьный театр. Сначала под руководством одного режиссера, потом - другого. И я никогда не собиралась стать актрисой, я не была такой уж "театроманкой" - не так уж много ходила в театры. И я сама себе часто задавала вопрос - а зачем я это делаю? Потому что вот, скажем, в субботу, когда уже очень устал и единственное, что очень хочется - это пойти домой и лечь спать, а я зачем-то иду на занятия театром. И я понимала, что иду на театр потому, что после репетиции мне всегда хорошо. Как бы мне ни было плохо, о чем бы я ни думала до того - проблемы с физикой, математикой, в личной жизни, после репетиции я обо всем забываю и у меня всегда хорошее настроение - я смеюсь, и если о чем-то думаю, то о своей роли. То есть есть возможность перевоплотиться и забыть о проблемах.

А что здесь такого происходит, что вы умудряетесь отвлечься от проблем и настроение ваше улучшается? Ведь занятие театром - это такая же работа, требующая огромных усилий.

- Здесь я играю не себя, не ученицу физтехшколы. А играю какую-нибудь шекспировскую героиню или какую-то иную, у которой может быть иной характер, другие цели, ей совсем не нужно идти домой спать и делать домашнее задание.

 

- В том-то и дело, что это совсем иные проблемы. Бывает очень даже полезно отвлечься от своих забот. Часто проникновение в проблемы какого-то другого, пусть даже несуществущего человека, помогают разобраться с твоими проблемами.

 

- Тут еще вот что интересно. Наверняка в жизни не получится стать, скажем, художницей, балериной, ученой, прыгнуть с крыши, воспитать 20 детей. А хочется попробовать быть разной. Причем даже ведь в жизни последствия реальных поступков могут быть гораздо более необратимыми (как в случае, если я-таки сигану с крыши), а здесь у меня есть возможность маленькой репетиции моей будущей жизни, чего бы я хотела попробовать - чего бы не хотела.

 

То есть возможность поиграть, помоделировать, порисковать, но в более удобных, защищенных условиях?

- Да. Представить себе, скажем - нравится мне быть вот таким человеком или вот таким человеком? Еще и попробовать оценить себя с другой точки зрения. Посмотреть - что в себе нравится, что не нравится, какие качества стоит нести с собой дальше в более взрослую жизнь, или их стоит менять, исправлять?

 

- Кроме того, это достаточно неплохой способ просто отдохнуть, переключить голову с одного вида деятельности на другой.

 

- А еще, на самом деле, у нас теперь это и для школы нужно. У нас есть система спецкурсов, факультативов, зачетов и театр в нее тоже входит. И вот я, скажем, выбрал театр затем, чтобы не перегружать себя всяческими физико-техническими занятиями еще и во второй половине дня.

 

- Но с самого начала этого всего не было. Весь первый год нашего театра мы в нем занимались что называется "за просто так". Но дело, конечно, в другом. Дело в том, что эти занятия помогают отвлечься от всей этой физики-математики и заняться чем-то абсолютно другим. А еще, конечно, это потрясающее ощущение, когда премьера спектакля, выходишь на сцену, полный зал? Потрясающее ощущение!

 

- Кроме того, театр - это еще и замечательный способ самоутвердиться, так сказать. Можно избавиться от ненужных комплексов? Например, часто приходится делать какие-то публичные выступления, нужно выйти перед классом рассказать стихотворение, которое было задано на дом, прочитать доклад на конференции, защитить практику? еще что-то? И театр здесь облегчает жизнь, поскольку легче, скажем, теперь находить контакт с аудиторией. И понимаешь, что если ты выйдешь и улыбнешься, то это не будет идиотским выражением лица, это будет естественно, красиво. Ты будешь чувствовать себя уверенно, раскованно и тебе не нужно будет отвлекаться на какие-то детали - а как я сейчас стою, как я выгляжу, как на меня смотрит вся толпа, что будет, если я скажу что-нибудь не так. Можно посвятить себя тому, чтобы четко, с выражением прочитать стихотворение или донести-таки до аудитории какую-нибудь физическую проблему, чтобы они поняли, а не зацикливаться на том, как я выгляжу, как я себя чувствую?

 

Как вы думаете, почему другие ребята не выбирают театр? Им не хочется всех тех плюсов, о которых вы говорили?

- Мне кажется, что первый и самый главный фактор - стесняются, стесняются показаться смешными.

 

- Мне кажется, что они не умеют раскрыться и перевоплотиться в кого-то иного. И думают, что это скучное и никому не нужное занятие. Хотя на самом деле именно театр помогает раскрепоститься. Я знаю, что за 4 года посещения различных репетиций, меня театр изменил очень сильно. Как бы я из одной героини стала другой. Еще, несмотря на то, что очень много энергии тратится в жизни, очень много чего и накапливается. Накапливаются эмоции. Чтобы удерживаться в сложной школе, надо быть в меру правильной девочкой - все время учиться, все время быть сдержанной, многого себе не позволять? и остаются внутри удерживаемые радость, гнев, злость, слезы? которые можно выбросить что ли, отдать другим в театре.

 

Ребята же смотрят ваши спектакли. Они видят, как у вас это хорошо получается. Их не вдохновляет этот ваш опыт?

- Я могу про себя рассказать. Я пробовал играть в театре в третьем классе, в пятом-шестом, и что-то у меня не получалось. Я сам от этого не получал никакого удовольствия. А вот почему-то, когда позвал Владимир Борисович? При том, что меня до сих пор удивляет и поражает (я, надо сказать, у него самого этого пока не спрашивал), почему он меня позвал. Подошел и сказал - не хочешь ли? И это сразу сняло какую-то проблему, я смог перешагнуть какой-то барьер, и после этого все как-то стало проще.

 

А как ребята попадают в театр? Вот вас позвал Владимир Борисович. А других? Звал каждого индивидуально или существуют еще какие-то способы попадания в театр?

- Обычно это происходит именно так. Он приглашает тех, кого он хочет видеть, притом обычно уже под конкретную роль. При этом у нас в школе есть другой театр, который берет всех. А вот Воловик приглашает индивидуально.

 

- Нет, ну можно постараться? Я вот в этом году с большим трудом, но сам в итоге напросился к Владимиру Борисовичу?

 

- Мне кажется, есть способ попасть в Театр Воловика - надо показать себя в жизни, показать себя ему? Если он видит человека, который может сыграть, он приглашает?

 

- Не возникает каких-то натянутых, ревностных отношений среди школьников к тем ребятам, кого Владимир Борисович Воловик "эксклюзивно" позвал в свой театр?

- Я сам лично не сталкивался. Знаю, что были люди, которым ВБ отказал, но они это восприняли вполне нормально, без истерик и каких-то серьезных обид. Ну что ж делать, если количество ролей ограничено?

 

- Да нет, наоборот. Народ говорит: "О, здорово, ты играешь в театре. Придем обязательно посмотреть вашу постановку?"

 

Последний вопрос. Вы как-то связаны с Театром Дождей - ходите на спектакли, репетиции?

- Ну, на репетициии, пожалуй, нет, а вообще очень любим Театр Дождей и на очень многих спектаклях были.

 

Скажите несколько слов - почему вы его выделяете из всех городских театров?

- Контакт актера со зрителем. 20-30 сантиметров между первым рядом и сценой - такого больше нигде нет.

 

- Да, камерность. У меня даже есть такое подозрение, что если они переедут на большую сцену, то этот эффект пропадет.

 

- Это маленький и очень уютный театр. И есть такое ощущение, что нет разделения "сцена и зритель", а как будто все в одном помещении. То есть когда актер говорит что-то в зал, понятно, что он не просто говорит что-то со сцены, а говорит это нам, зрителям. Чуть ли не каждому конкретно.

 

- И еще там нет спектаклей, которые были бы халтурой, были бы сделаны "тяп-ляп". У них много спектаклей, мне что-то нравится больше, что-то меньше, но все - качественные, сделанные с уважением к зрителю.

 

- Я много раз пыталась брать пример с актеров этого театра, потому что этот театр мне ближе всего. Мне интересно смотреть, как они играют, смотреть, как у них все это сделано. Хотелось бы, чтобы у нас в школе было что-то похожее. Настолько у них все классно сделано. И ладно там - свет, звук? Главное именно то, как они играют. У каждого актера как бы каждый раз новая роль. Каждый раз это новый человек. Каждая интонация, все слова, все реплики? Видно, что это не просто актеры, это уже герои.

 

Спасибо большое.


Для печати   |     |   Обсудить на форуме



Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: Сколько лет длилась столетняя война?
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  Елена Пискарева Thu 17-Feb-2005 23:33:44  
   Из этой статьи  

Интересная неплохая статейка. Только в некоторых местах довольно сильно искажены цитаты. Есть вещи, которых я никогда не говорила и не сказала бы. Хоть и немного.
Концовочки не хватает.
Было бы приятно, если б была возможность высказывать хоть какое свое мнение до того, как статья выходит в печать.
Всё ж было бы приятно пересечься на какую-нибудь тему еще раз. Пожалуй есть даже тема/статейка, которую я бы с радостью вам предложила.



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2002—2006.

  Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100