Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ
Агентство педагогических приключенийАгентство педагогических приключений

Многие педагоги находятся в состоянии поиска новых форм сосуществования взрослых и детей, адекватных ребенку вообще и подростку в частности. Форм совместного существования, отвечающих потребностям подростков в романтике, в преодолении трудностей, в сообществе своих, в свободе, в возможности ощутить себя взрослым, сильным.

Так появляется множество мест, где взрослые помогают ребенку строить собственный мир и состояться в этом мире, стать в нем хозяином хоть на какое-то время. Для взрослого, работающего с подростками, это тоже становится незабываемым приключением.

Собирая информацию о сообществах взрослых и ребят, попробуем начать составлять подробную карту возможных "маршрутов путешествий" подростков, что увеличит возможности каждого из нас, позволит обмениваться опытом и идеями при проведении "путешествий". Так, общими усилиями, у нас. быть может, и появится настоящее АГЕНТСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ...




В ленинградском ТЮЗе активная жизнь кипела не только в театральном коллективе, но и вокруг него. Что особенно важно - вокруг театра все время "клубились" дети.

Основным центром такой жизни было Делегатское собрание.

Продолжив дело в новом месте - в центре "Семья" - З.Корогодский с коллегами и здесь создал аналогичный орган, некоторые документы о деятельности которого мы предлагаем вашему вниманию.

Понятно, что по документам реальную жизнь понимать сложно, но хоть немного почувствовать атмосферу детско-взрослой жизни они нам позволят.

Центр "Семья"

С.-Петербург

Зрительский парламент

Идея создания зрительского парламента родилась еще в период возникновения первых в нашей стране театров для детей. И родоначальником ее был Александр Александрович Брянцев.

А. А. Брянцев определил основные направления деятельности детских театров, руководящей идеей которых стало воспитание театром. И одно из направлений - это как раз организация зрительского парламента как формы работы театра со зрителем, в данном случае как "школы воспитания талантливого зрителя". Поэтому данное положение во многом будет опираться на опыт работы парламента ТЮЗа времен А. А. Брянцева и на опыт работы делегатского собрания ТЮЗа, существовавшего в период руководства им 3. Я. Корогодского, учитывая достижения и проблемы современной школы и современного детского театра.

Молодежный зрительский парламент возник из необходимости изучения потребностей, интересов своего зрителя, определения уровня его театральной образованности, а также с целью популяризации театрального искусства. Но в дальнейшем, уже в период делегатского собрания, цели и задачи зрительского парламента корректировались и уточнялись к всеохватывающей цели - воспитание театром, а одна из главных задач, позволяющих приобщиться к намеченной цели - это воспитание талантливых зрителей.

Необходимость же приобщения подрастающего поколения к театру достаточно очевидна.

Во-первых, смещение внимания детей и подростков в сторону зрелищно-развлекательных программ, увлечение телевидением, компьютерными играми и даже всеобщая компьютеризация, которая в целом принесла огромную пользу образовательному процессу, - все это исказило или сократило возможность творческого общения, причем в том возрасте, когда полноценное общение - мощный фактор в формировании самосознания и самооценки. И потому зрительский парламент - это уникальная форма организации процесса индивидуального и коллективного творчества.

Зрительский парламент дает простор художественному творчеству детей через приобщение юного зрителя к искусству, театр посвящает его в специфические законы театрального жанра, так как понимание языка прекрасного - это способ, с помощью которого можно вступить в художественное общение. Самое ценное в работе зрительского парламента - это то, что общение происходит в этико-эстетическом пространстве, в радостной атмосфере театрального сообщества актеров и зрителей, взрослых и детей. Тем более, что полноценное общение предполагает взаимодействие сторон, а не просто обмен информацией.

Но привлечь юного и взрослого зрителя в театр, который провоцирует сознание и душу на творческое осмысление, не так-то просто с помощью сухих казенных мероприятий (афиши, билеты). Дети, в особенности, оказываются беспомощными перед выбором спектакля, в своих оценках и суждениях, поскольку у них отсутствует достаточный театральный опыт и театральная культура. Поэтому ребенка необходимо подготовить к восприятию не только творческого искусства, но вообще искусства, так как все непонятное - не интересно, а значит, не запоминается и не вызывает необходимого отклика и не оказывает никакого действия ни на сознание, ни на сердце. Юный зритель должен быть готов к восприятию театральной постановки, владеть художественным языком театра. То есть взрослые - родители и педагоги - должны руководить (организовывать и направлять) подготовительную деятельность в области театрального искусства. С этой целью и формируется зрительский парламент, как школа талантливого зрителя, как зрительский актив, и ученики этой школы - связующее звено между театром и основной массой потенциального зрителя. Юный, грамотный, профессиональный зритель, сохраняющий живость и непосредственность восприятия, способен передать эмоциональный отклик, заряд, полученный в театре, своим сверстникам и сделает это гораздо успешнее, чем педагог или воспитатель.

Степень доверия к друзьям и сверстникам в школе заметно выше, чем ко взрослым, ведь мнение друзей и одноклассников менее авторитетно и навязчиво, чем мнение учителей или родителей.

Особенность деятельности зрительского парламента состоит в том, что к ней активно привлекаются родители и педагоги. Таким образом зрительский парламент помогает решать проблемы взаимоотношений поколений, сохранения духовного родства отцов и детей, дает богатый материал для педагогических и психологических выводов.

"Взрослые - родители и педагоги - нужны детскому театру (а значит и зрительскому парламенту), чтобы помочь усилить эмоциональное воздействие искусства на ум и сердце юного человека." (3. Я. Корогодский)

Следующая возможность, которая заложена в идею создания зрительского парламента - это исследовательская работа, которую проводят педагоги. В атмосфере сотворчества, радостного театрального общения ребенок может раскрыться с совсем неожиданной для взрослых стороны и проявить те свои качества и духовные возможности, которые в привычной школьной обстановке могут быть задавлены именно своей привычностью и стандартностью.

Школа - повседневность, а театр - праздник. Он раскрывает глубже, чем на обыкновенных уроках. На уроке развиваются мыслительные способности, но человеческие качества, конечно, больше раскрываются в театре.

Искусство для ребенка, и театральное в том числе, - форма становления его личности. Только соприкасаясь с искусством жизнь человека будет цельной и гармоничной.

 

Основные принципы организации зрительского парламента

Дети не должны жить в стороне, а только совместно со взрослыми и равноправно участвовать в решении проблем, возникающих в их детской, но и взрослой жизни.

Деятельность зрительского парламента - это прежде всего игра: в актеров, режиссеров, художников, администраторов и т. д.

Плодотворная работа зрительского парламента возможна только при условии "совместной работы артистов, способных мыслить как педагоги, и педагогов, способных чувствовать как художники" - по замечанию А. А. Брянцева

Структура организации зрительского парламента

1. Ядро зрительского парламента составляют мастерские Творческого Центра "Семья" и курируемые ДТЮ школьные театральные коллективы, которые ведут соответствующую работу в своих школах (рассказывают о новых постановках Театра Поколений, о жизни театра, а театру - о волнующих проблемах). Члены зрительского парламента - не избранные дети, а пришедшие, что называется, по зову сердца. Затем формируются отряды из представителей других школ по возрасту или интересам. Отряды представителей могут не состоять в творческих мастерских, но занимаются организацией околотеатральной жизни: рассказы о спектаклях и театре, распространение билетов, различные формы художественной и исследовательской деятельности.

2. Родительский совет.

3. Педагогический совет организует деятельность отрядов зрительского парламента, проводит исследовательскую психолого-педагогическую работу, отслеживает результаты деятельности зрительского парламента, результат системы воспитательных мероприятий, предложенных зрительским парламентом.

Формы работы зрительского парламента

1. Организация и подготовка зрителя к предстоящему спектаклю (беседы с одноклассниками, друзьями о театре, о предстоящем спектакле, подбор и оформление материалов к новой постановке и т. д.)

2. Обслуживание зрителя (дежурство на спектакле, беседы со зрителем по выставленным материалам, инструктаж зрителей).

3. Отзывы о спектакле (письменные и в любой другой форме).

4. Пресс-конференции (встречи с актерами, режиссерами, художниками и т. д.)

5. Обслуживание спектаклей (с исполнительским составом, внутри отрядов).

6. Присутствие на репетициях.

7. Тематические экскурсии в театральный музей, библиотеку.

8. Беседы, дискуссии, творческие встречи, посвященные изучению театральных понятий, терминов ("Театральный словарь").

9. Издание журнала и связь с детской прессой.

10. Организация выездной деятельности театра в школы.

11. Творческие встречи по итогам работы.


Для печати   |     |   Обсудить на форуме



Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: Сколько лет длилась столетняя война?
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  Олег Tue 08-Nov-2005 16:36:41  
   Петерубрг  

Скажите, пожалуйста, а работаетли сейчас детский театр-студия при ТЮЗе?
Есть ли туда прием и как попробовать поступить?



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2002—2006.

  Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100