Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

На путях к новой школе" N 1, 2004 год

Когда мы задумывали раскрыть на страницах журнала тему "Подросток и театр", мы даже не предполагали, что найдем такое количество заинтересованных авторов - педагогов, ученых, профессиональных режиссеров и руководителей любительских театров, студентов и даже подростков. И хотя все тексты этого номера так или иначе относятся к главной теме, еще много интересных соображений и неравнодушных мнений остались в "редакционном портфеле". Это лишь "первое действие" нашей "пьесы" о подростковой театральной педагогике. Очень надеемся, что она найдет продолжение в следующих номерах журнала. Приглашаем вас, уважаемые читатели, в соавторы и исполнители главных ролей.

     

    Привязка к местности

  • Игорь РЕМОРЕНКО (С.-Петербург)   Театр начался с математики и перекочевал в музей

    ...класс по желанию, а иногда просто из соображений удобной расстановки парт, делился на 4 группы: прокуроры, судьи, обвиняемые и адвокаты. Дальше на материале математики разыгрывалось судебное заседание. Если, например, шел урок геометрии, то обвиняемые представляли доказательство какой-либо теоремы из учебника...

     

  • Александр СИДОРКИН (США)   Театральность школы

    Театр в широком смысле (театральность) есть всякое организованное зрелище, например литургия, праздник урожая или церемония вручения Оскара. Зрелище демонстрирует ценности и образцы поведения, институирует определенные отношения. Театр в узком смысле есть пример превращения публичного ритуала в форму искусства. Но не надо терять из виду глубокого сходства между театральностью всей социальной жизни и собственно театром как формой искусства.

     

  • Вадим ЗЛОТНИКОВ   Авансцена образования

    Театрализация - это неотъемлемая и органичная часть практически любой общеобразовательной школы. И неважно, есть ли в ней актовый зал, пригодный для постановок. Важно только то, что в любой школе есть дети, а ребенок по своей сути существо играющее...

     

    Надстройка

  • Борис НЕУПОКОЕВ (С.-Петербург)   Размышления замдиректора накануне праздника

    Как средневековый карнавал, ставший реакцией на сдержанность и тяготы Средневековья, школьный праздник позволяет нам перейти в другое измерение беззаботного веселья и эмоциональной открытости, компенсируя возможный стресс перенапряжения. Он дарит возможность проявить множество талантов, почувствовать восторг признательности. При подготовке его образуются новые коллективы, появляются новые лидеры, ребята получают опыт совместной деятельности. Здесь приобретается такой редкий сейчас, к сожалению, опыт социального творчества - делать что-то для других.

     

    Паноптикум подростковых странностей

  • Виктор КОСТЕЦКИЙ (С.-Петербург)   Хватит ли "выкобениваться"

    "Выкобенивание" является не случайной, "разболтанной" формой поведения уличной шпаны, а воспроизводимой формой архаичного трансового ритуала. Этот ритуал наблюдается во всех слоях общества в условиях личной и общественной "культурной недостаточности". "Выкобенивание" есть генетически исходная форма собственно человеческой агрессивности, - в отличие от "агрессии" в мире животных.

     

    Образование: символы, мифы, имена

  • Зиновий КОРОГОДСКИЙ (С.-Петербург)   О детском театре и детях в театре

    Чтобы быть театром не общего типа, надо и жить по своим законам. Поэтому проблемы творческой этики тюзовского сообщества - главное в его жизни. Успехами отдельных спектаклей не сохранить и не уберечь его особи. Сообщество в детских театрах - племя чудаков и романтиков, согласившихся жить трудно и без завидных доходов. А это нелегко, когда тебя "окружают" и велят подчиниться общепринятому...

     

  • Ольга АНТОНОВА(С.-Петербург)   Крестьянский театр

    Просветитель Бунаков организовал в 80-х годах XIX века на свои средства в с. Петино Воронежской губернии школу и Крестьянский театр, в котором играли его ученики. Бунаков утверждал, что "театр будет полезен помимо всяких нарочитых поучений живыми впечатлениями, возвышающими дух, проясняющими мрачное и унылое настроение, разгоняющими тяжелые и безотрадные думы".

     

  • Александр Иванович БЕЛЕЦКИЙ (1884-1961, Харьков)   Из истории театра

    Театр - это искусство, выросшее из владеющей человеком страсти к самоизменению, к преображению и своего "я" и окружающего мира, поскольку он этому доступен; эта "радость метаморфозы" называется театральностью, она одинаково свойственна и дикарю, у которого она проявляется чрезвычайно наглядно и бурно и культурному человеку на всех ступенях культуры, во всех возрастах.

     

    Агентство педагогических приключений

  • Татьяна БАБУШКИНА (Ростов на Дону)   Домашний театр отрока

    Наш путь лежал через поэтику Бахтина. Принципы карнавализации стали традицией на долгие годы. Карнавал - зрелище без рампы и без разделения на исполнителей и зрителей. Главное условие домашних спектаклей - отсутствие возвышения сцены. Ибо столь важная деталь требует мастерства от актера, а отсутствие ее - мастерства от зрителя. И если он щедр - у домашних актеров открывается удивительное дыхание детской импровизации, что, полагаю, сродни принципам детского рисунка или наивной живописи взрослых художников.

     

  • Александра ЕРШОВА (Петрозаводск)   Как за 12 дней сделать спектакль "с нуля"

    Если считать, что есть в актерском искусстве та прелесть игры, которая полна беззаветности и бескорыстия, и если именно в нее вовлекать детей, то следует отдавать себе отчет, что эта бескорыстная игра сама по себе и просто так почти никогда не возникает. Ведь большинство детей в театральном плане вовсе не особо одаренные, а вполне нормальные. Значит, первое, что надо было сделать, - это создать атмосферу равенства

     

  • Евгения ЖУКОВА (С.-Петербург)   "Поучать, развлекая"

    Всё больше театров задумываются над проблемой привлечения на спектакли подростков. Но что заставит привыкших отдыхать со вкусом тинэйджеров отказаться от пусть порою глупых либо злых, но весёлых "шалостей" в пользу посещения театра...

     

  • Наталья НИКИТИНА (С.-Петербург)   Вне зависимости от возраста

    Театр Дождей - маленький театр, живущий в полуподвальном помещении на окраине старого Петербурга. Но свободных мест в его небольшом зале нет никогда. Театр Дождей вырос из студийного движения, но став профессиональным театром сумел не утратить семейную атмосферу, атмосферу любви к артистам и зрителям.

     

  • Центр "Семья" (С.-Петербург)   Зрительский парламент

    В ленинградском ТЮЗе активная жизнь кипела не только в театральном коллективе, но и вокруг него. Что особенно важно - вокруг театра все время "клубились" дети. Основным центром такой жизни было Делегатское собрание. Продолжив дело в новом месте - в центре "Семья" - З.Корогодский с коллегами и здесь создал аналогичный орган, некоторые документы о деятельности которого мы предлагаем вашему вниманию.

     

    Интернетура

  • Михаил КОРДОНСКИЙ (Одесса)   Спросите по человечески

    Подборку информации по теме "детский театр" я получил, задавая поисковым системам Yandex и Google вопросы, которые разослала авторам редакция. Человеческие вопросы. При обилии информации в Сети "умность" поисковика заключается в том, какие результаты он выводит раньше и насколько толково составляет аннотации.

     

    Школа для подростка

  • Вадим ЗЛОТНИКОВ (Москва)   Создаем школьный театр

    Если в школе после уроков вдруг начинает действовать театр, то жизнь школы постепенно изменяется. А если учителям удается театральные подходы "принести" с собой и на урок, то такая школа вынуждена задумываться о полной перестройке механизма своей работы. Так театр, спускаясь с театральных подмостков, продолжает не только отражать, но и переустраивать жизнь вокруг себя.

     

  • Маргарита ЖУКОВА (Санкт-Петербург)   О школьном театре

    В мой театр чаще всего приходят дети, которым требуется психологическая помощь (я не имею в виду патологию), шёпотом говорящие и робкие, стеснительные и ранимые. И театр творит чудеса. Дети становятся смелыми и уверенными в себе, выпрямляются и идут красивой походкой, могут петь и танцевать, становятся подвижнее и активнее. Никакого отбора в театр - беру всех, кто пришёл...

     

  • Владимир ВОЛОВИК (С.-Петербург)   Исключительно любительский театр. От слова "любить". Своих актеров.

    В свой театр Владимир Борисович приглашает ребят-актеров лично. Принципов подбора участников два. Первый - на одну роль - один актер, максимально подходящий, по мнению Владимира Борисовича (без дублирующего состава). И второй - берет он только тех, к кому расположен, чувствует симпатию, в ком чувствует такую же обратную реакцию. Такой театр любимчиков...

     

  • Виктор КРОПП, Елена ПИСКАРЕВА и др. (С.-Петербург)   Репетиция будущей жизни

    Не все же взрослым говорить о том, что, по их мнению, нужно детям. Неплохо иногда и самих ребят послушать. Спасибо большое ученикам и выпускникам физико-технической школы, участникам спектаклей, поставленных В.Б.Воловиком, согласившихся поделиться своими размышлениями о роли школьного театра в их жизни.

     


"На путях к новой школе" - "На стороне подростка" N 1 2004 г
Редактор - Михаил Эпштейн

Редактор
Михаил ЭПШТЕЙН

Дизайн-макет: Татьяна Скроденис.
Рисунки: Юлия Лушникова (СПб), Юлия Маслова (Таганрог).
Фото: Юрий Домрачев (Ульяновск), Игорь Хомутов (М), Дмирий Яновский (СПб); из архивов: фонда "Вдохновение" (Таганрог), Виолетты Хрящевой (Р-Д).
Использованы творческие работы воспитанников клуба "Новые возможности" (Р-Д).
Иллюстрации: Александр Четверкин (И. Гатауллин "Семь плюс семь", Ульяновск,1997).

Благодарим первых подписчиков нашего журнала за поддержку и доверие

Подписной индекс в каталоге "Роспечать" 14525

Адрес редакции: 195196 Санкт-Петербург, ул. Стахановцев, 13а
Телефон/факс: (812) 444-38-62
E-mail: osvita@unitel.spb.ru

Организатор издания - Агентство образовательного сотрудничества.

С редакцией можно связаться через бюро Агентства в Красноярске sibbjuro@krsk.ru, Таганроге detsad_tag@mailru.com, Киеве sadok@1veresnya.com.ua, Москве detsad@online.ru, через Стаса Скибинского в Мюнхене sskibinski@hotmail.com и Сергея Михельсона в Нью-Йорке ssm21@columbia.edu.



© "На путях к новой школе" - "На стороне подростка"

Рег. свид. N 069 от 24.09.1990 выдано исполкомом Ленсовета народных депутатов, ISSN 0869-690X

Учредитель Эпштейн М.М.

Издатель: АНО "Агентство образовательного сотрудничества", 195196 Санкт-Петербург, ул. Стахановцев, 13а. Лицензия ИД N 04585



Для печати   |     |   Обсудить на форуме



Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: Двести тридцать два плюс восемь равно
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2002—2006.

  Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100