Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ
Школа для подросткаШкола для подростка

На границе 5-6 классов для школьных педагогов заканчивается благостное, относительно благополучное время общения с младшими школьниками.

Они не узнают спокойных и милых малышей в столь активных, часто агрессивных и вечно проказничающих 5-6-7-классниках. Такое ощущение, что злой джинн, доселе томившийся в бутылке, вдруг вырвался наружу. Именно в это время и начинается ВЕЛИКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ ШКОЛЯРОВ И ШКОЛЫ, много раз описанное в мировой литературе.

Одни в этом винят подростков, другие считают, что это нормально, так и должно быть.

Мы предлагаем подумать над тем, что нужно изменить в самой школе, для того, чтобы она стала ШКОЛОЙ ДЛЯ ПОДРОСТКА.




Валентина Ивановна БЕЛИК

учитель математики в школе Всероссийского детского центра "Орленок", работала вожатой и методистом ВДЦ "Орленок".

Формулы дружбы и человечная математика

Ищут все

Каждый возраст детей по-своему интересен. Я хочу рассказать о работе с шестиклассниками. Итак, я классный руководитель в 6 классе, веду у них уроки математики и человековедения.

Начну с того, что я с детьми постоянно пишу математические сказки. О чем же в них пишут? И что их волнует? Вот небольшие выдержки:

Милана: "Это сказка об отрезке, который зовут Радиусом. Радиус очень хочет иметь друга. И он отправился в путь".

Роман: "В одной математической стране жил очень-очень одинокий Радиус. Он был печальный. У него совсем не было друзей. Никто с ним не играл и не помогал в трудную минуту. И решил Радиус создать себе друзей".

Юрий: "Жила на поляне окружность, и была она одинока. Однажды она встретила двух друзей".

Ульяна: "Однажды Радиус думает: "Живу я тут один, пойду-ка и поищу себе друга".

Итак, практически в каждой сказке все ищут верного друга.

Поэтому я буду говорить о дружбе и общении ребят друг с другом в нашем классе, где у многих началась подростковая пора. Общение с товарищами-сверстниками всегда, в любом возрасте, привлекательно для ребенка, но когда он становится подростком, общение приобретает совершенно исключительное значение. Ведь отношения со сверстниками - это отношения принципиального равенства. Здесь никто не берет верх в силу того, что он старше.

Я понимаю, что к шестому классу наши ребята пришли с разным опытом общения: у одних оно уже занимает особое место в жизни, у других ограничивается преимущественно школой. Они с детского сада вместе. На мой взгляд, круг их общения широк, но далеко не постоянен, отношения довольно тесные, но неустойчивые. Все в поиске. Все ищут близкого друга.

Странички, из которых сложилась дружба

На одном из уроков человековедения мы решили вести дневнички, в которых каждый пытался бы задать себе очень важный для него вопрос и постарался бы честно на него ответить. По желанию дневничок можно было отдать мне на несколько дней. Мне можно было задать вопрос в дневничке и я бы ответила на него письменно или же попросить меня прочесть ту или иную страничку из дневничка и высказать опять же письменно свое мнение о прочитанном или просто порассуждать на заданный вопрос на страничке дневничка.

А вот как выглядели странички дневничка, приготовленные для каждого ребенка в классе:

 

***

Дорогой друг!

Перед тобой небольшая, но очень необычная книжка. Книжка эта о тебе и автором ее тоже будешь ты. Ты сможешь сделать ее интересной или скучной, умной или глупой, неожиданной, красивой.

Всякая книжка начинается с заглавия. А пока будем называть ее просто "ДНЕВНИЧОК".

Каждый день ты будешь записывать в дневничок свои мысли, то, что тебе запомнилось, задавать вопросы, которые тебя волнуют. Мы будем отвечать на твои вопросы, стараться помочь и, кроме того, ты будешь выполнять наши небольшие задания.

В твоем дневничке будут разные вопросы, задания, картинки. Это план твоей будущей книги. Вопросы, на которые ты будешь отвечать - подсказки, они помогут тебе разобраться в отношениях с друзьями, в твоем характере, настроении, увлечениях. А заодно проверить свою сообразительность, смекалку, память.

Каждая страничка - день твоей жизни. Какой он был, что тебе в нем запомнилось? Может, ты совершил в этот день что-нибудь такое, о чем хотелось бы написать. "Дневничок" именно для того и придуман, чтобы ты мог задать себе вопросы и честно ответить на них.

Итак, желаем тебе интересных и радостных открытий самого себя!

***

Скажи мне, кто твой друг и я скажу тебе, кто ты. Если тебе кажется, что у тебя нет настоящих друзей, о которых стоило бы написать, не торопись отказываться от этого задания.

Эти вопросы должны помочь тебе разобраться в отношениях с тем, кто рядом. Ведь многие из них, наверное, могли бы стать твоими близкими друзьями. Почему этого не произошло? А сделал ли ты что-нибудь, чтобы завоевать их дружбу? Подумай над вопросами, которые написаны на этой странице. Надеемся, что раздумья о них и о некоторых других подскажут, что тебе делать дальше.

Много ли у тебя друзей?

Как тебе кажется, умеют ли они дружить по-настоящему?

А как ты думаешь, ты - хороший друг?

Часто ли у тебя бывают ссоры?

Как тебе кажется, кто чаще бывает в этих ссорах виновен?

Сильно ли ты переживаешь?

Как ты считаешь, стоит ли первым предложить примирение? Или это значит - проявить слабость характера?

Наука "Не предать"

Надо сказать, что долго ждать дневничков мне не пришлось. Буквально через несколько дней все дневнички уже побывали в моих руках и, надо сказать, что все, о чем я в них читала, заставляло меня серьезно задуматься, и вскоре "игра", как мне вначале казалось, переросла в совместное продумывание и проживание (а порой и не только) жизни.

Я поняла для себя, что вмешаться здесь никуда невозможно. Главное - у ребят есть возможность сказать о своих переживаниях.

Вот что я читаю в их дневничках:

"Я считаю, что у меня много друзей, но я думаю, что они не все умеют дружить, потому что в моем понимании дружба - это не предавать друзей, в трудную минуту помочь другу, не выдавать секретов, не дружить крепче с другими. А некоторые мои друзья неоднократно предавали меня и выдавали мои секреты".

Или:

"У меня много друзей. Но из них одна такая есть девочка, которая умеет дружить. Она всегда поддерживала меня и выручала".

Вы видите, какая потребность в личном друге, с которым можно всем поделиться и обо всем посоветоваться, у которого можно найти поддержку и помощь. Поэтому дети выдвигают особые требования к дружеским отношениям. От друга ждут откровенности и понимания, чуткости и отзывчивости, умения сопереживать и хранить тайну. Общение, в котором один открывает другому самое важное и сокровенное, обогащает обоих, позволяет лучше осознать то, что происходит в собственной душе. А если этого нет, дружбу лихорадит, и она разрушается.

Вот пример: "Да, у меня много друзей, но некоторые из них просто не умеют дружить. Моя подруга несколько раз предавала меня и сплетничала. Я когда узнала, что это она предает меня и сплетничает, то разбиралась с ней, иногда она даже плакала (мне так кажется, от стыда). Я не могу понять ее и многих моих друзей, почему они сначала дружат со мной, а потом начинают говорить неправду про меня". Вы заметили слово "предавать"? Так вот - это красной нитью проходит через все срезы.

Из 23 наших мам 17 человек приходили ко мне как к классному руководителю только по этому вопросу.

Некоторые говорили, что их дети дружат с детского сада, а теперь происходит нечто. Они вроде бы и не в ссоре, но и дружбой это не назвать, так как каждый из них пытается верховодить, никто друг другу не уступает. Несколько раз мне пришлось услышать: "Вот посадите их, Валентина Ивановна, и скажите им".

В своей работе я учитываю то, что дети шестого класса знают друг друга очень давно. Думаю, что опыт кратковременных дружеских отношений у них позади, что личный идеал друга и дружбы у многих сложился. Думаю, что они уже понимают или чувствуют, что для дружбы мало лишь симпатий и совпадения интересов. Думаю, что самое трудное у нас то, что к другу мы предъявляем высокие и определенные требования, а к себе - еще далеко не всегда и не во всем. Недостатки друга каждый видит, а свои - нет. Обиды, разлады идут, прежде всего, из-за этого.

Вот примеры. Практически все пишут в дневничках: "Мне кажется, что я умею дружить" или "я считаю, что я - хороший друг", "Да, я - хороший друг, потому что я не предаю друзей". Реже встречаю: "Но я, все-таки, не знаю, хороший я друг или нет" или "Иногда я бываю невыносимым". И только в одной тетради я прочла: "Один раз я шел с другом. В нас стали кидать снег. Я присоединился к врагам". Думаю, такое признание самому себе сделано не зря. Это - огромная тяжесть для ребенка - носить это в себе. И снять ее может только он сам. Я ему могу помочь только признаться в этом самому себе. Как же я пытаюсь это сделать?

 

Шаг за шагом к себе и к друзьям

Первая большая работа, которую мы выполняли в течение недели, была связана с цветописью. Мы на уроке человековедения пришли к тому, что, когда настроение хорошее, то многие вещи нам нравятся, а когда плохое - все как бы окрашено в черный цвет, и хорошего мы просто не замечаем. Мы говорили о том, что неплохо было бы научиться управлять своими чувствами - и самому легче и окружающим приятнее. И первый шаг к этому - умение оценивать свое настроение. А для этого надо учиться наблюдать за собой. На последней страничке дневничка нарисована большая красивая ромашка с шестью разноцветными лепестками. Каждый из ребят, наблюдая за собой, оценивал прожитый день, выбирал, каким цветом он мог бы обозначить свое настроение и ставил дату на нужный лепесток...

Следующая большая работа была по самооценке. Перед вами дорога из болота в горы. В болоте - плохой человек, в горах - хороший. Надо было определиться, а где же я на этом трудном пути. А потом поразмышлять, почему именно здесь.

Большинство ребят нарисовали себя где-то посередине дороги. Все в один голос заявили, что они не самые хорошие люди. Что у них есть плохие черты характера. Например, Света пишет: "Я бываю через день хорошая". Некоторые написали, что они плохо ведут себя со своими родителями. А вот что пишет Фатима: "Я выбрала место у подножия горы, потому что я еще не выросла. А человек, который не вырос, он зависит от родителей, и все его желания зависят от родителей, а не от него самого. Он не может стать идеальным, как он себе представляет". По этому вопросу мы с ними еще долго переписывались в их дневничках. Хотелось, чтобы они задумывались о себе, анализировали, давали оценку своим поступкам, находили решения своих проблем. Готовились к большой жизни впереди.

Следующая большая работа. Мы размышляли о том, что очень важно разобраться в отношениях с тем, кто рядом. Ведь многие из тех, кто рядом, могли бы стать их близкими друзьями. Почему этого не происходит? А сделал ли он что-нибудь, чтобы завоевать их дружбу? Свои размышления по этому поводу они написали в своих дневничках, я кое о чем из написанного уже говорила выше.

Следующий шаг в нашей работе. Им предстояло поразмышлять вот над чем: надо вспомнить, был ли случай, когда они спорили с другом или подругой. Чье мнение чаще всего брало верх? Почему так получалось?

На один из уроков человековедения я попросила принести свои любимые игрушки. Надо было сказать вслух, с кем бы из класса они играли своей игрушкой и почему. Потом поставить игрушку перед тем, кого называешь. Разумеется, назывались самые хорошие черты характера. При этом каждый как бы ждал, а вдруг о нем будут говорить? Как были счастливы те, кто оказался с игрушкой в конце урока. Но самое интересное, на второй день одна девочка принесла две игрушки и попросила меня поставить их на парту кому-нибудь на уроке математики. Через день игрушку принесла Фатима. А на днях принесла еще одну игрушку в подарок и говорит: "Это пусть всегда будет на уроке человековедения". А потом многие ждали, кому я поставлю свою игрушку, а главное - почему.

Все то, о чем я говорила, заставляет меня и урок математики продумывать по-особому. Не всегда получается так, как хочу, но я уже иногда могу позволить себе на уроке сказать, что я кем-то недовольна. И поэтому сегодня я его просто не буду спрашивать. Поверьте, для доброй половины класса - это наказание очень серьезное.

Но об уроках я говорить не буду. Считаю, что разговор о дружбе и общении имеет огромное, быть может, решающее значение для морального развития взрослеющего человека. Обогащаются его нравственные представления, складываются основы оценок и самооценок.

Заканчиваю я, как и начинала, сказкой. Ее написала Шхалахова Кристина. На одном из уроков человековедения я просто прочла эту сказку и предложила поговорить. И мы говорили. Говорили о дружбе...

 

Сказка

Жили две подруги, прямые а и в. Им весело жилось. Иногда они разбегались в разные стороны по своим делам. Когда надоедало быть одной, каждая бежала обратно, они пересекались в одной точке и весело разговаривали, обменивались впечатлениями дня. Так было до тех пор, пока в их жизни не появилась прямая с. С была хитрой и коварной. Она завидовала их дружбе и решила разлучить подруг. Каждой из них прямая с пообещала привести к заветному месту, где спрятана тайна дружбы. Коварная прямая с расположилась между подругами, прямой а и прямой в. Она взялась вывести их к заветному месту и велела подругам идти до него, не пересекаясь с ней, то есть прямой с, так прямые а и в стали параллельны не только прямой с, но и друг другу. Но подруги думали, что такое их положение, когда они не имеют точки пересечения, продлится недолго. Вот найдут они тайну дружбы, сбегутся снова вместе и будет им еще лучше и веселее, чем раньше...

Но коварная с думала иначе. Когда прямые а и в, устав в пути, отдыхали, прямая с покинула место между ними и пересекла их. Она стала секущей, лишив подруг возможности пересечься. Она навсегда закрепила положение прямых а и в, чтобы пути их больше никогда не пересекались. Так и живут параллельные прямые, а и в, скрепленные коварной секущей с, с грустью вспоминая то время, когда они не искали тайны дружбы, а просто дружили, сбегались часто поговорить и были счастливы.

Шхалахова Кристина, 7 класс




Для печати   |     |   Обсудить на форуме



Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: Сколько углов в шестиугольнике?
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  Альбина Рукосуева Sun 29-Jan-2006 20:08:24  
   краснодар  

Здравствуйте)
Валентина Ивановна была моим классным руководителем и я была как раз одна из тех 6классников :) забавно читать все это столько лет спустя и оценивать по-новому...
есть ли тут еще кто-нибудь живой?)



  lesha Thu 08-Apr-2004 12:34:22  
     

Спасибо за рекламу, конечно, Асенди,
но все таки сначала стоит прочитать материал а потом уже его комментировать, убийственно-неожиданно-полезный вы наш.
С Уважением,
-- леша



  Asendi Thu 08-Apr-2004 00:00:13  
   Питер  

Пока материал не прочел. Попозже.
Предлогаю М.И.Белик и всем кто интересуется математикой и вечной проблемой России: Что делать?, заглянуть ко мне на сайт, адрес прилогается. Найдете нечто неожиданое, полезное и может быть убийственное для современного понимания. С приветом, Asendi



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2002—2006.

  Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100