Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ
НадстройкаНадстройка

Сфера управленческих идей и решений - вроде бы не основная для подростковой темы, скорее выглядящая этакой дополнительной пристройкой или (если угодно) НАДСТРОЙКОЙ к ней.




Екатерина Юрьевна ПРОТАСОВА

доктор педагогических наук, занимается вопросами детской речи и двуязычия более двадцати лет. Проводила исследования и читала лекции в СССР, России, Германии, Финляндии, Швеции, Норвегии, Латвии.

Детские музеи в Америке и Европе

В Америке около 200 детских музеев и, по заявлению идеологов и организаторов, в них сочетается радость игры с радостью познания окружающего мира. В Европе детские музеи стали распространяться позже, и они носят более естественно-научный характер: Эврика в Вантаа, Город наук в Париже, Зум в Вене, Немецкий музей в Мюнхене, Универсум в Бремене, Детская церковь в Берлине, детский поселок в Дрезденском музее гигиены - вот их адреса. Даже в Бишкеке уже есть детский музей. Здесь можно экспериментировать, трогать руками, проявлять и удовлетворять любопытство, работать в сотрудничестве с другими. Музейная педагогика стала частью повседневной жизни и культурным бизнесом во многих странах мира.

Живое сердце, по которому можно полазить в роли красного кровяного шарика; рот, находясь внутри которого, можно исследовать его устройство; попытка почувствовать груз в тысячу килограммов или легко поднять самого себя в воздух; комната для землетрясений; вулкан, внутри которого можно познакомиться с извержениями, и зал для исследований торнадо. Можно сделаться пилотом и сфотографироваться в шлеме, можно походить в полной темноте, как слепые, пугаясь звуков машин, перелезая через стволы деревьев и даже выпить кофе в баре. Детям показывают разнообразные, в том числе движущиеся модели Солнечной системы. А самого себя можно увидеть в виде скелета, выполняющего различные движения. Легко послать письмо другу по воздушной почте, перетягивая за веревку корзинку с одного балкона на другой, или поговорить с другом по телефону из консервных банок, соединенных шнуром, или даже по настоящей рации. В музее удается ощутить, что такое природа, мир, вода, коммуникация, сила, движение, энергия, свет, оптика, астрономия, звук, акустика, музыка. Все это дает возможность опробовать новую роль, познать самого себя в чрезвычайных обстоятельствах. Детям нужны серьезные ответы на занимающие их вопросы.

Дети разбивают садик с лекарственными растениями во дворе церкви. Они становятся детективами и путешествуют по старинному дому в поисках тайн и разгадок, превращаются в подводных археологов, средневековых архитекторов. Они складывают на скорость головоломки и пытаются выстроить сомнительные сооружения, призванные не терять равновесия, а также не поддаются на оптические иллюзии, работают, глядя в зеркало, решают головоломки, меряются физическими способностями... Посетители некоторых музеев получают паспорт по всему свету: путешествуют в разные страны (они в разных комнатах или в разные дни работы музея), их знакомят с культурой, бытом, обычаями, пищей, дают поиграть в игры народов мира и узнать о праздниках детей из разных стран. Они знакомятся и со своим местным этническим наследием: церемониями и традициями китайцев, евреев, вьетнамцев, поляков, норвежцев. Музей организует и специальные экскурсии по городу или на природу, в ходе которых дети посещают места, связанные с деятельностью знаменитых людей края или государства, жизнью и бытом местных племен индейцев, историей борьбы афроамериканцев за свои права и их сегодняшней жизнью.

Некоторые музеи устраивают у себя экспозиции старинных игрушек, а также почти всегда уголки для игры в магазин, почту, пожарную часть, ферму, кафе, рынок, больницу для кукол и мишек. Специальные помещения отдельных музеев приспособлены для того, чтобы пережить катастрофу "Титаника" или стать рыбаком на шхуне, познакомиться с принципами биотехнологии и современной звукозаписи. Во многих музеях есть компьютерные лаборатории, кукольные театры, помещения для игр с песком и водой, стена, на которой остаются светящиеся в темноте отпечатки, забор, который можно покрасить, барьер, на который можно залезть, труба или лабиринт, по которым можно проходить или проползать. Дети изучают жизнь реки, дуба или кактуса, исследуют тени и отражения, создают современное интерактивное искусство и строят свои объекты из разнообразных материалов. В конкретных проектах исследуют отпечатки пальцев - свои и всех членов семьи, путешествуют вместе с героями любимых книг и мюзиклов (например, в мир Питера Кролика). Музеи позволяют совершить путешествие по джунглям Бразилии, побывать в комнате бабочек или мире птиц (соотнести голос птицы с его записью, оперение с видом гнезда и яйца, узнать о повадках данного вида и выполнить на данной основе разнообразные задания), изучить железную дорогу или школьный автобус, пожить жизнью первобытных людей, древних греков, перенестись на 200, 100, 50, 25 лет назад и в будущее. Посетители узнают, как раньше делали фотографии, добывали уголь, руду, как сажали рис, кукурузу и т.п. и как делают это теперь.

Инновационные интерактивные программы и выставки, а также разнообразная по форме индивидуальная и коллективная деятельность дают возможность соединить обучение и развлечение, способствуют развитию воображения, всех органов чувств и любознательности. Творческая, динамичная, обучающая развивающая среда музея изобилует предметами, которые можно трогать, мять, толкать. Здесь находятся необычные музыкальные инструменты, устройства для слушания разных звуков, образцы материалов для ощупывания. В музейных экспозициях происходит исследование пещер со сталактитами и сталагмитами, путешествиями в глубь Земли, в ходе которых изучается образование камней и кристаллов, жизнь летучих мышей, история Земли. Вне школьных стен и без всякого принуждения, без выставления оценок осуществляется проверка законов физики, рисования, способов создания формы. В музей приходят на целый день или даже всем классом с ночевкой, участвуют в создании и показе спектаклей. Некоторые даже устраивают здесь свой день рождения. Сотрудники-педагоги дают рекомендации, что для какого возраста подходит. На отдельных курсах число мест ограничено, поэтому необходимо предварительно записаться в группу; если буфета нет, нужно взять с собой еду; за особую программу - если много расходных материалов - нужно дополнительно заплатить.

В одном из детских музеев учат, как приготовить пиццу (сделать тесто, начинку, испечь), какие ингредиенты можно использовать, как поделить готовую пиццу на равные части. Здесь можно нарисовать или сделать (из пластилина, бумаги, обрезков пластика) пиццу в стиле какого-нибудь знаменитого художника. В другом месте детей учат делать смываемые татуировки из хны в пакистанском и иных этнических стилях, накладывают на лицо художественный грим. Проводят мастерские по изготовлению авторских книг, анимационных фильмов (это может быть книга-мультфильм; рисование абстракций на пленке; оживление инсталляций; пластилиновые персонажи и пр.), индонезийских кукол для теневого театра, кукол на руку. Устраивают курсы ведьминского колдовства, шляп волшебника, магических зелий. По желанию, учат изготовлению украшений из мусора, скульптуре, живописи, рисованию фосфоресцирующими красками, конструированию летающих и передвигающихся в воде самоделок. Показывают, как складывать калейдоскопы, копировать произведения искусства и художественно дублировать фильмы, сочинять музыку, строить мобили Солнечной системы и других созвездий. Обучают фокусам, раскопкам и исследованию окаменелостей, изготовлению моделей насекомых и жилищ животных, опознанию костей. Можно научиться быть ковбоем: накидывать лассо, доить корову, чистить стойло, петь ковбойскую песню, залезть на коня из папье-маше. Можно изготовить себе деревянные сандалии, напечатать на шелке узор и сшить галстук для папы, приготовить мороженое по старинному рецепту, научиться ухаживать за садом, завести себе зеленной огород на подоконнике. Одна из постоянных тем - рассказы о динозаврах: какими они были, как их раскапывают, какие у них кости, какой они длины (отматывание веревки на соответствующую длину), а также задания: сделай своего динозавра, сними о нем фильм, угадай по тени, какой это динозавр, найди яйцо, сложи пазл и т.п. Эффективное, но простое занятие: сравнить человека (например, самого себя) в разных возрастах: что в каком возрасте умеют делать дети, какие взрослые из каких детей вырастают.

Пока дети играют, взрослые могут поболтать, а также почитать справочную литературу о детском развитии, узнать полезные адреса, куда пойти с ребенком или куда обратиться за консультацией. В некоторых детских музеях приветствуется совместная деятельность разных поколений взрослых с ребенком (например, в определенный день бабушки и дедушки, пришедшие с ребенком, не должны платить за билет).


Для печати   |     |   Обсудить на форуме



Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: 25 плюс четырнадцать равно
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  Maria Karadecheva Thu 10-Nov-2005 12:52:27  
   Bulgaria  


Здравствуйте!
Я занимаюсь с образовательные програмы в нашей музей
http://www.historymuseumplovdiv.com
познокомится с вашей работы.
Мария



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2002—2006.

  Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100