Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ
Образование: символы, мифы, именаОбразование: символы, мифы, имена

Иногда, чтобы разобраться в частном, нужно увидеть общее - целостный образ: или проследить историю возникновения (расцвета, умирания) того явления, которое пытаешься понять; или уловить нечто главное, важное, стержень проблемы, попробовать отыскать корни проблемы; или выслушать того, кто стал неоспоримым авторитетом по данному вопросу.

А порой наоборот - нужно ухватиться за деталь, артефакт, набор парадоксальных суждений, чтобы определить свое собственное отношение.




Александр Михайлович СИДОРКИН

доцент Государственного Университета Боулинг Грин, США. Закончил Новосибирский пединститут, в 1984г. работал вожатым во Всероссийском детском центре "Орленок", преподавал в Новосибирском пединституте, с 1991г. Живет в Америке.

Эволюционная теория коллективного воспитания

Отказавшись от очевидностей

Социальные формы, которые принимает детство и отрочество, обусловлены историческими условиями. Например, в жизни современного подростка группа его сверстников является одним из наиболее существенных факторов. От того, как складываются отношения подростка со сверстниками, существенно зависит его развитие. Эта истина настолько очевидна, что любой студент педагогического вуза укажет на такую особенность подросткового возраста.

Тем не менее, давайте усомнимся в мудрости возрастной психологии и обратимся к мудрости культурной антропологии. Еще в конце двадцатых годов прошлого века Маргарет Мид (Margaret Mead) показала, что подростки в Самоа не имеют большинства возрастных проблем, с которыми сталкиваются их сверстники в индустриальных странах. Само понятие подростковой группы вовсе не универсально как в культурном, так и в историческом отношении. Подростковые группы могли сложиться только в крупных городах, и только в эпоху относительного избытка рабочей силы. Средневековье не знало подросткового возраста в нашем понимании, да и детство не существовало в Европе до 16 века, если верить Филиппу Эриесу (Philippe Aries). Но нас в данном случае интересуют именно подростки, поскольку они лучше всего воспринимают коллективное воспитание. Подростковые группы и подростковая культура в историческом смысле очень новый феномен. Конечно, в высших классах европейского общества они существуют более трехсот лет, но сколько-нибудь широкое распространение они получили только с развитием массовой школы, то есть за последнее столетие. Так что особенность подростков не в том, что они как-то физиологически заинтересованы в сверстниках. Скорее, они так погружены в общение с себе подобными, потому что поставлены в такие условия, когда общение с другими становится фактором выживания.

 

Подростковые "племена" - угроза обществу

Именно практика массовой школы создала подростковую группу, подростковую культуру, да и сам подростковый возраст. Для возникновения подростка как исторического типа необходимы три условия: контакт с большой группой сверстников (из которой можно сформировать более узкую референтную группу), свободное время и относительная независимость от взрослого контроля. Надо ли говорить, что возникновение подростковой группы сразу заявило о себе как социальная проблема? В любом социуме, как человеческом, так и животном, контроль старших за младшими является одним из необходимых условий выживания. Чем более вид зависит от передачи знаний (слоны, приматы) тем более важным становится возрастная иерархия. Школа вообще и массовая школа в особенности, являясь чрезвычайно важным достижением Homo Sapiens, тем не менее, создала новую серьезную социальную проблему - подростковую группу.

Дело в том, что подростки, которых сконцентрировали в больших группах, и которым предоставили свободное от труда время, повели себя так, как все социальные животные - они создали свое собственное квази-общество. Это совершенно естественное стремление к самоорганизации, к установлению определенного социального порядка, к ограничению насилия и к эффективному общению. Таким образом, подростковая группа стала социальным фактом. Конечно, существует большое разнообразие подростковых групп, от преступной группировки до религиозного братства, но всех их отличает относительная независимость от контроля взрослых. Надо подчеркнуть, что хотя подростки субъективно хотят быть независимыми от взрослых, их социальное поведение есть реакция на потерю контакта со взрослыми, с которыми они все менее и менее общаются по ряду экономических причин. Парадокс развития индустриального общества в том, что оно разрушило племенную структуру, но взамен создало подростковые "племена" - часто враждебные обществу взрослых, и еще чаще враждующие друг с другом. Самая же главная проблема состояла и состоит в том, что подростковая группа, созданная в результате новой образовательной технологии (массовой школы) стала препятствовать образовательной функции этой самой школы. Каждый, кто преподавал в седьмом и восьмом классах поймет, о чем я говорю.

 

Ответ взрослых - коллективное воспитание

Коллективное воспитание возникло как спонтанная реакция на новый социальный феномен подростковой группы. Его никто не изобрел, и не открыл. Скорее, коллективное воспитание возникло и развивалось по законам, описанным Мишелем Фуко (Michel Foucault). Фуко описывает социальные технологии, такие как надзор, дисциплина, заключение, психиатрическая больница и т.п., которые суть инструменты власти, отличные от таких более ранних инструментов как публичная казнь, пытка, и т.п. Социальные технологии создаются самой практикой жизни и распространяются так же, как обряды, легенды и способы приготовления варенья - через прямое наблюдение и участие. Теории коллективного воспитания лишь описывают лучшие образцы уже сложившейся практики и помогают улучшить эту практику. Опыт коммунарского движения особенно ярко показывает, что коллективное воспитание передается почти исключительно из рук в руки. В то же время, очень похожие формы "изобретаются" в разных местах независимо друг от друга (например, И.П.Иванов, С.А. Шмаков, В.П.Крапивин, ранее В.Н.Сорока-Росинский, С.М.Ривес и Н.М.Шульман).

Истоки коллективного воспитания трудно определить без специального исследования, но ясно, что одна из ранних форм практиковалась католическими школами, особенно иезуитами. Скаутское движение - другая известная форма. Советские опыты коллективного воспитания, от Макаренко до Иванова, представляют собой один из ключевых моментов истории коллективного воспитания. Однако не надо забывать и другие, например израильскую практику воспитания в киббутцах, польский опыт Корчака (Janusz Korczak), американские "Справедливые сообщества" Лоренса Колберга (Lawrence Kohlberg) и др.

 

Не упустить благородные цели

Объединяет все формы коллективного воспитания одна простая идея: использовать подростковую группу для социально положительных целей. Воспитательный коллектив есть ни что иное, как трансформированная, прирученная подростковая группа. Ключевая находка состояла в следующем: поскольку взрослые по ряду причин больше не могут напрямую контролировать каждого подростка, то надо создать такую группу, в которой подростки контролировали бы друг друга, - но не как в "дикой" группировке, а в соответствии с образовательными и воспитательными задачами, поставленными взрослыми. Коллективное воспитание есть социальная технология манипулирования такой подростковой группой, которая сочетает в себе относительную независимость от мира взрослых (прежде всего культурную) с поддержкой общесоциальных ценностей. В некотором смысле воспитательный коллектив представляет собой подростковое племя, власть в котором захвачена одним или несколькими взрослыми. Это сравнение вызвала у меня Педагогическая Поэма, которую я недавно перечитывал со студентами (в английском переводе). Помните, в пятой главе Макаренко вместе со своими полудикими воспитанниками гоняется по лесу за браконьерами. Но и всякий коллектив проходит через групповое самоосознание как специфически подростковое сообщество (но во главе со взрослым вождем), преодолевающее некие препятствия.

Воспитательный коллектив всегда амбивалентен. Он сохраняет свою дистанцию от общества взрослых, находится в некоторой конфронтации с последним. В то же время, он разделяет основные ценности этого общества, и рано или поздно вступает в тесное взаимодействие с ним. Это группа в пограничной зоне - между детством и взрослостью, между бунтующим миром подростков и упорядоченным миром взрослых. Именно поэтому коллективное воспитание так сфокусировано на процессе, а не на стабильности. Это воспитание, которое требует создания историй, нарративности, событийности и диалогичности.

Как и всякое очень сильное средство, коллективное воспитание чрезвычайно опасно. Вообще любая социальная технология, как и материальная технология, может быть использована как во благо так и во зло. Двигатель внутреннего сгорания может возить детей в садик, а может давить демонстрантов. Точно так же, скажем, бюрократические процедуры работают одинаково в демократическом и авторитарном обществе. Гитлер Югенд был, бесспорно, одной из наиболее эффективных ипостасей коллективного воспитания. Советский опыт тоже знает как гуманистический, так и авторитарный коллективизм. Мне только хотелось бы подчеркнуть, что нравственная нейтральность социальных технологий не означает нравственной эквивалентности способов их применения. Конечно, когда старая кинохроника показывает немецких мальчиков в коричневых рубашках, покачивающихся в орлятском кругу, становится несколько не по себе. Но делать из этого вывод, что коммунары и нацисты - одного поля ягоды, было бы в высшей степени легкомысленно. Это было бы все равно, что отказаться от пользования кухонным ножом на том основании, что ножом можно убить человека.

 

Не первые и не последние, но единственные в своем роде

Что же дает нам рассмотрение коллективного воспитания в терминах социальной эволюции? Прежде всего, понимание того, что российский опыт коллективного воспитания не есть извращение советской эпохи, но и не особенность национального русского характера. Это совершенно закономерный этап развития социальных технологий, свойственных урбанизированному индустриальному обществу. Коллективное воспитание есть одна из самых эффективных, но и самых опасных образовательных технологий. Россия вовсе не исключительна (ни в негативном, ни в позитивном плане) в использовании этой технологии. Не мы первые, не мы последние ее использовали. Хотя, конечно же, российская педагогика накопила огромный практический опыт, и достаточно серьезный теоретический запас, который практически неизвестен за пределами зоны использования русского языка. В принципе, этот опыт может быть востребован во многих странах мира, особенно там, где практика коллективного воспитания находится в зачаточном состоянии (например, США). Сложность, конечно же, заключается в том, что коллективное воспитание не передается через тексты. Нужно многолетнее практическое взаимодействие, чтобы общая идея коллективного воспитания перепрыгнула культурный и языковой барьер.

Но главное, конечно, не в передаче своего опыта, - когда придет время, то сами придут и попросят поделиться. Главное в сохранении живой традиции в самой России. Это, конечно же, не простая задача, в силу глубоких экономических и культурных перемен, произошедших в стране. Сохранение традиции коллективного воспитания не сводится к консерватизму, к сохранению того, что работало прежде. Интенсивный поиск новых форм коллективного воспитания идет, но и его недостаточно. Не сама новизна важна, а возможность закрепления нового. Вообще увлечение инноватикой опасно, поскольку сама новизна может превратиться в критерий истинности или полезности, или нравственности. Важно понять, что, например, в области коллективного воспитания нужны лишь одна-две гениальные находки, которые сочетали бы общую идею с культурно-социальными условиями сегодняшней России. То есть на каждого изобретающего что-то новое должно быть десятеро отделяющих зерна от плевел, и сотня доводящих идею до совершенства. А не наоборот.

Самая же главная находка коллективного воспитания второй половины прошлого века это - коммунарское движение. Она заслуживает наибольшего внимания и творческого сохранения. Коммунарство перешагнуло чрезвычайно важный порог: почти все предыдущие формы коллективного воспитания основывались на религии или квазирелигиозной идеологии. Коммунары начинались как протестанты от марксизма-ленинизма, особенно Орлятская ветвь движения. Но позднее чисто коммунистические символы и мифы перестали играть серьезную роль. Коммунарство - это, пожалуй, первая форма светского коллективизма, основанного на нерелигиозной духовности. Для такой страны как Россия, это особенно ценная находка, поскольку национальные и религиозные разновидности коллективного воспитания в принципе слишком опасны для страны, хотя и эффективны для каждой группы. Чтобы войти в коммунарскую группу, ребенок не должен отказываться от своей религии или национальности; многие другие коллективы требуют именно этого. Соперничество религий на образовательной арене может привести к изгнанию вначале духовности, а затем и воспитания из школы, как это произошло в 20 веке в США. Это тупиковый путь, потому что невоспитывающая массовая школа чрезвычайно неэффективна. В такой школе социальный контроль подростков отнимает колоссальные ресурсы, и в конечном итоге образовательная функция школы страдает.

Никто не знает, какие именно мутации произойдут в практике коммунарского движения, и произойдут ли они вообще. Тем не менее, чтобы шанс плодотворных мутаций сохранялся, традиция должна продолжать жить. Пусть устарелая, пусть заскорузлая, пусть старомодная, но она должна жить, поскольку то, что умерло, никогда уже не сможет измениться.


Для печати   |     |   Обсудить на форуме



Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: Семью семь
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  Владлен Лившиц Sun 22-Nov-2009 16:34:36  
   Эстония  

Эволюционный подход к групповому воспитанию, на мой взгляд, очень важен. Тем более, что эволюционная педагогика стремительно развивается. Её основы заложены давно -
в IXX столетии. В России эволюционных
взглядов придерживался в воспитании и обучении уже В. П. Вахтеров, а в США - Джон Дьюи. Теперь нужно двигаться быстрее дальше. Статья А. М. Сидоркина хороший тому пример.



  Владлен Лившиц к.пс.н Wed 04-Nov-2009 04:07:44  
     

Эволюционный подход к развитию ребенка, который автор применил к подростковому возрасту, очень интересен и перспективен. В целом наметилась тенденция к раннему развитию (0-3 года), а также к дородовому (пренапедия). В рамках эволюционной педагоги следует постепенно реформировать всю систему развития человека, учитывая национальные традиции.



  Виктор Глезер Tue 13-Sep-2005 18:54:15  
   Бат-Ям, Израиль  

С Вашей статьей согласен. Хотелось бы узнать Ваше мнение о следующей статье:
НАРКОМАНИЯ ПОДРОСТКОВ И ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЕ
(Составлено по материалам печати и русскоязычных сайтов в Интернете)
Опыт США 70-90 годов показывает, что если объединить силы государства и общества против нар-коугрозы, то с наркоманией можно бороться! 50 миллионов молодых американцев, упртреблявших наркотики в 70-80 годах, отказались от них. Из лап наркомании вырвано целое поколение!
К сожалению, израильские государственные структуры и общественные организации не уделяют этой проблеме необходимого внимания. И раскачать их чрезвычайно трудно. Ежегодно новые десятки тысяч подростков и детей в Израиле становятся наркоманами.
Ниже излагаются основные цифры и факты, анализ причин роста наркозависимости и пути ее пре-одоления, собранные на основе многих материалов, опубликованных в печати и в Интернете.
Самая большая надежда в борьбе с наркоманией подростков связана сегодня с молодежью, кото-рая недавно закончила школу. Психологически эти молодые люди ближе всего к подросткам, у них с подростками много общих интересов, и их авторитет у младших их товарищей, сестер и братьев наи-более высок. Это прежде всего
солдаты, студенты и недавно отслужившие в армии юноши и девушки. К ним, прежде всего, и обращена эта записка.
Во всех странах, в том числе и в Израиле, нарастает эпидемия наркомании, прежде всего среди подростков и детей. Среди тех, ради которых мы приехали в laquo;страну обетованнуюraquo;, по официальным данным, уже около 25% употребляют наркотики. Если в СССР большинство детей из еврейских семей получали если не высшее, то среднее специальное образование, то в Израиле каждый второй подрос-ток-репатриант оставляет школу, не получив аттестата зрелости. 25% подростков из русскоязычных семей вообще не ходят в школу и чувствуют себя выброшенными из израильской жизни. Прежде всего из них формируются группы малолетних наркоманов и преступников, которые втягивают в свою laquo;дея-тельностьraquo; все больше своих сверстников, в том числе из самых laquo;благополучныхraquo; семей.
В целом по Израилю рост уголовных дел на подростков из стран СНГ, связанных с наркотиками, составляет 80% в год. Процент наркоманов и преступников среди подростков-репатриантов более, чем в два раза превышает уровень преступности и наркомании среди остальных подростков Израиля. Это особенно выражено в городах с высоким уровнем русскоязычного населения.
Аналогичная картина в Германии. Там тоже подростковая наркомания и преступность среди нем-цев-репатриантов и эмигрантов из стран СНГ в 2 с лишним раза выше, чем среди остальных подрост-ков ФРГ.
Сегодня вероятность того, что ребенок или подросток, независимо от материальной обеспеченно-сти и laquo;устроенностиraquo; родителей, станет наркоманом и преступником в десятки раз выше, чем вероят-ность несчастного случая на дороге и в сотни раз #8211; в результате теракта.
Растущая наркомания и преступность поглощает все большую часть государственного бюджета и доходов все большего числа семей. А что может быть трагичнее семьи, в которой ребенок становится наркоманом? Даже смерть перенести легче.
Израильский город Модиин и прилегающие к нему поселки относятся к разряду очень благополуч-ных населенных пунктов, где средняя зарплата на 3 тысячи превышает среднестатистический показа-тель по стране. Однако полиция округа Биньямин, где находится этот город, утверждает, что если в 2001 году в этом районе было заведено 20 уголовных дел в связи с подростковой наркоманией, то в 2002 году эта цифра удвоилась. В 2003 году было заведено 70 уголовных дел, и такая же тенденция сохранилась в 2004 году. Полицейские говорят, что это только вершина айсберга, так как по утвержде-нию самих школьников, наркоторговцы дежурят возле школьных ворот, на автобусных остановках, да и в классах всегда есть люди, к которым можно обратиться за услугой в нужный момент.
Начальник полиции округа Биньямин, Ицхак Рахамим подчеркивает, что увеличилось не только число подростков, пристрастившихся к употреблению наркотиков, но наблюдается переход от упот-ребления #8220;легких#8221; наркотиков к более #8220;тяжелым#8221;. При этом увеличилось число таких правонарушений как кражи и насилие.
Опыт Соединенных Штатов Америки показывает, что с наркоманией можно успешно бороться, если направить на это объединенные усилия государства и общественности, т.е. обычных граждан.
С 1977 года каждый президент Америки в своем обращении из Белого дома ЕЖЕНЕДЕЛЬНО ука-зывает на наркоугрозу, как на проблему, требующую всеобщих и постоянных усилий и средств.
Основную роль в снижении наркомании в США сыграла широкая общественная кампания, пере-росшая в мощное общественное движение против наркотиков. И действительно, антинаркотическое движение с середины 70-х приобрело в Штатах огромный размах и привело к созданию множества разнообразных программ и региональных очагов профилактики и лечения наркоманий. Появились це-лые города, силами общественности полностью очистившие свои улицы и дворы от торговцев нарко-тиками (например, Балтимор, где созданы антинаркотические народные дружины). 81% крупных ком-паний тестирует своих служащих на предмет наркотиков. Количество общественных объединений, за-нимающихся борьбой с наркобизнесом и профилактикой наркоманий, в Америке к 1997 году достигло 3,5 тысяч!.. В этом русле и начал набирать силу общенациональный культ здоровья.
И результат налицо: 50 миллионов молодых американцев, употреблявших наркотики в 70 -80х го-дах, отказались от них. Из лап наркомании вырвано целое поколение!..
Сопутствующая важная цифра: на 25% снизилось число убийств, связанных с наркотиками (а с ни-ми связана половина всех совершаемых убийств).
Но вот, с начала 90-х годов уровень потребления наркотиков в стране опять пополз вверх - сперва медленно, а потом быстрей - главным образом, за счет детско-подросткового вклада. По данным На-ционального управления по борьбе с наркотиками, за 15 лет - до 1996 г. общее число людей, употреб-ляющих наркотики в США, снизилось на 50 %.
В то же время среди восьмиклассников это число под-скочило за последние 5 лет на 150 %.
Дети дружно худевшей и некурившей Америки подняли маятниковую волну отрицания оздоровиз-ма!..
Известный врач-психотерапевт и писатель Владимир Леви и другие ведущие специалисты по пробле-мам наркомании и преступности считают, что главным фактором, порождающим наркоманию и преступ-ность, особенно в подростковом возрасте, является растущее
О Т Ч У Ж Д Е Н И Е
людей, распад тех общинных и семейных связей и отношений, которые порождали и развивали отношения взаимной заботы, ответственности и любви. Именно эти отношения ставят наиболее устойчивые внутренние преграды про-тив распада личности у каждого человека, особенно подростка и ребенка.
Итак, главный фактор, действующий и в Америке, и у нас, в Израиле, который рождает потребность в наркотиках #8211; это ОТЧУЖДЕНИЕ #8211;
#8211; между поколениями, между родителями, бабушками и дедушками и детьми #8211; растущая стена взаимонепонимания и взаимной незаинтересованности. Среди репатриантов из стран СНГ в Израиле этот процесс усугубляется резким падением социального и семейного статуса и авторитета старших членов семьи, которых дети считают жалкими неудачниками, которых не стоит и слушать. Огромное значение в отчуждении поколений имеет и постоянно растущий языковой барьер;
#8211; между ребенком и школой, между чувством и знанием #8211; неадекватность, искусственность образо-вания, оторванность,
отчужденность его от реальной жизни и реального человека;
#8211; между семьей и школой, которые все больше становятся не сотрудниками в постоянных совмест-ных усилиях по воспитанию детей, а все более отчужденными и противопоставленными друг другу агентами купли-продажи все более формализованных и все менее эффективных услуг. В государст-венных школах #8211; через налоги и бюджетное финансирование (и все большую плату, требуемую от ро-дителей), в частных школах и детских садах #8211; через растущую оплату всего содержания;
#8211; между детьми и подростками, которых никто не учит самому главному в мире #8211; дружбе, взаимо-пониманию и любви;
#8211; между работой и человеком, между культурой и человеком, формализация и неусвояемость ду-ховных ценностей;
#8211; общества от себя самого: разобщенность и противопоставленность народа и власти, разобщен-ность внутри народа и внутри власти, всеобщая разобщенность;
#8211; жизнь в безлюбовном, холодном, лживом, жестоком мире.
А на уровне самочувствия каждого человека, особенно ребенка и подростка, где все сходится #8211; это скука,
скука СМЕРТНАЯ, порождающая самоотчуждение и самоуничтожение.
Важнейшей потребностью, в особенности у подростков, является потребность самореализации, реализации и развития задатков и способностей, заложенных в каждого ребенка природой и предыду-щим развитием. В том числе в активной деятельности (в соответствии с интересами и темпераментом каждого ребенка), потребность поисковой активности и потребность повышения социального статуса среди сверстников и в ближайшем окружении взрослых.
Израильское общество и его система воспитания и образования сегодня не способны удовлетво-рить эти потребности в продуктивном для общества и самих детей направлении. Поэтому потребности самореализации детей, в особенности детей репатриантов, либо подавляются в процессе пассивного времяпрепровождения, в том числе перед телевизором или компьютером, через наркоманию и алкого-лизм, либо удовлетворяются через асоциальную, а то и преступную деятельность. Это #8211; важнейшая причина роста наркомании и преступности среди подростков, особенно среди детей репатриантов.
Родители и педагоги очень нуждаются в критическом анализе создавшейся ситуации и освоении конкретного опыта новых и уже оправдавших себя технологий родительской и педагогической деятель-ности, причем в максимально доступной для них форме. Это должно стать главной задачей, совместно решаемой в творческом сотрудничестве родителей и педагогов с опорой не только на финансирование министерства просвещения, которого явно недостаточно, но прежде всего на создаваемые местные фонды, образованные из дополнительных средств родителей, предпринимателей, внешних инвесто-ров и местной власти.
Представляется, что приемлемой формой организации такого сотрудничества могут быть семей-ные клубы при детских садах и школах, которые, объединяя свои усилия и средства в микрорайонах, поселках и городах, создадут социальную обстановку, наиболее благоприятствующую созданию новых семей и развитию качественно новых семейных отношений, обеспечивающую оптимальные условия для воспитания и развития детей.
Особую роль в семейном клубе могут сыграть бабушки и дедушки. Многие из них сегодня страдают от растущего отчуждения внуков: нет общих интересов и забот, да и языковой барьер всё ощутимее разделяет их с дорогими чадами.
Кстати, о бабушках и дедушках. Согласно медицинской статистике во многих странах за сотни лет, продолжительность жизни и здоровье не только бабушек и дедушек, но и внуков выше в тех семьях, где совместно проживают все три поколения. Ведь если у пожилых людей много добрых забот, если они реализуют себя в любимых внуках, то у них и настроение выше, и чувствуют они себя моложе и здоровее. А огромные резервы любви и деятельной заботы бабушек и дедушек, которые лучше всего реализуются в совместной деятельности, так нужны сегодня нашим детям!
Вследствие роста жизненного уровня населения сегодня правилом становится раздельное прожи-вание взрослых детей и их родителей. Если при этом они живут недалеко друг от друга и постоянно общаются, раздельное проживание благотворно сказывается на улучшении их отношений, духовного и физического здоровья.
Семейные клубы при школах и детских садах (а также при любых клубных, творческих и общест-венных организациях) могут стать центрами активного общения детей и взрослых. Но именно в не-большом микрорайоне, включающем школу и несколько детских садов, вполне реально реализовывать программу гармонизации внутрисемейных и общинных отношений, которая бы включала в себя:
1. Организацию в рамках семейного клуба микрорайона системы ежемесячных семейных праздни-ков по классам школы и группам детских садов, начиная с младших и постепенно вовлекая в их подго-товку детей старших возрастов. На этих праздниках ребята демонстрировали бы свои достижения в учебе и другой деятельности, знакомили бы своих товарищей с наиболее яркими эпизодами из жизни своих родителей, дедушек и бабушек. К этим же праздникам совместными усилиями детей и взрослых готовились бы литературно-музыкальные, конкурсные и танцевально-игровые программы на иврите и русском языке, чтобы в увлекательной и доступной форме вовлекать всех участников в активное об-щение, снимать языковые барьеры.
2. На основе общей заинтересованности в подготовке семейных праздников и сближения жителей микрорайона #8211; создание Фонда сотрудничества и взаимопомощи, который стал бы и материальной ос-новой стимулирования повышения качества воспитания и образования для каждого ребенка, незави-симо от материального положения в семьях. Сегодня это особенно актуально в связи с серьезными со-кращениями государственных ассигнований на образование в Израиле. На основе этого фонда с ис-пользованием помещений и материальной базы школы и детских садов микрорайона целесообразно организовывать различные факультативы, кружки и студии для детей и взрослых.
3. Организация регулярных занятий по изучению иврита взрослыми и детьми по наиболее эффек-тивным системам обучения с комплектацией групп по уровням, возможностям и интересам, организа-цией практики активного общения на иврите среди взрослых с привлечением подростков, подготовлен-ных в качестве помощников преподавателей и руководителей такого общения.
4. С помощью психологов помочь каждому ребенку определить направленность и распределение его способностей и интересов и, расширяя спектр общественно-полезной деятельности детей и подро-стков, содействовать их активной самореализации. Чтобы каждый из них чувствовал радость достиже-ний и избавлялся от отрицательных комплексов, снималась внутренняя напряженность и, как следст-вие, устранялась основа подростковой наркомании и поисков асоциальной деятельности.
5. В условиях экономического кризиса и растущей безработицы, особенно больно бьющей по семь-ям новых репатриантов, создание при Совете микрорайона общественной комиссии по трудоустройст-ву жителей микрорайона, которая бы действовала через государственную и частные службы трудоуст-ройства с налаживанием постоянных связей с работодателями. Такие комиссии с помощью городского Центра профориентации и профподготовки могли бы более обоснованно подбирать для жителей мик-рорайона соответствующие рабочие места и налаживать отношения взаимной заинтересованности и ответственности работодателей и работников, снимать возникающие противоречия и конфликты.
6. Трудоустройство подростков, не посещающих школу, и организация их общественно-полезной и досуговой деятельности.
7. Организация соревнования между детьми многоквартирных домов и кварталов коттеджей за улучшение чистоты и благоустройства.
8. Развертывание благотворительной деятельности в микрорайоне, помощь больным, инвалидам и престарелым. Сегодня это особенно актуально в условиях сокращения государственных ассигнований на социальное обеспечение и растущего отчуждения между людьми, особенно опасного в среде детей и подростков.
9. Создание методического уголка учебно-воспитательной работы для воспитателей детских садов, учителей школ и родителей с приобретением соответствующей литературы и материалов, в том числе и за рубежом. Совершенствование в кооперации с соответствующими центрами Министерства про-свещения и городским отделом народного образования, психологической службой, другими семейны-ми клубами системы постоянного повышения квалификации воспитателей и учителей, семинаров для родителей.
Попытки заинтересовать и практически организовать эту работу в школах и частных детских садах Израиля пока успеха не принесли #8211; вследствие незаинтересованности и перегруженности текущими проблемами руководителей этих учреждений. Думается, что одна из возможностей
начать эту работу (прежде всего в клубных ее формах) через существующие объединения пожилых людей #8211; клубы вете-ранов и пенсионеров, общежития пожилых людей (laquo;хостелиraquo; и laquo;микбацей-диюрыraquo;). Именно они, по-жалуй, наиболее страдают от отчужденности
детей и внуков, наиболее заинтересованы в практиче-ском изменении положения, и у них сегодня наибольшие резервы свободного времени и нереализо-ванной социальной и профессиональной активности. Организуя у себя литературно-музыкальные гос-тиные, дискуссионные клубы на высоком уровне, вечера активного общения, интересного не только для них самих, но и для их детей и внуков, эти важнейшие формы общинной самоорганизации посте-пенно могут и должны стать важнейшей составляющей учебно-воспитательной деятельности каждого детского сада, каждой школы, в каждом микрорайоне.
Составлено по материалам аналитической записки Владимира Леви (г.Москва, Россия), сообщений Михаэля Дорфмана и Ольги Филаретовой из ассоциации laquo;Ла Мерхавraquo; (laquo;На просторraquo;), (г. Беэр-Шева, Израиль), и на основе других материалов.



  Виктор Глезер Sat 12-Mar-2005 12:46:48  
   г. Бат-Ям, Израиль  

Думаю, путь решения поднятых Вами проблем - формирование общинных отношений через создание семейных клубов при группах детских садов и классах школы, имеющих свои фонды и координирующих деятельность в рамках микрорайона (школа и 2-3 детских сада). Постепенно возникает новая социально-педагогическая ситуация, которая помогает решать проблемы социализации и самореализации.
С уважением, Виктор Глезер.



  И.В.Макаров Fri 20-Feb-2004 22:41:44  
   Новосибирск  

Статья вызывает ощущение незавершенности.Как буд-то начали писать книгу и закончили сразу после вводной части. Проблема
поднятая автором
весьма актуальна, т.к.коллективное воспитание
в современных условиях действительно очень эффективный способ воздействия на подростков. Работая в системе дополнительного образования, занимаясь детским туризмом, прихожу к выводу что воспитание коллектива, и в последующем -коллективное воспитание
играет важную роль как в организации туристской группы в походе, так и в существовании туристского коллектива вне похода.Желаю автору продолжить эту
тему, если конечно в нынешнем положении это возможно. Всего доброго и творческих успехов.



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2002—2006.

  Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100