Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ
Агентство педагогических приключенийАгентство педагогических приключений

Многие педагоги находятся в состоянии поиска новых форм сосуществования взрослых и детей, адекватных ребенку вообще и подростку в частности. Форм совместного существования, отвечающих потребностям подростков в романтике, в преодолении трудностей, в сообществе своих, в свободе, в возможности ощутить себя взрослым, сильным.

Так появляется множество мест, где взрослые помогают ребенку строить собственный мир и состояться в этом мире, стать в нем хозяином хоть на какое-то время. Для взрослого, работающего с подростками, это тоже становится незабываемым приключением.

Собирая информацию о сообществах взрослых и ребят, попробуем начать составлять подробную карту возможных "маршрутов путешествий" подростков, что увеличит возможности каждого из нас, позволит обмениваться опытом и идеями при проведении "путешествий". Так, общими усилиями, у нас. быть может, и появится настоящее АГЕНТСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ...




Мария Станиславовна РУЗИНА

С.-Петербург, преподаватель Института практической психологии "ИМАТОН"

Отчет составили: Надежда Мухина, Екатерина Хоботова, Артем Аксенчук, Максим Давыдов, Александр Гриневич, Виктор Бондаренко, Мария Попова

Простые открытия

Интересно, какие будут у них лица - у тех, кто в начале будущего лета распечатает зеленую бутылку, достанет свернутый в трубочку листок и прочтет:

"Люди, вы выбрали психологию - поздравляем и сочувствуем. Если вы думаете, что вы будете здесь только развлекаться, то вы глубоко ошибаетесь. Конечно, вы не обойдетесь без разнообразных тестов и психологических игр, но чаще вам придется хорошенько поломать голову над разными логическими заданиями и писать уйму всякой теории. Но если вы думаете, что это не очень серьезно, а мы тоже сначала думали так, то вы разочаруетесь. Все достаточно серьезно, но и не менее увлекательно. От занятий психологией вы получите еще начальные навыки выживания в экстремальных условиях. А именно: когда в вашем коробке одна спичка из трех, дождь вот-вот начнется, а тент еще не натянут, учитывая то, что вы не имеете права общаться с помощью слов, что остается? Собраться всем вместе, сосредоточиться и работать одной слаженной группой, четко распределив функции. Это называется teambuilding - создание команды.

А еще у вас есть шанс заглянуть в будущее, увидеть себя лет через 10, а может, и больше.

Ну, что?

Не расхотелось?

Тогда в путь!!!!!!!!!!"

Адресовано послание "потомкам-психологам" - тем, кто будущим летом выберет секцию психологии в комплексной экспедиции "Непоседа".

Но все по порядку. О геологе Михаиле Федоровиче Карчевском и о созданном им уникальном лагере, где ведомые кураторами-учеными подростки занимаются исследованиями в различных областях наук, готовят итоговые отчеты, порой весьма серьезные, я слышала неоднократно. От юных участников экспедиций - как сурова и весела палаточная жизнь начинающего исследователя, и как хочется поехать снова. От их родителей - как дети, не имеющие иных интересов, кроме компьютерных игр и телевизора, меняются после двухнедельного пребывания в лагере. От школьных учителей - как старшеклассники, казалось бы, совершенно бесперспективные в плане поступления в вуз, внезапно обретают некую "точку сборки", начинают целенаправленно готовиться и поступают на выбранную специальность.

Я преподаю в Институте практической психологии "ИМАТОН", веду тренинги. И была действительно обрадована предложением во время отпуска поработать в лагере.

К тихому берегу Вуоксы причалил катер. Старенькие палатки, семьдесят школьников от 12 до 18 лет - из городских и областных школ, из детского дома, из престижных гимназий. Преподаватели - сам великий и ужасный Карчевский, обожаемый детьми, академические и университетские ученые, веселые аспиранты…

В первый же вечер основатель лагеря разделил подростков на бригады, были тщательно перетасованы возрастные и "сословные" различия. Следующим утром первая бригада уже взяла на свои плечи груз забот о дровах и хлебе насущном (в первые дни смены приходится мириться с тем, что еда малосъедобна), и этим же утром начались первые лекции. Каждый преподаватель в течение двух часов рассказывал самое важное о своей дисциплине, дети внимали… с разной степенью интереса. Два дня длились презентации, наконец, были розданы бумажные листы, и каждый вписывал себя в понравившуюся секцию.

Наступила рабочая декада. После завтрака новоиспеченные археологи уходили очищать от мха валуны, искать новые наскальные рисунки (да, на Вуоксе действительно обнаружены самые настоящие петроглифы), геологи - мыть шлихи, гидрохимики и лимнологи-озероведы уплывали на лодках по озеру.

Моя группа рассаживалась на бревнах и пеньках у самой воды или же мы уходили на лесную поляну. Чем занимались? Совсем немного теории, короткий рассказ по теме дня, и сразу - практика. От психогимнастики, от первых попыток внимательно слушать и слышать друг друга и мир вокруг себя - до тренинга поведения в экстремальных ситуациях. Работали в парах и в группе, и так увлеченно, такими сложными вопросами задавались, что порой казалось - студентам могут дать фору.

Когда настало время отчетов, мы договорились с ребятами, что темы могут быть абсолютно любые, не приветствуется только реферирование. Кто-то писал индивидуальные отчеты, кто-то объединялся в пары. Есть и групповой отчет нашей секции со второй смены, смены гораздо более сложной. Преподавателей и предлагаемых предметов стало гораздо больше, появились ботаника, натурфилософия и даже класс игры на гитаре. Многие из подростков совмещали две и даже три секции, при этом едва успевая искупаться и сбегать в лес за ягодами. Впрочем, порой наша группа бродила по лесу и в процессе занятий. Все же времени для работы было немного, лишь один день, тренинговый, мы провели вместе полностью, и я сказала, что отчет в этом случае необязателен. Однако он был написан, в виде репортажа. Ребята поделились отрывками из своих дневников и взяли друг у друга интервью.

Наверное отрывки из этих отчетов смогут рассказать вам больше о том, что происходило с ребятами.

Что остается добавить мне? Что в каждой секции подростки занимались с растущим день ото дня увлечением, и это было очень заметно. К концу смены даже самые оголтелые лентяи прилежно склонялись над отчетами. Что по вечерам конкурсы, соревнования и капустники сменяли друг друга. Что было немало проблем в отношениях между детьми и даже между взрослыми, но главное - они разрешались. Что такой лагерь обязательно должен существовать и дальше, для этого просто необходима спонсорская поддержка. И что на всякий случай я оставляю свой электронный адрес: utro@yandex.ru

Пусть каждый непоседа сможет сам выбрать свой путь!

 

День молчания - день понимания (отчет секции психологии)

12 июля 2002 г. в 11.45 мы, ребята в возрасте 12-16 лет, под руководством психолога Рузиной М.С. отправились на моторке на небольшой остров посреди залива Углового для полного 7-часового молчания и погружения в себя. Задача: совершить вместе некоторую работу (поставить тент, развести костер, сделать обед и т.д. - наладить быт), построить взаимоотношения без слов, ответить на свои внутренние вопросы. Впечатления, чувства, эмоции и мысли участников этого испытания мы изложим ниже в виде дневника - отрывков из дневников всех участников.

"12.00. Прибытие на остров. Мы ищем место для стоянки, где можно было бы развести костер. Пока все молчат, переговариваются звуками и жестами. Мы договорились заранее, что если кто-то проговорится, ставит себе на руке крестик. Пока руки чисты у всех".

"12.25. Мы уже поставили тент! Даже не ожидали, что сможем сделать это так быстро".

"13.10. Наконец развели костер. Это неудивительно, если учесть экстремальные условия, в которые мы попали. М.С. достала коробок, открыла - там лежали четыре спички - зажгла спичку, прикурила, а потом отдала коробок нам! Там оставалось 3 спички. Это слегка накалило обстановку. Со второй спички огонь заколыхался".

"13.15. Как странно молчать… но как интересно! Выдержу или нет?! Еще 6 часов молчания. Хочется заклеить рот скотчем, но нельзя (и к тому же его нет). Пытаюсь держать палку в зубах, чтоб не проговориться".

"14.00. Самое приятное занятие было чистить овощи в суп. Я понял, что суп был очень вкусный, после того, как съел добавку, так как первую порцию я пролил".

"14.15. Сейчас я сижу на камне и наслаждаюсь тишиной. Первое, что можно заметить - каждый находится наедине с собой. В данный момент нет людей, которые разговаривали бы мимикой или с помощью рук".

"14.20. Мне нравится смотреть в глаза человеку и понимать, что он думает, но больше всего мне нравится не понимать, т.к. человек судорожно начинает объяснять, а когда не получается - со злостью машет руками и жестами посылает в пятую точку".

"14.30. Все очень хотят, чтобы я открыл пакет с сухарями, но я буду отбиваться до последней конфеты. Очень приятно быть бароном, когда вассалы смотрят в рот".

"14.40. Почему-то хочется петь песню Шевчука "Птица":

Судьба и молитва менялись местами,
Молчал мой любимый, с ним крестное знамя.
Лицо его светом едва освещалось...
Простила ему, я ему все прощала".

"15.00. В воде целая стайка мальков, их преследуют шесть или восемь щук. Была бы сеть - всех бы поймал!!".

"15.20. Раздражает мычание отдельных людей! Говорить не хочется, т.к. монолог у меня в голове идет постоянно. Мысли, мысли, мысли… Все это напоминает поход, когда гребешь или идешь с рюкзаком, ни с кем не говоришь, мысли затопляют голову и ты в них тонешь…".

"16.00. Может быть, это и есть счастье? Молчание действительно золото. Ведь понятны без слов все эмоции, чувства, настроения. Слова не нужны, чтобы выразить любовь, нежность, счастье. А что еще нужно в этом мире?".

"16.30. Молчание - единение с природой! Когда молчишь, слушаешь ветер, воду, огонь и землю. Слушаешь и слышишь! Как жаль, что нельзя рассказать другим.

Что такое молчание? Это можно понять только самому…".

"17.00. Очень хочется раздеться. Почему - не знаю".

"17.20. Чувствую усталость. Время течет очень медленно, т.к. настроение у меня обычно меняется через 1 час или 40 минут, но никак не через 10 минут. Сейчас безумно хочу в небо. Взлететь как можно выше, купаться в облаках, жить, чувствовать любовь".

"17.30. Почему никто не может понять этого счастья? Из всей группы поняло человека три. Сейчас уже не важно, сколько у тебя крестиков. Важно - понял ты природу или нет?! Чтобы понять природу, не нужно долго думать. Просто нужно чаще молчать и слушать ее. Она расскажет все сама…".

"17.45. Мы совершили древний обряд индейцев "посвящение в воины". Все участники группы встали вокруг костра, вытянув вперед прямые руки, на которых лежали ветки. Обряд заключается в том, что люди стоят в кругу лицом друг к другу и обмениваются силой. Здесь встречается и соперничество, и взаимопомощь. Если человек опускает руки, он выходит из круга и больше не участвует в обряде. Обряд заканчивается, когда последний человек опускает руки. Некоторые люди опустили руки добровольно после 5 минут обряда, остальные пытались держаться до конца сил. Так продолжалось, пока не осталось два человека, стоявших напротив друг друга, девочка и мальчик. Время перевалило за 15 минут, они начали уставать. На кончиках пальцев появился пот. Наконец, девушка уступила. Наш чемпион простоял 20 минут".

"18.30. К нам приехали гости, ребята из нашего лагеря. Видимо, чтобы посмеяться над нами и разговорить нас. Получилось, что мы посмеялись над ними, а потом и вместе с ними. Мы приняли их радушно, угостили чаем, не проронив ни слова. В конце концов, они тоже начали "разговаривать" жестами! Нам было очень весело! Они не выдержали и вскоре уехали".

"18.55. Последние минуты пребывания на острове. Не хочется уезжать, и самое интересное - почти совсем не хочется говорить".

 

Впечатления участников тренинга на следующий день, 13 июля 2002 г.

Виктор, 14 лет: Приехал проверить себя и ответить на пару вопросов, а вернулся отдохнувшим, с приливом новых сил, но немного разочарованным в себе из-за того, что не выдержал полного 7-часового молчания.

Артем, 13 лет: Я поехал на остров побыть в тишине. Еще надеялся ответить на вопросы, на которые раньше ответить не мог. И то, чего я ждал, произошло. Я удовлетворен.

Саша, 16 лет: Я поехал на остров, чтобы посмотреть, что это такое, подумать над тем, как я общаюсь с ребятами, извлечь из этого хороший урок. Я доволен и теперь знаю, что у меня все получится.

Катя, 16 лет: Я отправилась туда, имея длительный конфликт с одним человеком, членом нашей секции. Надеялась, что конфликт разрешится. Мы вернулись на материк уже без взаимных обид. А если смотреть шире - я вернулась сюда с новым взглядом на жизнь.

Макс, 15 лет: Я отправился туда узнать, что такое риск. И узнал… когда свалился с березы, на которую залез, и сильно ободрал руку. А могло быть и хуже. А по делу: все приходилось делать самим в полуэкстремальных условиях. Понял, что все зависит от каждого члена группы и согласованности. Я был основным работником при установке тента, Саня - собрал большую часть дров, а очаг вообще собирали все вместе очень быстро, отлично понимая друг друга. Проблем почти не было. А вот когда совместных дел не было, было гораздо труднее. Поэтому я сорвался и произнес несколько слов.

Теперь я еще понял, что не стоит искать пустого риска.

Надежда, 14 лет: Я поехала на остров очень волнуясь, т.к. считала это очень серьезным испытанием. Там я очень многое поняла: о жизни, о любви, о человеке. Совершая древний обряд, я простояла 19 минут. Это был, наверное, самый духовный момент в моей жизни. Когда мы остались вдвоем с Максом, я чувствовала как мы обменивались силами, которых мне чуть-чуть не хватило. Вернулась я уставшей, довольной и с сильным желанием когда-нибудь пройти это испытание еще раз.

Маша, 12 лет: Я ехала на остров, чтобы разрешить внутренние конфликты. Не полностью, но это получилось. Будто в магнитофоне нажали клавишу "пауза", и я получила возможность остановиться и подумать. И еще: совершенно неожиданно для себя я стала меньше ругаться матом. Наверное, стала ценить речь, ценить то, что человек имеет такую возможность - разговаривать.


Для печати   |     |   Обсудить на форуме



Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: Семью семь
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2002—2006.

  Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100