Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ
НадстройкаНадстройка

Сфера управленческих идей и решений - вроде бы не основная для подростковой темы, скорее выглядящая этакой дополнительной пристройкой или (если угодно) НАДСТРОЙКОЙ к ней.




Виктор ГРОМОВОЙ,

г. Кировоград, Украина,
директор гимназии им. Т.Г.Шевченко

Прекратить бояться власть

Бывают встречи, которые заряжают энаргией, которые дают импульс совершить то, о чем мечтал, к чему делал прежде отдельные шаги, но чего-то не хватало для решительности и завершенности в действиях. Для меня таким "моментом истины" стал доклад Экс-Президента Ирландии, Верховного комиссара ООН по правам человека Мэри Робинсон на III съезде Всемирной конфедерации директоров школ в Бостоне (США). о времени ее выступления прошло три года, но все еще вдохновляют к работе ее слова про "великую миссию" директоров школ создать в "нашем глобальном селе" всемирную сеть гражданского образования. Сеть, которая давала бы детям знания про мир, где они живут, про людей, с которыми они делят этот мир, развивала взаимопонимание и уважение к другим?

Учительница, ставшая Президентом и Верховным комиссаром, Мэри Робинсон сформулировала принципы, на которых должна базироваться современная система гражданского образования в любой цивилизованной стране.

1). Ее ведущей идеей и основным содержанием должны быть идея прав человека, ибо "ни одна идея ХХ века не несла такой надежды ? Этот идеал сейчас обозначает всемирную культуру и составную часть мира следующего столетия, основанного на ценностях достоинства каждого человека, ценностях свободы, справедливости и мира".

2) "Образование, посвященное правам человека, не должно быть отдельным предметом в школе. Оно обязано пронизывать весь образовательный процесс; например, учить справедливости должен каждый учитель на любом предмете".

3) "Начинать такое обучение необходимо с того, что мы знаем, и что к нам ближе".

4) "Эффективное обучение, посвященное правам человека, охране окружающей среды, вопросам мира и гражданскому образованию, возможно только тогда, когда у учеников вырабатываются навыки критического анализа информации, умения оценить разные точки зрения, сформулировать собственную мысль, способность оценить возможность тех или других действий? Таким образом, это должно быть образование, направленное на развитие воображения, надежд и ценностей, а не сухое цитирование деклараций".

Эти принципы задают направление поиска ответов на простые вопросы, встающие перед учителем в любой стране мира: На что обращать внимание? Как организовать обучение? С чего начать? Как эффективно преподавать?

Конечно, реализация этих принципов в условиях посттоталитарной Украины усложняется множеством факторов, когда ученики наблюдают разительный контраст между официальными декларациями Конституции Украины, международных актов по правам человека - и неутешительными реалиями нашей жизни. Но это определяет не только трудности ведения гражданского образования, но и особую нужду в нем именно здесь и сейчас.

Все, кто всерьез включается в дело гражданского образования, невольно превращаются в участников сопротивления массовым нарушениям прав человека, профанации идеалов демократии и национального возрождения.

Даже если мы не можем изменить современность, мы можем изменить завтрашний день Украины, противодействуя утверждению в нашей стране модели "манипулятивной демократии", при которой все демократические институты будто бы есть, но реально общественность не может влиять на власть, так как сама раздавлена манипулятивными инструментами влияния.

Но высокая миссия пробуждения гражданского общества станет реальностью только тогда, когда мы к четырем общим принципам Мэри Робинсон добавим еще один, крайне актуальный для стран с "манипулятивной демократией": прекратить бояться власти! Новое поколение с "молоком матери" должно вбирать в себя стойкость к экспансии власти, понимание того, что следует считаться с властью, уважать ее (если, конечно, она дает для этого основания), остерегаться власти, но ни в коем случае не бояться. Этот принцип может быть реализован только путем прививания ученикам чувства самоуважения и собственного достоинства, желания защищать свои права и умения добиваться их уважения от власть имущих.


Для печати   |     |   Обсудить на форуме



Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: Сколько лет в пятилетке?
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2002—2006.

  Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100