Оглавление раздела
No 3 2003 год

Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

В основе одной из самых удивительных и действенных педагогических сетей с многолетней биографией лежат вовсе не педагогические увлечения единомышленников, а скорее общая беда, объединяющая очень разных людей. Речь идет о сообществе родителей глухих детей, обучавшихся методике Леонгард. Методика создана более трех десятилетий назад нашим великим современником Эмилией Ивановной Леонгард. Она позволяет глухим и слабослышащим детям, если с ними своевременно начать грамотно заниматься, вполне полноценно и равноправно войти в мир нормальных людей. В основе этой системы лежит активное, трудоемкое соучастие родителей в жизни своих малышей, создающее им необходимую полноту эмоционально насыщенного общения.

Оксана Лукаш и др.

Автор и руководитель программы - Эмилия Ивановна Леонгард,
г. Москва, ведущий научный сотрудник Центра "Дошкольное детство" им. А.В.Запорожца, президент "Центра Леонгард по обучению и социокультурной реабилитации глухих и слабослышащих детей", кандидат педагогических наук, автор книг "Я не хочу молчать", "Всегда вместе", "Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье"

Жить в мире звуков

В советское время личные контакты родителей, выходивших на Эмилию Ивановну и ее последователей, были практически единственным способом добраться до возможности помочь своим детям. Ведь метод Леонгард не допускался в официальные структуры: он подрывал авторитет огромной социальной машины "по переработке глухих" - тысяч сурдопедагогов, сотен интернатов, диагностических служб, методистов жестовой речи... За тридцать лет развития "леонгардистского" опыта стали очевидными многие неожиданные закономерности. Дети, в которых вкладывалось столь много души и сил, развивались заметно успешнее своих обычных сверстников, а их родители, окунувшись на дно семейного горя, через несколько лет обретали совершенно новые радости в жизни - ибо те творческие усилия, которые от них требовала жизнь с детьми "по Леонгард", открывали для них и совершенно новый взгляд на собственные возможности, цели и интересы. По системе "Формирование и развитие речевого слуха и речевого общения" воспитываются и обучаются дети, проживающие в более чем 150 городах, поселках, деревнях... Постепенно педагоги-последователи Леонгард все-таки проникали в разные официальные учреждения, и сегодня "леонгардистскими" можно назвать около четырех десятков разного рода больших, малых и средних организаций - медицинских, педагогических, социальных... В некоторых случаях они вырастали из родительских ассоциаций (как, например, знаменитый нижегородский Центр "НОРДИС"), в некоторых - "осваивались" в существующих. Так складываются узлы новой сети - уже не только межличностной, но и организационной. Понятно, что их возникновение зависело не от их типа, а от появления в том или ином месте увлеченных и грамотных специалистов и организаторов. Где-то это детские сады, где-то родительские ассоциации, где-то кабинеты в консультативных поликлиниках; в Новороссийске - школа, в Ульяновске - сурдореабилитационный центр, в Ставрополе - интернат, в Набережных Челнах - медико-педагогический центр... Мы заглянули в поисковые системы Интернета на фамилию "Леонгард" - и вот несколько фрагментов материалов с разных сайтов, попавшихся нам на глаза.

О чем речь?

"Центр Леонгард по обучению и социокультурной реабилитации глухих и слабослышащих детей" действует в Москве с 1997 года. Деятельность Центра основывается на авторской Системе Э.И.Леонгард и ее коллег "Формирование и развитие речевого слуха и речевого общения у детей с нарушением слуха", существующей с 1966 г. Дети с нарушенным слухом, которые обучались по методике Леонгард, могут свободно и самостоятельно общаться без помощи переводчиков жестового языка. Неслышащие дети раскованны, имеют достаточно высокий образовательный уровень: тысячи из них обучаются в одних школах со слышащими, сотни - в техникумах и вузах. Воспитанники Леонгард не относятся к себе как к инвалидам и активно включаются в общество.

При использовании данной системы дети живут в семье, родители активно участвуют в их реабилитации. Одновременно происходит и реабилитация родителей: они овладевают методикой работы с собственными детьми, учатся нормальному повседневному общению с ними, становятся их друзьями и партнерами. Благодаря этому семья выходит из состояния депрессии, в котором она, как правило, пребывает после обнаружения у ребенка дефекта слуха. Родители уже не допускают мысли о том, чтобы отдать ребенка в специнтернат, где обучается подавляющее число детей-инвалидов по слуху в России.

Систему отличает уникальный подход к развитию у глухих и слабослышащих детей остатков слуха, слухового восприятия на основе раннего двустороннего слухопротезирования и многолетней работы специалистов и родителей по специальной методике.


 

Из вкладки "Здоровье - стиль жизни" в газете "Детский сад со всех сторон"

Тайный выбор для родителей

За несколько десятилетий по методике Леонгард успешно воспитаны тысячи людей. И сегодня в полутора десятках сурдоцентров страны родителей, пришедших со своей бедой, встретят примерно таким рассказом: "Поскорее подберите и настройте с врачом подходящий слуховой аппарат, занимайтесь с ребенком так-то и так-то, чем раньше вы начнете заниматься, тем лучше натренируются остатки его слуха и естественнее будет его развитие. С такой-то периодичностью приходите на консультации, мы вам поможем и всему научим, но главное зависит от вас. Он должен расти в семье как нормальный ребенок, только среда общения нужна еще более насыщенная. В школе ему лучше будет учиться в спецклассе (если получится такой собрать) с нашим педагогом. Но при необходимости сможет учиться и в обычном. Вероятно, в обучении ему потребуется год форы, ему придется жить со слуховым аппаратиком, но в остальном у вас будет совершенно нормальный и замечательный сын".

В большинстве других мест родителям глухих малышей (а зачастую не только глухих, но и слабослышащих) с готовностью сообщат: "Что поделаешь... До трех лет ничего не предпринимайте, потом придется с ребенком попрощаться, отдадите его в интернат, в спецсаду и спецшколе он проживет до восемнадцати лет, его обучат жестовой речи, паре профессий... Но это уже вас будет мало касаться".

Дело в том, что у тех, кого принято называть глухими, почти всегда сохраняются остатки слуха. И с тех пор, как изобретены слуховые аппараты (совершенствующиеся год за годом) с глухими в каком-то смысле дело обстоит так же, как и со слабовидящими: им можно предложить очки, а можно приучать обходиться без зрения. А что если бы людям с ослабленным зрением с детства надевали повязку на глаза, вручали тросточку в руки и старательно обучали шрифту Брайля? Но есть и одно принципиальное отличие.

Очки - условие необходимое и достаточное, а слуховой аппарат - только необходимое. Требуется еще и многолетняя тренировка тех самых остатков слуха - и чем раньше она начнется, тем благополучней будет результат.

И главное: такая тренировка не может носить механический характер - но только осмысленный, живой, формирующийся вместе с налаживанием полноценных человеческих отношений. Проблемы глухих детей - на девять десятых не медицинские, а педагогические.


 

Оксана Лукаш

газета "Костанай", Республика Казахстан

Характерное начало. Как и тридцать лет тому назад

...Еще одной организацией, родившейся по инициативе костанайских матерей, в нашем городе стало больше. Это детский центр абилитации детей с нарушением слуха. Так уж сложилось, что, не дожидаясь действенных мер со стороны государства, женщины-матери объединяются в ассоциации. В Костанае таких женских организаций, "спасающих" детей от СПИДа и диабета, помогающих решать проблемы бедности и безработицы, несколько. Цель у всех одна - помочь своим собственным детям (как правило, это дети-инвалиды) не чувствовать себя изгоями в обществе и поделиться житейским опытом с родителями, столкнувшимися с аналогичными трудностями.

Сами члены объединений привыкли называть себя товарищами по несчастью. Несчастье, которое в очередной раз собрало матерей детей-инвалидов вместе, зовется глухотой. И оно сродни оптимистической трагедии: разум отказывается верить в то, что любимое дитя потопает крохотными ножками в страну глухих, о коей его слышащие родители имеют смутное представление. По рассказам пап и мам глухих ребятишек, им часто слышится, как ребенок произносит слово "мама", которое на самом деле они никогда не слышали наяву. И, конечно же, все без исключения родители ждут исцеления.

- Чудо вполне реально, нужно только познакомиться с уникальной методикой Эмилии Леонгард, - говорит председатель Костанайского общественного объединения "Детский центр абилитации детей с нарушением слуха" Гульнара Биржанова, сама мама девочки-инвалида. Собственно, это желание обучать костанайских детей-инвалидов по данной программе и стало поводом к открытию нашего объединения. Объединение Биржановой, пытающееся привлечь внимание к чудо-методике, пока единственное в Казахстане, как это ни покажется странным. Хотя леонгардовские школы уже свыше десятка лет успешно работают в соседнем Челябинске, Нижнем Новгороде, Москве. Гульнара Биржанова говорит, что открыть свой абилитационный центр заставило личное горе - рождение дочери, у которой в четыре года врачи обнаружили двухстороннюю сенсорно-невральную тугоухость. Маленькая Аида ничего не слышит, спасают лишь специальные слуховые аппараты. Кстати, как одна из форм улучшения слуха, современнные слуховые аппараты необходимы каждому слабослышащему ребенку. И это тоже задача абилитационного объединения - сформировать родительское мнение на предмет нужности этих аппаратов маленьким инвалидам.


 

Иосиф Гарцман

Израиль

"Леонгардята": глухие из мира слышащих

В России меня обучали по методике Эмилии Ивановны Леонгард. Её, как и кибернетиков, когда-то пытались объявить лжеучёной. Мой отец тесно сотрудничал с ней, и ему удалось многое сделать для признания её метода. Я был из первой группы обучаемых, а теперь в России подрастает уже третье поколение таких, как я. Но метод Леонгард при высочайшей его эффективности не нашел широкого применения из-за огромной трудоемкости. Эмилия Ивановна уже очень немолодой и больной человек, живёт в Москве.

Тех, кто у неё учился, не очень много. Нас так и называют - "леонгардята".

В России было запрещено учиться в общеобразовательной школе тем, кто по медицинским показаниям имел серьезные отклонения. Таких, как я, не записывали в обычные школы: гороно не позволяло. "Им нужен щадящий режим. Они учатся пятнадцать лет, а не десять, как все остальные. Им нужен специальный переводчик, а в штате школ нет ни логопеда, ни переводчиков. Дети неполноценны, но государство о них заботится. Для них есть спецшколы. Чем они вам не нравятся? Что вас не устраивает в советской школе?" - такие примерно речи велись тогда. А суть метода Леонгард именно в том и состоит, что глухих детей по мере сил своевременно обеспечивают недостающей информацией, и мозг у них развивается, как и у всех остальных людей.


 

Фарида Абузаровна Чухалдина

Набережные Челны
директор Медико-педагогического центра для детей с патологией органов слуха, , 423814, ул. Ахметшина, 105.

"Узлы" следующей эпохи

В нашем городе около 10 тысяч взрослого населения и 500 детей от 2-х до 16 лет страдают различными степенями потери слуха. Сложна не только сама проблема, но и атмосфера ее разрешения, поскольку десятилетиями складывалась концепция деятельности большинства специальных учреждений, традиционно считающих, что глухие дети могут овладеть только особой формой общения - жестовой речью.

Центр по реабилитации детей и взрослых с патологией органов слуха открыт в Набережных Челнах в 1989 году на временных площадях.

Для полноценной реабилитации ребенка необходимо вмешательство на ранних этапах развития ребенка. Раннее вмешательство направлено на решение двух основных задач: раннее (в возрасте до трёх лет) выявление детей с патологией органов слуха; специализированная помощь детям-инвалидам по слуху и развивающее обучение с максимальным вовлечением в этот процесс родителей.

Каждому ребенку требуется обычно помощь нескольких специалистов. Наилучшим подходом специалистов считается такой, когда специалисты объединены в одну команду.

Мы понимаем, что такая система предполагает консолидированные усилия врачей женских консультаций, педиатров и терапевтов, педагогов и реабилитаторов, сотрудников служб планирования семьи, работников социальных служб. Это сложная и долговременная работа. Но шаг за шагом мы идем к этой цели. Насколько хватает сил, при первой возможности проводится работа с целью довести до сознания педиатров, руководителей детских поликлиник, общественности необходимости раннего выявления, воспитания профессиональной настороженности к возможным проблемам со слухом.

В будущем мы будем поэтапно внедрять концепцию активного выявления нарушений путем проверки всех детей с риском нарушения слуха.

Наиболее сложно организуемым направлением деятельности этой Системы является поворот общественного сознания в понимании нужд глухих. Это выражается во многом: и в постепенном воспитании у специалистов женских консультаций, микропедиатров, педиатров профессиональной, своевременной настороженности к состоянию слуха пациентов, в создании регистров риска.

Сердцем этой системы в Челнах является реабилитационный Центр с подготовленной интеллектуальной и материально-технической базой:

  • функционирующие детский сад и школа на 100 глухих и слабослышащих детей стационарного посещения, на 500 детей амбулаторно-консультативного посещения,
  • клиника на 26700 посещений в год, лаборатория, оснащенная диагностическим и сурдотехническим оборудованием.

Подход к воспитанию и обучению глухих и слабослышащих детей Медико-педагогического Центра имеет принципиальное отличие от традиционного подхода к обучению детей данной категории. В учебный план введены инновационные для данной категории детей предметы: фонетическая ритмика, корригирующая гимнастика, информатика, татарский язык, английский язык, индивидуальные реабилитаторские занятия по развитию слухового восприятия и формирования произношения, индивидуальные музыкальные занятия, декоративно-прикладное искусство, живопись. Особую значимость имеет то, что в Медико-педагогическом Центре глухие и слабослышащие дети содержатся вместе, что неприемлемо для традиционной методики.

 

Вся работа направлена на выявление способности детей самостоятельно ориентироваться в незнакомой ситуации с малознакомыми (незнакомыми) людьми, в умении самостоятельно выбирать речевые средства, необходимые для общения в ходе действий в новой ситуации для решения той или иной практической или мыслительной задачи.

Весь реабилитационный процесс максимально проходит среди слышащих сверстников, во время совместных мероприятий, на базе оздоровительного лагеря, где у Центра есть свой корпус, на занятиях живописи и рисунка в художественной школе.

Результативность Медико-педагогического Центра по реабилитации и обучению детей с патологией органов слуха проявляется:

  • в характерной для большинства детей способности к самостоятельному общению со слышащими, способности решать бытовые, социальные или внесемейные проблемы, душевной уравновешенности;
  • в продолжении обучения в школе;
  • в успешном выполнении экспериментальной программы под редакцией Э.И.Леонгард;
  • в сформированности потребности у большинства школьников самостоятельного вхождения в диалог;
  • в умении устанавливать речевое общение с знакомыми и незнакомыми;
  • в минимизации "шаркающего" эффекта в опорно-двигательных функциях организмов детей благодаря введению в учебный план коррегирующей гимнастики, хореографии, музыкальных занятий;
  • в изменении поведения, осознании собственной роли большинством родителей глухих детей, в становлении их как участников реабилитации детей, в избавлении от иждивенческих настроений.





Для печати   |     |   Обсудить на форуме



Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: Сколько дней в обычном году?
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  Валерия Fri 24-Jun-2011 21:00:57  
   Волгоград  

Несколько дней назад окончила с отличием Волгоградский Государственный Педагогический Университет с отличием. Работала ( совмещала с учебой) в специализированных учреждениях для детей с нарушенным слухом в нашем городе. Считаю, что в воспитательно-образовательном процессе в данных учреждениях необходимо многое изменить. Ко мне обращаются родители глухих детей за помощью - хочу оказывать ее квалифицированно. Очень хочется установить с Вами контакт и совместными усилиями помогать детям и семьям справляться с их нелегкой ситуацией. Буду благодарна, если Вы пришлете какую-либо контактную информацию.



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2002—2006.

Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100