Оглавление раздела
No 3 2003 год

Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ
Сельские сети

Игорь Реморенко

Красноярск

Между крайностями крайностями. Несколько вариантов

Становится очевидным, что реформу сельской школы сопровождают две крайности.

Первая из них - ликвидация слишком дорогих образовательных учреждений. Дороговизна определяется не как большая доля финансирования во всем муниципальном бюджете, а как общий бюджет школы в расчете на одного ученика. Логика очевидна: с ликвидацией школы исчезает проблема ее стоимости, правда, и село порой тоже перестает существовать.

Есть и альтернативный, прямо противоположный вариант - школоцентризм. Школа для жителей села становится одновременно и клубом, и фельдшерским пунктом, и местом, где находится кабинет участкового милиционера; бывает, что и почтой и пр. Тем самым миссия школы совершенно иная: быть не только образовательным, но и культурным, и социальным центром на селе. Именно на этом отрезке - от полного уничтожения до всеобщего доминирования начинают складываться новые варианты реформирования сельского образования.

Идея значимости не столько доминирования одной школы над своими филиалами, сколько сохранения и равноправного взаимодействия нескольких образовательных учреждений, появилась недавно в связи с обсуждением проблематики профильного образования. Была сформулирована проблема: "Каким образом на селе однокомплектная школа, имеющая только один 10 или 11 класс, сможет организовать предоставление учащимся нескольких профилей?"

Появилась интересная находка в Краснодарском крае.

Андрей Остапенко, докторант Шуйского педагогического института, вместе со своими экспериментальными школами стал развивать модель разновозрастных отрядов. В однокомплектной школе 9-10 и 11 классы объединяются и из их числа комплектуются разновозрастные учебные группы, в которых в логике учебного сотрудничества и происходит освоение детьми того или иного выбранного профиля. Понятно, что данная модель еще требует необходимого нормативно-правового оформления, описания логики проведения учебных занятий, механизмов формирования и изменения профилей на уровне одной школы и пр. Важно, что школа сможет в зависимости от своих собственных интересов и возможностей выбирать и строить те или иные типы профильного образования.

Другой ход непосредственно связан с взаимодействием нескольких, не слишком далеко находящихся друг от друга школ.

Идея такова: если одна школа обладает ценной особенностью, которой нет у других образовательных учреждений, но и какая-то другая школа имеет нечто привлекательное для остальных, эти образовательные учреждения могут объединяться и обмениваться ресурсами. Например, у одного образовательного учреждения - хороший стадион, но небогатая библиотека, а у другого сильный учитель физики, но не хватает учителей иностранного языка, в третьем хорошо развито эстетическое направление, но совершенно нет возможности предложить ученикам углубленное изучение естественных наук и пр. В этом случае такие школы (в том числе и учреждения профессионального образования) могут создавать и реализовывать общую сетевую образовательную программу, объединяющую уникальные программы каждого образовательного учреждения. Проблема будет состоять в том, как преодолеть бюджетные и иные препоны, связанные с невозможностью перераспределения финансирования и иных ресурсов от одних образовательных учреждений к другим. Однако она решаема. В качестве эксперимента в Красноярском крае на базе нескольких школ Шушенского и Балахтинского районов реализуется такая схема создания и реализации сетевой образовательной программы:

1. Сначала на уровне региона издается разъяснительное письмо о значимости и возможности сетевого взаимодействия в сфере образования. Это важно для того, чтобы главы районных администраций не боялись инициативности своих педагогов и чувствовали себя в авангарде перемен.

2. Образовательные учреждения - участники сетевого взаимодействия, согласовав с учредителем, заключают договор простого товарищества по осуществлению совместной деятельности (согласно Главе 55 Гражданского кодекса). В нем указывается, что образовательные учреждения консолидируют усилия в целях оказания более качественных современных образовательных услуг. Предусматривается процедура реализации договора, который начинает действовать тогда, когда на уровне муниципалитета будет принят бюджет. При этом в уставах школ согласно ст. 41 п.1 Закона РФ "Об образовании" фиксируется, что образовательные учреждения финансируются в соответствии с необходимостью реализации разработанных образовательных программ.

3. Разрабатываются образовательные программы школ с учетом договора простого товарищества. Теперь в программах легитимно предусматривается совместная деятельность (общие материальные ресурсы, переезды учителей, совместные детские и взрослые мероприятия, повышение квалификации и пр.).

4. Бюджеты образовательных программ школ, образующих в целом общую сетевую программу, обсуждаются и утверждаются депутатами на районном совете.

5. Создается некоммерческая организация, позволяющая группе образовательных учреждений привлекать дополнительные финансовые средства, иметь общий попечительский совет, органы самоуправления. В эту же организацию целесообразно привлекать попечителей, депутатов, бывших выпускников и всех тех, кто заинтересован в развитии сетевого образования.

 

Конечно, данная схема в силу казначейских норм финансового распределения не очень мобильна, ведь бюджет жестко утверждается депутатами и дальше лишь контролируется его выполнение. Однако при соответствующей заинтересованности и вовлеченности депутаты могут вносить необходимые корректировки и в течение всего финансового года. Важно и то, что данная модель может реализовываться не только в рамках профильного образования, но и в целом из соображений развития культурно-образовательных инициатив на селе.


Для печати   |     |   Обсудить на форуме



Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: Переведите с олбанского на русский слово аффтар
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2002—2006.

  Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100