Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ
Агентство педагогических приключенийАгентство педагогических приключений

Многие педагоги находятся в состоянии поиска новых форм сосуществования взрослых и детей, адекватных ребенку вообще и подростку в частности. Форм совместного существования, отвечающих потребностям подростков в романтике, в преодолении трудностей, в сообществе своих, в свободе, в возможности ощутить себя взрослым, сильным.

Так появляется множество мест, где взрослые помогают ребенку строить собственный мир и состояться в этом мире, стать в нем хозяином хоть на какое-то время. Для взрослого, работающего с подростками, это тоже становится незабываемым приключением.

Собирая информацию о сообществах взрослых и ребят, попробуем начать составлять подробную карту возможных "маршрутов путешествий" подростков, что увеличит возможности каждого из нас, позволит обмениваться опытом и идеями при проведении "путешествий". Так, общими усилиями, у нас. быть может, и появится настоящее АГЕНТСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ...




Елена Юрьевна СИЛАЕВА ы

Москва,
организатор "Школы Активной Радости" (объединения детей и взрослых "Круг") на базе Центра Образования "Царицыно" N_ 548 г. Москвы.

Круги взросления: ступенька за ступенькой


 
  

Выдержки из словаря:

Право голоса - не право голосовать (в "Круге" не бывает голосования, все решения принимаются путем прихода к согласию), а право требовать дальнейшего обсуждения в случае несогласия. Область применения права голоса расширяется с ростом ступени, а, следовательно, с ростом ответственности.
По вопросам, связанным со здоровьем и жизнью детей, окончательное решение имеют право принимать только педагогические сотрудники, причем, в случае расхождения мнений, руководитель Лагеря (в лагере), Сбора (на сборе), или сектора "Круга" (между сборами) имеет право единоличного решения.

Право высказывания - этим правом обладает каждый член "Круга", вне зависимости от возраста или ступени. Отличие Права высказывания от Права голоса состоит в том, что, хотя твое несогласие учитывается при обсуждении и приходе к согласию, оно все-таки может быть проигнорировано при принятии решения членами "Круга" высших ступеней. Это связано с тем, что на более высокой ступени человек обладает не только более серьезной ответственностью, но и большими знаниями, которые не всегда бывает возможно быстро донести до тех, кто пока меньше знает.

Постоянно действующее подразделение "Круга" - клуб, кружок, секция и др.

"ДС" - Дежурный Совершеннолетний: cовершеннолетний член "Круга", взявший на себя полную ответственность за "Круг" и его дела на один день Сбора или Лагеря, ведущий дня.

 

 

Идея "Круга" родилась на изломе времен, в конце застоя, из юношеской тревоги за своих будущих детей - как сохранить их души? Подумалось - а если объединиться с друзьями и воспитывать детей вместе, чтобы они росли, с одной стороны, в достаточно безопасном пространстве, а с другой - имели возможности получения разностороннего опыта?

В силу ряда причин такую компанию собрать не удалось. Но тревога за будущее моих детей привела меня, выпускницу МИФИ, в школу - вместе с сыном-первоклассником я вошла в "храм воспитания", как я наивно думала про школу тогда, в начале. Времена были интересные, "Учительская газета" переживала бурное время учителей-новаторов, появился термин "педагогика сотрудничества", казалось, что все резко поворачивается к лучшему.

Моя активность не осталась незамеченной руководством школы. Попытавшись сначала припугнуть меня, придушить мою "излишнюю любовь к детям", потом осознав опасность моего избрания председателем совета школы (ох, демократические волнения тогда были на самом гребне!) - решили приручить, предложив должность заместителя директора по воспитательной работе. Я с радостью (наивная!) согласилась.

Комсомольская и пионерская организации разваливались на глазах, детское самоуправление было только на бумаге - в 1989 году я задумалась о том, как вернуть смыслы и радость в эту область детской жизни. Естественно, первое решение, лежащее буквально на поверхности - коммунарская методика.

Первый же сбор весной 1990 года принес тяжкие раздумья - что-то в этой методике было не так, дети приехали воодушевленные, горящие - но уж очень отделенные своим воодушевлением и стремлением быть все время вместе от сверстников, не побывавших на сборе, от учителей, от родителей.

Второй сбор принес решение: нужно строить открытую систему, объединяющую детей и взрослых, в которой постоянно вместе с детьми уточняются цели, в которой первична задача построения личности, а коллектив - не средство, но следствие возрастания личности. При этом предстояло пройти по тончайшей грани равновесия между личностью и коллективом, не скатываясь ни в индивидуализм, ни в подавление личности массой. И самое трудное - растить себя саму?

С переменным успехом, но этой работой я занимаюсь уже 13 лет. В 89-91 году нас "били" за то, что мы "не пионеры", в 92-94 - за то, что "как пионеры", в 95-99 - за то, что мы "секта" (непонятно было, почему дети, пришедшие к нам, становились радостнее, светлее, глубже и старались что-то делать для других, а не для себя, непонятна была даже свеча в середине круга: "детей заставляют молиться!"). Бить-то били, но деваться мне было некуда - дети не отпускали, безо всякой рекламы приходили все новые и новые, да и своих троих сыновей надо было растить людьми. Единственный плановый сбор, который сорвался, был намечен на 19-23 августа 1991 года?

С 1993 года мы работаем на базе Центра Образования "Царицыно" N_ 548. В 2000 году мы впервые "подняли голову над бруствером" - вышли на городскую презентацию. Но, несмотря на то, что после долгих лет воспитательной разрухи чиновники от образования вновь заговорили о необходимости возрождения детских общественных организаций, мы продолжаем быть очень осторожными - слишком больно все неурядицы "Круга" бьют по детям.

В наших общих планах - своя школа, свой детский сад - своя полная воспитательная система. В личных - диссертация, которую необходимо дописывать и защищать - не столько диссертацию, сколько право именно таким образом работать с детьми. Научный руководитель этой диссертации - Демакова Ирина Дмитриевна.

Самое большое общее достижение - великолепная взрослая команда, чьи сердца, руки и умы помогали и помогают строить себя многим сотням детей. Самое большое достижение для меня - трое взрослых сыновей, которыми не стыдно восхищаться. Самая большая надежда -дети, рожденные воспитанниками "Круга" и растущие вместе с родителями в клубе "Новая Семья" - только теперь осуществляются мои юношеские мечты, уже моими учениками?

Итак, объединению детей и взрослых "Круг" уже 13 лет. Многое изменилось за эти годы: вырастают и уходят в свою жизнь одни дети и остаются работать с нами другие, создаются семьи, рождаются "свои" - "круговские" младенцы - все как у всех.

Что же отличает нас от других?

Всего лишь основной девиз: "Все с Любовью и Радостью - иначе зачем?"

Не правда ли, очень похоже на коммунарское "Все творчески - иначе зачем?"? Похоже внешне, но в глубине, в корне это несколько иное утверждение.

Любовь иногда требует рутинной, тяжкой, нетворческой работы - для тех, кого любишь. Но если Любишь - внутри горит огонек Радости ("радеть за других"): я помогаю тому, кого (или что) я люблю, БЫТЬ. А если стараешься дело делать с Радостью, (опять же, радея за других), то постепенно замечаешь, как в тебе растет Любовь и освещает все вокруг, и становятся любимыми люди, страна, земля, небо, каждая травинка и каждая зверюшка, каждый взрослый и каждый ребенок, которым ты помог своим Радостным и Любовным трудом - неважно, руки ли твои работали, ум, душа, глаза?

И если смотреть совсем уж целостно, разве Любовь не есть высшее творчество?

Такое вот поэтическое описание нашего объединения?

Итак, нам уже 13 лет. Хотя, если внимательно подумать, - мы каждый день, в каждом деле, на каждом сборе, в каждом лагере стараемся быть новыми.

Мы отказываемся от старых форм, если они нам поднадоели, мы легко кладем в архив любые, даже очень красивые ритуалы, если чувствуем, что они начинают выполняться дежурно, мы можем изменить любой план, если вместе поймем, что он не несет Любви и Радости людям и миру.

Может быть у вас создалось впечатление, что мы некая аморфная, неструктурированная компания? Нет, это не так. Структура у нас достаточно четкая, просто мы не боимся ее менять, не считаем ее абсолютно законченной.

Ядром "Круга" с самого начала является "ШАР" - "Школа Активной Радости". Если геометрически ШАР - это правильный многогранник с бесконечным числом граней, то педагогически ШАР - это условно бесконечное число людей разного возраста, добровольно и радостно работающих с детьми и объединенных общими духовными и этическими ценностями, а также целями, выработанными совместно - ведь дети - очень разные, и им нужны очень-очень разные помощники в росте и развитии.

В "ШАРе" условно выделяются 3 команды: 1-ая взрослая (основной взрослый актив), детская ("Малый ШАР" - детский актив) и 2-ая взрослая (взрослые помощники "ШАРа").

"ШАР" воплощает в жизнь (в весьма широком спектре результативности - от великого успеха до полной неудачи) множество проектов: сборы "Круга", трудовые дела, проект "Новая семья", проект "Школа для всех", "ООО "Трактор" - мужской клуб, туристический клуб, различные творческие кружки и клубы, тренинги общения, тренинги комиссаров, семинары - педагогические и для родителей, традиционные большие творческие дела и т.д и т.п.

У нас нет жесткой иерархической структуры, полностью отсутствуют выборы в их обычном понимании. Учиться на комиссара может любой ребенок, но доверять ли ему отряд, будет решать весь "ШАР", причем не голосованием, а обсуждением с процедурой прихода к согласию. У нас нет взрослых комиссаров в детских отрядах - дети учатся у взрослых между сборами, но на сборах ведут отряды сами.

У нас очень мало категорий - только простейшие спортивные (владение байдаркой) и "возрастные" (в кавычках, т.к. решение опять же принимает "ШАР", и иногда большой по годам может оказаться маленьким по ответственности). У нас есть ступеньки "личностного роста" - их не присваивают, каждый, кто причисляет себя к "Кругу", оценивает себя сам и берет на себя в соответствии с самооценкой конкретный уровень обязанностей. Этот инструмент многогранен и многомерен, это не просто игра или инструкция - это целая система, причем система не жесткая, но живая и изменчивая, подверженная неожиданным флуктуациям, резким поворотам и возвращениям назад.

Обращаемся мы к ней обычно в начале какого-либо достаточно длительного дела "Круга" - сбора, туристического лагеря и т.п. Дети и взрослые получают информацию к размышлению сразу из нескольких источников: на видном месте вывешивается весь текст, имеется несколько экземпляров "Ступенек", которые можно почитать в тишине и в одиночестве, с новичками проводится беседа на основе графического представления "Ступенек", любой из старожилов "Круга" готов ответить на вопросы новичка. Решение каждый принимает самостоятельно и в общем списке, доступном для обозрения всем, отмечает свою ступень, причем это решение не обязано быть окончательным - ступеньку можно менять, если в какой-то момент ты понял что-то новое про себя.

Исходя из конкретно сложившегося состава лагеря или сбора, "Круг" формирует дежурные команды, принимает решения о возможности тех или иных трудовых, творческих, спортивных дел - чем больше детей и взрослых с высокими ступенями, тем больше возможностей. Кроме того, по запросам членов "Круга" проводятся обучающие и тренинговые занятия, после которых некоторые дети и взрослые сами повышают или понижают свою ступень.

Никаких внешних наказаний за превышение своих возможностей у нас нет - как правило, взявшись за непосильное пока дело, ребенок или взрослый сам понимает, что переоценил себя - и понижает свою ступень. Причем, мы неоднократно убеждались в удивительном сочувствии со стороны детей к такому "несправившемуся" - даже при серьезных неудачах его стараются ободрить: "у тебя все когда-нибудь получится!".

Если же ребенок явно занижает свою самооценку, опытные "круговцы" всячески стараются создать для него ситуации успешности - не торопя, не заставляя менять ступень - и в большинстве случаев рано или поздно он поднимается по своей лесенке вверх.

Есть еще одна важная особенность - ребенок сразу знакомится со смыслом всех ступеней - и детских, и взрослых. Нам представляется, что это дает ему, во-первых, обзор ближних и дальних перспектив своего роста, а во-вторых - некоторое понимание работы и уровня ответственности взрослых членов "Круга", а через это понимание ребенок легче принимает более широкие возможности взрослого.

Мы не думаем, что возможно в короткой статье описать все многообразие возникающих ситуаций - ведь самооценка ребенка зависит от огромного количества факторов. Но наблюдать за процессом принятия каждым своего решения бывает очень интересно и поучительно, а главное - сам такой процесс помогает человеку возрастать в себя.

Ниже мы приводим фрагменты разных текстов из описания "Ступенек и ступеней", в полном варианте нет нужды, ибо если читателю близка идея, то свой вариант нужно создавать самому. Ведь перечень возможностей и обязанностей в каждой организации будет своим.

 

"Приглашение в путь":

Дорогой Друг!

Мы рады видеть тебя среди нас, в нашем "Круге"!

"Круг" - это и жизнь, и игра одновременно, потому что нам нравится радостно и интересно жить, толково, увлекательно и с пользой для себя и других играть. Мы приглашаем тебя в нашу игру.

Но ведь каждая игра имеет свои правила. И сейчас мы хотим рассказать тебе о правилах нашей игры.

Любой из нас всю жизнь поднимается по самым разным "лесенкам": сначала мы учимся ходить и говорить, потом играть, читать, считать, писать, делать множество самых разных дел, потом мы переходим из класса в класс; и на каждой новой "ступеньке" каждой "лесенки" мы приобретаем что-то новое, чего не знали, не умели, не понимали раньше.

"Круг" для всех нас - от самого младшего до самого взрослого - тоже лесенка, лесенка роста очень важных качеств, необходимых человеку, который хочет жить радостной, интересной, счастливой, наполненной смыслом жизнью.

Эти качества, на наш взгляд, такие: умение отвечать за себя - в первую очередь, перед самим собой, умение работать и умение отдыхать, умение сотрудничать с людьми, умение любить, умение планировать свои действия и распределять свое время, и еще много разных умений, которые можно коротко назвать так: умение жить среди людей и вместе с людьми.

Это умение мало зависит от возраста и совсем не зависит от способностей к разным наукам и искусствам. Это умение зависит только от желания научиться радостно и с любовью жить в нашем мире. А значит, тот, кто еще не умеет всего этого, не хуже тех, кто уже что-то умеет, просто он сейчас выбрал другой путь.

И вот в один прекрасный день мы (то есть взрослая команда - "ШАР" - "Школа Активной Радости") придумали попробовать этот рост превратить в увлекательную игру.

"ШАР" очень долго спорил о правилах этой игры, было много разных мнений и опасений, надежд и страхов. Но, в конце концов, мы решили играть всерьез, потому что поняли, что каждому из нас, старожилов "Круга", тоже стоит внимательно посмотреть в себя и попробовать понять, на какой же ступени я сам.

А это трудно, очень трудно, потому что только ты сам можешь решить, на какую ступеньку ты поднялся. Потому что никто не может подсказать тебе решение этой задачки. Потому что такое решение, особенно в самый первый раз принимать страшно: а вдруг ошибешься, а вдруг не донесешь ношу, которую взял на себя?

Только ты сам можешь решить, какие возможности в общении, в познании, в игре, в творчестве и в работе ты хочешь получить, и какую ответственность ты готов взять на себя, чтобы "Круг" жил интересно и радостно, с пользой для каждого своего члена и для окружающих людей.

А ведь ты уже понимаешь, что доступные тебе возможности тесно связаны с умением брать на себя ответственность за какое-либо дело. Все, что происходит в "Круге", придумано нашими головами, все, что у нас есть интересного, сделано нашими руками: у нас нет других рук, голов и сердец, кроме наших.

Но самое трудное предстоит тебе тогда, когда ты уже выбрал свою ступеньку? Что скажут твои друзья? Согласятся ли они с тем, что ты думаешь сам про себя? Какой совет дадут? Как отнесутся к твоему выбору? Может быть, ты поторопился подняться слишком высоко? Или наоборот, слишком долго не решаешься подняться на ступеньку, которая тебя уже давно ждет? Ведь иногда снаружи виднее? Но ты имеешь право доказать свой выбор - только не словом, а делом: поступками, отношением к окружающим тебя людям и к совместной работе.

И мы предлагаем тебе вместе с нами шагать по этой лесенке, делая общие дела и помогая друг другу учиться жить и действовать в нашем мире так, чтобы вокруг нас приумножались любовь и радость.

Так давай руку тому, кому ты сегодня доверяешь, и пойдем вместе по этой "лесенке" - каждый к своей намеченной высоте!

 

Описание "лесенки" личностного роста:

  • НУЛЕВАЯ СТУПЕНЬКА - ты еще только подошел к нашему порогу, ты еще не понял, интересны ли тебе мы и наши дела, ты только приглядываешься к жизни "Круга", к отношениям и занятиям его членов, ты еще ничего не решил.
  • ПЕРВАЯ СТУПЕНЬКА - ты учишься отвечать за себя и за свои обязательства перед другими.
  • ВТОРАЯ СТУПЕНЬКА - ты умеешь отвечать за себя и за свои обязательства перед другими, а кроме этого, ты учишься подчиняться более опытному товарищу, то есть соотносить свои планы и желания с общей необходимостью.
  • ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬКА - ты умеешь отвечать за себя, и за свои обязательства перед другими, подчиняться более опытному товарищу, то есть соотносить свои планы и желания с общей необходимостью, а также учишься планировать свою деятельность.
  • ЧЕТВЕРТАЯ СТУПЕНЬКА - ты умеешь отвечать за себя, и за свои обязательства перед другими, подчиняться более опытному члену "Круга" (то есть соотносить свои планы и желания с общей необходимостью), умеешь планировать свою деятельность; ты также учишься руководить небольшой командой в отдельном коротком деле, - то есть, ты готов взять на себя ответственность за организацию совместной деятельности нескольких людей.
  • ПЯТАЯ СТУПЕНЬКА - ты умеешь отвечать за себя и за свои обязательства перед другими, подчиняться более опытному товарищу (то есть соотносить свои планы и желания с общей необходимостью), планировать свою деятельность, руководить небольшой командой в отдельном коротком деле. Кроме этого, ты учишься "держать команду" в крупном, но достаточно коротком деле, - то есть, ты готов взять на себя ответственность за организацию совместной деятельности достаточно большой группы ребят, которая выполняет конкретное дело, необходимое "Кругу".
  • ШЕСТАЯ СТУПЕНЬКА - ты умеешь отвечать за себя, и за свои обязательства перед другими, подчиняться более опытному товарищу (то есть соотносить свои планы и желания с общей необходимостью), планировать свою деятельность, руководить небольшой командой в отдельном коротком деле. Ты умеешь "держать команду" уже в крупном деле, - то есть, ты готов взять на себя ответственность за организацию совместной деятельности достаточно большой группы ребят, которые выполняют конкретное дело, необходимое "Кругу". Кроме этого, ты учишься руководить группой или отрядом в течение достаточно долгого времени, то есть учишься быть комиссаром отряда или лидером ("несовершеннолетним") какого-либо конкретного долговременного направления работы "Круга".
  • НУЛЕВАЯ ВЗРОСЛАЯ СТУПЕНЬ - ты уже взрослый: закончил школу, или пришел к нам вместе со своими детьми. Ты можешь выбрать нулевую взрослую ступень в трех случаях: во-первых, если ты еще не решил, нужна ли тебе самому активная взрослая работа в нашей организации, во-вторых, если ты еще не выбрал для себя конкретного постоянного дела в "Круге" и, в-третьих, если ты к окончанию школы был на ступеньке ниже шестой. Мы будем всегда рады твоему участию в наших разнообразных встречах и с благодарностью примем твою посильную помощь в отдельных конкретных делах.
  • ПЕРВАЯ ВЗРОСЛАЯ - СЕДЬМАЯ СТУПЕНЬ - "Свое дело" - ты уже решил, что на данном этапе жизни тебе нужна активная работа в "Круге", ты доучился и поднялся на шестую ступень, и теперь учишься нести взрослую ответственность за часть работы "Круга", которую ты выбрал сам. А самое главное, ты учишься честно работать с самим собой, чтобы твои внутренние проблемы как можно меньше влияли на общую работу. На этой ступени ты участвуешь в создании "части стены" нашего общего "дома".
  • ВТОРАЯ ВЗРОСЛАЯ - ВОСЬМАЯ СТУПЕНЬ - "ДС - новичок" или "Кто, если не я?" - ты умеешь все то, чему учился на предыдущих ступенях. А учишься честно работать с самим собою, а также нести ответственность за весь "Круг" в течение одного дня, принимать самостоятельные решения, вести обсуждения в кругу, организовывать принятие коллективного решения всем "Кругом". На этой ступени ты участвуешь не только в создании "части стены", но уже и в создании "фундамента" нашего общего "дома".
  • ТРЕТЬЯ ВЗРОСЛАЯ - ДЕВЯТАЯ СТУПЕНЬ - "Опытный ДС" или "Надежда и Опора" - ты умеешь все то, чему учился на предыдущих ступенях. А учишься честно работать с самим собой, а также нести постоянную ответственность за весь "Круг", выполняя свою конкретную часть общей работы, целостно видеть проблемы и достижения "Круга". На этой ступени своей работы ты учишься создавать "безопасное пространство" для детей и взрослых.
  • ЧЕТВЕРТАЯ ВЗРОСЛАЯ - ДЕСЯТАЯ СТУПЕНЬ - "Организатор организации" - ты умеешь все то, чему учился на предыдущих ступенях. А учишься честно работать с самим собой и быть организатором самостоятельной целостной организации (не обязательно "Круг") - ставить цели, вырабатывать стратегию и тактику, создавать частные методы, передавать свои знания в этой области другим. На этой ступени ты учишься создавать общий "дом".
  • ПЯТАЯ ВЗРОСЛАЯ - ОДИННАДЦАТАЯ СТУПЕНЬ - "Организатор организаторов организаций" - ты умеешь все то, чему учился на предыдущих ступенях.

А кроме того:

    Учишься:
  • Честно работать с самим собою, чтобы твои внутренние проблемы как можно меньше влияли на работу всего "Круга".
  • Организовывать филиалы своей организации
  • ?
  • ? (дорастем - поймем!)

А кроме того:

  • Учишься?
  • Учишься?
  • Учишься?

И конца этому нет?

А сколько еще ступеней впереди!



Для печати   |     |   Обсудить на форуме



Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: Сколько лет в пятилетке?
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  Виталий Лебедев Sun 28-Nov-2004 01:29:22  
   Москва  

Очень интересная идея самостоятельного выбора ступеньки (похоже на рубрикатор при критериальном оценивании). Не очень понятно, каким образом ребенок/взрослый понимает, что он не соответствует ступени.
Спасибо за Ваш труд.



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2002—2006.

  Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100