Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ
Агентство педагогических приключенийАгентство педагогических приключений

Многие педагоги находятся в состоянии поиска новых форм сосуществования взрослых и детей, адекватных ребенку вообще и подростку в частности. Форм совместного существования, отвечающих потребностям подростков в романтике, в преодолении трудностей, в сообществе своих, в свободе, в возможности ощутить себя взрослым, сильным.

Так появляется множество мест, где взрослые помогают ребенку строить собственный мир и состояться в этом мире, стать в нем хозяином хоть на какое-то время. Для взрослого, работающего с подростками, это тоже становится незабываемым приключением.

Собирая информацию о сообществах взрослых и ребят, попробуем начать составлять подробную карту возможных "маршрутов путешествий" подростков, что увеличит возможности каждого из нас, позволит обмениваться опытом и идеями при проведении "путешествий". Так, общими усилиями, у нас. быть может, и появится настоящее АГЕНТСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ...




Александр ТРАПЕР

С.-Петербург,
руководитель детской организации "Форпост культуры",

Михаил ЭПШТЕЙН

главный редактор журнала "На стороне подростка"

Пусть безобразно, главно чтобы единообразно

Снова и снова в прессе и в политико-административно-педагогических кругах возвращаются к разговорам о необходимости создания единой детской организации, объединяющей всех (ну, или большинство) ребят подросткового возраста. Эти разговоры сопровождаются словами о том, как замечательно было, когда была пионерская организация, какой был охват масс детей, как не было детской преступности... А последнее время еще к этому добавляются слова о том, что и проблем с подростковой наркоманией не было, и СПИДа не знали... И все это как бы заслуги именно единой детской организации, охватившей своим вниманием почти всех ребят Советского Союза...

Попробуем отделить мух от котлет и спокойно разобраться, что есть что.

Мифы об успешности пионерской организованности

Конечно же, представлять, что вот, мол, была единая пионерская организация, и не было проблем с наркоманией, преступностью и СПИДом, это, в лучшем случае, - заблуждаться. Понятно же, что время было другое, не было такой открытости общества, границы были жестче закрыты, государство было не просто твердым - железобетонным, пресса не имела возможности такого разгула, как сейчас, вот мы и ничего не слышали об этих проблемах, да и не имели их, конечно, в таком объеме как нынче.

Хотя и сейчас остается порой место для сомнений в правдивости приводимых цифр - больно уж много дают денег на всякие проекты со словами НАРКОМАНИЯ, СПИД, ПРЕСТУПНОСТЬ. Возникает соблазн все больше раздувать эти мотивы: чем хуже - тем больше денег - тем лучше тем, кто их получает... Может дойти до смешного - практически вся работа с детьми и молодежью будет рассматриваться только через призму наркомании, СПИДа, преступности...

Но главный миф про пионерскую организацию состоит в том, что пионерская организация делала много полезных дел. Никаких многих полезных дел ОРГАНИЗАЦИЯ не делала! Дела делали конкретные люди. Все держалось на людях, которым интересно было работать с ребятами и которые умели это делать.

Ведь что такое была пионерская организация? Она появлялась в жизни подростка с приемом его в пионеры и заканчивалась для ребят с приемом в комсомол (или окончанием 8 класса). Для многих, очень многих, на самом деле, этими двумя актами пионерская организация и ограничивалась. Еще она возникала тогда, когда учителям надо было за что-то поругать ребят. Тут же всплывало, что ученик оказывается, еще и пионер, и ему говорили - "ты же пионер, как ты можешь ... не приносить дневник в школу..." И все.

И только там, где был дельный взрослый, там возникало ДЕЛО, вокруг которого собирались дети и взрослые. Но вся махина всесоюзной пионерской организации здесь ни при чем. Это было личное дело этого взрослого и этих конкретных детей. И только там, где складывались такие доверительные отношения между взрослыми и детьми, можно было говорить о настоящем воспитании... При чем здесь организация?

Эта работа всегда была уделом энтузиастов. Никакая организация не могла "сверху спустить" настоящего педагога и заставить его установить доверительные отношения с подростками. Появлялся человек, были у него интерес и опыт, было желание возиться с ребятами - складывалось сообщество, нет - ничего не получалось.

И вот когда МАШИНА Единой детской организации рухнула, не стало подпорок - статусных, финансовых, - исчезли и эти "пионерские комиссары". И стало понятно, "кто есть кто" и сколько же было на самом деле педагогов, работающих с детьми не ради галочек и званий, а по призванию. Потому как эти "временные" исчезли, а те, кто с детьми работал, те в большинстве своем так или иначе продолжают действовать. И стало вдруг видно - как их на самом деле мало. Но они при всем при том живут и действуют! А если еще и деньгами им помогут и отстанут с бумажками и проверками, то будут еще лучше и больше работать. А, может быть, тогда и вернется к детям кто-то из тех взрослых, кто в свое время вынужден был уйти из педагогики от безденежья и бесправия. И все. Ничего другого не бывает. Никаких единых организаций - только увлеченный взрослый и доверяющие ему дети.

И ничего существенного в этом смысле не изменилось. И никакое отсутствие идеологии (которая, мол, раньше у нас была, а теперь нет) здесь ни при чем. Если у человека были идеи про работу с детьми, то они и сейчас есть, и, скорее всего (если ему не очень мешают), то он с детьми и работает. Вот тем, у кого не было своих идей, и собственные убеждения заменялись пропагандистскими лозунгами, тем действительно сейчас, наверное, непросто. Что это за идеи такие особые, которые не у конкретного человека родились, а государством ему сообщаются, а он "берет под козырек" и начинает им служить?

Итак, конкретный взрослый и конкретные подростки, доверяющие друг другу, и их друзья и знакомые, единомышленники, объединенные общими ценностями и общим делом - вот что такое детско-взрослое сообщество, вот, что именно нужно в подростковом возрасте человеку для нормального развития.

Все остальные любые надстройки нужны лишь только для того, чтобы помогать этим сообществам жить. В таком и только в таком залоге можно, создавая какие-либо структуры, говорить, что мы это делаем для детей

От сообщества к организации

Стремление жить в своем сообществе - характерная черта подростков. Причем в таком сообществе, где тебя принимают; в котором есть особые правила жизни, которые хочется соблюдать и в том числе создавать эти правила самим. Что отличает такие детско-взрослые сообщества: общие ценности (часто отличные от массово-принятых); общее дело (чаще всего чем-то полезное и для других); дружеские доверительные отношения (в том числе, между ребятами и взрослыми, входящими в одно сообщество); добровольность участия; жизнь, организуемая "своими руками".

Соответственно, чаще всего в таких сообществах возникают свои символы, законы (правила) жизни, ритуалы, придуманные самими детьми. Иногда они начинают называть себя организациями. Границы между детско-взрослым педагогическим сообществом (понятно, что может быть и непедагогическое сообщество - скажем, преступное, но это мы сейчас не обсуждаем) и детским объединением, организацией достаточно размыты, возникают скорее из области педагогических определений, но при этом достаточно существенны для нашего обсуждения. Попробуем в них разобраться хотя бы в первом приближении.

Интуитивно понятно, что когда у какого-то сообщества начинает складываться более-менее стабильный круг участников, растет их число, более организованной становится деятельность, возникает некоторая степень формализации, например, в том числе, своя форма, ритуалы, правила, то неформальное сообщество начинает перерастать в детское объединение, организацию.

Но основным, на наш взгляд, критерием (показателем) этого перехода (от неформального сообщества к детской организации) является необходимость для сообщества в выходе за границы своего круга, в ведении какой-либо деятельности, полезной для других. И в этом смысле пора реабилитировать "старинный" термин - общественно-полезная деятельность - деятельность, полезная для общества, окружающего нас, нашей общины, тех людей, что живут рядом с нами...

При этом считаем важным обратить внимание на следующее. Существует принципиальная разница в подходах к организации детской и организации взрослой. В детской организации (в отличие от взрослой) остаются очень условными формальные границы участия, членства, не является регулярным количество участников (интересы и дружеские предпочтения у ребят могут меняться довольно часто). Для детской организации типичны некоторая временность ее действия (не многие детские организации умудряются жить более 10-15 лет), текучесть участников. И это нормально, поскольку ребята приходят в такую организацию скорее не ради реализации высших целей (как, скажем, приходят взрослые в организацию, партию, движение), а скорее ради поиска интересного, дружеского, доверительного общения. Пытаться строить детскую организацию по аналогии с взрослой, с использованием тех же механизмов и процедур - значит изначально разрушить педагогические эффекты от жизни детей в сообществе и обречь себя на неудачу.

Территория свободы детских объединений

В каком временном и территориальном пространстве могут действовать детско-взрослые сообщества, детские организации?

В некотором смысле, все детское время и пространство делится на две большие части - в школе и вне ее. В раздел "вне школы" могут входить семья, двор, фирма и т.д., но мы ограничимся "педагогически-организованными" местами, где могут работать взрослые, заинтересованные в помощи подросткам. Это клубы, дома детского творчества и т.п. Последнее время к этому списку прибавились и различные негосударственные некоммерческие организации. Все они реально могут действовать только в пространстве досуга - во времени и пространстве, которых не занимает школа, - в дневное и вечернее время будних дней, в выходные дни, в каникулы. Это время, которым ребенок (и его родители) распоряжаются самостоятельно, именно здесь подросток может принять самостоятельное решение: участвовать - не участвовать, ходить - не ходить, заниматься - не заниматься.

В школе, конечно же, такой выбор сделать сложнее.

Вряд ли в "традиционной" школе может возникнуть реальное сообщество, самостоятельно организующее свою жизнь. Вся суть, весь механизм школы направлены против этого. И, тем более, создание "сверху" в такой школе детской организации не принесет верного педагогического эффекта, а будет лишь очередной "формальной фишкой", которую администрация школы будет использовать по своему усмотрению, как это было с пионерской организацией в доперестроечные годы.

Те редкие школы-исключения, где есть своя жизнь, где возникают и поддерживаются неформальные сообщества, где есть свои культивируемые ценности, правила и символы коллективной жизни лишь подтверждают правило. В таких школах ребята могут находить возможность общения со сверстниками и после школы. Создавать в таких школах какие-то еще организации "сверху" бессмысленно, они и так сами все грамотно сделают и будут дружить с подобными же школами. Здесь атмосфера коллективной жизни является важной составляющей образовательной программы школы. Но таких школ, мягко говоря, не много. В большинстве же школы не обращают внимания на такие "мелочи", но в них тем более нельзя создавать детские организации "сверху" - все будет испорчено "по полной программе".

Вернемся к "внешкольному" времени. Сейчас практически вся педагогическая деятельность вне школы называется "дополнительным образованием". В таком "сливании" многочисленных и многообразных маленьких ручейков и больших, вполне полноводных рек в единое русло "доп.образования" кроется опасность для социальной жизни ребят. Ведь что является базовой единицей системы доп.образования? Кружок, где ребята чему-то учатся. Опять учатся, а не живут. И сейчас система образования все сильнее и настойчивее начинает накладывать на внешкольную жизнь схемы жизни школьной (в основе своей имеющую классно-урочную систему) - фиксированное количество учеников, финансирование по часам занятий, программы, образовательные стандарты. Это же катастрофа для досуговой, самодеятельной жизни ребят (и заинтересованных взрослых тоже, между прочим)!

Этапы большого пути

Как может прорастать внутри дополнительного образования коллективная, самостоятельно организуемая жизнь? Можно говорить о трех состояниях детского сообщества в дополнительном образовании: кружок - клуб - отряд (организация, объединение).

В кружок ребенок приходит, чтобы самому чему-то научиться. Это и есть дополнительное образование. И в большинстве случаев кружок остается кружком - определенные знания и навыки получены - и хорошо, спасибо. Там, где взрослые ставят перед собой и другие цели, кроме прямой передачи знаний, на почве этого обучения, на основе общности предметно-содержательных интересов возникает общение вне занятий, свой внутренний язык, свои условности и правила жизни, придуманные ребятами, - там возникает клуб. А вот когда клуб начинает выходить на активную деятельность вне себя и своих членов, задумывается о представлении своей деятельности другим, начинает каким-то образом через свою работу влиять на окружающую жизнь, здесь уже можно говорить о появлении отряда, организации. И дело, конечно же, не в формальном названии, а в состоянии сообщества, в его целях, ориентирах, ценностях, духе, возможностях.

Ведь, на самом деле, подросткам для выращивания в себе самостоятельности и умения жить в своем сообществе нужен "тимуровский чердак", где будет не установленный кем-то казенный порядок, а собственный, ими организованный. Естественно, он не всегда будет совпадать с представлением о порядке у взрослых - директора, сотрудников СЭС, пожарных, но зато это будет свой мир. И выстроенный своими руками. Приятно ли вам будет, если в мир вашей семьи, заботливо формируемый вами, где вы пытаетесь наладить свой порядок, вам удобный и важный, придет тетя из СЭС и скажет, что можно есть, а что нельзя, какой посудой пользоваться, а какой нет, или какой-либо методист, который распишет - в какие часы, что вы в вашей семье должны будете делать? Слава богу, пока эти службы еще не очень могут влиять на организацию нашей приватной семейной жизни.

Таким же образом классно-урочные требования к организации жизни кружков и клубов в рамках "дополнительного образования" только мешают выращиванию клубности, сообщности, самостоятельности в управлении своей жизнью и ведению общественно-полезной деятельности. И если деятельность "кружково-обучательная" поддерживается через финансирование "дополнительного образования", то и также точно должно поддерживаться стремление кружков вырастать в клубы, организация клубно-сообщной жизни ребят, выход за рамки узких учебных границ "дополнительного образования". Мы бы сказали, что здесь как раз и нужна специальная государственная программа поддержки подростковых сообществ.

Как им помогать

Как мы уже говорили выше, вряд ли возможно более-менее долговременно активно действующее детское сообщество без того или иного участия заинтересованного, сочувствующего, умелого взрослого. Соответственно, нужны взрослые, которые смогут либо подхватывать детские инициативы и помогать им развиваться, либо теми или иными путями инициировать появление детских сообществ. Таким взрослым надо помогать, в первую очередь, финансово, а также обучением, контактами. Не мешать их работе, которая, естественно, часто никак не вписывается в устойчивые бюрократические рамки, а, понимая все своеобразие этих людей (не каждый ведь готов начать с ребятами ЖИТЬ - не учить их - а жить с ними, а именно этого требует жизнь в сообществе), поддерживать их. Именно в этом заключается настоящее умение прозорливого администратора - найти таких людей и поддерживать их.

И не надо создавать единую организацию со своей идеологией, правилами и атрибутами жизни, в которую все должны будут формально вступать, а жить при этом вполне своей жизнью. И идеи (в том числе, вполне общественно-полезные), и правила жизни ребята с взрослыми "найдут" сами. Надо поддерживать уже имеющиеся и появляющиеся новые инициативы. Создавать нужно "сервисные центры", которые будут обслуживать такие детские сообщества.

Что значит обслуживать, какая помощь нужна детским сообществам? Финансировать ставки взрослым, готовым с тем или иным детским сообществом работать; помогать с поиском помещений; помогать с техникой и оборудованием; организовывать обучение взрослых, а отношения с детскими сообществами должны строиться на договорных отношениях, в частности, на условии оказания встречных услуг данным сообществом центру, или, что правильнее - системе образования, детям и подросткам той местности, где такой центр и эта организация действуют и живут. В этом смысле такой центр будет выступать в роли представителя государства в этой сфере, регулирующего ее через систему заказов, конкурсов, договоров и взаимных обязательств.

В такой центр могли бы обращаться дети, которые сами создали свое сообщество, и им нужна помощь; приходить взрослые со своими идеями; сюда могут обращаться школы, желающие создавать на своей базе детское сообщество, и которым необходим опытный педагог и методическая помощь в такой работе. Во всех таких случаях должны заключаться договора о взаимных правах и обязанностях. Такие договорные отношения между государственным центром и детско-взрослым сообществом реальны, ведь для их заключения не обязательно регистрировать организацию официально. А с идейной и организационной точки зрения они принципиальны. Тогда и будет возможность, с одной стороны, поддерживать реальную общественную инициативу, а с другой стороны, как-то управлять этими процессами, что, конечно же, важно для государственных органов.

Нужно только, чтобы работа таких центров отвечала определенным принципам. Укажем, на наш взгляд, самые актуальные из них: прозрачность и открытость процедур выбора поддерживаемых сообществ, толерантность критериев такого выбора. Над критериями такого отбора еще стоит думать. Понятно, что их не должно быть много. Некоторые можем для завязки дискуссии уже сейчас предложить: добровольность участия в сообществе для ребят и взрослых; выраженная общественно-полезная направленность; информационная открытость деятельности организации/сообщества; естественно, соблюдение Законов; желание и умение действовать в рамках договорных отношений.

Таким образом, и будут существовать очень разные, каждое со своим лицом и особенностями, детско-взрослые сообщества.

Единиться - не единиться? Или кому же все-таки это нужно?

Должны ли такие разношерстные сообщества объединяться в более крупные объединения и организации? Не ДОЛЖНЫ, но МОГУТ. И, наверное, в каких-то случаях, где-то это будет оправдано, где им это будет нужно. Но этот процесс должен быть сугубо добровольный и не быстрый. Ведь такое объединение может произойти лишь на основе идейного, ценностного, содержательного единства нескольких сообществ/организаций. А такое единство проверяется не за несколько дней на общем съезде, а годами совместной работы. Кроме того, надо понимать, что поскольку на "индивидуальность, штучность" таких сообществ оказывают сильное влияние их "штучные" лидеры, то объединения такие скорее состоятся если не на основе, то уж точно с учетом личных взаимных симпатий лидеров, а не на основе каких-то формальных критериев. Кроме того, все равно мы уверены, что все-таки основная повседневная, та самая важная для подростка жизнь будет проходить в его родном сообществе, организации. А объединение организаций нужно скорее для решения уже больших задач - финансовых, координации совместного общения и деятельности... И формы таких объединений могут быть (и уже сейчас есть) очень разными. Очень разными, кроме одной - в форме единой детской организации.

Что же получается - кому нужна единая детская организация?

Выясняется, что детям не нужна. Взрослым, реально работающим с детьми, объединение в форме единой организации не нужно. А кому же нужно?



Для печати   |     |   Обсудить на форуме



Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: Сколько углов в шестиугольнике?
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  верблюд Wed 15-Dec-2004 22:04:25  
   от верблюда  

Стать меня очень заинтересовала.



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2002—2006.

  Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100