Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

"На путях к новой школе" N_1

Привязка к местности

Педагогу, путешествующему по стороне подростка, есть смысл для начала немного сориентироваться или, как говорят туристы, привязаться к местности. Надо сказать, что в виду отсутствия удобной в пользовании подробной карты этой стороны-страны, особенно ценными представляются "путевые заметки" и "этнографические исследования", а также некоторые советы для тех, кто рискнет отправиться в путь в страну подростка на стороне подростка.

  • Елена Казакова. "Проблемы подростков или проблемы с подростками?"

    Придя к неутешительному выводу, что "чаще всего, рассуждая о проблемах развития современного подростка, общество предпочитает размышлять о проблемах в отношениях с ними, а не о проблемах, которые способствуют или тормозят становление самого подростка", автор задает контуры образовательного пространства, в котором создаются необходимые условия для нормального развития 10-14-летних, обозначает конкретные ориентиры для педагога, отправляющегося в путь "в страну подростка на стороне подростка".

Школа для подростка

На границе 5-6 классов для школьных педагогов заканчивается благостное, относительно благополучное время общения с младшими школьниками. Этот период вроде бы и ожидаем, но при этом, всегда неожиданен для педагогов. Они не узнают спокойных и милых малышей в столь активных, часто агрессивных и вечно проказничающих 5-6-7-классниках. Такое ощущение, что злой джин, доселе томившийся в бутылке, вдруг вырвался наружу. Именно в это время и начинается ВЕЛИКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ ШКОЛЯРОВ И ШКОЛЫ, много раз описанное в мировой литературе.

К этой ситуации можно относиться по-разному:

Одни считают, что такое поведение подростков ненормально - дети должны быть дисциплинированными, а всякие их поползновения против заведенных в школе порядков - происки, распущенность, плохое воспитание┘

Другие могут думать, что это нормально - подросткам для их развития нужно иметь среду сопротивления и школа ее создает.

Третьи, скажут, что все-таки это ненормально, видимо школа в чем-то не соответствует потребностям и природе подростков, и надо что-то менять в самой школьной жизни.

Наверняка существуют и другие взгляды.

Но, так или иначе, мы из двух возможных углов зрения ("Подросток для школы" или "Школа для подростка") выбираем второй.

И в этой рубрике предлагаем всем нашим читателям и потенциальным авторам принять участие в обсуждении - какой должна быть школа ДЛЯ подростка.

  • Елена Кравцова "Обучение в пятых-девятых классах: попробуем по-другому?"

    Принципы организации обучения в среднем звене школы , предложенные автором, непосредственно вытекают из психологических особенностей развития детей, вступивших в эпоху подросткового возраста (5-6класс), и старших подростков (7-9 класс) и поэтому достаточно убедительны и привлекательны... Но заставляют полностью пересмотреть уклад школы второй ступени.

  • Сергей Курганов "На границах подростковой школы" (Часть 1)

    На протяжении трех номеров журнала вы вместе с автором можете наблюдать как шаг за шагом в ходе учебных диалогов педагогов и третьеклассников красноярской гимназии "Универс" и харьковской гимназии "Очаг" нащупывается, оформляется, апробируется и складывается возрастная норма подросткового образования, как из специфических учебных инициатив детей прорастает новое содержание их ученичества.

Паноптикум подростковых странностей

"Паноптикум (лат.) - собрание разнообразных необычайных предметов, причудливых живых существ┘" (Советский Энциклопедический Словарь)

"Дети испортились" - говорят педагоги. "Я не узнаю своего ребенка" - вторят им родители. Ленивый, вспыльчивый, наглый, задира, не уважает старших, сам себе на уме... - такими и многими другими характеристиками награждают взрослые своих доселе милых, добрых, любвеобильных по отношению к взрослым учеников и детей.

Да, ребята становятся странными, - говорим мы, или просто может быть, другими, нам не всегда понятными. У них появляется своя собственная жизнь, новая жизнь нового поколения, не всегда доступная пониманию взрослых. Но это и есть особенность подросткового возраста. Задача взрослых попробовать понять ребят - что с ними происходит, почему это происходит, какие они - эти странные подростки. В нашей рубрике "Паноптикум подростковых странностей" мы будем представлять и пытаться осмысливать факты их "странной" жизни.

  • Светлана Кривцова "Какие же они, современные подростки?"

    Портрет современного подростка, представленный центром "Генезис" по материалам социологического исследования московских старшеклассников довольно противоречив. Вместе с автором вы можете поразмышлять над парадоксами и загадками статистических фактов.

  • В.Ермилов "В защиту малых сих┘" (или "Лень раньше нас родилась")

    Этот текст почти столетней давности не потерял своей актуальности. Упреков в лености и век спустя наши дети получают не меньше. Но всегда ли они оправданы? Примеры из жизни неисправимых в детстве лентяев и тупиц Ньютона, Дельвига, Байрона, Эддисона и других и приведенные В.Ермиловым результаты исследований убедят нас в обратном.

Образование: символы, мифы имена

Иногда, чтобы разобраться в частном, нужно увидеть общее - целостный образ; или проследить историю возникновения (расцвета, умирания) того явления, которое пытаешься понять; или уловить нечто главное, важное, стержень проблемы, попробовать отыскать корни проблемы; или выслушать того, чье имя стало неоспоримым авторитетом по данному вопросу.

А порой наоборот - нужно ухватиться за деталь, артефакт, набор парадоксальных суждений, чтобы определить свое собственное отношение.

Все это мы будем стараться представить в рубрике "Образование: символы, мифы, имена".

  • Валерий Пузыревский "Безлично-ориентированный подход: идеальная модель"

    Автор в жанре гротеска рисует образ безличностно-ориентированной модели школы, которая в своем идеальном воплощении теряет не только личности но и лица, превращаясь в механического монстра - информационный конвейер. "Все это было б так смешно...", если б не было столь узнаваемо...

  • Сергей Братченко "На пути к уважению"

    Из чего складывается уважение к ребенку? Размышляя над этим вопросом, психолог из Санкт-Петербурга обозначает проблему качества общения взрослого и ребенка, раскрывает основные признаки уважительного общения-диалога ≈ свобода, равноценность и равноправность собеседников, называет основные права, без соблюдения которых истинное уважение невозможно.

Агентство педагогических приключений

Многие педагоги находятся в состоянии поиска новых форм сосуществования взрослых и детей, адекватных ребенку вообще и подростку в частности. Форм совместного существования, отвечающих потребностям подростков в романтике, в преодолении трудностей, в сообществе СВОИХ, в свободе, в возможности ощутить себя взрослым, сильным.

Так появляется множество мест, где взрослые помогают ребенку строить собственный мир и состоятся в этом мире, стать в нем хозяином хоть на какое-то время.

Для взрослого, работающего с подростками, это тоже становится незабываемым приключением. Собирая информацию о сообществах взрослых и ребят, попробуем начать составлять подробную карту возможных "маршрутов путешествий" подростков, что увеличит возможности каждого из нас, позволит обмениваться опытом и идеями при проведении "путешествий".

Так, общими усилиями, у нас, быть может, и появится настоящее Агентство педагогических приключений┘

  • Наталья Касицина "Робинзонада: хозяин острова или хозяин себе?"
  • Юлия Маслова "Шелковый путь педагогики"

    Многие педагоги находятся в состоянии поиска новых форм сосуществования взрослых и детей, отвечающих потребностям подростков в романтике, в преодолении трудностей, в сообществе "своих", в свободе, в возможности ощутить себя взрослым и сильным.
     О том, к чему в результате этих поисков пришли организаторы программы "Робинзонада" Региональной Общественной Организации "Коллекция Приключений" (г.Москва) и палаточного городка Пространственного клуба "Танаис"(г.Ростов), читайте в статьях рубрики.

Другими словами

Ну вот, дорогой читатель, Вы и познакомились с большей частью материалов нашего журнала. Перед Вами предстали некоторые штрихи к портрету подростка, Вы услышали мнения и советы, зарисовки и размышления людей, неравнодушных к судьбам современных подростков. И, завершая этот номер, хочется снова обо всем этом поговорить, но только "Другими словами" - на языке художественных образов.

  • Владимир Шульман "Пикник" (Часть 1)

    Автор фантастической повести о жизни подростков посвятил ее своей школьной учительнице - Алторжевской Ирине Дмитриевне (теперь Демаковой, а по известному в кругах Корчаковского общества сокращению - ИДД).


"На путях к новой школе" - "На стороне подростка" ╧ 1

Учредитель Эпштейн М.М.

Издательство: АНО "Образовательный центр "Участие"

195196 Санкт-Петербург, ул. Стахановцев, 13а

Лицензия ЛП ╧ 000218 от 20.07.1999.

Редактор Михаил ЭПШТЕЙН

Над выпуском работали: Егор БОЛТАЕВ, Наталья КАСИЦИНА, Вера КРЫЛОВА, Андрей РУСАКОВ, Елена САМСОНОВА, Татьяна СКРОДЕНИС, Светлана ШАРОВА, Елена ЮШКОВА

Адрес редакции: 195196 Санкт-Петербург, ул. Стахановцев, 13а
Телефон/факс: (812) 444-38-62
E-mail: osvita@unitel.spb.ru

При подготовке номера использованы материалы сборников "Проблемы преемственности и непрерывности в образовании и психическом развитии детей// Москва- Красноярск, 1999", "Подросток на перекрестке эпох//"Генезис", - М., 1997"

Благодарим ГАГАРИНСКИЙ ФОНД за поддержку проекта "На путях к новой школе", в рамках которого выходит журнал.



Для печати   |     |   Обсудить на форуме



Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: Семью семь
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  Dima Mon 21-Oct-2002 14:31:58  
   Moscov  

Ни чего итересного



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2002—2006.

  Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100