Технология альтруизма
Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

Б. В. Куприянов. Вариативность социального воспитания школьников

Проектная деятельность в воспитании школьников: границы и варианты1

Сегодня мало кого можно удивить проектным методом, более того иногда создается впечатление о мифологизации этого инструмента. Кажется, что критерием качества деятельности педагога, его профессиональной компетенции объявляется использование им проектирования. Все это наводит на мысли о необходимости очертить некоторые грани, тем более, что инициаторы конференции дают такую возможность.

Итак…

Границы пространства школьного проекта. Зададимся вопросом если ли у проектирования рамки? Думается, что есть. Примерами рамок может выступать образовательный процесс, предполагающий в большей степени репродукцию — воспроизведение и многократное повторение для усвоения образца (освоение игры на музыкальном инструменте, изучение правил дорожного движения, овладение техникой исполнения тройного тулупа в фигурном катании и т.п.). Отсюда потенциалы и ограничения использования проектирования в школьном образовании могут рассматриваться в проекции «продуктивности- репродуктивности». Кстати тут проявляются еще несколько видимых границ этой пары. В частности, продуктивность образования имеет другие противоположности, например — не образование («клубность»), в данном случае пребывание в не-деятельностном состоянии. Другими словами: «Тусуясь в клубном сообществе немыслимо заниматься проектной деятельностью». Не однозначная граница при школьном проектировании проходит в противопоставлении «самостоятельности — исполнении». Сущностный вопрос звучит примерно так: Может ли быть школьный проект, когда учащийся полностью выступает как исполнитель замысла учителя? Здесь надо отметить, если предполагаемая деятельность (в рамках проекта) достаточно сложная, то даже при более или менее подробном инструктаже у школьника остается возможность проявить самостоятельность.

Еще одно уточнение. Проект, на наш взгляд исключен в случае ритуализированности пространства жизнедеятельности школьника.

Таким образом, линиями, ограничивающими пространство существования школьного проекта, могут быть названы:

— деятельность как актуальное состояние учащегося (не отдых и ритуал);

— свобода (субъективное ощущение ребенка) и возможность выбирать варианты (объективная вариативность);

— достаточная сложность деятельности, предполагающая решение задач с многими неизвестными, необходимость творчества.

Проектируемое пространство. Наши размышления позволяют заключить, что при всем разнообразии проектов, возможны пять видов проектов, в чистом, несмешанном варианте: научные, художественные, технические, социальные, экзистенциальные.

Научные проекты реализуются в атмосфере, похожей на повседневность научно-исследовательской лаборатории, опытно-экспериментального хозяйства, биостанции и т.п. Научные проекты строятся на совокупности таких ценностных ориентиров, как:

— рационализм — убеждение в приоритете разума и логически обоснованной мысли над непосредственным житейским опытом;

— ценность познавательной деятельности человека, способности логически мыслить, постигая смысл и связь явлений, уяснять законы развития мира, общества и сознательно находить целесообразные способы их преобразования;

— примат истины — идеал познания, заключающийся в совпадении мыслимого с действительностью, в правильном понимании, знании объективной действительности;

— научный детерминизм — убеждение в закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений.

Художественные проекты школьников реализуются в обстановке близкой к музыкальному или драматическому театру, оркестру, ансамблю, объединениям художников и может быть понятны, благодаря следующим ценностным аспектам:

— эстетизм, ориентированность на область художественной деятельности людей;

— приоритет чувственного восприятия окружающего мира;

— нравственная доминанта — соответствие нравственным началам добра, справедливости, милосердия;

— креативность, значимость порождения чего-то качественно нового, отличающегося неповторимостью, оригинальностью (своеобразием, незаурядностью) и общественно-исторической уникальностью.

Социальные проекты школьников могут стать понятны через энциклопедию коллективных дел И.П. Иванова, где «социальное творчество» определяется как взаимодействие детей и взрослых, которые «вместе создают то, на что способны, обустраивают мир по своему разумению, становятся рачительными хозяевами окружающей и собственной жизни». Социальные проекты преобразовывают общности и общество (вносят позитивные изменения в окружающую социальную среду за счет реализации социальных инициатив); коммуникации (обеспечения и развития сети социальных отношений, информационного обмена и взаимодействия между субъектами социальной среды); анимации (повышения интенсивности, личной значимости и привлекательности межличностных отношений в окружающей социальной среде) (Т.В. Козырева).

Социальные проекты конструируются вокруг таких ценностных ориентиров, как:

— коммуникабельность (от позднелат. — соединимый, сообщающийся) — легкость вступления в межличностное общение, инициатива на начальном этапе взаимодействия;

— предприимчивость способность своевременно решать актуальные задачи, субъективное ощущение свободы в решении актуальных задач, находчивость, практичность, обладание практической сметкой, изобретательностью и энергией, способность изыскивать возможности и идти на преднамеренный риск;

— самостоятельность независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, возможность проявления субъектом своей воли, отсутствие ограничений и стеснения;

— организационная и управленческая компетентность — знания, опыт по образованию социальной структуры, привлечению ресурсов, координации действий отдельных элементов системы, достижение взаимного соответствия функционирования ее частей в процессе решения какой-либо задачи;

— конвенциональность — стремление к добровольному соглашению субъектов на предмет принимаемых на себя обязательств;

— законность (легальность) стремление действовать в рамках устанавливаемых государством пределов, готовность взять на себя определенные обязательства и не нарушать их.

Технические проекты — производство моделей, схем и устройств. С.В. Григорьянц особо отмечает создание материальных объектов с признаками полезности и новизны, с помощью которых развивается техническое мышление. Объектами технических проектов учащихся являются технические средства, изделия, устройства, учебное оборудование, пособия и пр. Основными методами технического проектирование школьников выступают рисование, проектирование, модельно-технический и учебный эксперимент.

Экзистенциальные проекты — проекты собственного бытия, существования. Примером экзистенциального проекта может быть назван «Личный комплексный план» в рамках ленинского зачета в комсомоле, то есть экзистенциальные проекты — проекты самовоспитания, ценностно-смыслого самоопределения, выбора варианта жизни (В.Н. Дружинин). Для экзистенциальных проектов принципиален «вербализованный опыт мышления относительно смысла жизни отдельного человека и человечества в целом, организованный в рамках стратегии самооценивания и стратегии избирательности и глобализации (судьбоносности) по отношению к внешним событиям» (Т.И. Попова). Н.Л. Захаров указывает, что «Экзистенциальные ценности русского человека лежат не в сфере интересов отдельной личности, а относятся к интересам общины или в целом общества».

Школьное пространство проектирования. Наши собственные наблюдения, знакомство с большим объемом научной литературы позволяют заключить, что бытие школьного проекта отличается такими качествами:

— особой атмосферой эвристической средой (в студии часто практикуются эксперименты, многократные попытки решить творческую задачу различными способами, использовать нетрадиционные средства);

— возникновением и существованием яркой инобытийности отчужденного от обыденности мира (драматургического, хореографического музыкального произведения; решения актуальной научно-исследовательской проблемы; специфических отношений общей заботы);

— отношениями настоящих единомышленников, связанных определенным мировоззрением, единством творческих (идейно-художественных, социальных, научных) принципов;

— высокой степенью собственной внутренней свободы участников сообщества, понижением значения официальной стороны отношений, раскрепощенностью;

— содержательностью, набираемой долгими размышлениями, трудной, кропотливой репетиционной работой, поисками неоднозначных решений, особым эмоциональным проживанием образно задуманного в процессе совместной художественной деятельности.

Структура социальных ролей при школьном проектировании следующая: педагог — руководитель творческого проекта (художественный, научный руководитель, комиссар), воспитанник — творец-исполнитель (актер, танцовщик, музыкант, журналист, экспериментатор, исследователь). Отсюда правила и нормы отношений могут быть охарактеризованы как отношения руководителя и подчиненного, заинтересованных в продукте деятельности (специалиста и стажера, мастера и ученика, научного руководителя и научного сотрудника).




1. 

Куприянов Б.В. Проектирование пространства и пространство проектирования // Альманах «Продуктивное образование»: от школьного проекта к профессиональной карьере: материалы международной конференции / Под ред. Е.А. Александровой — М.: Экшэн, 2007. — Вып. 10. — Ч. 1. — C.31—35.

Куприянов Б.В. Проектирование пространства и пространство проектирования// Экономическая наука - хозяйственной практике: материалы научной сессии IX Международной научно- практической конференции, Кострома 16—19 мая 2007 г. / отв. ред. В.В. Чекмарев. — Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2007. — С. 378—381.


Для печати   |     |   Обсудить на форуме



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  

  Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100