Технология альтруизма
Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

Сергей Смирнов (Кострома).
Педагогические условия использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса. Глава II. Эмпирическое исследование использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса


§ 2. Опыт воспитания патриотических чувств учащихся Костромского кадетского корпуса

Становление и развитие Костромского Государя и Великого князя Михаила Федоровича кадетского корпуса можно разделить на 3 этапа:

I этап: 1994-1998гг. — создание и функционирование на базе муниципальной общеобразовательной средней школы №35 г. Костромы специализированных классов с военно-профессиональной ориентацией юношей;

II этап: 1998-2000гг. — создание и функционирование на базе Костромского Высшего Военного Училища Химической защиты и муниципальной общеобразовательной средней школы №35 г. Костромы двух кадетских классов с постоянным проживанием на территории училища:

III этап: 2000г.- настоящее время — открытие и функционирование Костромского Государя и Великого князя Михаила Федоровича кадетского корпуса.

Анализируя предпосылки создания кадетских классов в середине 90-х годов, можно отметить следующее. Для Вооруженных Сил в частности и для общества в целом I этап можно назвать «необходимым», так как социально-экономические, политические и иные катаклизмы, выпавшие на долю России в 90-е годы, отодвинули на задний план деятельность по формированию подрастающего поколения, от которого во многом зависит дальнейшая судьба нашего общества. Вооруженные Силы России оказались в катастрофическом положении, особенно формирование их офицерского корпуса.

Начиная с 1986 года на войска радиационной, химической и биологической защиты возложено выполнение задач по ликвидации последствий аварий на особо опасных объектах атомной и химической промышленности и министерства обороны, по хранению на арсеналах отравляющих и сильнодействующих ядовитых веществ. В настоящее время осуществляется подготовка к выполнению государственной программы по уничтожению химического оружия. Это требует высокой профессиональной подготовки выпускников военных училищ войск РХБ защиты, поскольку с первых дней службы в соединениях, предназначенных для ликвидации последствий аварий, и на арсеналах, где хранятся запасы химического оружия, их практическая деятельность связана с повышенным риском для жизни, работой с радиоактивными, отравляющими и сильнодействующими ядовитыми веществами.

Абсолютное большинство контингента, поступающего в училища РХБ защиты, являлось выпускниками средних общеобразовательных школ. В это время значительно уменьшилось количество молодых людей, желающих посвятить себя службе в Вооруженных Силах России, в силу чего военные училища вынуждены принимать юношей, имеющих слабую общеобразовательную подготовку, не обеспечивающую успешное усвоение программного материала и становление хорошо подготовленного военного инженера-химика.

Все это обусловило необходимость создания специализированного класса с углубленным изучением предметов военно-профессиональной ориентации для последующего зачисления в Костромское высшее военное командное училище химической защиты, основными целями и задачами которого являлись:

— привитие учащимся профессионального интереса к воинской службе;

— осуществление военно-специального, правового, этико-эстетического и физического воспитания;

— формирование у учащихся таких качеств, как дисциплинированность, трудолюбие, ответственность за порученное дело, уважение к законам Российской Федерации, любовь к Отечеству.

В класс принимались юноши школ города Костромы на основании конкурса аттестатов об окончании основной школы, с разрешения родителей, на основании письменного заявления и заключения медицинской комиссии о состоянии здоровья и годности к военной службе. Дополнительное изучение предметов осуществлялось по четырем направлениям: химическому, математическому, гуманитарному и военно-прикладному. Учебные планы и программы разрабатывались и корректировались школой совместно с представителями училища и утверждались городским управлением образования. Расписание экзаменов и состав предметных комиссий разрабатывались в соответствии с положением об итоговой аттестации и согласовывались с заместителем начальника училища по учебной и научной работе. Результаты экзаменов по алгебре и началам анализа, литературе и химии засчитывались как результаты вступительных экзаменов в КВВКУХЗ.

Анализируя статистику поступления выпускников классов с военно-профессиональной ориентацией в высшие учебные заведения, можно привести следующие факты:

Таблица № 7.

ГОД ВЫПУСКА Всего КВВКУХЗ Другие военные вузы Гражданские вузы Другие учебные заведения
Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %
1995/96 учебного года29100237913518--
1996/97 учебного года3510024692661738
1998/99 учебного года251001664--72828

Таким образом, можно говорить о практической реализации целей и задач, положенных в основу создания этих классов.

Началом второго этапа в развитии кадетского образования в Костроме стал ответ на письмо Главы администрации Костромской области В.А. Шершунова первого заместителя Министра Обороны Российской Федерации — Начальника Генерального Штаба генерала армии А.В. Квашнина за № 566/9/4373 от 18 мая 1998 года, в котором определялась возможность формирования на данном этапе в виде эксперемента кадетских классов на основании совместного договора Главы самоуправления города Костромы и начальника Костромского ВВКУХЗ при согласии Главы администрации Костромской области.

25 мая 1998 года вышел приказ Начальника управления образования администрации г.Костромы № 97 «Об открытии кадетских классов на базе Костромского ВВКУХЗ и МОСО школы № 35». Этим же приказом был утвержден учебный план, распорядок дня и положение о кадетских классах. Зачисление в кадетские классы осуществлялось приказом Начальника управления образования администрации г.Костромы на основании решения приемной комиссии по результатам:

— конкурса аттестатов об основном общем образовании;

— оценки военно-профессиональной направленности и индивидуальных психологических качеств;

— медицинского освидетельствования военно-врачебной комиссией гарнизонной поликлиники;

— проверки физической подготовленности;

— собеседования с кандидатами.

Кроме этого, начиная с 1999 года, зачисление производилось по результатам сдачи вступительных экзаменов по математике и химии. Правом внеконкурсного поступления в кадетские классы пользовались дети военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

В 1998 году в кадетские классы было зачислено 58 учащихся, а в 1999 году еще 64 воспитанника.

Учащиеся нового набора с 15 по 30 августа проходили начальную общевоинскую подготовку в учебном центре училища. Классы реализовывали следующие образовательные программы:

— программу полного общего среднего образования с профильным изучением химии, математики и физической культуры;

— цикл начальной военной подготовки (огневая и строевая подготовка, общевоинские уставы, защита от оружия массового поражения);

— специальный курс (культурология, религиоведение, история Вооруженных Сил, основы хореографического искусства).

Проживание на территории военно-учебного заведения обусловило необходимость разработки и создания формы одежды кадет, отличающейся рядом своих элементов, от формы одежды курсантов, обучающихся в училище, и это послужило первым шагом развития символики будущего кадетского корпуса.

За основу повседневной формы одежды было взято хлопчатобумажное обмундирование камуфлированного цвета общевойскового образца. На головных уборах размещалась историческая Российская воинская кокарда («Георгиевские» цвета в серебристой розетке овальной формы). В отличие от курсантов первого курса, которые носили курсантские погоны с момента зачисления в училище, кадеты получали знаки различия только после совершения своего первого ритуала — принятия торжественной клятвы. Знаки различия представляли собой две буквы «КК», изготовленные из металла золотистого цвета, нарукавной нашивки красного цвета, в центре которой расположен рисунок в виде раскрытой книги, перекрещенной пером и шпагой, в верхней части нашивки надпись: «РОССИЯ», и билета учащегося за подписью начальника КВВКУХЗ, заверенной гербовой печатью Костромского высшего военного командного училища химической защиты.

Далее была разработана и утверждена парадная форма одежды кадет. Она включает в себя китель и брюки прямого покроя, галстук, фуражку (цвет приборного сукна данных элементов парадной формы одежды — оливковый), рубашку белого цвета и черную обувь. На кителе размещены нашивные пятиугольные погоны из красного сукна с желтым кантом и шифровкой в нижней части «КК», обозначающей сокращенно «Кадетский корпус» и нарукавные нашивки: на правом рукаве нашивка, как и на повседневной форме одежды, на левом рукаве — нашивка черного цвета, в центре которой изображение Государственного герба Российской Федерации и надписью в верхней части «РОССИЯ». Пуговицы золотистого цвета имеют изображение Государственного герба Российской Федерации. На правую сторону крепится аксельбант белого цвета. Кант на фуражках красного цвета, на тулье размещен геральдический знак — эмблема Вооруженных сил Российской Федерации, на околышке — филигрань золотистого цвета и историческая Российская воинская кокарда («Георгиевские» цвета в серебристой розетке овальной формы), обрамленная лавровым венком. Форма одежды кадет, как повседневная, так и парадная, не претерпела изменений и до настоящего времени.

Таблица № 8.

Символика парадного и повседневного обмундирования кадет
 Повседневная форма одеждыПарадная форма одежды
Символы современной российской армииКамуфлированная форма общевойскового образцаПарадная форма общевойскового образца; Аксельбант белого цвета; На тулье фуражки — эмблема ВС РФ, на околышке — кокарда
Государственные символыНарукавный знак с надписью «Россия»Нарукавный знак с изображением герба РФ и надписью «Россия»; Пуговицы с гербом РФ;
Символы традиций Российской армииКокарда («Георгиевские» цвета в серебристой розетке овальной формы)Кокарда («Георгиевские» цвета в серебристой розетке овальной формы)
Символы кадетского корпусаНа погонах — буквы «КК»; Нарукавная нашивка с изображением раскрытой книги, пера и шпаги;Нашивные погоны из красного сукна с желтым кантом и буквами «КК»; нарукавная нашивка с изображением раскрытой книги, пера и шпаги;
Символы рода войскЭмблемы войск РХБ защитыЭмблемы войск РХБ защиты.

Кадетские классы имели и свой девиз: «Достоинство, Дисциплина, Знания», который был размещен на входе в расположение, где проживали кадеты.

Идея создания кадетского корпуса и его символики получила свое развитие после визита делегации кадетских классов в город Иваново для участия в мероприятиях, посвященных первой годовщине со дня открытия Иваново-Вознесенского графа Шереметева кадетского корпуса. В ходе визита состоялась встреча с секретарем Общественного Совета Директоров кадетских корпусов, который является членом Русской Геральдической Коллегии и консультантом Общественного Совета Директоров по вопросам геральдики и символики. Во время встречи были обсуждены перспективы развития кадетских корпусов России и вопросы дальнейшего сотрудничества.

Как следует из документов («Положение о кадетском корпусе», «Устав Костромского кадетского корпуса»), кадетский корпус создавался и открывался с целью:

1. Возродить лучшие традиции Российского воинства, научить юношей воспринимать военное дело не просто как службу, а как служение Отечеству.

2. Совершенствовать интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их адаптацию к жизни в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.

Открытие кадетского корпуса позволяло:

1.Осуществить регистрацию кадетского корпуса как воспитательного и образовательного учреждения с присвоением ему юридического статуса, который дает основания Начальнику управления образования Администрации г. Костромы на введение дополнительных тарифных ставок для совершенствования процесса обучения и воспитания юношей.

2. Вступить в состав Общероссийского объединения кадетских корпусов для участия в общекадетских съездах, обмена информацией, получения учебной и методической литературы.

3. Создать попечительский совет для оказания моральной и финансовой помощи на развитие и совершенствование кадетского корпуса.

4. Разработать и создать символику Кадетского Корпуса, занести символику в матрикул Всероссийского геральдического общества.

На новом этапе перед командованием кадетских классов встала задача — дать имя будущему кадетскому корпусу. По традиции кадетских корпусов в России каждому кадетскому корпусу давалось название и имя. При этом учитывалось местонахождение корпуса, а также имя либо основателя и жертвователя корпуса, либо имя деятеля, связанного с историей края и историей кадетских корпусов. Исходя из этой традиции, а также в целях патриотического воспитания молодежи через изучение истории Костромского края, командованием кадетских классов было предложено датъ название открываемому кадетскому корпусу — Костромской Государя и Великого Князя Михаила Федоровича кадетский корпус. Это обусловлено следующим:

1. Находится на Костромской земле — Костромской кадетский корпус.

2.Открытие первого кадетского корпуса на Костромской земле в последний год уходящего тысячелетия (2000 год) должно быть связано с переломным моментом в истории России и Костромского края. Таким переломным моментом в истории России был рубеж начала XVII века, называемый эпохой Смутного времени. Смута была вызвана крушением культурно-исторических ценностей, что могло привести к гибели государства. И в этот момент Земский собор от имени всей Русской Земли избирает на царство 17-летнего Михаила Романова, находившегося вместе со своей матерью — уроженкой нашего края — на Костромской земле. Это событие положило начало возрождению русской земли и мощнейшего Российского государства с сильными православными традициями. Следуя заповедям православия, Михаил Федорович своими делами показывал, что он не только любящий свой народ государь, но и послушный сын родителей. Так как правил он по наставлениям своего отца — Патриарха Всея Руси Филарета — и держа совет с Земским собором и Боярской Думой. Его имя вошло в историю как имя человека, не запятнавшего свою честь и совесть кровавыми преступлениями против своего народа, своих родственников и православной веры, он является первым государем из династии Романовых, первым государем возрождающейся России. Проводя аналогию с историческими событиями, можно говорить, что открытие Костромского кадетского корпуса и честь корпуса носить имя Михаила Федоровича Романова станет продолжением традиций, которые помогут молодому поколению найти ориентир в жизни и быть верными сынами своего Отечества.

Также, исходя из традиций, необходимо было известить потомков деятеля, чье имя желает носить кадетский корпус, и, получив ответ, принимать решение — имеет или не имеет право корпус носить то или иное имя.

В данном случае было составлено письмо на имя Андрея Андреевича Романова, потомка рода Романовых, проживающего в США, штат Калифорния. Вскоре был получен ответ следующего содержания:

«Дорогие кадеты города Костромы. Я считаю назвать ваш корпус во имя первого Романова Михаила Федоровича большим шагом, это замечательно.

Желаю Вам всем успеха. Держите себя стройно, будьте всегда готовы помочь ближнему, имейте в сердце отвагу, а в мыслях Родину.

Да будет вам многая лета.

2000 год Князь Андрей Андреевич».

Следующим шагом в подготовке к открытию кадетского корпуса в городе Костроме была разработка, изготовление и регистрация герба, составителем которого являлся член Русской Геральдической Коллегии, к.и.н. поручик Е.А.Комаровский.

6 мая 2000 года на построении всего личного состава Костромского филиала военного университета РХБ защиты (при реорганизации Вооруженных Сил Российской Федерации Костромское высшее военное командное училище химической защиты было реорганизовано в Костромской филиал военного университета радиационной, химической и биологической защиты) официально было объявлено об открытии Костромского Государя и Великого князя Михаила Федоровича кадетского корпуса. Здесь же, на построении Костромского филиала военного университета РХБ защиты, Архиепископом Костромским и Галичским Александром кадетскому корпусу города Костромы вручена грамота. На грамоте с левой стороны изображен герб, с правой стороны текст, за подписью и личными печатями — Герольдмаршала Канцлера во имя Святого Архистратига Михаила И.С. Сметанникова и Герольдмейстера Принципал во имя Святого Апостола Андрея Первозванного В.П. Егорова, следующего содержания:

«Всем и каждому через сию Гербовую Грамоту да будет известно и ведомо, что Русская Геральдическая Коллегия внесла в свой гербовый матрикул нижеописанный герб, владельцем коего является:

КОСТРОМСКОЙ ГОСУДАРЯ И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ МИХАИЛА ФЕДОРОВИЧА КАДЕТСКИЙ КОРПУС

В лазоревом каплевидном щите с каймой, компонованной диамантом, золотом и серебром, золотое бензольное кольцо, в которое помещена серебряная раскрытая книга. В оконечности щита серебряная волнистая перевязь с помещенной на ней золотой кормой парусного фрегата. Щит положен на скрещенные мечи, остриями вниз, с золотыми рукоятками, и увенчан стальным древнерусским шлемом с серебряным флюгерком и диамантовой на нем датою «2000».

Девиз: «Честь превыше всего».

Герб внесен в Гербовый матрикул 12 апреля 2000 года под № 522».

По законам геральдики герб не только представляет собой какой-нибудь знак, изображение или рисунок, размещенный на щите, но и несет в себе определенную смысловую нагрузку. Герб Костромского Государя и Великого князя Михаила Федоровича кадетского корпуса состоит из следующих составных частей: внешней — остроконечного русского шлема с кольчужной сеткой, внутренней — щита, расположенного на фоне опущенных острием вниз, перекрещенных мечей, и девиза. Основную смысловую нагрузку несет на себе щит. В нижней центральной части щита расположен символ г Костромы — ладья, устремленная вперед, в будущее. В верхней центральной части щита расположен символ войск РХБ защиты — бензольное кольцо, так как корпус располагается на территории ВУЗа РХБ защиты, внутри которого находится символ учения — раскрытая книга. Щит обрамлен лентой — символом рода Романовых — черно-бело-желтого цвета. Синий цвет щита символизирует р. Волгу и является цветом надежды. На флагштоке обозначена дата открытия корпуса — 2000 год. В нижней части герба обозначен девиз корпуса «Честь превыше всего», так как для любого человека, и в первую очередь для военного, понятие чести должно быть нравственной основой личности.

Далее был разработан и изготовлен нагрудный знак и свидетельство об окончании кадетского корпуса.

Нагрудный знак выполнен по образцу звезды ордена св. великомученика Георгия Победоносца. Имеет форму ромба, образованного 38 лучами, увенчанного Шапкой Мономаха. В центре расположены инициалы первого русского императора — М.Q. Внизу на красной ленте надпись: «Костромской кадетский корпус».

Нагрудный знак выдается кадетам по окончании кадетского корпуса. На оборотной стороне знака указывается дата выпуска и личный номер выпускника, занесенный в приказ об окончании корпуса с учетом рейтинга успеваемости и дисциплины кадет, что является стимулом в повышении результатов получения знаний и соблюдения дисциплины в процессе обучения. Нагрудный знак является знаком отличия участников образовательного процесса — преподавателей и офицеров кадетского корпуса, а также вручается почетным гостям кадетского корпуса. Первые нагрудные знаки и свидетельства об окончании кадетского корпуса были выданы 47 выпускникам 2000-ого года.

С марта 2000 года велась активная деятельность по разработке корпусного знамени. Далее при содействии Управления по делам казачества Администрации Президента Российской Федерации знамя Костромского Государя и Великого князя Михаила Федоровича кадетского корпуса было изготовлено. Оно представляет собой полотнище из белого шелка двойное цельнотканное размером 100 на 120 см. На лицевой стороне в центре выткано изображение образа святого великомученика Георгия Победоносца в виде всадника на коне, поражающего копьем змия, как символ победы праведности над грехом, правды над злом. Этот образ был любим русскими людьми и часто изображался на знаменах, так как русский воин по своему духовному воспитанию отличается от всех остальных тем, что он, идя в бой, ставит перед собой задачу не убить, поразить, уничтожить, но остановить зло, надвигающееся на его Родину. Края полотнища обрамлены прямоугольными и квадратными рамками, украшенными надписью: « Костромской Государя и Великого князя Михаила Федоровича кадетский корпус», по углам стилизованное изображение равносторонних крестов. Черная кайма с десятью серебряными восьмиконечными звездочками завершает композицию лицевой стороны полотнища. На оборотной стороне его в центре изображен вензель Михаила Федоровича под стилизованной шапкой Мономаха, справа и слева от которого по восьмиконечной звезде, по углам полотнища знаки сияния — символы учения, между ними орнаментированные рамки. Полотнище знамени укреплено на древке 122 серебряными гвоздиками. Навершие серебряного металла в виде двуглавого орла, опирающегося на шар.

9 сентября 2000 года, в день принятия торжественной клятвы кадетами и присяги курсантами — первыми выпускниками кадетского корпуса, Архиепископ Костромской и Галичский Александр освятил и вручил Костромскому Государя и Великого князя Михаила Федоровича кадетскому корпусу корпусное знамя.

Таблица № 9.

Символы Костромского Государя и Великого Князя Михаила Федоровича кадетского корпуса
Наименование символаГербНагрудный знакЗнамя
Символы православия По образцу звезды ордена Св. Георгия ПобедоносцаИзображение иконы Св. Георгия Победоносца;
Символы регионаЛадья — герб г. КостромыНа ленте надпись «Костромской кадетский корпус»Костромской Государя и Великого Князя Михаила Федоровича кадетский корпус
Государственные символы  Навершие в виде орла, опирающегося на шар.
Символы рода войскБензольное кольцо  
Символы образованияРаскрытая книга Знаки сияния — символы учения
Исторические символыОстроконечный русский шлем с кольчужной сеткой; щит; перекрещенные мечи. Лента рода Романовых — черно-бело-желтого цвета.Шапка Мономаха; Инициалы «M.Q.»Кайма с восьмиконечными звездочками; Вензель Михаила Федоровича;

Дальнейшее профессиональное определение выпускников подтверждает реализацию целей и задач деятельности Костромского кадетского корпуса. Это видно из следующих фактов, отраженных в таблице.

ВЫПУСКИ Всего КВВКУХЗ Другие военные вузы Гражданские вузы Другие учебные заведения
Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %
1999/2000 учебного года4710044942412--
2000/2001 учебного года54100203761116301222

В результате анализа истории возникновения и развития Костромского кадетского корпуса можно сформулировать такие выводы:

1. Костромской Государя и Великого князя Михаила Федоровича кадетский корпус в своем становлении и развитии прошел три этапа: от специализированных классов с военно-профессиональной ориентацией (1994-1998 гг.), через создание кадетских классов с постоянным проживанием на территории военного училища (1998-2000 гг.), к функционированию в качестве собственно кадетского корпуса (с 2000 г. — настоящее время).

2. Первым шагом развития символики будущего кадетского корпуса послужили разработка и создание повседневной и парадной формы одежды кадет, отличающейся от формы одежды курсантов, обучающихся в училище. В основу формы кадет положено обмундирование общевойскового образца, однако, имеется ряд особенностей: погоны, нарукавные знаки, документы. В элементах формы одежды используется государственная символика России, эмблемы Вооруженных сил Российской Федерации, вида Вооруженных сил (войск РХБ защиты). При создании символики кадетского корпуса большое значение придавалось его легитимности.

3. При выборе имени кадетского корпуса учитывалось местонахождение корпуса, а также имя деятеля, связанного с историей края — Михаила Романова, на что было получено разрешение от потомка рода Романовых Андрея Андреевича Романова.

4. Символами кадетского корпуса являются форма одежды, знамя, герб, девиз, нагрудный знак и свидетельство об окончании кадетского корпуса.

5. Первым ритуалом для кадет является принятие торжественной клятвы, после чего воспитанники получают знаки различия.

6. Значительными событиями в жизни Костромского кадетского корпуса были: 6 мая 2000 г. — объявление об открытии кадетского корпуса и вручение герба, 9 сентября 2000 года — освящение и вручение корпусного знамени.

Анализ опыта Костромского Государя и Великого князя Михаила Федоровича кадетского корпуса позволяет говорить, что большое значение в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса имеет участие воспитанников в традиционных корпусных мероприятиях. В их числе: военно-полевой выход (15-30 августа); торжественная клятва кадет (первая суббота сентября); День образования Костромского высшего военного училища химической защиты (21 ноября); День вывода советских войск из Афганистана (15 февраля); День защитника Отечества (23 февраля); День открытия Костромского кадетского корпуса (6 мая); День Победы (9 мая), выпуск из кадетского корпуса (июнь) и другие. В основу проведения цикла традиционных корпусных мероприятий положена идея ключевых дел, которая практически разработана и применяется в школе В.А. Караковского и базируется на системе коллективных творческих дел, созданной И.П. Ивановым.

На наш взгляд, большую значимость для воспитанников имеет военно-полевой выход, который проводится ежегодно в период с 15 по 30 августа на базе филиала в учебном центре «Песочное». Проведению данного мероприятия предшествует получение кадетами военной формы одежды. По наблюдениям офицеров, именно в этот день воспитанники испытывают сильные эмоциональные переживания. Кадеты не отходят от зеркал, трепетно чистят, примеряют, поправляют, подгоняют по фигуре военную форму, а затем любуются на свое отражение в зеркалах. Можно предположить, что в этот момент у учащихся начинает формироваться образ «Я — военный».

Основной целью проведения военно-полевого выхода является изучение кадетами предмета военной подготовки, воспитания у учащихся кадетского корпуса моральных и нравственных качеств, силы воли, любви к профессии защитника Родины, стремления честно и добросовестно служить Отечеству, чувства товарищества, честности, готовности и способности к преодолению физических и психологических нагрузок.

В результате изучения военной подготовки в период проведения военно-полевого выхода воспитанники кадетского корпуса должны знать материальную часть оружия; приемы и правила стрельбы из стрелкового оружия; способы и средства защиты от оружия массового поражения; порядок применения, эксплуатации и ежедневного технического обслуживания средств защиты; законодательную основу и общие положения общевоинских уставов. Должны быть сформированы умения уверенно выполнять строевые приемы на месте и в движении; умело и четко действовать в строю подразделения; применять требования общевоинских уставов; точно выполнять и правильно применять положения общевоинских уставов при несении внутренней службы, организации жизни и быта подразделения; правильно пользоваться средствами защиты; умело выполнять нормативы; проводить ежедневное техническое обслуживание средств защиты; готовить боеприпасы и оружие к стрельбе; вести разведку целей наблюдением; вести меткий огонь; ухаживать за оружием.

Воспитанники должны быть ознакомлены с основами теории и практики применения подразделений в современном общевойсковом бою и их защиты; с основными топографическими элементами; с основными требованиями личной и общественной гигиены, средствами индивидуального медицинского оснащения военнослужащих и способами оказания первой медицинской помощи.

Учитывая требования нормативных документов, возрастные особенности воспитуемых, цели и задачи обучения и воспитания, для кадет был установлен распорядок дня, который согласовывался с Начальником Управления образования г.Костромы и утверждался Начальником Костромского филиала военного университета РХБ защиты. Распорядок дня отражен в Приложении № 2.

Формами учебных занятий в ходе проведения военно-полевого выхода были лекции, групповые упражнения и практические занятия, причем доминировал в основном последний вид, так как действия по выполнению основных приемов, нормативов, ознакомление с назначением, техническими характеристиками, порядком работы вооружения, военной техники и технических средств осуществлялось на практических занятиях в специализированных классах и на учебных площадках учебного центра. Контроль успеваемости и качества подготовки воспитанников в форме как текущего, так и итогового контроля отражался в журнале учебных занятий.

Содержательно учебная программа военно-полевого выхода представлена в Приложении № 3. Из содержания тематического плана достаточно полно видно, что изучение предметов военной подготовки позволяет кадету познать «солдатскую науку», имея по большей части практический характер. При этом составление распорядка дня, определение последовательности и объема изучения предметов военной подготовки производится с учетом особенностей физиологического, морально-психологического и учебно-познавательного развития кадет.

Анализируя наблюдения офицеров, преподавателей, видеоматериалы, можно говорить о том, что военно-полевой выход в восприятии кадет является многоплановой, комплексной «игрой в войну», интересным и серьезным видом практической деятельности, при этом требующим от воспитанника известных усилий и напряжения. Но, как указывал А.С. Макаренко: «Игра без усилия, игра без активной деятельности — всегда плохая игра и каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре». Как показывает опыт, столько усердия и старания в овладении военными дисциплинами нет ни у солдат, ни у курсантов. И пусть пока кадет неумело прикладывает руку к головному убору при выполнении воинского приветствия, встречая командира или начальника, или не держит дистанцию и равнение, не может идти в ногу при движении в строю, но он старается выполнить все элементы с чувством высокой ответственности, прикладывая все свои внутренние и физические силы. Думается, что невозможно передать словами то эмоциональное состояние воспитанника, в котором он находится, когда впервые в своей жизни держит в руках боевое оружие, переводит его в положение для стрельбы и поражает цель.

Можно говорить о том, что в условиях, максимально приближенных к воинской службе, у кадет возникают и формируются чувства товарищества, братства, коллективизма.

Таким образом, в соответствие с комплексным характером учебно-воспитательного процесса в кадетском корпусе, военно-полевой выход является одной из его значительных частей, основой допрофессиональной военной подготовки.

Большое значение на воспитание патриотических чувств учащихся кадетского корпуса оказывает ритуал выпуска кадет из стен корпуса. Традиционно выпуск из кадетского корпуса происходит в июне, начиная с 2000 года, одновременно с выпуском лейтенантов из Костромского филиала военного университета РХБ защиты. Процесс подготовки к церемонии выпуска начинается задолго до этого торжественного дня. Еще будучи кадетами первого года обучения, будущие выпускники узнают о традициях выпускных мероприятий, просматривают видеоматериалы о предыдущем выпуске из корпуса, имеют возможность наблюдать церемонию выпуска старшего курса. С целью организованного и торжественного проведения праздника, начинаются тренировки по совершенствованию строевой подготовки, в ходе которых кадеты отрабатывают все основные элементы одиночной строевой подготовки, строевое слаживание отделений, взводов и роты. Поскольку одной из традиций выпуска является исполнение вальса, то в течение учебного года на выпускной курс выделяется дополнительное количество часов дисциплины «Основы хореографического искусства». День выпуска из кадетского корпуса начинается с общего сбора в расположении кадетской роты. Как и в другие торжественные дни, для кадет и командования корпуса определена парадная форма одежды. На построении корпуса командование, родители кадет дают напутственные пожелания выпускникам, вручают памятные альбомы с фотографиями, звучат стихи и песни, кадеты произносят слова благодарности командирам и преподавателям. Особенностью выпуска 2001 года было вручение кадетам в качестве подарка от командования корпуса аудиокассет с песнями и стихами, а также пожеланиями наставников — командиров и воспитателей. Далее происходит построение корпуса в составе училища для осуществления выноса Боевого знамени училища, после чего весь личный состав под звуки военного оркестра выдвигается на площадь Мира. Перед площадью подразделения занимают исходное положение для последующего выдвижения на площадь с исполнением строевых песен. Линейные, фанфаристы и гости находятся на установленных местах, оркестр выдвигается и занимает место справа от монумента Славы. Звучат фанфары, линейные выполняют команду «На караул», по мере выдвижения и исполнения строевых песен подразделения занимают установленные места. Под звуки оркестра происходит доклад старшему начальнику. Начальник, приняв доклад, приветствует личный состав и поздравляет с Днем выпуска, личный состав училища отвечает трехкратным перекатистым «Ура!». Затем звучит команда на вручение свидетельств об окончании кадетского корпуса. Кадеты выдвигаются на установленные места, и им поочередно вручаются свидетельства и нагрудные знаки.

Свидетельство об окончании Костромского кадетского корпуса, а также нагрудный знак выпускника, разработанные в 2000 году, вручаются начиная с первого выпуска. На первой обложке изображен герб РФ, по углам эскизное изображение герба корпуса, имя корпуса. В содержательную часть входят: № свидетельства; чин и Ф.И.О. выпускника; № и год выпуска; перечислены предметы курсов и количество учебных часов; оценки по основным дисциплинам, № нагрудного знака. Свидетельство заверяется подписями командования и печатью кадетского корпуса. На последней обложке изображение герба корпуса. Свидетельство имеет свой порядковый номер по алфавиту. Нагрудный знак имеет гравировку года выпуска и номера в рейтинге, который присваивается данному кадету в зависимости от степени успешности освоения школьного курса и курса специальной профильной подготовки.

По окончании вручения свидетельств звучит команда, по которой Знамя кадетского корпуса выносится на левый фланг. Кадеты опускаются на правое колено и одновременно снимают головные уборы, под барабанную дробь знаменная группа проносит Знамя перед кадетами-выпускниками, как только знаменная группа достигает правого фланга, выпускники одновременно поднимаются и надевают головной убор. Вновь звучит очередная команда, выпускники Костромского филиала военного университета РХБ защиты начинают движение на указанные места, а кадеты перестраиваются и занимают положение в двухшереножном строю на флангах. По завершении процедуры вручения дипломов об окончании училища слово предоставляется Архиепископу Костромскому и Галичскому Александру для проведения обряда освящения.

Затем звучат поздравительные речи представителей областной и городской администрации, родителей и приглашенных. После этого кадеты в строю училища проходят торжественным маршем.

В завершающей части торжественного мероприятия кадеты под музыку военного оркестра танцуют традиционный юнкерский вальс.

Открытие Костромского Государя и Великого Князя Михаила Федоровича кадетского корпуса состоялось 6 мая 2000 года. Эта дата по праву стала одним из самых ярких событий в жизни кадет, которое имеет свое продолжение в ежегодном праздновании Дня основания корпуса. Все, что происходило в этот день, для всех без исключения было пропитано духом братства, общности, отражало особый эмоциональный настрой участников события. Созданию особой атмосферы способствовало то, что открытие корпуса было приурочено ко Дню Святого Великомученика Георгия Победоносца, который считается покровителем российского воинства. Поэтому первым событием этого дня стало участие командования кадетской роты и кадет в торжественном богослужении в честь Георгия Победоносца, которое прошло в храме училища. Продолжением мероприятий стало построение офицеров, курсантов и кадет на плацу училища, где в торжественной обстановке было объявлено об открытии Костромского Государя и Великого Князя Михаила Федоровича кадетском корпусе. Командование и гости, в числе которых были мэр города, представители администраций области и города, учреждений образования, попечительского совета, выразили уверенность в том, что этот день станет началом нового этапа в жизни костромских кадет. Традиционно благословение новому начинанию дал Архиепископ Костромской и Галичский Александр, который подчеркнул символичность открытия корпуса в День Святого Великомученика Георгия Победоносца и вручил командованию герб Костромского кадетского корпуса.

Таким образом, в этот знаменательный день костромские кадеты обрели новый статус, имя кадетского корпуса и герб, а девизом их стали слова: «Честь превыше всего!». Начиная с этого дня, уже три поколения кадет по праву могут считать себя выпускниками Костромского кадетского корпуса. И, как уже отмечалось, день 6 мая стал одним из главных праздников в жизни кадет. Ежегодно в этот день командование и кадеты стараются отметить этот праздник новыми достижениями, закладывают новые традиции. В их числе можно назвать уже дважды прошедшую встречу поколений выпускников и кадет корпуса. В ознаменование второй годовщины со дня открытия корпуса кадеты посадили липовую аллею на территории филиала, и была открыта мемориальная доска.

Особым ритуалом, участие в котором принимали только лишь воспитанники 2000 и 2001 года, является прибивка и вручение корпусного Знамени.

Летописи и литературные источники дают основание утверждать, что в Древней Руси сложилась традиция почитания бранного стяга, хоругви как воинской святыни. Воинские знамена существовали задолго до появления регулярных армий и считались священными даже у древних племен. Первоначально знамена представляли собой длинные шесты, на верхушках которых укреплялись пучки травы, ветки, конские хвосты. Такая макушка называлась «чолкой стяговой». Позже это были полотнища самых разнообразных размеров и форм с различными рисунками и украшениями.

Вера в святость знамен на Руси была непоколебимой. Как свидетельствует историк Н.М. Карамзин, русские военачальники укрепляли эту веру, «чтобы воспламенить дух храбрости в воинах или обуздывать их неповиновение святостью знамен своих». М.И. Драгомиров писал: «В порядочной части все может умереть для войсковой жизни. Одно останется неизменным и вечным, насколько вечны создания человека: дух и знамя- его вещественный представитель.… Всякий согласиться, что кусок материи, который соединяет около себя тысячи человек, сохранение которого стоило жизни сотням, а может быть, и тысячам людей, входящих в состав полка в продолжение его великого существования, — что такой кусок материи есть святыня… и что из всех трофеев этот именно тот, который более всего свидетельствует о нравственной победе над врагом».

Таким образом, знамя с древнейших времен стало святыней — символом воинского формирования (организации) и его чести. Оно состоит из двухстороннего полотнища определенного цвета (или цветов), укрепленного на древке с металлическим наконечником — навершием, с надписями, эмблемами и украшениями. Не составили исключение и кадетские корпуса, просуществовавшие в России более двухсот лет. Впервые кадетские знамена были пожалованы императрицей Анной Иоанновной Сухопутному Шляхетскому кадетскому корпусу в 1732 г: одно белое для первой роты, два цветных и штандарт в конную роту. В центре полотнища каждого знамени изображался двуглавый орел с гербом корпуса на груди, по углам были фланы (наугольники) с вензелями императрицы Анны Иоанновны. В августе 2000 года при содействии Управления по вопросам казачества Администрации Президента РФ было разработано и изготовлено, а 9 сентября 2000 г. вручено знамя Костромскому Государя и Великого князя Михаила Федоровича кадетскому корпусу.

Вручению знамени, исходя из традиций, предшествовали прибивка полотнища знамени к древку и его освящение. Прибивка знамени происходила в храме Святого Великомученика Георгия Победоносца, расположенного на территории Костромского филиала ВУРХБЗ. Выглядело это следующим образом:

В 8 часов утра 9 сентября 2000 года весь личный состав корпуса собрался в храме. На аналое, покрытом церковным покрывалом, лежало знамя. Полотнище знамени укреплено на древке 122 серебряными гвоздиками (по количеству присутствующих на церемонии), вбитыми в древко на 2/3 своего размера. Полотнище из белого шелка двойное цельнотканное размером 100 на 120 см. На лицевой стороне в центре выткано изображение образа Святого Великомученика Георгия Победоносца в виде всадника на коне, поражающего копьем змия, как символ победы праведности над грехом, правды над злом. Этот образ был любим русскими людьми и часто изображался на знаменах, так как русский воин по своему духовному воспитанию отличается от всех остальных тем, что он, идя в бой, ставит перед собой задачу не убить, поразить, уничтожить, но остановить зло, надвигающееся на его Родину. Края полотнища обрамлены прямоугольными и квадратными рамками, украшенными надписью: « Костромской Государя и Великого князя Михаила Федоровича кадетский корпус», по углам — стилизованное изображение равносторонних крестов. Черная кайма с десятью серебряными восьмиконечными звездочками завершает композицию лицевой стороны полотнища. На оборотной стороне его в центре изображен вензель Михаила Федоровича под стилизованной шапкой Мономаха, справа и слева от которого по восьмиконечной звезде, по углам полотнища знаки сияния — символы учения, между ними орнаментированные рамки. На древке укреплено навершие серебряного металла в виде двуглавого орла, опирающегося на шар. Настоятель храма Святого Великомученика Георгия Победоносца священник отец Олег, бывший флотский офицер, начинает читать и петь молитвословия. В это время каждый из присутствующих, начиная с начальника корпуса (генерал — майора Н.Т. Волкова) и заканчивая самым младшим кадетом, подходят к аналою, осеняют себя крестным знамением, добивают гвоздик в древко и вновь осеняют себя крестным знамением. Забивается последний гвоздик, отец Олег заканчивает молебен и обращается к присутствующим со словами: «То действо, в котором Вы участвовали сегодня, это не просто ритуал, который происходит каждый год, а прибивка и освящение знамени, наречение имени корпусу бывает, как рождение и крещение, только один раз в жизни, Вы будете гордиться, а потомки Вам завидовать». Знамя зачехляется и выносится на плац. Этот день совпал с днем принятия военной присяги курсантами 1 курса филиала (44 курсанта, стоящие в строю, выпускники кадетского корпуса) и днем принятия торжественной клятвы младшими кадетами кадетского корпуса. По окончании ритуала принятия клятвы и присяги с приветственным словом выступает Председатель попечительского совета кадетского корпуса, мэр города Костромы Б.К. Коробов и зачитывает письмо, которое пришло в адрес костромских кадет от князя Андрея Андреевича Романова из штата Калифорния США, потомка рода Романовых: «Дорогие кадеты в городе Кострома. Я считаю назвать ваш корпус во имя первого Романова Михаила Федоровича большой шаг. Это замечательно. Желаю вам всем успехов в вашей учебе и работе, держите себя стройно, будьте всегда готовы помочь ближнему, имейте в сердце отвагу, а в мыслях Родину. Многие лета. Князь Андрей Андреевич Романов». Затем состоялось освящение знамени архиерейским чином Управления Костромской епархии Архиепископом Костромским и Галичским Александром, что повышает духовную значимость этого события. Он произносит следующие слова: « Кадетское знамя, священная хоругвь, под осенением которой будет проходить ваша жизнь, как и жизнь будущих поколений, воспитанников кадетского корпуса». Звучит барабанная дробь, со знамени снимают чехол, в это время все снимают головные уборы. Епископ читает молитвы, затем окропляет святой водой лицевую, оборотную сторону знамени и строй кадет. Командир роты кадет с тремя знаменщиками выходит из строя и направляется к знамени, подойдя, преклоняет колено перед знаменем, поцеловав край полотнища, встает. Владыка, вручая ему знамя, произносит следующие слова: « Возьми знамя это, освященное небесным благословением, и пусть оно будет в устрашение врагам христианского рода. И пусть даст тебе Господь благодать, чтобы во славу имени Его святого мужественно пройти невредимым вражеские ополчения. Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь». Командир роты принял знамя из рук владыки и в сопровождении знаменной группы проследовал и занял свое место во главе строя кадет.

…Торжественно-величавая тишина, замерли курсанты и кадеты в четких квадратах строя, застыл с поднятой вверх рукой дирижер, припали губами к мундштукам инструментов военные музыканты. Слышна только раскатистая барабанная дробь. Звучит команда: «Училище, под знамя смирно!». Волны ликующей музыки подхватили и подняли кадетское знамя. И оно мерно заколыхалось в такт ритмичной поступи знаменной группы, а сотни наблюдавших глаз озарила белизна полотнища с изображением всадника на коне, поражающего копьем змея, и зародила в душах кадет то необыкновенное радостное чувство, которое заряжает людей неиссякаемым запасом вдохновения, бодрости, мужества.

Всегда знамена кадетских корпусов хранились в корпусных храмах, так и знамя Костромского Государя и Великого князя Михаила Федоровича кадетского корпуса храниться в зачехленном виде в алтаре храма Святого Великомученика Георгия Победоносца.

Исходя из сказанного выше, можно сделать следующие выводы.

1. Традиционные мероприятия, проводимые в кадетском корпусе как ключевые дела, дают возможность комплексного использования символики в процессе воспитания кадет.

2. В ходе проведения ключевых дел используются такие символы кадетского корпуса, как знамя, повседневная и парадная форма одежды, герб и т.д.

3. При использовании символов кадетского корпуса возникает возможность приобщения к государственной символике, символам Вооруженных Сил РФ.

4. Подготовка к мероприятиям, использование видео- и фотоматериалов создают традиционность, способствуют преемственности поколений кадет.


<< Глава II § 1   ||   Глава II § 3 >>


Для печати   |     |   Обсудить на форуме



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  

  Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100