Технология альтруизма
Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

Сергей Смирнов (Кострома).
Педагогические условия использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса. Глава I. Использование символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса как социально-педагогическая проблема

§ 3. Опыт воспитания патриотических чувств учащихся кадетских корпусов в дореволюционной и современной России

История кадетских корпусов России началась в 1731 году, и почти сразу возник вопрос о создании определенной символики кадетских корпусов — как униформологической, так и фалерестической, вексиллологической, геральдической.

В педагогической литературе ряд авторов обращались к рассмотрению различных аспектов деятельности кадетских корпусов.

В истории педагогической науки с практической точки зрения к изучению кадетских корпусов обращался И.И. Бецкой. В 70-е г.г. XX в. в исследованиях Л.Г. Бескровного и П.А. Зайончковского рассматривалась роль кадетских корпусов в подготовке высококвалифицированных кадров для решения военно-оборонных задач и ведения военных действий. Историю кадетских корпусов и военных гимназий России в своих работах рассматривали: Н.И. Алпатов, М.А. Белоконь, С.В. Богданов, Э.М. Филиппов. Вопросам гуманизации в военном образовании в дореволюционной России, в том числе, в кадетских корпусах, уделяют внимание А.В. Гаврилин, Л.В. Ховрина. И.В. Андрюшин рассматривает систему воспитательной работы в кадетских корпусах, И.А. Уваров затрагивает проблемы формирования морально-волевых качеств у кадет.

В воспитании и обучении кадет особую роль играла символика кадетских корпусов. Автор ряда научных исследований в области военной истории В.М. Крылов, опираясь на архивные материалы, в монографии, посвященной роли кадетских корпусов в подготовке офицерского корпуса XVIII-XIX вв., к символике кадетских корпусов относит, в первую очередь, форму одежды, нагрудные знаки и жетоны военных учебных заведений, а также знамена.

Как указывает Советская военная энциклопедия, под военной формой одежды понимается «общее название всех предметов военного обмундирования, снаряжения и знаков различия, принятых для личного состава вооруженных сил государства». Военная форма одежды играет важную роль в повседневной жизни и боевой деятельности войск. Она способствует строгому выполнению обязанностей военной службы, повышению организованности, дисциплинирует военнослужащих, позволяет различать их принадлежность к вооруженным силам государства, видам этих сил, родам войск и определяет воинское звание.

Характерные особенности, значение и отношение самих учащихся кадетского корпуса к военной форме играют определенную роль в формировании патриотических чувств.

Начало форменного убора воспитанников военно-учебных заведений следует искать в истории Петровского времени. В сухопутных войсках появление специальной кадетской формы связано с учреждением в 1731 году первого в русской армии кадетского корпуса. Эту дату следует считать началом первого этапа процесса становления мундира кадета русской армии. Данный этап характеризуется появлением кадетской одежды, ее пестрым разнообразием наряду с некоторыми признаками унификации. 17 февраля 1732 года первые 30 кадет прибыли в новоучрежденный корпус, директор которого, барон Людвиг фон Люберас, предписал: «доколе академия кадетского корпуса учредится,…и доколе мундир на них построится, приказать им ходить всем в равенстве в белых штиблетах и в шляпах с золотым позументом и с бантом и волосы убрать в косу». Именно эти импровизированные детали костюма можно считать первыми по времени в воинском наряде российских кадет. Как следует из документальных источников, настоящее полное обмундирование воспитанники корпуса получили, по всей видимости, при подготовке к Высочайшему смотру 12 декабря 1732 года, на котором они впервые демонстрировали перед императрицей свои «экзерциции ружьем». Форму первых кадет составлял обычный для русской армии темно-зеленый кафтан с отложным воротником, обшлагами, оторочкою петель и лацканами красного цвета. Камзол и штаны шились из сукна лосиного оттенка. На ногах были тупоносые башмаки и штиблеты, полагался белый полотняный галстук и замшевые перчатки с отворотами, обшитыми золотым галуном. Большинство кадет носили треугольные шляпы с кокардой из белых шелковых лент. Первый в России кадетский корпус с самого начала создавался как особо привилегированное учебное заведение. О почетном положении представителей нового учебного учреждения свидетельствовала и их форма. Кафтаны и камзолы, обшитые по краю золотым галуном, сближали кадет с офицерами гвардии, а лосиный цвет штанов и камзолов напоминал офицерское обмундирование кирасир. Как пишет В.М. Крылов, значительно более конкретную образовательную цель — подготовку офицеров-специалистов — имел учрежденный 25 октября 1762 года Артиллерийский и Инженерный Шляхетный кадетский корпус. Согласно этой главной принадлежности и была решена форма одежды. Его кадетам назначался «вседневный мундир — кафтан красный, воротник, лацканы, обшлага и подкладка черные, камзол и штаны лосинные; шляпа с бантом волосяным вседневным без галуна; мундир парадный с золотым галуном».

С годами форменная одежда воспитанников военно-учебных заведений претерпевала в целом те же изменения, что и обмундирование русской армии. Изменялись как расцветка, так и фасоны мундиров. В Императорском Сухопутном Шляхетном корпусе для различия новоучрежденных возрастов их воспитанников специально одели в платье разного цвета. Между собой кадеты различались и тем, что у старших по возрасту погоны белого цвета были с кистью.

Пестрое разнообразие кадетской одежды, ее подчеркнутая нарядность не только давали представление о «золотом веке дворянства», но и отражали состояние военного дела, а также степень организации специального обучения. Немногочисленные тогда военно-учебные заведения, каждое отдельно, управлялись по усмотрению своих начальников и практически не имели между собой прочной связи. В таких условиях ожидать единого образца обмундирования не приходилось. При всем том можно считать, что в употреблении уже был общий тип кадетского мундира.

Как отмечается в исследованиях А. Смирнова, с конца XVIII века начинают предприниматься шаги к унификации и изменению формы одежды кадет. Новое обличие воспитанников кадетских корпусов более всего стало напоминать скромную форму офицеров армейской пехоты, темно-зеленого цвета. О прежнем особом положении кадет и их традиционной близости к высшей власти напоминал гвардейский золотой с черным шелком галун, которым были обшиты остроконечные шапки. Таким образом, этот период завершается стремлением к созданию единой формы, но на кадет продолжают смотреть как на носителей «приготовительного чина», своим достоинством и положением близкого к офицерству.

Иной взгляд на ранговый уровень учащихся военно-учебных заведений утвердился в XIX столетии. Намерение упорядочить систему военного образования нашло свое заметное отражение в кадетской форме. В 1802 году в форме одежды кадет произошло важное изменение: их воспитанники (вместе со всей армией) облачаются в мундиры нового, так называемого фрачного покроя. Отличием кадет служили красные рукавные клапаны с темно-зеленой выпушкой на них, а также прежний золотой галун по воротнику, обшлагам и трем сторонам клапанов мундира. В течение короткого времени неоднократно изменяется и головной убор кадет. Подтверждением успехов в образовании единого военно-учебного ведомства стало установление особой эмблемы, а с 1810 года введение золотого герба с выбитым на нем двуглавым орлом. Именно это изображение стало для российских кадетских корпусов на долгие годы почетным отличительным знаком. С 1832 года вводится свое обмундирование для кадет губернских кадетских корпусов, отличное от столичных.

Как пишет В.М. Крылов, в 20-х годах XIX века было окончательно узаконено разделение формы воспитанников кадетских корпусов на праздничную, парадную, дежурную, строевую, походную и вседневную, или классную. Наряду со случаями появления самых своеобразных фасонов формы в первой половине XIX века складывается общая система взаимного различия корпусов, в которой главным элементом становятся погоны присвоенного цвета. Например, у кадет первого корпуса были красные, второго — белые, в Дворянском полку — желтые. В январе 1835 года на кадетских погонах начинают помещать номера и литеры: «К1» — в первом кадетском, «П.К.» — в Павловском, «С.К.» — в Сибирском корпусах. В это же время на мундирах появляются пуговицы с государственным гербом. С марта 1858 года во всех без исключения войсках, и в том числе для кадет, были установлены шинели по новому образцу с отложным закругленным воротником и суконными клапанами без пуговиц.

Автор отмечает, что во второй половине XIX века задачей кадетских корпусов оставалось первоначальное образование и воспитание кадет на воинских традициях, одним из символов которых стали золотые петлицы.

В результате преобразований кадетских корпусов они превращаются в так называемые военные гимназии. У воспитанников этих учебных заведений как раз и оказалась первая, по-настоящему единая форма. 6 мая 1864 года был введен только один образец обмундирования для всех военных гимназий. Он предусматривал отказ от герба и султана на шапке, гладкие пуговицы «красной меди» и погоны прежних цветов. Период с начала до 80-х годов XIX века считается вторым этапом развития мундира кадета русской армии и отличается, прежде всего, стремлением к выработке единообразной, оправданной в своих специфических особенностях формы кадет. В этот период значение форменного обмундирования для кадетских корпусов не ограничилось только поддержанием субординации, гигиенических норм или должного престижа. Одежда превращалась в прямое средство педагогического воздействия. Не случайно в сохранившихся в архивах инструкциях для воспитателей особо подчеркивалось: «Все, что имеет влияние на образование мыслей, должно входить в соображение при нравственном воспитании».

Третий период датируется концом XIX века до 1917 года: форма одежды отвечает как гигиеническим требованиям, так и задачам учебной и воспитательной работы с ними. Обличие кадет подвергалось лишь определенному совершенствованию в своих деталях. В этот период в полной мере определился фасон кадетской формы, удачно отвечающий как учебным требованиям, так и повседневному удобству воспитанников. И в начале XX века российские кадеты продолжали, как и раньше, носить свои традиционные однобортные мундиры черного цвета, такие же шинели, низкие сапоги и длинные навыпуск шаровары без кантов.

Неизменной оставалась определяющая, смысловая сторона устройства формы. Одежда воспитанников кадетских корпусов ясно указывала как на ведомственную принадлежность, так и на место, отведенное кадетам в структуре русской армии. Можно говорить, что кадетское обмундирование утверждало преемственность как цель специально-военного воспитания и обучения. Форма своими характерно армейскими элементами резко выделяла кадет из среды учащейся молодежи. На учащихся кадетских корпусов смотрели как на представителей почетной военной школы. Внешний облик российских кадет, благодаря системе традиционных элементов данной им формы, во всех случаях ясно определял кадет как органичную часть русской армии, полноправных представителей привилегированной военной школы.

Знаки и жетоны, как почетные символы кадетских корпусов, играли немаловажную роль в их жизни. Небольшие по размерам нагрудные знаки были очень дороги воспитанникам, преподавателям, офицерам-воспитателям этих учебных заведений как свидетельство общности кадет, как знаки памяти. Их с гордостью носили на мундире или вицмундире, а жетоны — на цепочке, на пуговице за бортом формы или как брелок к часам. К созданию знаков и жетонов относились очень ответственно, объявлялись конкурсы проектов эскизов.

Примерами нагрудных знаков могут служить:

1. Знаки Пажеского корпуса. Утверждены 18 марта 1902 года в память 100-летия Пажеского корпуса: один для «офицеров и классных чинов» — преподавателей и воспитателей; второй — для воспитанников, окончивших курс. Первый представляет собой золотой лавровый венок, на который наложен Мальтийский крест. На вертикальных концах золотые вензеля: на верхнем — Александра I, на нижнем — Николая II; на горизонтальных — юбилейные даты: 1802; 1902. Знак увенчан золотой императорской короной. Размер: 44х35. Серебро. Знак Пажеского корпуса для воспитанников представляет собой Мальтийский крест, наложенный на черный щиток. На щитке, между концами креста, в верхней половине — вензеля Александра I и Николая II , в нижней — юбилейные даты: 1802;1902. Диаметр — 41 мм. Белый металл.

2. Знаки первого кадетского корпуса утверждены 12 июня 1907 года: один — для «офицеров и классных чинов»; второй — для воспитанников. В центре знака — российский государственный герб. Посередине герба — вензель императрицы Анны Иоанновны, по сторонам — золоченый орнамент. Над гербом — золотой вензель Николая II. Знак увенчан золотой императорской короной с ниспадающей лентой. Размер: 61,7х39. Серебро. Знак для воспитанников — без вензеля и без короны. Размер: 35х30.

3. Знак первого Сибирского императора Александра I кадетского корпуса утвержден 28 февраля 1918 года в память 100-летнего юбилея корпуса. Знак представляет собой выпуклую зубчатую золотую звезду с эмалевым гербом царства Сибирского в центре (на щите два черных соболя, стоящих на задних лапах и поддерживающих золотую корону, лук и две стрелы, поставленные крестообразно, остриями вниз). Щит увенчан шапкой Мономаха, а над ней — оксидированный двуглавый орел под тремя императорскими коронами. По бокам герба — матовые вензеля Александра I и Николая II, под гербом — Александровская лента с юбилейными датами: 1813; 1913. Размер: 42х34. Бронза.

Таблица № 1

Значение символов в нагрудных знаках кадетских корпусов дореволюционной России.

ВИДЫ СИМВОЛОВПажеский кадетский корпусПервый кадетский корпусПервый Сибирский императора Александра I кадетский корпус
Символ РоссииЗолотой лавровый венок Государственный гербШапка Мономаха; двуглавый орел
Символ кадетского корпусаДата утверждения 1902 — в честь 100-летия корпуса. Представляет собой золотой лавровый венок, на который наложен Мальтийский крест 1907 г. Выполнен в виде государственного герба1918 г. в честь 100-летия корпуса. Выполнен в виде зубчатой золотой звезды.
Символ государственной властиЗолотая императорская коронаИмператорская корона с ниспадающей лентойШапка Мономаха; императорские короны
Символ региона  Герб царства Сибирского.
Символ Вооруженных СилЩит Щит, скрещенные стрелы, лук. Александровская лента
Именной символВензеля Александра I и Николая IIВензель Анны Иоанновны; вензель Николая IIМатовые вензеля Александра I и Николая II

В качестве примеров жетона можно привести следующие.

Жетон Николаевского кадетского корпуса. Утвержден 10 августа 1893 года. Жетон представляет собой серебряный нагрудный знак (шейный) для кадетских корпусов, на который наложен золотой вензель Николая 1 под золотой короной с ниспадающей из-под нее Георгиевской лентой, завязанной бантом. На оборотной стороне наносились дата и фамилия окончившего корпус. Размер: 28х22.

Отдельно в качестве примера приведем жетон первого Московского императрицы Екатерины II кадетского корпуса. В период Отечественной войны и по ее окончанию — в 1812-1824 г. г. — названный кадетский корпус был расположен в г. Костроме, что нашло свое отражение в жетоне кадетского корпуса.

Жетон утвержден 10 августа 1893 года. Представляет собой ромб, увенчанный короной с кольцом для ношения на цепочке, на трех углах — золотые пуговицы. На лицевой стороне, покрытой красной эмалью, в центре надпись: « I.М.» . По внешнему краю ромб обрамлен белой лентой с голубой окантовкой и надписями: «Бойся Бога», «Чти царя», «Уважай власти», «Люби братiй». В верхнем углу — вензель Екатерины II, в нижнем — буква «З» (Зорич — основатель корпуса). Оборотная сторона покрыта белой эмалью. По внешнему краю жетон обрамлен красной лентой с надписью: «Шклово 1778 Смоленск 1807 Кострома 1812 Москва 1824». Размер: 47х20.

Жетон Михайловского Воронежского кадетского корпуса. Утвержден 11 марта 1895 года. Жетон представляет собой двусторонний круглый диск золотистого цвета, увенчанный золотой короной, с колечком. На лицевой стороне в центре — вензеля императоров Николая I и Николая II и герб г. Воронежа, по окружности на белой ленте шириной 8 мм надпись золотистыми буквами: « Михайл. Ворон. Кадетск. Корп.» и даты: 1845-1895 (год открытия корпуса и год утверждения знака). На оборотной стороне в центре два накрест положенных погона: желтого цвета с зеленой окантовкой, который воспитанники носили с 1845 по1865 г., и белого цвета с зеленой окантовкой и буквами: «М.К.» (Михайловский корпус), который носили с 1882 по 1905 г. С 11 января 1905 года, когда корпус был переименован в Воронежский великого князя Михаила Павловича кадетский корпус, на погонах стало помещаться вензелевое изображение буквы «М» под короной. По окружности наносились имя, отчество, фамилия владельца и дата окончания корпуса. Размер: 35х25.

Таблица № 2

Значение символов в жетонах кадетских корпусов дореволюционной России
Виды символовНиколаевский кадетский корпусПервый Московский императрицы Екатерины II кадетский корпусМихайловский Воронежский кадетский корпус
Символ кадетского корпуса; дата утверждения1893 г. Выполнен в виде серебряного шейного нагрудного знака.1893 г. Выполнен в виде ромба. «З» — Зорич — основатель корпуса; красная лента с указанием дат и мест расположения корпуса 1895 г. Выполнен в виде двустороннего круглого диска золотистого цвета. Имя владельца, дата окончания корпуса.
Символ государственной власти Золотая корона Золотая корона; Надписи «Чти царя», «Уважай Власти» Золотая корона
Символ региона Красная лента с указанием дат и мест расположения корпуса Герб г.Воронежа
Символ Вооруженных Сил Георгиевская лента Погоны желтого и белого цвета с зеленой окантовкой
Именной символ Золотой вензель Николая I Вензель Екатерины IIВензеля императоров Николая I и Николая II

Особое место в символике занимают знамена кадетских корпусов. Знамя с древних времен стало святыней — символом воинского формирования (организации) и его чести. Оно состоит из двухстороннего полотнища определенного цвета или цветов, укрепленного на древке с металлическим наконечником-навершием, с надписями, эмблемами и украшениями. Не составляли исключения и знамена кадетских корпусов.

В наши дни в военно-исторических музеях хранятся ряд знамен кадетских корпусов. По мнению В.М. Крылова, особую ценность представляет знамя Сухопутного Шляхетного кадетского корпуса — один из наиболее ранних образцов. Первые знамена этому корпусу были пожалованы императрицей Анной Иоанновной1732 г.: одно — белое — для первой роты, два цветных и штандарт — в конную роту. В центре полотнища каждого знамени изображался двуглавый орел с гербом корпуса на груди, по углам были наугольники с вензелем императрицы Анны Иоанновны.

Повелением императора Николая I должно было иметь на знаменах всех кадетских корпусов большой красный крест.

Ярким примером может служить юбилейное знамя Второго кадетского корпуса образца 1857 г. Знамя было вручено корпусу в связи с его 100-летним юбилеем. Двойное полотнище знамени сшито из голубых шелковых клиньев, образующих крест, между сторонами которого размещены угловые вставки черного и белого шелка с оранжевыми полосами по швам. В центре полотнища оранжевый круг с изображением герба России. Круг обрамлен золотистым лавровым венком, верх его венчает императорская корона. Внизу под орлом изображена синяя лента с датами, нанесенными золотистой краской: 1762-1862. По углам полотнища в лавровых венках размещены золоченые вензеля Александра II. Древко знамени черное с медным позолоченным навершием в виде двуглавого орла, опирающегося на шар.

Последним знаменем, которое получил Второй кадетский корпус, было юбилейное знамя образца 1900 г., врученное ему в 1912 г. в связи с 200-летним юбилеем. Его полотнище из белого шелка двойное цельнотканое 110х120 см. На лицевой стороне в центре вытканы изображение образа Спаса Нерукотворного и надпись: «С нами Бог». Края полотнища обрамлены прямоугольными и квадратными рамками, украшенными голубым геометрическим орнаментом. На оборотной стороне в центре изображен вензель Николая II под императорской короной, справа и слева от которой — по восьмиконечной звезде. По углам полотнища — гербы России. На древке укреплено навершие позолоченного металла в виде двуглавого орла, опирающегося на шар. К навершию привязана юбилейная Андреевская лента.

При изучении истории этих знамен наибольший интерес вызывает период середины и конца XIX — начала XX века. Именно в это время появляются знамена юбилейные. В 1852-1901 г.г. в Морском кадетском корпусе имелось юбилейное знамя белого цвета с широким Андреевским крестом. Полотнище прибито к древку позолоченными знаменными гвоздями.

Таблица № 3

Значение символов в знаменах кадетских корпусов в дореволюционной России
Виды символовСухопутный Шляхетный кадетский корпус2-й кадетский корпус2-й кадетский корпус
Символ РоссииГерб РоссииГерб России; Золотистый лавровый венокГерб России
Символ кадетского корпуса; дата утверждения1732 г.; герб корпуса1857 г. — в честь 100-летия корпуса; лента с юбилейными датами1912 г. — в честь 200-летия корпуса;
Символ православия полотнище сшито из голубых шелковых клиньев, образующих крестизображение образа Спаса Нерукотворного и надпись: «С нами Бог».
Символ государственной властиДвуглавый орелИмператорская корона; двуглавый орел, опирающийся на шарИмператорская корона; восьмиконечные звезды
Символ Вооруженных Сил Навершие в виде двуглавого орлаНавершие в виде двуглавого орла; Андреевская лента.
Именной символНаугольники с вензелем Анны ИоанновныЗолоченые вензеля Александра II Вензель Николая II

Исследуя геральдику кадетских корпусов, можно сказать, что как таковых гербов у этих учебных заведений не было. Точнее, отсутствовала система. Известны гербы Морского Наследника Цесаревича, Пажеского Его Величества, Первого Императрицы Анны Иоанновны и Нижегородского графа Аракчеева кадетских корпусов. Герб Первого кадетского корпуса был помещен на корпусное знамя (скрещенные кадуцей и шпага) и скорее близок по смысловой нагрузке к некоему знаку, т.к. не был помещен на сколько-нибудь определенный щит. Герб Морского Корпуса употребляется довольно широко и упоминается в геральдической и военно-исторической литературе в основном как часть нагрудных знаков и корпусных жетонов. Помещался он неизменно и на знамени корпуса. Герб аракчеевцев использовался в полном варианте на нагрудном знаке и жетонах корпуса и абсолютно копировал герб шефа корпуса — графа Аракчеева — со щитодержателями, графской короной и неизменным девизом: «Без лести предан». Официально герб Аракчеева не был гербом корпуса, носящего его имя. Гербом Пажеского корпуса являлся белый Мальтийский крест.

Единым символом военно-учебных заведений Императорской России был орел в сиянии, присутствующий как на киверах кадет и офицеров в более ранний период развития униформы, так и на пуговицах и бляхах кадетских ремней вплоть до 1917 года и в эмигрантский период развития корпусов.

Нельзя не отметить, что, помимо воспитательного воздействия формы и символики, несомненную ценность в воспитании юношей в кадетских корпусах с давних времен имели так называемые торжественные дни. По своей сути они напоминают современные ключевые воспитательные дела. Таких «дней-событий» в жизни кадетских корпусов было, на первый взгляд, немного: корпусные праздники, парады, годовщины знаменательных событий. Однако, как отмечают исследователи, восхождение к ним было всегда педагогически простроено. Оно начиналось с простого напоминания о приближении даты и заканчивалось апофеозно-театральным представлением или литературно-музыкальным вечером, молебном, балом. Все содержание этих дней было пронизано вероподданическими, патриотическими чувствами.

Еще одним мощным средством воспитания кадет, как вытекает из анализа источников, являлась среда их обитания. Она была многоплановой. Во-первых, это предметно-эстетическая среда. С одной стороны, она отличалась строгостью форм и содержания, воинской простотой нравов. С другой стороны, у вступившего на территорию кадетского корпуса воспитанника с первых шагов эта среда пробуждала любовь к Родине, вызывала сильные эмоциональные переживания. Этому способствовали копии картин выдающихся русских художников, знаменитых архитектурных и исторических памятников, портреты признанных отечественных писателей, поэтов, композиторов, ученых, полководцев; картины известных русских баталистов, картины мирной жизни, отражающие реальную действительность во всем ее многообразии. Кроме того, в различных видных местах располагались реликвии, возбуждавшие глубокие и сильные чувства гордости за героическое прошлое и мирное настоящее России. К их числу относились знамена, штандарты, мраморные доски, корпусные музеи. Они помогали воспитывать кадет в уважении к истории Отечества, в любви к родному городу, своему корпусу. Во-вторых, это военная среда. Именно ознакомлению с ней уделялось особое внимание в воспитательной работе.

Также эмоциональный настрой создавался музыкально-эстетическими средствами, которым во всех кадетских корпусах на всех этапах развития уделялось особое внимание. Многие кадеты были обучены игре на музыкальных инструментах, в корпусах были оркестры, осуществлялись музыкальные постановки, парады сопровождались музыкой.

Анализируя тенденции развития символики кадетских корпусов, можно сделать следующие выводы.

В качестве примеров формирования различных видов символики нами использован опыт таких кадетских корпусов, как: Артиллерийский и Инженерный Шляхетный кадетский корпус, Пажеский кадетский корпус, Первый императрицы Анны Иоанновны кадетский корпус, Первый Сибирский императора Александра I кадетский корпус, Николаевский кадетский корпус, Первый Московский императрицы Екатерины II кадетский корпус, Михайловский Воронежский кадетский корпус, Сухопутный Шляхетный кадетский корпус, Нижегородский графа Аракчеева кадетский корпус.

В кадетский корпусах символика была представлена такими видами как военная форма одежды, знамя, жетон, нагрудный знак, герб, девиз, ритуалы и некоторыми другими.

Использование элементов символики кадетский корпусов в форме одежды и знаменах определяло принадлежность кадет к воинской службе вообще, выявляло особенности данного воинского подразделения. Военная форма определяла особенности внутреннего порядка и деления кадет по курсам обучения, несла существенную смысловую нагрузку и способствовала преемственности в военном воспитании и обучении.

Значение нагрудных знаков и жетонов в том, что они определяли традиции разных военных учебных заведений, служили элементами отличия воспитанников различных кадетских корпусов.

Воспитательное значение формы и символики возрастало при их использовании в воинских ритуалах, которые, в свою очередь, можно рассматривать как отдельный вид символики военно-учебных заведений.

В процессе развития символики кадетских корпусов можно выделить ряд основных идей, отраженных во всех перечисленных видах символов.

Многие военно-учебные заведения носили имя государственного деятеля или были связаны с личностью, которая играла выдающуюся роль в данную эпоху. Например, Первый кадетский корпус носил имя императрицы Анны Иоанновны, с которой связано начало истории кадетских корпусов России; Михайловский Воронежский кадетский корпус назван в честь великого князя Михаила Павловича и т.д.

Идея государственности выражалась в использовании символов государства при разработке символики отдельных кадетских корпусов (например, герба России; императорской короны; щита, увенчанного шапкой Мономаха; императорских вензелей и др.).

Идея императорской власти выражалась в использовании таких элементов, как двуглавый орел, шапка Мономаха, Александровская лента и др.

Символика кадетских корпусов определяла принадлежность к отдельным регионам России (например, два черных соболя в изображении знака 1-го Сибирского императора Александра I кадетского корпуса).

Идея воинской службы ярко выражена в использовании орденских лент в различных видах символики. Так, при исполнении Знака первого Сибирского императора Александра I использовалась Александровская лента.

Через всю символику кадетских корпусов проходит идея православия, отраженная в изображениях православных символов и в использовании таких изречений, как: «С нами Бог», «Бойся Бога».

Идея преемственности прослеживается: — в различиях элементов символики определенного военно-учебного заведения (например, в военной форме одежды для отличия младших и старших курсов кадет); — в сохранении символики реорганизованных военно-учебных заведений.

Анализируя виды символики кадетских корпусов России, можно говорить об определенных требованиях к «техническому исполнению» символики:

— соблюдение законов геральдики, фалеристики, униформологических и вексиллологических правил;

— соблюдение исторических традиций и традиций военно-учебных заведений;

— эстетичность в исполнении символики;

— соблюдение удобства в использовании видов символики (например, гигиеничность форменной одежды и др.).

Анализируя источники, педагогическую литературу и периодическую печать можно говорить о том, что в начале 90-х годов XX в. начался процесс возрождения кадетских корпусов в России, который получил дальнейшее развитие по настоящее время.

Условно создание кадетских учреждений в России, можно разделить на три этапа. Первый этап 1990-1997 года, по мнению Е.И. Казаковой, можно охарактеризовать как стихийный. На базе общеобразовательных учреждений (школ, школ-интернтов) образовались «кадетские корпуса»: Сибирский (г. Новосибирск); Донской казачий императора Александра III (г. Новочеркасск); Михайловский (г. Воронеж) и др. Вслед за первым государственным учреждением этого типа Ракетно-артиллерийским кадетским корпусом на государственной основе открылись Военно-космический Петра Великого, Морской и Пограничный кадетские корпуса в Санкт-Петербурге и Крондштате.

В 1996 году состоялся первый Всероссийский семинар-совещание, на котором был рассмотрен проект Типового положения о кадетском общеобразовательном учреждении системы Минобразования России и создан общественный Совет директоров кадетских корпусов.

В 1997 году выходит распоряжение Президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 года №118-рп и постановление правительства Российской Федерации от 15 ноября 1997 года №1427, утвердившие Типовое положение о кадетской школе (кадетской школе-интернате), которое положило начало второму этапу развития вышеуказанных общеобразовательных учреждений системы Минобразования России. Эти учреждения стали «легальными» так же, как кадетские корпуса Минобороны России, МВД России, ФПС России и других ведомств.

С 25 по 30 сентября 2000 года в г. Новосибирске, Краснярском крае, проходил Второй Всероссийский семинар-совещание по теме: «Из опыта работы по обновлению содержания образования в учреждениях нового вида (кадетских школ и кадетских школ-интернатов)». В его работе приняло участие более 120 человек из 29 регионов страны (директора кадетских школ, кадетских школ-интернатов, работники органов управления образованием субъектов РФ, главы, заместители глав администраций, представители Суворовского и Нахимовского союзов г. Москвы и другие). Обсудив насущные проблемы кадетских учебных заведений, участники семинара-совещания приняли решения, в числе которых:

— ходатайствовать перед Министерством образования РФ о создании в данном министерстве совета (отдела, комитета) по координации работы кадетских учебных заведений;

— добиваться единообразия в кадетской форме одежды и специальных чинов на основе российских исторических традиций (особенно в части, касающейся парадной и повседневной формы одежды) и современных требований к форме.

Анализируя данные решения семинара-совещания, можно говорить, что приоритетными направлениями в работе по развитию кадетских учебных заведений в настоящее время являются:

— координация работы кадетских корпусов, систематизация накопленного практического опыта по возрождению кадетских корпусов России;

— разработка единообразной формы одежды и символики кадетских корпусов с учетом российских исторических традиций и современных требований к военной форме;

— целенаправленная работа по подготовке квалифицированных педагогических кадров и офицеров-воспитателей.

Таким образом, на данном этапе практически осуществляется работа по качественному преобразованию деятельности кадетских учебных заведений.

В настоящее время в России существуют и продолжают создаваться кадетские корпуса в тех регионах, в которых органы государственной власти поддерживают создание таких учреждений. В системе Министерства общего и профессионального образования функционируют порядка 30 кадетских школ и кадетских школ-интернатов. В качестве примера, кроме вышеперечисленных, можно привести такие, как: Первый Волжский кадетский корпус «Надежды России» (г. Волжский, Волгоградская область); Второй Донской Императора Николая II кадетский корпус (г. Ростов-на-Дону); Первый, Второй и Третий Московские кадетские корпуса (г. Москва); Московский Георгиевский Маршала Жукова кадетский корпус (г. Москва); Московские Морские кадетские классы (г. Москва); Великого Князя Святого А.Невского кадетский корпус (г. Калининград); Кубанский Казачий Атамана Бабыча кадетский корпус (г. Краснодар); Оренбургский Неплюевский кадетский корпус (г. Оренбург); Пензенский Казачий генерала Слепцова кадетский корпус (г. Пенза); Царскосельский Великого князя Константина Константиновича кадетский корпус (г. Санкт-Петербург, Пушкин); Норильский кадетский корпус (с. Тесь, Минусинский р-н, Красноярского края); Якутский кадетский корпус (п. Марха, г. Якутск); Красноярский кадетский корпус (г. Красноярск); Иваново-Вознесенский кадетский корпус (г. Иваново) и ряд других.

На данном этапе формируются: Горно-Алтайский кадетский корпус (г. Горно-Алтайск); Улан-Удэнский кадетский корпус (г. Улан-Удэ); Усть-Илимский кадетский корпус (г. Усть-Илимск, Иркутской области); Южно-Сахалинский кадетский корпус (г. Южно-Сахалинск).

Целый ряд кадетских корпусов и классов существует на базе военно-учебных заведений или находится в подчинении Министерства обороны и других силовых ведомств. Например, на базе военного института Федеральной пограничной службы (г. Курган) создано четыре кадетских класса, продолжают функционировать Санкт-Петербургский ракетно-артиллерийский кадетский корпус, Горский кадетский корпус (Республика Ингушетия, Назрановский р-н, с. Сурхахи), Военно-космический кадетский корпус (г. Санкт-Петербург), Кронштадтский морской кадетский корпус (г. Санкт-Петербург), Военно-технический кадетский корпус (г. Тольятти, Самарской области) и некоторые другие.

Однако, анализируя источники, литературу, периодическую печать, следует отметить, что на данном этапе нет единой структуры этих общеобразовательных учреждений. Они отличаются друг от друга по следующим основаниям:

а) принадлежность (кадетские корпуса Министерства обороны России и других силовых ведомств, которые готовят юношей в основном для поступления в вузы конкретного вида и рода войск; кадетские корпуса Министерства образования России, которые создают основы для подготовки подрастающего поколения к служению Отечеству, как на военном, так и на гражданском поприще);

б) учредители (от государственных структур до частных лиц);

в) финансирование (кадетские корпуса военных ведомств финансируются государством, а в системе Министерства образования России кадетские школы, кадетские школы-интернаты — из бюджета субъектов Федерации и местных органов самоуправления, а также из средств родителей);

г) продолжительность обучения (от 2 до 7 лет обучения).

Несмотря на различные подходы в вопросах финансирования, организации обучения и воспитания, различную принадлежность, задача всех этих учебных заведений: помимо выполнения программы среднего образования, воспитать всесторонне развитых молодых людей для служения своему Отечеству.

Анализируя символику современных кадетских корпусов, особое внимание хотелось бы уделить форме одежды воспитанников этих учебных заведений. За основу формы одежды воспитанников кадетских корпусов (в большинстве случаев) взято обмундирование воспитанников Суворовских военных училищ с небольшими изменениями в цвете приборного сукна на выпушках и кантах в связи с принадлежностью кадетского корпуса к тому или иному роду войск или ведомству. Для кадетских корпусов морской направленности — традиционная форма одежды воспитанников Нахимовского военно-морского училища. Образцы этих форм обмундирования достаточно подробно описаны в приказах МО СССР № 250 от 4 марта 1988 г. и МО РФ № 210 от 28 марта 1997 г.

Форма одежды воспитанников современных кадетских корпусов, с одной стороны, определяет их принадлежность к российской армии, с другой стороны, выявляет особенности отдельного воинского подразделения. Учитывая исторические традиции, военная форма одежды кадет обеспечивает преемственность в системе военного образования.

В.М. Крылов и С.А. Лазарев в работе «К вопросу о символике суворовских военных училищ и кадетских корпусов современной России» подчеркивают, что отличительными признаками того или иного кадетского корпуса сегодня служат погоны и нарукавные знаки по принадлежности к тому или иному учебному заведению.

Практически в каждом таком учебном заведении существует два нарукавных знака — на правый и левый рукава. На левом рукаве носятся знаки различия по принадлежности к кадетским и морским корпусам. На правом рукаве носятся знаки различия по принадлежности к конкретному воинскому формированию. Если нарукавный знак по принадлежности к кадетским и морским кадетским корпусам хорошо известен и удачно вписался в общую символику Министерства Обороны Российской Федерации, то нарукавные знаки по принадлежности к тому или иному кадетскому корпусу, по мнению авторов, представляют невероятно пеструю картину как по смысловому содержанию, так и по форме самого нарукавного знака.

Авторы данной работы, на основе детального изучения этого вопроса (в том числе и на большом количестве подлинных нарукавных знаков из фондов Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи), предлагают свою систему создания символики кадетских корпусов. Эта система позволяет включать в себя общие элементы, обязательные для всех кадетских корпусов, с одновременным использованием таких элементов нарукавного знака, которые должны подчеркивать характерные особенности (традиции) того или иного учебного заведения:

— нарукавный знак по принадлежности к тому или иному кадетскому корпусу должен представлять круг диаметром 88 мм (по образцу знаков Министерства Обороны Российской Федерации).

— в верхнем полукружье знака — восходящее солнце, как традиционный символ кадетских корпусов России до 1917 года.

— в центре восходящего солнца или поверх него — геральдический знак — эмблема Вооруженных Сил РФ (если данное учебное заведение входит в систему Министерства Обороны Российской Федерации) или Государственный герб, но несколько вытянутый по горизонтали, в лапах которого вместо скипетра и державы — пылающий факел, как символ светоча, и лавровый венок, которого удостаивались за успехи в обучении или образовании.

— под знаком-эмблемой Вооруженных Сил (двуглавым «орлом») размещается геральдический щит с гербом города (место дислокации учебного заведения) или характерная для этого учебного заведения символика (например: якоря, эмблемы родов войск, ведомственная символика и т. д.).

— в нижней части нарукавного знака (нижнем полукружье) размещается:

а) лавровая и дубовая ветви;

б) краткое пояснительное название учебного заведения или всем понятная аббревиатура.

— цвет приборного сукна для знака устанавливается по роду войск (для учебных заведений Министерства Обороны Российской Федерации) или по принадлежности к тому или иному ведомству.

— отдельные элементы нарукавного знака белого или желтого цветов — в зависимости от традиций, сложившихся в данном учебном заведении в прежние времена, либо установленные соответствующими приказами по министерству или ведомству.

Отдельные учебные заведения уже имеют нарукавные знаки, созданные по такому принципу. Это Военно-технический кадетский корпус в городе Тольятти и кадетский корпус железнодорожных войск.

В соответствии с приказом Министерства Обороны Российской Федерации № 210 от 28 марта 1997 г. на погонах и погончиках размещаются золотистого цвета буквы: для Суворовского военного училища — «СВУ», для военно-музыкального училища — «ВМУ», для Нахимовского военно-морского училища — «Н», для кадетских корпусов — «КК», для морских кадетских корпусов — «МКК».

Для кадетских корпусов других министерств и ведомств, а также негосударственных учебных заведений подобного профиля используются образцы букв (шифровка), традиционно сложившиеся до 1917 года. В некоторых случаях используются эмблемы, отражающие специфику того или иного учебного заведения.

Анализируя развитие таких элементов символики кадетских корпусов, как погоны и нарукавные знаки, можно говорить об отсутствии системы в их разработке и использовании. Однако на этом этапе существует тенденция к упорядочению и установлению общих правил в применении данных элементов символики с учетом сохранения традиций дореволюционных кадетских корпусов и специфики того или иного учебного заведения.

С началом создания системы российских кадетских корпусов в конце XX века, встал вопрос о создании единых кадетских символов и, помимо орла в сиянии, используемого далеко не всеми корпусами, возникла идея создания гербов кадетских корпусов.

Е.А. Комаровский в работе «Геральдика современных российских кадетских корпусов» говорит о том, что все вопросы, связанные с освещаемой темой, не раз согласовывались с отделом геральдики и военной символики Генерального Штаба России еще с января 1994 года, с момента создания и регистрации в Гербовом Матрикуле Русской Геральдической Коллегии первого современного кадетского герба, принадлежащего Воронежскому Великого Князя Михаила Павловича кадетскому корпусу. В бытность свою главным военным герольдмейстером полковник В.Н. Медведев дал добро на создание кадетской геральдики, а нагрудный знак Михайловского Воронежского кадетского корпуса прошел экспертизу и был приравнен по статуту к знаку Суворовского военного училища.

Автор подчеркивает, что на сегодняшний день из более чем тридцати кадетских корпусов Министерства образования восемь имеют полноценные гербы, выполненные в строгом соответствии с правилами геральдики и являющиеся для кадет важным символом их жизни и быта.

За последние шесть лет уже сложилась система кадетских гербов, а начало ей положено гербом Воронежского Великого Князя Михаила Павловича кадетского корпуса. Опыт Воронежцев-Михайловцев сразу же стал интересен другим корпусам. Ряд консультаций с директором Сибирского кадетского корпуса привел в скором времени к созданию герба кадет-сибиряков. Среди характерных деталей кадетской геральдики автор отмечает отсутствие привычных наметов, клейнодов и бурелетов. Обязательно употребление каплевидного или круглого «русских» щитов, русского шлема-шишака. В качестве вспомогательных атрибутов обязательно использование опущенных острием вниз мечей за щитом. Лаврово-дубовый изумрудный венок присутствует лишь на гербах кадетских корпусов, имеющих еще дореволюционное старшинство. Земельные эмблемы — отнюдь необязательное требование к кадетским гербам. В той или иной степени эти эмблемы присутствуют на гербах Сибирского, Костромского Государя и Великого Князя Михаила Федоровича и Первого Московского маршала Жукова кадетских корпусов. Цвет корпусных погон соответствует цвету гербов Воронежского Великого Князя Михаила Павловича, Вологодского Императора Петра Великого и Иваново- Вознесенского графа Шереметева кадетских корпусов.

Только лишь на гербе Сибирского кадетского корпуса написано полное наименование заведения, причем на середину щита наложен и корпусной нарукавный шеврон, удачно вписавшийся в общую композицию герба и ставший его частью. Другие корпуса используют различные девизы.

Особо Е.А. Комаровский отмечает герб Московских Морских кадетских классов. Он обрамлен золотым лавровым полувенком, а девизной лентой служит бескозырочная лента. На середину круглого гербового щита в виде корабельной флюгарки наложен нагрудный знак Морских кадетских классов.

Вензеля на гербах Воронежского и Вологодского корпусов соответствуют погонным вензелям кадет, а в гербе Иваново-Вознесенского корпуса употребляется часть герба шефа корпуса графа Шереметева и его фамильный девиз, единственный среди кадетских написанный по-латыни.

Несколько выбивающийся из общей концепции, по мнению автора, герб Тверского генерала-от-инфантерии Л.Г. Корнилова кадетского корпуса имеет двух щитодержателей (солдата и генерала — корниловцев), а также средний и малый варианты, оба зарегистрированные в Гербовом Матрикуле Русской Геральдической Коллегии.

Таким образом, на сегодняшний день кадетская геральдика получила свое развитие в рамках Русской Геральдической Коллегии. Гербы кадетских корпусов присутствуют на бланках, нагрудных знаках и жетонах, различных элементах формы и отражают основную идею кадетского образования, воспитывая юношей для достойного служения на благо Отечества как на военном, так и на гражданском поприще, призывая к лучшим идеалам кадетского братства и традициям долга и чести Российского воинства.

Опыт создания нагрудных знаков кадетских корпусов дореволюционной России оказался весьма полезным при разработке символики современных военно-учебных заведений, в том числе, и вновь открывшихся кадетских корпусов. В.М. Крылов показывает это на примере нагрудных знаков Военно-космического Петра Великого и Ракетно-артиллерийского кадетских корпусов.

Нагрудный знак Военно-космического Петра Великого Кадетского корпуса утвержден в 1996 году. В знаке используются элементы юбилейного нагрудного знака Второго кадетского корпуса, выпущенного к его 200-летию. Он представляет собой мельхиоровый крест, по форме напоминающий часть знамени Второго кадетского корпуса с вензелями Петра великого, на который наложен бронзовый двуглавый орел с распростертыми крыльями, мечем и лавровым венком в лапах — эмблемой Вооруженных сил Российской Федерации. На груди орла накладная мельхиоровая эмблема Военно-космических сил Российской федерации и лента с надписью: «Кадетский корпус». Размер знака: 34х35. Мельхиор, бронза, эмаль.

Нагрудный знак Ракетно-артиллерийского кадетского корпуса учрежден для воспитанников и почетных кадет. Представляет собой белый эмалевый крест (по форме креста ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия), перекрещенный стволами орудий золотистого цвета, подчеркивающих принадлежность к ракетным войскам и артиллерии. В центре знака герб Российской Федерации, который обрамляют накладные концентрические круги синего и красного цвета, повторяющие совместно с белым цветом креста цвет полос государственного флага. В верхней части синего круга слова «Кадетский корпус», в нижней — «Санкт-Петербург». На верхнем луче креста помещены буквы «КК» (Кадетский корпус), на левом луче — цифра «93» (год учреждения корпуса), на правом луче — цифра «96» (в данном случае год выпуска из корпуса). Размер знака: 42х42. Мельхиор, холодная эмаль.

Как свидетельствует приказ директора Сибирского кадетского корпуса № 23 от 22 января 1998 года, в корпусе утверждены два нагрудных знака — Знак выпускника Сибирского кадетского корпуса и Почетный Знак Сибирского кадетского корпуса, которые, согласно приказу, являются знаками отличия, носить которые — высокая честь для удостоенных ими. Указанные знаки изготавливаются из металла по единому образцу, но Знак выпускника Сибирского кадетского корпуса выпускается серебристого цвета, а Почетный Знак Сибирского кадетского корпуса — золотистого.

Знаки представляют собою изображение эмблемы Сибирского кадетского корпуса: орла, сидящего на мече, с пальмовой ветвью в клюве, на фоне солнечных лучей. Эмблема заключена в обрамление в виде пятиугольного щита размером 10х11 мм, углом вниз. Вверх и вниз, а также в обе стороны от щита исходит «сияние» в виде лучей, образующих рисунок креста с расходящимися лучами длиной 15 мм (от щита). На левом луче цифра «1958» — год образования Новосибирского военно-патриотического объединения «Мужество, Героизм и Воля», во многом послужившего основой для создания Сибирского кадетского корпуса. На правом луче — цифра «1992» — год создания Сибирского кадетского корпуса. Между лучами находятся стилизованные изображения четырех «погон-вымпелов» малинового цвета с буквами «СК» на каждом. Щит увенчан «Шлемом Ермака Тимофеевича», являющимся частью герба Сибирского кадетского корпуса. Над щитом расположена эмблема Вооруженных Сил Российской Федерации — двуглавый орел с распростертыми крыльями. Общий размер знака: 48х41 мм. Знаки с 1998 года имеют следующую нумерацию:

1. Знак выпускника Сибирского кадетского корпуса: двузначный номер по данному выпуску, затем двузначную цифру года, например: 01/98, 05/99, 15/00 и т.д.

2. Почетный Знак Сибирского кадетского корпуса имеет «сквозную» нумерацию, продолжающую ранее принятую.

Знак выпускника Сибирского кадетского корпуса вручается кадетам, успешно окончившим полный курс обучения в Сибирском кадетском корпусе. Запись о вручении знака делается директором корпуса в специальную тетрадь и в свидетельство об окончании Сибирского кадетского корпуса. Почетным знаком награждаются чины корпуса, безупречно прослужившие в нем не менее 3 лет, а также иные лица, внесшие вклад в развитие и укрепление Сибирского кадетского корпуса и кадетского образования страны.

Итак, детали и изображения нагрудных знаков кадетских корпусов позволяют узнать историю и традиции отдельного корпуса. Нагрудный знак является знаком отличия кадет, определяет именную принадлежность и выступает в качестве стимула в воспитании и обучении.

Таким образом, на основе всего выше изложенного можно сделать следующие выводы:

1. Воспитание патриотических чувств учащихся кадетского корпуса основывается на реализации механизмов:

— взаимодействия в сознании учащихся образов ситуаций «прошлого» (традиции и история Вооруженных Сил), «настоящего» (допрофессиональная подготовка будущего офицера в кадетском корпусе — имитация военной службы), «будущего» (профессиональная подготовка и служба в Вооруженных Силах) за счет однородности и одновременной представленности в рамках воспитательной организации патриотических символов;

— взаимовлияния процессов развития различных видов высших чувств, то есть стимулирования эстетических и интеллектуальных чувств, обеспечивающих формирование патриотических чувств;

— катарсиса как реализации динамики эмоциональных состояний, чувств и переживаний от напряжения к разрядке и освобождению.

2. Воспитание патриотических чувств учащихся кадетского корпуса достигается при условии единства отношения к символам и ритуалам, как со стороны педагогов, так и со стороны воспитанников, где первые демонстрирует пример собственного отношения.


 
Выводы по первой главе

В данной главе рассмотрены сущность и особенности воспитания патриотических чувств учащихся кадетского корпуса.

В психологических исследованиях выражены подходы к определению понятий «чувства» и «патриотизм», приводится типология данных понятий, выявляется соотношение понятий «чувства» и «патриотизм».

Чувства можно трактовать как одну из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, как относительно устойчивое психическое состояние, свойство личности.

В философской литературе патриотизм понимается как любовь к Отечеству, готовность верно служить делу процветания Родины, защищать ее.

В классификации чувств как компонентов эмоциональной сферы личности можно выделить особый род чувств — патриотические чувства, которые одновременно выступают в качестве высших духовных ценностей человека. Установлено, что сущность патриотических чувств состоит в переживаниях субъектом отношений происхождения и похожести «Образа Я» и «Образа родной страны».

Содержательно патриотические чувства:

— включают эмоционально окрашенные представления (образы политических, этнокультурных, пейзажных явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству;

— проявляются в переживаниях, которые ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отчеству, на защиту своей Родины;

— выступают регуляторами конкретных действий в жизнедеятельности личности.

В ходе исследования установлено, что воспитание патриотических чувств направлено на повышение статуса данного вида высших чувств в системе эмоциональной сферы личности.

Анализ содержания понятия «символ» позволяет включить в типологию символов следующие компоненты: слово (девиз, название, имя); предмет (знамя, форма, нагрудный знак); действие (ритуал). На наш взгляд, эту типологию можно дополнить таким видом символов, как визуальные символы, представляющие собой изображение (рисунок) и музыкальные символы (мелодия).

Механизм влияния символов в воспитании подростков работает через включение когнитивной и эмоциональной сфер личности. Вызывая активную работу воображения, приобщение к символике помогает подростку осознать свое «Я», представить себя в новой позиции и ситуации, определить перспективы своего участия в деятельности.

Воспитание патриотических чувств учащихся кадетского корпуса основывается на реализации механизмов:

взаимодействия в сознании учащихся образов ситуаций «прошлого» (традиции и история Вооруженных Сил), «настоящего» (допрофессиональная подготовка будущего офицера в кадетском корпусе — имитация военной службы), «будущего» (профессиональная подготовка и служба в Вооруженных Силах) за счет однородности и одновременной представленности в рамках воспитательной организации патриотических символов;

взаимовлияния процессов развития различных видов высших чувств, то есть стимулирования эстетических и интеллектуальных чувств обеспечивает формирование патриотических чувств;

катарсиса как реализации динамики эмоциональных состояний, чувств и переживаний от напряжения к разрядке и освобождению.

Воспитание патриотических чувств учащихся кадетского корпуса достигается при условии единства отношения к символам и ритуалам, как со стороны педагогов, так и со стороны воспитанников.

Использование исторических источников дало возможность проанализировать роль символики в воспитании учащихся в кадетских корпусах дореволюционной России. Установлено, что воспитательное значение формы и символики возрастало при их использовании в воинских ритуалах, которые, в свою очередь, можно рассматривать как отдельный вид символики военно-учебных заведений. В процессе развития символики кадетских корпусов (от дореволюционной до современной) можно выделить ряд основных идей, составляющих содержание (значение), отраженное во всех перечисленных видах символов (словесных, предметных, действенных, музыкальных, изобразительных):

— идея государственности (выражалась в использовании символов государства при разработке символики отдельных кадетских корпусов);

— идея державности (на знаменах, элементах формы одежды присутствовали символы власти — корона, скипетр, держава);

— идея самоотверженного служения Родине (многие военно-учебные заведения носили имя государственного деятеля или были связаны с личностью, которая играла выдающуюся роль в истории);

— идея преемственности (прослеживается в специфике элементов символики каждого военно-учебного заведения и в сохранении символики дореволюционных военно-учебных заведений во вновь организуемых);

— идея региональности (символика кадетских корпусов отражает принадлежность к отдельным регионам России);

— идея воинской службы (ярко выражена в использовании орденских лент в различных видах символики);

— идея православия (проходит через всю символику кадетских корпусов и отражается в изображениях православных символов и использовании таких изречений-девизов, как «С нами Бог», «Бойся Бога»).

Анализируя виды символики кадетских корпусов России, можно говорить об определенных требованиях к «техническому исполнению» символики:

— соблюдение законов геральдики, фалеристики, униформологических и вексиллологических правил;

— соблюдение исторических традиций и традиций военно-учебных заведений;

— эстетичность и красота в исполнении символики;

— соблюдение удобства в использовании видов символики.

Таким образом, создание и использование символики кадетских корпусов играет особую роль в воспитании кадет, способствует строгому выполнению обязанностей воинской службы, повышению дисциплины, определяет отношение к родам войск и воинскому званию.


<< Глава I § 2   ||   Глава II § 1 >>


Для печати   |     |   Обсудить на форуме



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  

  Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100