Технология альтруизма
Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

Сергей Смирнов

Педагогические условия использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса


Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова

На правах рукописи

Смирнов Сергей Николаевич

Педагогические условия использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса

13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (социальное воспитание в общеобразовательной и высшей школе)

Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент Б.В. Куприянов

Кострома 2002


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В условиях изменений в политической жизни страны, в динамике ценностных ориентаций российского общества, реформирования Вооружённых Сил остро ощущается необходимость укрепления российской государственности, обороноспособности страны, как никогда становится важным воспитание в подрастающем поколении гражданственности и патриотизма. Доказательством важности этой задачи является тот факт, что, по данным социологов, в нашей стране лишь 23% молодых людей считают себя патриотами. Возникает потребность создания системы патриотического воспитания, которая одновременно учитывала бы исторический опыт и традиции и соответствовала реалиям современной России. Перспективы патриотического воспитания связаны с использованием государственной символики, которая лишь недавно была утверждена официально.

Развитие патриотического воспитания в системе военного образования представляется особенно актуальным, а широкое использование исторических традиций открывает новые возможности в совершенствовании его форм и методов. Падение престижа России на мировой арене, неоднозначная оценка обществом роли Российских Вооружённых Сил в деле поддержания мира и стабильности в стране, социально-экономические проблемы в значительной степени осложняют процесс воспитания патриотических, гражданских и нравственных качеств у молодёжи. Наиболее эффективной представляется направленность воспитательных воздействий на эмоционально-чувственную сферу личности. Привнесение в жизнь подрастающего поколения государственной символики, элементов военно-исторических традиций, использование символов, ритуалов, атрибутов российского воинства, обращение к православным традициям может существенно повлиять на воспитание патриотических чувств у молодёжи, их желания служить Отечеству как на военном, так и на гражданском поприще.

Можно констатировать наличие противоречия между необходимостью использования символики в воспитании патриотических чувств у молодёжи, с одной стороны, и недостаточной представленностью данного направления воспитательной работы в современной образовательной практике вообще и военном образовании в частности — с другой.

Современный этап развития образования в Российской Федерации характеризуется возникновением новых типов образовательных учреждений, отдельное место среди которых занимают кадетские корпуса. Многие современные историки внесли свой вклад в исследование данного типа образовательных учреждений (Н.Н. Аурова, В.Р. Басаев, В.Н. Бондаренко, Е.А. Комаровский, В.М. Крылов, А.М. Лукашевич). В педагогической науке изучению кадетских корпусов также посвящено немало диссертационных исследований. Первой в этом ряду стоит работа Н.И. Алпатова — «Очерки по истории кадетских корпусов и военных гимназий в России»; отдельные историко-педагогические аспекты деятельности дореволюционных кадетских корпусов освещены Л.Н. Ховриной. Воспитание в кадетских корпусах России конца 19 — начала 20 века рассмотрел в своей диссертации В.М. Курмышов; И.А. Уваров исследовал проблему воспитания морально-волевых качеств кадетов военно-учебных заведений дореволюционной России. И.В. Андрюшин изучал становление системы воспитательной работы в кадетских классах; Н.С. Корнеев — профильную подготовку учащихся кадетских классов в области информатики.

Концептуальные положения военно-патриотического воспитания рассматривались в работах С.М. Ахмедова, А.Р. Жумаканова, А.В. Лебедева, М.А. Терентий, В.Ф. Фарфоровского, Х.Г. Фаталиева и др. Изучению военно-патриотического воспитания курсантов военных вузов и студентов посвятили свои исследования В.А. Беловцев, С.Н. Винникова, Т.П. Гвоздева, В.Е. Кучеров, А.С. Рыбчинчук, В.Е. Уткин, Ш.Ш. Хайрулин. Близкую проблематику разрабатывали А.А. Жиляев, Ю.К. Злыгостев, В.Н. Иванов, Н.М. Пархоменко, А. И. Поберезкин.

Воспитание нравственных чувств становилось предметом научного исследования в трудах В.А. Сахарова, В.А. Сухомлинского. Концепция эмоционального стимулирования в нравственном воспитании подростков предложена М.Г. Яновской. Использование символики в деятельности пионерской организации исследовали В.Т. Кабуш, К.О. Карагезов; эмоциональные аспекты воспитания раскрываются в работах К.Д. Радиной, А.Н. Лутошкина, А.С. Макаренко и других. Теория, история и практика военной символики представлена в работах Г.А. Ашева, В.Д. Серых.

Возникает противоречие между разработанностью проблем учебно-воспитательной работы и военно-патриотического воспитания, развития эмоциональной сферы личности учащегося, использования символики в воспитательной работе в кадетских корпусах, с одной стороны, и отсутствием исследований, специально посвященных рассмотрению использования символики в патриотическом воспитании учащихся кадетского корпуса — с другой.

В рамках обращения к традициям военного образования в нашей стране в 90-х гг. XX века возрождаются кадетские корпуса. В частности, в 1994 году начался эксперимент по профильному военно-профессиональному обучению и патриотическому воспитанию юношей в Костромской области. На базе муниципальной общеобразовательной средней школы № 35 города Костромы и Костромского высшего военного командного училища химической защиты (КВВКУХЗ) были открыты классы военно-профессиональной ориентации. В классы принимались юноши 14-15 лет, изъявившие желание в дальнейшем продолжить обучение в КВВКУХЗ. В 1998 году было принято решение о преобразовании классов с военно-профессиональной ориентацией в кадетские с проживанием воспитанников на казарменном положении на базе военного училища и обучением в школе № 35 в течение 2-х лет (10-11 класс). Произошли изменения в учебных программах: увеличено количество учебных часов по предметам естественно-математического цикла и физической подготовке, в курс начальной военной подготовки вошли проводимые на базе училища еженедельные практические занятия по строевой и огневой подготовке, знакомство с общевоинскими уставами; в спецкурсы введены религиоведение, история ратной славы Отечества. Значимой частью жизни кадет в условиях военного подразделения стало их приобщение к воинским ритуалам, символам, традициям, церемониям, которые способствуют формированию патриотических чувств. Знаменательным событием в истории города и яркой страницей в жизни воспитанников стала церемония открытия кадетского корпуса 6 мая 2000 года.

Военно-патриотическая символика была широко распространена в воспитании кадет в дореволюционной России (каждый корпус имел имя, знамя, нагрудный знак, жетон, форму одежды), эти традиции продолжают сегодня современные кадетские корпуса (Военно-космический Петра Великого, Иваново-Вознесенский графа Шереметева, Первый кадетский корпус Федеральной пограничной службы и многие другие). Однако практика использования символики в педагогическом процессе остается не в полной мере проанализированной в научно-методическом плане.

Можно констатировать наличие противоречия между существованием опыта использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетских корпусов и недостаточной теоретической обоснованностью и методической разработанностью данной проблемы в психолого-педагогической литературе.

Данные противоречия обусловили выбор проблемы нашего исследования: при каких педагогических условиях использование символики позволит обеспечить успешность воспитания патриотических чувств учащихся кадетского корпуса?

Цель исследования: определить, теоретически обосновать и экспериментально подтвердить педагогические условия и методику использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса.

Объект исследования: процесс воспитания патриотических чувств учащихся кадетского корпуса.

Предмет исследования: педагогические условия и методика использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса.

В качестве гипотезы исследования мы избрали следующие предположения.

Воспитание патриотических чувств учащихся кадетского корпуса представляет собой эмоциональное стимулирование переживаний субъектом отношений происхождения и похожести «Образа Я» и «Образа родной страны», привнесение патриотического контекста в совокупность ролей, ситуаций, норм и правил поведения и деятельности воспитанников.

Воспитание патриотических чувств учащихся кадетского корпуса будет успешным, если при использовании символики обеспечиваются:

— особое свойство содержания и формы символов — возможность образовывать смысловые ассоциативные связи (интеграция общепринятых социально-значимых контекстов в индивидуальную субъективную значимость для воспитанника);

— специфический режим способов предъявления символов — сочетание и чередование прямых и опосредованных, индивидуальных и общественных, организованных и стихийных, непрерывных и дискретных, повседневных и событийных смысловых воздействий.

С учётом выдвинутых целей и гипотезы были определены задачи исследования:

  • выявить потенциалы символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетских корпусов;
  • охарактеризовать и теоретически обосновать процесс использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса;
  • разработать и экспериментально проверить методику использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса.

Методологическую основу исследования составляют научные положения о роли деятельности в формировании личности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); психолого-педагогические концепции развития личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.В. Петровский); концепции патриотического воспитания учащихся Е.А. Левановой, Ш.Ш. Хайрулина и воспитания нравственных чувств В.А. Сухомлинского; идеи сочетания личностного и деятельностного подходов; совокупность идей о контекстах культур в детских объединениях (Б.В. Куприянов, А.Е. Подобин, Е.А. Салина).

Теоретической базой исследования стали концепции эмоционального стимулирования в нравственном воспитании подростков (Б.И. Додонов, М.Г. Яновская); событийного подхода к воспитательному процессу (О.С. Газман, А.А. Кронник, А.Б. Орлов, В.А. Петровский); обучения и воспитания воинов (А.А. Аронов, А.В. Барабанщиков, Н.С. Кравчук А.В. Лебедев и другие); разработки проблем военного образования и истории кадетских корпусов России (Н.И. Алпатов, Л.Н. Ховрина); концептуальные положения военно-патриотического воспитания (С.М. Ахмедов, А.Р. Жумаканов, М.А. Терентий, В.Ф. Фарфоровский, Х.Г. Фаталиев, Т.М. Шашло).

Методами решения исследовательских задач являются: теоретический анализ педагогической литературы, изучение и обобщение психолого-педагогического опыта, ретроспективный анализ собственной педагогической деятельности, опытно-экспериментальная работа. Частными методами являются: наблюдение, беседа, интервью, рейтинг, тестирование, анкетирование, опрос.

Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов.

На первом этапе (1998 — 1999 гг.) научная работа включала в себя анализ состояния проблемы в педагогической, психологической, философской и исторической литературе по теме исследования; определялись методологические и методические подходы к данной проблеме. В этот период формировалась теоретическая концепция диссертации, разрабатывалась программа опытно-экспериментальной работы, проводилось пилотажное исследование.

На втором этапе (1999 — 2001 гг.) был разработан методический аппарат формирующего эксперимента; проведено исследование по определению педагогических условий использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса, разработана модель педагогической деятельности, обеспечивающей данный процесс.

На третьем этапе (2000 — 2002 гг.) проводилось теоретическое обобщение результатов исследования, уточнялись экспериментальные выводы, оформлялось диссертационное исследование. Разрабатывались научно-методические рекомендации по результатам исследования, проводилась подготовка и внедрение их в практику работы кадетского корпуса.

Экспериментальная база исследования — Костромской Государя и Великого князя Михаила Фёдоровича кадетский корпус, Костромской филиал военного университета радиационной, химической и биологической защиты, муниципальная общеобразовательная средняя школа №35 города Костромы. Всего в опытно-экспериментальной работе приняли участие три группы воспитанников корпуса общей численностью 148 человек (1998-2000 гг. — 47 учащихся, 1999-2001 гг. — 54, 2000-2002 гг. — 47).

Достоверность результатов исследования обеспечивалась всесторонним анализом проблемы при определении исходных теоретико-методологических позиций; применением комплекса взаимодополняющих методов изучения, адекватных его задачам; применением совокупности разнообразных методов сбора и обработки эмпирических материалов; целенаправленным осмыслением практического опыта воспитательной работы в кадетском корпусе по данной проблеме.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в определении:

  • сущности воспитания патриотических чувств учащихся кадетского корпуса как эмоционального стимулирования переживаний субъектом отношения к родной стране;
  • критериев и показателей воспитанности патриотических чувств учащихся кадетского корпуса (уровня освоения и усвоения социальных ролей патриота, гражданина своей страны, защитника Отечества; степени принятия патриотических ценностей; уровня адекватности субъективного восприятия ситуаций, объективно имеющих патриотическое значение; степени взаимосвязи ролей, правил поведения, значимых ситуаций в рамках патриотического контекста);
  • педагогических условий использования символов в процессе воспитания патриотических чувств учащихся кадетского корпуса (валентность содержания и формы символов и амбивалентность способов смысловых воздействий);
  • механизмов воспитания патриотических чувств учащихся кадетского корпуса: взаимодействия в сознании учащихся образов ситуаций «прошлого», «настоящего», «будущего» за счет однородности и одновременного наличия в рамках воспитательной организации патриотических символов; взаимовлияния процессов развития различных видов высших чувств; катарсиса как реализации динамики эмоциональных состояний, чувств и переживаний от напряжения к разрядке и освобождению.
  • Практическая значимость диссертационного исследования заключается в следующем:

  • разработана методика использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса;
  • результаты, полученные в ходе исследования, положены в основу научно-методических рекомендаций воспитателям кадетского корпуса;
  • разработана и апробирована методика диагностики воспитанности патриотических чувств учащихся кадетского корпуса.

АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Основные теоретические положения диссертации были изложены автором в докладах и выступлениях на международных, региональных научно-практических конференциях и семинарах работников общеобразовательной школы (гг. Иваново, Кострома, Рязань, Чебоксары, Ярославль, 1999-2002 гг.), обсуждались на заседаниях кафедры социальной педагогики Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Материалы исследования положены в основу системы воспитательной работы Костромского Государя и Великого князя Михаила Фёдоровича кадетского корпуса, отдельные положения используются в воспитательной работе Иваново-Вознесенского графа Шереметева кадетского корпуса.

На защиту выносятся следующие положения:

Сущность воспитания патриотических чувств учащихся кадетского корпуса состоит в педагогическом стимулировании переживаний субъектом отношений происхождения и похожести «Образа Я» и «Образа родной страны», привнесение патриотического контекста в совокупность ролей, ситуаций, норм и правил поведения и деятельности воспитанников.

Успешность воспитания патриотических чувств учащихся кадетского корпуса при использовании символики обусловливается способностью символов посредством формы и содержания образовывать смысловые и ассоциативные связи при специфическом режиме способов предъявления символов (сочетание и чередование прямых и опосредованных, индивидуальных и общественных, организованных и стихийных, непрерывных и дискретных, повседневных и событийных смысловых воздействий).

Методика использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетских корпусов предполагает: использование пяти групп символов (предметных, словесных, визуальных, музыкальных и ритуальных); отражение в символике принадлежности к государству, воинской службе, определенному кадетскому корпусу, фиксацию официального статуса в воинском коллективе; реализацию идей государственности, державности, региональности, воинского служения, православия, именного покровительства в значении символов; соблюдение требований к техническому исполнению символов (эстетика, удобство, легитимность, традиционность).

Структура диссертации. Диссертация состоит из Введения, двух глав, списка используемой литературы и приложений.

Во Введении раскрывается актуальность выбранной темы, дано ее обоснование, определяются цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, его методы и база; обосновывается достоверность, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, формулируются основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Использование символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса как социально-педагогическая проблема» представлена психолого-педагогическая характеристика сущности воспитания патриотических чувств, проанализированы исследования отечественных ученых, посвященные воспитанию патриотических чувств учащихся, рассмотрен опыт использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетских корпусов в дореволюционной и современной России.

Во второй главе «Эмпирическое исследование использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса» описан опыт воспитания патриотических чувств учащихся Костромского Государя и Великого князя Михаила Федоровича кадетского корпуса, дана характеристика процесса воспитания патриотических чувств учащихся кадетских корпусов, представлена методика использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетских корпусов, результаты опытно-экспериментальной работы.

В Заключении подводятся итоги, и обосновывается эффективность воспитания патриотических чувств учащихся кадетских корпусов.

В приложениях представлены: «Положение о Костромском Государя и Великого князя Михаила Федоровича кадетском корпусе», план воспитательной работы на 2001-2002 учебный год, методическая разработка проведения Дня открытия корпуса, рисунки гербов, знамен, погон, нагрудных знаков, формы одежды кадет, свидетельства об окончании Костромского кадетского корпуса.

Глава I. >>


Для печати   |     |   Обсудить на форуме



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  

  Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100