Технология альтруизма
Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

Развитие молодежного участия. Опыт города Петрозаводска

Денис Рогаткин

Что такое молодежное участие?

Молодежное участие рассматривается во всем мире как фундаментальный принцип молодежной политики. Ключевая идея молодежного участия заключается в предоставлении молодым людям возможности оказывать влияние на все вопросы, которые касаются их жизни. Это влияние молодежь может реализовать как через участие в принятии решений совместно со взрослыми, так и через собственную деятельность, оказывающую воздействие на окружающую жизнь.

До настоящего времени концепция молодежного участия не стала основой для разработки российских стратегических и программных документов в сфере молодежной политики. Обратимся к документам, принятым на европейском уровне.


Новая стратегия молодежной политики ЕС1

В апреле 2009 года Европейская Комиссия утвердила новую Стратегию Европейского Союза в сфере молодежной политики на ближайшее десятилетие (2010 — 2018 гг.). Получившая название «Молодежь — инвестирование и расширение возможностей», новая стратегия исходит из того, что:

  • молодые люди являются одной из наиболее уязвимых групп общества, особенно в нынешних условиях экономического и финансового кризиса, и

  • в нашем стареющем обществе молодые люди являются важнейшим ресурсом.

    Новая стратегия является межсекторальной, содержит как краткосрочные, так и долгосрочные меры, касающиеся ключевых областей политики, затрагивающих молодых людей в Европе: образование, занятость, творчество и предпринимательство, социальная интеграция, здравоохранение и спорт, общественное участие и добровольчество. В новой стратегии подчеркивается важная роль молодежной политики и определяются меры по усилению её эффективности на уровне Европейского Союза.

    Стратегия основана на двустороннем подходе:

  • с одной стороны, инвестирование в молодежь — увеличение объема ресурсов, предоставляемых для развития отраслей, которые оказывают ежедневное влияние на молодых людей и обеспечивают их благополучие;

  • с другой стороны, наделение молодых людей правами и полномочиями — развитие и использование потенциала молодых людей для обновления общества, реализации европейских целей и ценностей.

    Согласно опросам, образование, занятость, социальная интеграция и здоровье являются проблемами, которые больше всего волнуют сегодняшних молодых людей. Помимо этого, европейская молодежь должна иметь возможность самореализации в таких областях, как гражданское и политическое участие, добровольчество, творчество и предпринимательство, спорт и международное сотрудничество. С принятием новой стратегии различные мероприятия будут осуществляться как со стороны Европейской Комиссии, так и со стороны государств-членов ЕС.

    Стратегия «Молодежь — инвестирование и расширение возможностей» преследует следующие цели:

    • создание более широких возможностей для молодежи в сфере образования и занятости;
    • полномасштабное участие всех молодых людей в жизни общества;
    • развитие солидарности между молодежью и обществом.

    Заметим, что две последние цели из числа трёх, обозначенных Стратегией, напрямую указывают на приоритетность развития молодежного участия.

    Говоря о новой стратегии ЕС для молодежи, Европейский комиссар по вопросам образования, культуры и молодежи Ян Фигель подчеркнул: «Молодежь — это наше настоящее и наше будущее, и мы должны приложить совместные усилия для открытия максимально возможных перспектив для наших молодых граждан, особенно в свете нынешнего экономического и финансового кризиса. Ключевой подход заключается в наделении молодых людей правами и возможностями для решения многочисленных проблем, с которыми они сталкиваются в сегодняшнем глобализованном мире. Наша новая стратегия является своевременным ответом на эти вызовы и открывает дверь в новую эру развития молодежной политики на уровне ЕС».

    Стратегия также определила приоритеты развития молодежного участия на ближайшую трёхлетнюю перспективу. Целью на ближайшие 3 года названо обеспечение полного участия молодежи в жизни общества через вовлечение молодых людей в общественную жизнь на местном уровне и в различные формы представительной демократии, поддержку молодежных организаций и других форм обучения участию, поощрение участия неорганизованной молодежи и обеспечение качества информационных услуг.

    Планируемые действия государств-членов ЕС и Европейской Комиссии по развитию молодежного участия:

    • Разработка стандартов качества молодежного участия, информирования и консультирования.
    • Дальнейшая политическая и финансовая поддержка молодежных организаций, национальных и местных молодежных парламентов.
    • Продвижение «электронного участия» с целью вовлечения большего количества неорганизованной молодежи.
    • Дальнейшее развитие возможностей для диалога между европейскими, национальными институтами и молодыми людьми.

    Новая Стратегия молодежной политики ЕС — не первый документ европейского уровня, закрепивший приоритетность развития молодежного участия. Аналогичные положения были отражены и в нескольких предыдущих документах Европейского Союза и Совета Европы.

    В 2003 году государства-члены ЕС утвердили следующие задачи по развитию молодежного участия:

    • усиление участия молодых людей в общественной жизни на местном уровне;
    • усиление участия молодых людей в системе представительной демократии;
    • обеспечение наибольшей поддержки различным формам обучения участию.
    • В сфере информирования молодежи были согласованы следующие задачи:

    • улучшение доступа молодежи к информационным услугам;
    • улучшение качества предоставляемой информации;
    • усиление участия самой молодежи в создании молодежной информации.

    Наиболее известным в России документом по вопросам развития молодежного участия является Европейская Хартия об участии молодежи в жизни региональных и муниципальных образований (новая редакция принята в 2003 году).

    Хартия подчеркивает большое значение активного участия молодежи в процессе принятия решений и деятельности на местном и региональном уровне для построения более демократического, солидарного и процветающего общества. Участие в демократической жизни любого сообщества не сводится к голосованию или выдвижению своей кандидатуры на выборах, говорится в Хартии. Участие в жизни общества и активная гражданская позиция предполагают наличие прав, средств, пространства и возможностей, а где необходимо — и поддержки, для участия в процессе принятия решений и влияния на этот процесс, а также участия в любых формах деятельности с целью построения лучшего общества.

    Местные и региональные власти, находясь ближе других к молодежи, призваны сыграть важную роль в деле вовлечения молодежи в жизнь общества. При этом местные и региональные власти могут обеспечить, чтобы молодые люди не только имели возможность познакомиться с принципами гражданского общества, но применить эти знания на практике. Участие молодежи в жизни общества не ограничивается лишь формированием активных граждан для построения демократии в будущем. Для того, чтобы участие в жизни общества действительно имело смысл для молодых людей, крайне важно, чтобы они имели возможность влиять на решения и предпринимаемые шаги.

    Для достижения реального участия молодежи в жизни общества необходимо предоставить в распоряжение молодежи определенный набор инструментов:

    • подготовка молодежи к участию в общественной жизни;
    • информирование молодежи;
    • вовлечение молодежи в жизнь общества с помощью информационных и коммуникационных технологий;
    • расширение участия молодежи в работе СМИ;
    • поощрение молодежи к безвозмездному труду и служению обществу;
    • поддержка молодежных проектов и инициатив;
    • развитие молодежных организаций;
    • участие молодежи в неправительственных организациях и политических партиях.

    Также Хартия уделяет большое внимание созданию молодежных представительных органов, таких как молодежные парламенты и советы.


    Партнерство молодежи и взрослых2

    Концепция участия предполагает возможность молодых людей свободно участвовать в социальных процессах и процессах развития. При этом такая вовлеченность должна быть активной, добровольной и осознанной.

    Начинаясь в семье, молодёжное участие должно развиваться в школе. С возрастом пространство участия молодых людей в общественной жизни расширяется. Молодежное участие реализуется через молодежные организации, местные сообщества, органы власти и наднациональные структуры.

    Сферы молодежного участия

    Однако наличие неких структур еще не является достаточным признаком, свидетельствующим о высоком уровне молодежного участия. Нередко структуры молодежного участия, такие как молодежные парламенты или ученические советы в школах, превращаются в формальные органы, от которых ничего не зависит. Поэтому необходимо учитывать не только наличие структур молодежного участия, но и реальную роль молодых людей в подобных структурах, наличие у них полномочий и возможностей оказывать влияние на происходящее.

    В 1992 году социолог Роджер Харт разработал «Лестницу участия», в которой выделено восемь типов участия молодежи, начиная от манипулятивного до отношения к молодежи как к партнерам.

    лестница участия

    Уровни взаимодействия молодежи и взрослых согласно «лестнице Харта»:

    1. Манипуляция

    Взрослые руководят молодежью в соответствии с планом, известным только самим взрослым. Молодые люди не понимают, что происходит. Они не вправе поступать согласно собственному мнению. Взрослые используют некоторые идеи молодых людей, но не признают той роли, которую они сыграли.

    2. Декорация

    Молодые люди могут принимать участие в мероприятии, например, петь, танцевать или носить футболки с логотипами, но они не очень понимают смысл происходящего.

    3. Символический

    У молодых людей спрашивают мнение по тому или иному вопросу, но они ограничены в возможности высказать то, что они действительно думают.

    4. Уровень информирования

    Взрослые принимают решения о проекте и привлекают молодежь к выполнению отдельных ролей в качестве добровольцев. Взрослые адекватно информируют молодых людей и уважают их взгляды.

    5. Информирование и консультации

    Проект разрабатывается и запускается взрослыми, но с молодыми людьми советуются. Молодые люди полностью понимают происходящее, и их мнение принимается всерьез.

    6. Инициатива взрослых, совместное принятие решений с молодежью

    Инициатива реализации проекта принадлежит взрослым, но молодые люди вовлекаются во все этапы планирования и реализации проекта. С их мнением считается, и они участвуют в принятии решений.

    7. Инициатива и выполнение силами молодежи

    Молодые люди являются инициаторами проекта и принимают решения о том, каким образом его осуществлять. Взрослые присутствуют, но играют лишь вспомогательную роль.

    8. Инициатива молодежи, совместное принятие решений с взрослыми

    Молодые люди создают проект и приглашают взрослых участвовать в принятии решений. Молодежь не только наделяется правами и полномочиями, но также получает возможность перенимать опыт взрослых в процессе реализации проекта.

    Молодёжное участие в эпоху информационного общества

    По данным, приведенным в Стратегии государственной молодежной политики России (2006-2016 гг.), только 2,7% молодежи России имеют опыт участия в работе общественных организаций. Разработчики Стратегии констатируют: «В настоящий момент между властью и молодежью практически не осуществляется прямое информационное взаимодействие, более того, по данным исследований, в своем большинстве молодежь не испытывает доверия к информации и проектам, исходящим от власти»3.

    На наш взгляд, сложившаяся ситуация свидетельствует о кризисе традиционных форм молодежного участия. При всей своей полезности, различные молодежные совещательные органы и другие традиционные структуры, являвшиеся ранее основными каналами взаимодействия с молодежью, перестают оказывать существенное влияние на молодежную среду.

    Традиционные формы молодежного участия входят во все большее противоречие с новыми реалиями информационного общества. Молодежь — мобильна, она быстро осваивает новые информационные технологии и использует их в своей жизни. Все большую часть времени молодые люди проводят в сети Интернет. Виртуальное общение молодежи становится даже более интенсивным, чем общение в реальной жизни.

    Структуры власти и общественные организации, занимающиеся работой с молодежью, пока не дали адекватного ответа на эти изменения. Создаваемые ими Интернет-ресурсы не идут ни в какое сравнение по количеству посещений с популярными среди молодежи чатами и форумами. При этом оперативность и актуальность этих ресурсов — крайне низкая. В результате не используется важнейший канал взаимодействия с молодежной аудиторией.

    Проблема касается не только органов власти, но также и молодежных организаций, центров для молодежи и иных структур, призванных обеспечить развитие молодежного участия. Отсутствие каналов прямого информационного взаимодействия с молодыми людьми резко снижает возможности их включения в различные формы общественной активности.

    Молодежь объективно нуждается в расширении возможностей участия в различных сферах жизни на местном и региональном уровне. Это касается таких вопросов, как доступ к информации, участие в принятии решений, поиск поддержки для реализации собственных проектов и инициатив, доступ к услугам молодёжных НКО, социальных служб и иных структур. Решение проблемы обновления каналов молодежного участия станет важным шагом вперед в формировании активного поколения граждан современной России.

    Речь идет о развитии «электронного участия» (e-participation) молодежи, в том числе об использовании молодежными организациями информационных технологий для вовлечения молодежи в свои программы и создании системы мониторинга уровня участия молодежи в общественной жизни на основе информационных технологий.

    Выводы

    Спроецировав мировой опыт на отечественную практику реализации молодежной политики, можно выделить следующие ключевые направления работы по развитию молодежного участия:

    1. Молодежное информирование. Необходимо не только предоставить молодежи информацию о возможностях участия в жизни общества, но и наладить постоянное информационное взаимодействие между молодежью и структурами молодежной политики. Для молодежи это, в том числе, создаст возможность влиять на принимаемые решения через Интернет.

    2. Развитие программ и проектов, которыми управляет сама молодежь. Нужно признать, что большинство проектов и программ, которые реализуются в рамках молодежной политики, разрабатываются по инициативе взрослых и предусматривают лишь ограниченную роль молодежи, а то и вовсе адресованы молодым людям как получателям услуг. Очевидно, что роль молодежи в управлении проектом должна стать ключевым критерием при принятии решения о его финансовой поддержке из средств, выделяемых на реализацию молодежных программ.

    3. Развитие молодежного представительства. Через формы представительства на разных уровнях молодым людям должна быть предоставлена возможность влиять на принятие решений, касающихся их жизни. Внимание к мнению молодых людей и учет их предложений должны стать нормальной практикой деятельности всех структур, работающих с молодежью.

    Молодёжное участие должно рассматриваться не в качестве одного из направлений реализации молодежной политики, а в качестве фундаментального принципа её реализации. Это означает, что принцип молодежного участия должен присутствовать во всех направлениях работы с молодежью, а уровень молодежного участия необходимо рассматривать в качестве основного критерия оценки ее эффективности. Можно говорить о молодежной политике в первую очередь как о политике развития молодежного участия.


    1.  По материалам Интернет-портала Европейской Комиссии

    2.  По материалам Интернет-ресурса http://www.youngcommonwealth.org

    3.  Технико-экономическое обоснование проекта «Российская молодежная информационная сеть «Новый взгляд»: http://minstm.gov.ru/.cmsc/upload/docs/14.doc


  • Для печати   |     |   Обсудить на форуме



    Комментировать:
    Ваш e-mail:
    Откуда вы?:
    Ваше имя*:
    Антибот вопрос: Семью семь
    Ответ*:
        * - поле обязательно для заполнения.
        * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

       


      Никаких прав — то есть практически.
    Можно читать — перепечатывать — копировать.  

      Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
    Rambler's Top100