Технология альтруизма
Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

Шулаев Юрий Дмитриевич

воспитатель семейной группы филиала Железногорского Детского дома.

Воспитание детей детского дома семейной парой

Цели:

А) Формировать у детей образ будущего - себя, семьи, взаимоотношения с окружающим миром.

Б) Обеспечивать положительную социализацию в обществе через частичное проживание.

    Задачи:
  1. Объединение детей и взрослых вокруг идеи создания пасеки.
    А) Развивать самостоятельность.
    Б) Развивать трудовые навыки.
    В)Прививать элементарные понятия, правила во взаимоотношениях "родителей" и детей.
  2. Подготовка к совместному хозяйствованию и частичному проживанию в филиале взрослых "родителей" с детьми.
  3. Выход ребенка в самостоятельную жизнь и сопровождение его до создания собственной семьи.
  4. Взаимосвязь с Детским домом и другими учреждениями.

В конце августа 1999 г. в нашей семье (так называемой семье Детского дома) были собраны дети, не знающие, что такое отчий дом и тепло семейного очага. К тому же пришли они из разных мест (школа #179, школа-интернат # 94, приют, социальная группа детского сада # 72, патронатного воспитания). Собрался неуправляемый детский коллектив из семи человек. У них запечатлелись в своей эмоциональной памяти извращенные отношения между людьми. Они увидели жизнь с "черного" хода. Воспитывать мы начали с привития культурно-гигиенических правил.

Примеры: Женя 12 лет. Не хотел чистить зубы, умываться. С плачем кричал: "Покажите мне хоть одну страну, где каждый день моются!". Валера - 7 лет. Рвал обои, царапал мебель, брал чужие вещи и обменивал их. Не знал, как произрастает зелень, овощи, где они хранятся. При просьбе нарвать укроп, он же вырвал молодую морковь. Думал, что на чердаке домика находится подвал, и там хранят овощи и соленья. Федя - 11 лет. Не знал названия простейших инструментов, вместо ломика приносил кувалду, колун. И так можно продолжать о любом из них.

Проанализировав результаты семи месяцев, мы остались недовольны своей работой. Перед нами встал вопрос: что делать? Именно так: не искать, кто виноват, а искать, что делать. Это самый продуктивный подход к решению задачи.

Семья - вот что может объединить детей и взрослых, приблизить друг к другу. Семья - это пространство, атмосфера, это присутствие родителей, которые дают защиту, поддержку, уверенность в себе. Мы увидели, что семья в условиях Детского дома, конечно же условная. Поэтому поставили перед собой цель: как можно дальше отодвинуть эту условность, и сыграло в этом еще и то, что мы - воспитатели - семейная пара. Мы показали им, что они нам нужны, и их проблемы - это и наши проблемы.

До июня 2000 г. проходили адаптацию как дети, так и взрослые. Привыкали, знакомились друг с другом. Ошибались, в чем-то получали результат. Для формирования правил проживания в семье нужно было прожить определенное время где-то автономно. Для этого мы и создали пасеку. Забегая вперед, сразу скажем, что затраты за пчел и пчелоинвентарь мы погасили в течении трех лет. Готовились к пасечному сезону с осени. Закупали улья, ремонтировали, чистили их. Делали рамки, подрамники. Ремонтировали крышки, кормушки и т. д. Все были при деле. И с интересом и увлечением готовились к предстоящему сезону. А так как мы с супругой находились вместе на работе, через все это шло сближение детей с нами. Шла обычная семейная жизнь. За прожитых в первый сезон 75 дней на пасеке с намеченной задачей справились. Произошло оздоровление детей. Через совместное хозяйствование и проживание наладились межличностные отношения между детьми и детьми, взрослыми и детьми.

Проживая в 12 км. от деревни дети полностью научились себя обслуживать, приобрели многие трудовые навыки. Обустроили свой быт. Засадили огород. Построили спортивную площадку. Заготавливали ягоды, варили варенье и для Детского дома целебные травы. Ходили на рыбалку. Охраняли во время уборки урожая транспорт акционерного общества. Помогали частным лицам грести и скирдовать сено, за что получали молочные продукты. Тем самым учили детей общаться и трудиться.

Вернувшись в Детский дом, мы увидели, что закреплять и развивать у детей навыки самообслуживания ведения хозяйственной деятельности нет возможности. Дети снова попали в стерильно чистую атмосферу Детского дома, где явно выражена перегруженность педагогов, воспитателей, сотрудников. Пример: был проведен подсчет. В понедельник к нам зашли за смену взрослые, не работающие в нашей семье, 42 раза. В пятницу - 23 раза.

Тем самым размывались понятия семейных отношений. Питание доведено до отточенного механического навыка. Днем и ночью царит строгая регламентация, исключающая душевные порывы. Дети превращаются в безынициативные создания, лишенные собственного опыта.

Мы поняли, что все, чего добились, проживая на пасеке (а всего за 3 летних сезона было прожито более 200 дней), в Детском доме разрушается. Все это подтолкнуло нас к готовности жить в отдельно взятом доме.

В 2002 г. в конце августа мы стали заселять НАШ ДОМ. Нужно было видеть глаза детей и их радость. Всю работу по разборке, сборке, перевозке и установке мебели выполняли дети вместе с нами и нашим сыном (приезжает и дочь с внучками). Все дети были на выкупе и на регистрации по поводу бракосочетания сына. У нас тесные отношения между родными детьми и детьми Детского дома. В доме они проявили себя как хозяева.

Делали все по принципу: "Семь раз отмерь, один раз отрежь", чего в Детском доме не замечалось. Приобретенные навыки на пасеке нашли место. Ту работу, которую выполняли сотрудники Детского дома, теперь выполняют дети.

Из 10 воспитанников сейчас двое работают на постоянной основе, трое - периодически от "Центра занятости", а вообще-то работают все. За год детьми было заработано около 15000 тысяч рублей. Приобрели системный блок на компьютер, клавиатуру, картридж, мышку (всего расходы около 2000 рублей), 10 туристических ковриков (2500 рублей), газовую плиту (1000 рублей), спортивный инвентарь (500 рублей), часы, зеркало, будильник, и т.д. Сейчас заказали две машины перегноя (это около 3000 рублей). Все это с семейного бюджета. Дети знают цену заработанной копейки!

Уже сейчас планируют заготовить целебных трав для Фита-фирмы г. Красноярска не менее чем на 10000 тысяч. За год решили рассчитаться с долгами, перешедшие к Андрею за квартиру. Если раньше у детей деньги находились не боле часа, то в настоящее время личными деньгами распоряжаются рационально. Учатся делать выбор и знают, что в жизни за все нужно платить.

Мы уверенны, что такие формы работы (или жизни?) взрослых и детей нужны, но работать в них желательно было бы семейным парам, имеющим жизненный опыт и желание работать с такими детьми.




Для печати   |     |   Обсудить на форуме



Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: Переведите с олбанского на русский слово аффтар
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  Гезалов Александр Sun 15-May-2005 14:00:01  
   Карелия.  

В гости заходите к нам на сайт СИРОТСКАЯ ДУША!
www.balance.sampo.ru/
Александр.
Провел 17 лет в детском доме.



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2000—2008.

  Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100