Технология альтруизма
Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

Виталий Бурик

Владивосток

(Мы сохраняем авторское написание слова "андеграунд", убедившись, что оно является одним из словарных и употребляемых в других источниках - ред.)

Из казенной благодати да в андеграунд

Альтернативная музыка? Что это? Чему она является альтернативой? Это то же самое, что и рок-андеграунд? Абсолютно точных определений этим явлениям нет, но тем не менее - факт их существования остаётся неоспоримым.

Говорят, что рок-музыка - это фольклор двадцатого века. С этим можно поспорить, но некоторые признаки стихийного народного искусства здесь налицо - это и упрощенность музыкальных форм, доступность их для массового слушателя, это и возможность творческого процесса в достаточно широких слоях непрофессионалов или полупрофессионалов, это и передача рок-произведений, что называется "из уст в уста".

Не буду пересказывать историю мирового рок-н-ролла и рок-движения от Чака Берри до Курта Кобейна, благо эта тема в критической литературе освещена достаточно широко. Попытаемся оглянуть окрест просторы нашего Отечества и ближайшего к нам Дальневосточного региона.

Итак, сам термин "АНДЕГРАУНД" - в переводе с английского "подполье", "подземный этаж". Термин "альтернативная музыка" относится к любой рок-музыке некоммерческого толка, несущей достаточную долю экспериментирования с формой и звучанием. Зачастую он применялся для названия более нового музыкального направления относительно существующих до него модных и коммерчески успешных стилей. "Андеграунд" же всегда был социален по своей сути и звучал контртезой существующему социальному укладу, формам искусства, одобренным свыше. Такое творчество не вписывается в существующие каноны либо по содержанию текстов, либо по форме и своему эмоциональному содержанию.

В СССР под термин "андеграунд" до определенного момента подпадала практически вся рок-музыка, кроме рок-экспериментов официально признанных профессиональных композиторов, или модернизированных ВИА , вроде "Землян" (хотя грань между ВИА 70-х и рок-музыкой 80-х тоже достаточно размыта). Два центра рок-андеграунда 70-х - Московский и Ленинградский выпестовали множество команд первой отечественной рок-волны, приобретших всесоюзную славу. Правда, самые концептуальные и некоммерческие из этих ребят, например "Мухоморы" (Москва), "Автоматические удовлетворители" (Ленинград) до сих пор известны лишь особо интересующимся.

На Дальнем Востоке в конце 70-х начале 80-х то здесь то там появлялись люди, играющие рок в полуподпольных условиях, но выхода на большую аудиторию у них практически не было. В середине восьмидесятых волна тотального увлечения молодежи рок-музыкой докатилась и до нас. В городах стали возникать неформальные и полу-формальные рок-клубы.

Остановимся подробнее на этой первой волне музыкального андеграунда. Магаданский рок-клуб дал миру такие команды, как "Восточный синдром" (растворились в Санкт-Петербурге, став лауреатами фестивалей и членами Ленинградского рок-клуба), "Миссия-антициклон", "Доктор Тик" (растворились во Владивостоке). О "Докторе Тике" хотелось бы сказать подробнее. Андеграунд не только музыка, андергаунд - стиль жизни. Эти апологеты хиппи-рока решившие сократить до минимума зависимость от тоталитарного государства, жили своим хутором-комунной с начала 80-х, выращивали под Магаданом картошку. Были, конечно и издержки такого "островного" житья-бытья - у Эда, лидер-гитариста группы сын до 12 лет не имел возможности ходить в школу:После снятия с Владивостока статуса закрытого города в 1987 году группа "Доктор Тик" перебралась туда. Благовещенский рок-клуб появился в середине 80-х, для меня он известен тем, что при нем устраивались неоднократно рок-фестивали, да ещё на слуху команда патриархов благовещенского рока - группа "Кол". Благовещенский рок-андеграунд изобиловал акустическими проектами, что не требовало дорогостоящей техники. Косвенное отношение к рок-клубу имели и очень интересные андеграундные исполнительницы "второй волны": Н. Захарова и О. Госькова. Южно-Сахалинск открыл для панков России неподражаемую группу "Йеху", а город Комсомольск-на-Амуре прославился (в масштабах Дальнего Востока) командой "Не ваше дело!". Хабаровск знаменателен своими "металлистами". И очень много лет в этом городе существует группа "Трек". Наш Биробиджан может гордиться тем, что здесь родился и учился Анатолий Погодаев, лидер группы "Бунт Зёрен" (Владивосток - Москва), "Зерна" (Москва). Это один из самых энергичных и результативных дальневосточных рок-музыкантов. Его коллективом выпущено в Москве несколько альбомов, последний из которых молодежный журнал "Cool" в 2000 году назвал ретро-открытием, не уступающим таким известным группам, как "Сплин": Не уезжая из родного города, с 1992 года в Биробиджане работает группа "Пятница на солнце". Владивостокский рок-клуб возник в 1985 году. Поскольку автор этих строк долго жил и работал во Владивостоке, то на примере Владивостокского рок-клуба будет проще показать эволюцию андеграунда с 1985 года до нашего времени. Андеграунд - обычно промежуточное состояние группы или исполнителя. "Первое поколение" групп рок-клуба Владивостока было воодушевлено неоромантикой Ленинградских музыкантов. Группы, составлявшие тогда костяк рок-клуба, писали свои альбомы на студии "Декада". Среди них был и самый "лёгкий" по тогдашним рок-стандартам, но умеющий завести толпу "Муммитроль", ставший потом широко известным и отнюдь не "андергаундным" "Мумий Троллем". Остальные, на мой взгляд не менее талантливые ребята, такой славы не приобрели. "Туманный Стон" по следам "Мумий Тролля" записал альбом в Лондоне, но после этого так и остался во Владивостоке. После почти что десятилетнего молчания выпустила сигнальным тиражом свой компакт и легендарная "Третья стража". А помнится, на концертах этой группы в году эдак восемьдесят девятом, весь зал, затаив дыхание, внимал загадочным словам их песен, в паузы врывались восторженные голоса поклонниц, а в самые трогательные моменты этого действа народ в зале зажигал огоньки - свечи, спички - у кого что:Очень популярен был сочинитель жестких блюзов Александр Дёмин, в это время он познакомился с М. Науменко и записал альбом с ленинградской группой "Зоопарк". Вот такие были времена. Иных уж нет, а те - далече:

Вторая волна андеграунда - это начало девяностых, пик популярности группы "Гражданская оборона" (Омск). Во Владивостоке тогда "сияет" панк-рокер всесоюзного масштаба Ник Рок-н-Ролл со своей группой "Коба". Сейчас Ник живёт в Тюмени, нынешней "столице" российского андеграунда, является почетным директором рок-центра. А в то время на этой волне возникают группы "Мамин угол", "Клади", "Город Зет" и др.

Третья волна - культ Курта Кобейна и странные группы подражателей с названиями наподобие "Припадок Гумберта":

Если не придерживаться хронологии возникновения групп и к "четвертой волне" отнести существующие на настоящее время, то рок-сцена Владивостока поделена следующим образом: с одной стороны, это движение "Пацифик", объединяющие концертирующие альтернативные группы, рассчитывающие все же на коммерческий успех, например, "Тендем", "Карамазоф Байк", "Иван Панфиlove", "Мексиканские Пчёлки-Убийцы"; с другой стороны - "глубокий андеграунд". Здесь знамя непримиримого андеграунда на протяжении многих лет держит "Острожещина" с отчаянными текстами и уклоном в русское язычество. Можно отметить так же полуакустические группы "Арт-этаж", "Азбука Морзе", сюрреалистический проект А. Дерябина "Пагода", рок-одиночку Горыныча. Зачастую для андеграунда нашего времени характерно акустическое звучание, поскольку в условиях рынка у некоммерческих музыкантов нет денег на аппаратуру, и к какому-либо клубу, как при "советах", прибиться тоже нельзя. Говоря о эволюции групп, можно предположить, что часть из них рано или поздно коммерциализируется, а часть - канет в лету, как и многие до них. Но если смотреть на это дело, как на процесс, то печалиться на стоит - в творческом котле андеграунда что-то варится, что-то из этого получится: Вообще у рок-музыканта лишь два пути - либо пытаться стать кумиром толпы и в сущности, быть экстравагантным эстрадником, либо, в процессе роста прикоснуться к "большой" музыке - фольклору, джазу, классике. В любом из путей андеграундная позиция способствует большей независимости творчества от диктата сиюминутной конъюнктуры. И поддержка андеграундного творчества как и любого экспериментального искусства, необходима. Только вот постоянно жить "в подполье" тяжело.


Для печати   |     |   Обсудить на форуме



Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: Семью семь
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  Айрин Tue 12-Jul-2005 14:37:55  
   Украина  

Здравствуйте!
Вас беспокоят из г.Ровно!
Мы молодая (относительно), перспективная команда под названием EXTASY! Играем в стиле laquo;индастриалraquo;!
Очень непротив поиграть на хорошем сходняке!
Мыло: club911@ua.fm



  аспирин Sat 30-Apr-2005 19:02:55  
   Биробиджан  

я нашда записи Умки - классная музыка ,щас в поисках Троянской



  аспирин Fri 08-Apr-2005 12:32:04  
     

Биробиджан . Биробиджан! Не думала , что встречу здесь людей из моего города! Люди из Биробиджана вы не знаете где можно достать Умку?я Дягелеву пол-года искала



  Виталий Бурик Mon 15-Nov-2004 05:37:21  
   Биробиджан  

Slide!!! Так-так-так! Кто скрывается под пвевдонимом Slide, отзовись!!! Да, это я, и в декабре я буду во Владивостоке... Занимаюсь много чем, вот, к примеру, этим летом впервые в жизни посетил наши столицы, а осенью проводил фестиваль поэзии. В настоящее время живу в Биробиджане. А ты кто?
Наташе Кириченко- Захарова сейчас во Владивостоке живет, сохранились ли какие записи - не знаю, по возможности дам координаты Захаровой. Спасибо за проявленный интерес, жду сообщений.



  Кри$$ Thu 15-Jul-2004 13:16:32  
   Комсомольск-на-Амуре  

Есть нефоры в комсомольске? или, хотя бы =(, любители тяжелой музыки? ПИШИТЕ! встретимся!



  slide Sat 12-Jun-2004 20:11:05  
   Владивосток  

Привет! Виталий, с радостью обнаружила тебя на просторах Инета. Интересно, как складывается твоя жизнь. Чем сейчас занимаешься?
Это ты? Горячим грогом убийца грусти избавит мир от лишней мудрости...



  Наталья Кириченко Fri 16-Apr-2004 14:41:47  
   Новосибирск  

Уважаемый автор!
Когда-то у меня была случайно приблудившаяся кассета с песнями Н.Гаськовой и А.Захаровой. Кассеты больше нет, а вы -- первый, у кого я нашла хоть какое-то о них упоминание. Если можно, поделитесь хоть какой-нибудь информацией о них. Особенно хочется знать, где берутся записи...
В любом случае благодарна Вам Вашу статью.



  Датч Fri 12-Sep-2003 15:56:41  
   Львов, Украина  

Добрый день!!!
Ваш сайт интересен.
А я вот тоже продвигаю в массы и-нэта альтернатиивную культуру.
Был бы рад с вами поддерживать связь, и сотрудничать.
С уважением Датч.



  Данилыч Thu 10-Apr-2003 11:34:43  
   партизанск, Приморский край  

Здрасьте! :) уважаемые Крот и Виталий, а где вообще возможно достать записи групп и исполнителей, которые упоминались в этой статье? Просить вас поделиться компашками и кассетами стану лишь в том случае, если это вас не затруднит. Дело в том, что во Владивосток я ПОКА не имею возможности ездить, но в скором времени думаю туда переселиться и надеюсь с вами познакомитсья. С уважением, Данилыч. МИР!



  лена Mon 27-Jan-2003 23:39:34  
   томск  

Привет,слушай, если не жалко пришли кассету либо диск. Страшно хочется послушать реального андеграунда.Чего-нибудь совершенно хипповского, а то роккопопс и другие жалкие потуги музыки-товара уже невозможно терпеть.Да, если можешь сообщи координаты ныне действующей хипповской коммуны.Сгонять бы туда старым добрым стопом. Ну, а дальше посмотрим, может и приживусь среди хиппов, а не сгнию на этой дикой капиталистической планете. Ну, бывай.



  Крот Wed 27-Feb-2002 04:38:28  
   Владивосток  

ВИТАЛИЙ, ПРИВЕТ!
Что-то не могу до тебя дописаться: адрес не проходит :-(
Сохранился ли у тебя выход в Интернет? Если есть возможность - сообщи, пожалуйста, свой электронный адрес. Страшно хочу написать тебе о последних событиях, и вообще, но - ыть! - никак не получается.



  Виталий Бурик Mon 25-Jun-2001 05:20:25  
     

P.S.Алексей, внизу - опечатка, конечно же с уважением!



  Виталий Бурик Mon 25-Jun-2001 05:10:19  
   От туда же  

Уважаемый Алексей! Спасибо за внесённые коррективы. Вы, как человек, внимательно следящий в последние годы за происходящим на Владивостокской рок-сцене, во многом правы, и извеняюсь за артефакт неточностей,предвнесенный временной дистанцированностью и моим субъективизмом.
По поводу Декады - да, у Лео были более избранные, которые на студии могли писаться, и более отдаленные, которые всё равно, помимо воли или участия Лео были всегда где-то рядом. Пойми меня правильно - Декада не была центром, она была внутри центра, или на поджаренном благосклонным приморским солнцем боку рок-сообщества. Планы Лео - это планы Лео, и они в то время не особенномешали остальным рок-идеям, а скорее, наоборот, рок-клуб использовал его. как делового толкача, взваливая на его плечи ту суету, которая претила свободному творсескому духу.
С усажением, Виталий. Жду письма.



  Алексей К.Manch. Sat 09-Jun-2001 09:55:44  
   владивосток  

Уважаемый Виталий!!!
Немного коррекции и маленько уточнений в излагаемое Вами:
1. Насчёт Сквозняка Константин прав-- именно с них в Благе рок и начинается. Они ,практически, современники тогдашнего владивостокского Бунта Зёрен, ну и ,естественно, знакомцы. Кол же выступил предвестником Новой (наверное, второй) волны Благовещенского рока, которую окончательно вызвали к жизни местные панк- деятели PI-19, вытащившие свою аппаратуру на местную Набережную и помимо того, что играли сами, позволившие играть всем, кому не лень, чем и спровоцировали, в дальнейшем,( где-то в 1996 году) появление многих команд.
2. Гаськову зовут Наталья, а Захарову-- Анна (Вы ошиблись в инциалах, уважаемый автор). Каждая из этих девушек, помимо собственного исполнения своих песен, пыталась реализовать проект с большим количеством инструментов, нежели одна гитара. К сожалению, проект Наташи Гаськовой Иволги воплотился лишь на одном из местных акустических фестивалей Тихие Игры ( Наташа-гитара и голос, Дмитрий Логачёв- аккордеон), так и оставшись полумифическим. У Захаровой же Ани состоялась-таки группа Игра В Жмурки ( иногда Игра В ЖмурИки),имевшая в составе помимо Аниной гитары- голоса ещё гитару, флейту, скрипку и виолончель; они умудрились даже записаться на местном радио. В дальнейшем, состав сократился до дуэта (помимо Ани остался Жорик
на флейте).
3. Со Сплином группу Зёрна сравнило питерское издание FUZZ (COOL слишком мелок и рецензирует удобоваримый для подростков попс, вряд ли они о Погодаеве вообще что-либо слышали-- не та глубина).
4. Не все группы, составлявшие костяк Владивостокского рок-клуба писались в студии Декада. Более того, Декада возникла уже позже, после фактического прекращения деятельности рок-клуба, как попытка Лео Бурлакова соорудить своё маленькое подобие местного шоу-бизнеса. Декада была попыткой, репетицией, воплощения тех грандиозных коммерческих шоу-бизнес замыслов Лео, которые мы сейчас имеем на просторах нашей необъятной (конкретизировать не стану, полагаю и так всё ясно о ком...).
4.Что-то там о третьей волне и любителях железного Курта. Да не были Припадки Гумберта его продолжателями и подрожателями. И вообще по временному отрезку Карандаш и Ко как раз и являлись-то современниками тех, кого Вы, Виталий, упомянули ,как волну прошлую,( т.е. Мамин Угол, Клади, Город Зет); играли с ними одни концерты и оттягивались на совместных же
попойках.
5.И о настоящем времени...Арт-этажа давно уж нет, закончился в году, эдак в 1998-99; Азбука Морзе желала случиться,да роды не состоялись, а потому - это из разряда мистифмкаций(Редкое исполнение Светой своих песен, это только Света; ну никак не Азбука); Горыныч очень даже играл с разными людями, преимущественно эстетской тусовки BSB- клуба ( дык какой же он одиночка?), коммерчески подниматься со своимм песнями думал, да только не с теми людьми связался; вот и закинул своё творчество куда подальше, а сейчас (уже где-то с год)играет этот рок-одиночка, как Вы изволили выразиться, мебелью в фирме мебельной . Вот.
Извините, если что не так-- подправьте меня, истина,как известно, в дискуссиях рождается. Спасибо за внимание-- будьте же внимательны и Вы, Виталий.
Живите долго, постараюсь в скором времени отписать Вам чего-нибудь.
Успехов на журналистском, да и вообще на творческом ристалище.



  Виталий Бурик Thu 31-May-2001 05:14:32  
   Ответ Ф. ону же О.Гэ.  

По поводу КОЛА - не будте пупом местного масштаба, коллега, информация не только от вас... В отношении Сквозняка прошу пардона, а остальное - имхо.А вы, коллега, видимо собираетесь так и остаться мелким интернетовским халиганчиком, суя свой ас куда попало по причине недостаточного умения делать умным противоположную часть таллома :-)



  Ф. он же О. Гэ. Wed 30-May-2001 05:58:40  
   из казенной благодати  

Ну и гонялово вы, многоуважаемый коллллллега нагоняли, В Благовещенске патриархами принято считать гр-у Сквозняк (Боб и Джон), а вовсе не некий КОЛ, о котором вы-то и узнали, сами знаете от кого, Далее, по тексту можно найти множество косяков, причем абсолютно без понтовых, т.е. не пяток, не лучше ли вспомнить глауциновый опыт, и процитировать некоего г-на по фамилии Бог: Бурик! Все в падлу, .... А вот босиком - это ништяк, просекаешь о чем?
Не делай такое умное лицо, будь проще и люди к тебе потянуться. Особенно не имеет значение где кто родился, поскольку физиологически все мы из одного органа - на лыжах, ингогда при помощи киииииинжалааааааа.
А так, целуй мой ас, и будь готов, тебя все равно все любят, не за этот свистеж.... А за умение пожрать.



  lesha Fri 09-Mar-2001 19:19:44  
     

Altruism RU : Никаких Прав, То есть практически. ╘ 2000, Webmaster. Можно читать - перепечатывать - копировать.
------------------
внизу странички написано ;-)



  Костя Wed 07-Mar-2001 21:03:07  
   Чимкент, Казахстан  

Спасибо большое за предоставленные материалы. У меня вопрос - возможно ли копирование некоторых статей с вашего сайта и размещение их на своем? (соблюдение авторских прав гарантирую). у меня рубрика по советскому року и движению хиппи. Ваши статьи могли бы послужить отличным материалом.
Жду ответа.



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  

  Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100