Технология альтруизма
Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ
Гудима Т.М.

Гудима Т.М.

г. Москва

Политическая культура молодежи как необходимое условие демократии

По целому ряду причин, объективных и субъективных, проблемы политической культуры в последнее десятилетие не были популярны ни в науке, ни в средствах массовой информации. Для некоторых само слово "политика", а тем более политическое воспитание, представляется темой, которая в лучшем случае осталась в прошлом и будущими поколениями не будет востребована. Категорически не соглашаясь с этим, попытаемся обосновать, что негативное отношение к политике не просто опасное заблуждение. Это ошибка, которая может привести к крайне негативным последствиям. Последнее десятилетие, в общем потоке бурных изменений, коснулось и целого ряда основных понятий, которыми люди активно пользуются. В политических и теоретических дискуссиях, разные авторы произносят одни и те же слова, вкладывая в них совершенно разный смысл. В таких случаях невозможно достичь взаимопонимания, быть услышанными друг другом.

Исходя из сказанного, считаем важным начать анализ проблемы с определения смысла тех понятий, что вынесены в заголовок статьи. Политическая культура как необходимое условие развития демократии. Демократия, демократы √ термин положительного политического смысла, однако часто под названием демократии мы реально сталкиваемся с явлениями антидемократическими, тем не менее называемыми этим словом. Авторитет этого имени в общественном сознании резко упал. Слово "политика", безусловно, не новое, давно входящее в интеллектуальное богатство общества, цивилизации в целом, и политика означает ни что иное, как линию поведения государства, класса, партии, той или другой социальной группы. В основе этой линии поведения лежит отражение коренных задач, главных целей. Поэтому можно сколько угодно "не любить" политику, но осмыслить, понять коренные проблемы той или другой общественной ситуации без обращения к политике не возможно, ибо в своем содержании она вскрывает коренные потребности общества. Политическая культура как составная часть общей культуры и как любая культура должна опираться на определенный багаж накопленных знаний. В политической культуре, как и во всякой другой культуре, есть уровень профессиональный и есть уровень обыденного политического сознания и связанные с этим политические действия. Политическая культура претерпевает изменения, время предъявляет к ней все новые, все более высокие требования и поэтому повышение политической культуры столь же необходимо, как и всякой другой культуры в обществе. Демократия, как понятие, складывается из двух терминов: демос √ народ, крата √ власть, то есть "народовластие". Содержание этого понятия предполагает, что в обществе, как минимум, решены три задачи: во-первых, если это демократия, если общество основано на демократических принципах, то государство, существующее в этом обществе, отражает интересы большинства его членов. Крайне тревожит, когда демократическим государством называется государство, выражающее интересы небольшого процента населения ("верхних десяти тысяч - выражение В.И. Ленина - элиты, избранных"), и когда интересы большинства общества не отражены в действиях и политике государства. Это государство имеет свои характеристики, свои определения, но это государство не может быть отнесено к числу демократических.

Во-вторых, если демократия, значит общество устроено так, что члены общества могут реально влиять на формирование власти и, что самое важное, эту власть контролировать. В сегодняшней России есть явно демократические черты, выборной системы: прямые, альтернативные выборы, закрытое и тайное голосование. Но одновременно реальная избирательная система позволяет эти принципы достаточно легко подменять, например, материальными возможностями того или другого депутата. Несовершенство законодательной системы оборачивается против верно заложенных принципов. Особенно тревожным явлением, которое не дает права на положительные оценки "демократизации" в нашем обществе, является то, что практически отсутствует система контроля власти. Даже такая демократическая процедура влияния общества на власть, как отзыв депутата, как возможность предъявления обществом определенных требований к избранному депутату или президенту, не существует. А власть, которая не находится под контролем общества, даже если она и заявила о себе, как демократической, очень быстро утрачивает эти качества. Есть ряд очень острых вопросов, они обсуждаются в обществе, и если провозглашена главной целью - демократизация, то именно с этой точки зрения надо оценивать проводимые реформы, что же действительно демократическое развитие. Например, проблема создания вертикали власти, взаимосвязи системы местного самоуправления с государственной властью. Один из предвыборных лозунгов президента - наведение порядка в стране. "Восстановить вертикаль власти!". Это приветствуют работники образования, здравоохранения и другие. Существует прямой вопрос: "А почему учитель сельской школы не должен получать зарплату (при пустом местном бюджете) или получать зарплату в два √ три раза ниже, чем человек его профессии в городе Москве? Только потому, что в Москве большой бюджет, а в районах почти никакого нет?" Поэтому, когда государство ставит вопрос, что оно берет на себя полную ответственность за состояние образования, это явное восстановление вертикали в сфере образования. Но с другой стороны, местное самоуправление по самой своей сущности - самый демократический институт власти, оно ближе всего к человеку, его нуждам и заботам. И если мы хотим, чтобы общество влияло на власть, мы должны развивать местное самоуправление, расширять его функции.

Одной из главных причин всех наших проблем в развитии политической системы, в развитии демократии является состояние политической культуры и уровень политических знаний. Не понимая суть происходящего, невозможно эффективно влиять на систему власти. Тем более участвовать в ней. Именно поэтому формирование политической культуры в обществе должно волновать не только специалистов, но и все общество.

Крайне низкий уровень политической культуры становится препятствием и для развития демократии, и для развития общества в целом. Интеллектуальный уровень политики и многих политиков низкий. Проявляется это в разных формах: от безграмотности языка до неуважения к опыту прошлого. Большой урон наносит невнимание к политической теме и вообще к политике как таковой в системе образования и просвещения. В советское время каждый человек должен был изучать политику, где бы он не работал, где бы он не жил √ существовала всеохватывающая система политпросвещения. В школах и ВУЗах обязательные политинформации. В этой политучебе много было и формализма и нелепостей. Отказались от этого одним махом: теперь нет никакой системы, никакого политического просвещения, никакого политического образования. Это правильно или нет? Пороки и недостатки прошлой системы очевидны. На политкружок загоняли, иногда, под угрозой наказания. Но означает ли это, что политического просвещения общества не должно быть. Значит ли это, что молодое поколение должно выходить в чрезвычайно сложную, противоречивую политическую жизнь, не имея никакого запаса политических знаний, не ориентируясь ни в том, что такое структура власти, каковы цели и задачи государства, в котором оно сегодня живет. Есть многообразные средства массовой информации: телевидение, радио, есть система интернет. Но одновременно лишили газет. Как правило, большинство семей имеет только районку, местную газету, подписаться на серьезные издания средств нет. В силу своего назначения местная газета не печатает аналитические статьи, у нее не те объемы и не тот уровень информации, которой она обладает. Практически бросили человека в мир, где идет постоянная борьба мнений. Прекрасно, пусть он разбирается сам. Но фундамент для того, чтобы разобраться, у него должен быть не уровень подготовленности как запас определенных знаний. Восстановление элементарного минимума ориентации молодого поколения в политике является задачей крайне актуальной. Вот тогда молодые люди разберутся в том, что происходит, вот тогда займут точную позицию, и тогда вместе с социальной, профессиональной, нравственной ориентацией будет присутствовать и твердая политическая ориентация. Конечно, все это не просто. В политической жизни, как и во всякой другой, есть свои субъекты. Главными субъектами политического процесса помимо государства являются партии. Их сейчас несколько сотен. Разобраться, даже человеку специально этим занимающемуся, почти невозможно, потому что, например, социал-демократических партий √ четыре, пять официально зарегистрированных коммунистических партий, целый ряд новых партий называют сегодня себя центристскими. Все это субъекты политического действия, которые хотят не только выйти на следующие выборы, но и решать судьбу общества. В ближайшие годы эта картина будет для для каждого человека несколько более понятной. Вышел Закон "О политических партиях", и в соответствии с этим законом не так легко будет маленькой группе людей объявить себя той или иной партией. Надо соответствовать определенным критериям, если партия общероссийская, в половине регионов страны должны быть организации этой партии, должна быть определенная численность. Условием существования и регистрации партии должно быть участие в выборах. В законе прописаны определенные нормы деятельности партий. Политическая картина жизни общества станет более понятной, но тем не менее без специального знания в этой сфере вряд ли удастся разобраться по-настоящему.

Почему тема о политической культуре включена в повестку дня конференции, посвященной коммунарскому движению. Тема эта не случайна. В главных докладах на конференции слово демократия звучало чаще других, коммунарское движение справедливо считают школой демократии, педагогика сотрудничества воистину демократическая педагогика. Одна из самых ценных, высоких идей коммунарского движения - идея общественного, гражданского служения. Данная тема проходит через лучшие произведения нашей национальной культуры. Помните у Пушкина: "Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!". Традиция высокого служения, служение высокой цели, людям √ все это в содержании коммунарского движения одна из главных ценностей. В практике коммунарских сборов, а мне многие годы приходилось участвовать в них, всегда было много политических событий. Политбои, дискуссии, конференции, фестивали и различные другие мероприятия. Чем отличались политические дела на коммунарских сборах? Говорю по собственному опыту, во-первых, в отличие от других аудиторий такого же возраста, на коммунарских сборах всегда были ребята с очень острыми вопросами, с неподдельным интересом к проблеме. Вопросов всегда было не просто много, вопросы были из глубины, по существу. И к таким встречам с коммунарским активом готовиться надо было любому лектору и любому политику. И второе. Большая часть форм, которые использовались в политическом воспитании, были формами активными. На сборах появились первые политбои, первые политклубы, дискуссии, притом искреннее желание понять, чем живет общество, что волнует мир. Газеты опубликовали к конференции некоторые оценки личных отношений к опыту коммунарского движения. Очень точна и убедительна оценка Сергея Ляпина (это один из организаторов, один из очень активных представителей коммунарского движения, сейчас известный ученый): "Коммунарское движение, Штаб школьников в частности, - самими созданное жизненное пространство для социального творчества, мощный источник социальной романтики". В докладе на конференции прозвучала еще одна характеристика: "образ будущей демократической культуры". В последние годы в обществе проявилось ряд очень опасных тенденций: безразличие к судьбам страны подчеркнутое пренебрежение к общественным заботам, равнодушие к людям, нравственный нигилизм, а как следствие - рост преступности, детской безнадзорности, безграмотности, бескультурья. Все это имеет свои причины, в том числе политические. Всему этому необходимо противостоять, с этим надо бороться. Я разделяю оптимистический взгляд на менталитет нашего народа, его будущее. Более того, уверена, что коммунарское движение со всеми своими высокими, духоподъемными качествами, оно тоже могло появиться только в нашей стране. Конференция не просто обобщит опыт этого движения. Она должна дать старт возрождению коммунарского движения, его развитию. Всем своим смыслом это движение зовет к лучшему, к светлому. "Наша цель √ счастье людей. Мы победим, иначе быть не может!"



Для печати   |     |   Обсудить на форуме



Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: Сколько лет длилась столетняя война?
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  

  Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100