Технология альтруизма
Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

Шарин М. В.

г. Котлас

Творческое содружество единомышленников

Предистория Котласского городского штаба школьников "Товарищ" имени Героя Советского Союза адмирала флота Н.Г. Кузнецова начинается 14 декабря 1971 года. Ровно через два года состоялось его второе рождение, и с тех пор он, как корабль, верен выбранному курсу коммунарства, сохраняя основные отличительные особенности:

  • формирование личности в процессе трудовой деятельности коллектива;
  • создание системы развитой демократии, самоуправления;
  • поиск нетрадиционных, творческих форм работы, способов осуществления намеченных дел.

По сей день штаб сохранил выбранную символику, заповеди и законы, Знамя, гимн, девиз формирует у штабистов осознание своей принадлежности к определенной общности, в данном случае воспитывает чувство гордости, что он штабист, коммунар. Одновременно формируется гордость за свою страну, любовь к ней, уважение к символике государства.

Штаб ≈ добровольное, самоуправляемое, общественное, неполитическое объединение детей, подростков, взрослых независимо от их вероисповедования, политических взглядов и убеждений, со своим уставом и законами. Основу организации составляет коллектив старшеклассников и взрослых друзей, объединенных общими интересами, человеческой симпатией, товарищеской заботой и взаимопомощью.

За этот период штаб для многих стал местом приобретения жизненного опыта, опыта сотрудничества со сверстниками, школой практики руководства и подчинения. Его члены воплощали в жизнь идею создания полноценной системы человеческих и демократических отношений, при этом демократия понимается не только управлением или голосованием, это стиль жизни, суть которого является уважение к себе и другому человеку. Причем высокая степень свободы личности в обществе обусловлена высочайшей степенью ответственности личности перед обществом. Высшим рангом остаются дела, выполняемые для кого-то, находящегося вне штаба (для детдома, ветеранов, жителей города и т.д.). Затем идут дела, направленные на общественные нужды штаба, и лишь в последнюю очередь - имеющие индивидуальную направленность, из них предпочтительнее те, что делаются не для себя, а для товарища. Наибольшей значимостью обладают дела, творимые бескорыстно.

Коммунарская методика - это лучшее, что есть на сегодня. Ей штаб верен более четверти века, она создает огромные возможности для творческого развития не только интеллектуалов, но и самых обычных учащихся. Возраст членов штаба от 14 до бесконечности, и преимущество этой разновозрастной семьи - наличие объединяющей цели, общей деятельности и общей ответственности. Взаимодействие взрослого и ученика - это творческое содружество единомышленников, когда творчество старшего ≈ наиглавнейший признак педагогической культуры, то, что называется "педагогикой сотрудничества" и "дружеством поколений".

С июля 1973 года активисты котласских школ впервые стали участвовать в областных коммунарских сборах, проходивших в палаточных городках на берегу Северной Двины. В июле следующего года пятерка штабистов, участников 16-го областного коммунарского сбора, привезла идею проведения наших "Веснянок", и, начиная с 28 марта 1975 года, ежегодно в весенние каникулы проходят наши сборы. "Веснянка" ждет всех и каждого в отдельности, здесь есть возможность самореализоваться, проявить свои самые лучшие качества и таланты, это особая совместная деятельность, в которой развивается личность и воспитывается лидер. По большому счету на "Веснянке" уютно всем. Здесь порой бывает трудно угадать, кто взрослый, а кто ученик, кто учит, а кто учится. Из всех показателей и оценок сбора главным считаем самочувствие на нем каждого.

Творчество должно быть в радость, поэтому стараемся избегать долгих изнуряющих репетиций, любим экспромты - взрыв свежей мысли и организации. На таком сборе многие начинают на себя смотреть с удивлением: надо же, кто бы мог подумать, что я умею и это, и то, и на сцену вылез без страха, и в кругу пою. И художником, и режиссером, и командиром могу быть. С самого начала подготовки отрядов ребята стесняются говорить, предлагать свои идеи. Но уже на следующий день робость пропадает, начинаешь понимать - никто над тобой смеяться не будет. По мере накопления опыта участник может высказаться по любому вопросу и знает: с ним наверняка поспорят, но спор этот будет максимально корректным, и, самое главное, отношения с друзьями останутся такими же, как и прежде.

Основа сбора - коллективно-творческие дела. В процессе их подготовки у ребят формируются навыки, способности к самообразованию, самовоспитанию.

Сбор имеет свои принципы, законы, устав, по которому живет самостояльно в течение некоторого времени. Внутри он как целое государство, есть структура управления, службы жизнеобеспечения. А с другой, творческой стороны, сбор похож на живое существо, которое дышит, видит, слушает и, конечно же, любит! Каждый сбор я пропускаю через свое сердце, он становится мне близок, как и все его участники, исчезни он из моей жизни - и вся моя жизнь стала бы серой.

Коммунарская методика - одно из решений проблем сегодняшней ситуации с современным молодым поколением. Именно такие отношения, какие существуют между детьми и взрослыми в коммунарской практике, могут изменить многое. Результаты доказывают возможность использования принципов и основных положений коммунарской методики в работе многих детско-юношеских организаций и объединений, клубов по месту жительства, учреждений дополнительного образования и средних учебных заведений.



Для печати   |     |   Обсудить на форуме



Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: Переведите с олбанского на русский слово аффтар
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  

  Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100