О. В. Лишин

  Альтруизм RU : Технология Альтруизма >>   Home  >> БИБЛИОТЕКА МАРГИНАЛА >> Коммунарское движение: факты >> Коммунарская конференция в Архангельске, сентябрь 2001 >> О. В. Лишин >>
http://www.altruism.ru/sengine.cgi/5/23/4/4


Лишин Олег Всеволодович -

Коммунарская методика в построении процесса социализации-индивидуализации современной молодежи

Специфика современного состояния педагогической действительности в России характеризуется несколько парадоксальной ситуацией практического отсутствия социального заказа на общие цели воспитания, идущего от государственной власти и оживлением инициатив самого различного рода, идущих от разных источников в обществе, нередко противоречащих друг другу. В принципе такое состояние естественно: оно отражает объективно кризисное состояние российского общественного сознания и пестроту стоящих перед российским социумом задач. В то же время из этой ситуации вытекает возможность, право и обязанность педагогической общественности, представляющей перспективу коллективистического воспитания, выдвигать, обосновывать и настойчиво предлагать современному российскому обществу собственную программу, как соответствующую его насущным задачам на новом этапе развития.

Опыт широкого применения методике коллективистического воспитания, обычно связанной в общественном сознании с именами А.С. Макаренко и И.П. Иванова и их ближайших сотрудников, позволяет утверждать, что реализованный, в полном соответствии с заложенными ими принципами, метод обеспечивает формирование гуманистически ориентированной, способной к сопереживанию, сотрудничеству и в то же время самодетерминированной в своем поведении личности, полностью реализующей свой индивидуальный потенциал в общественно полезном диапазоне деятельности. Тем самым методика, о которой идет речь, в принципиальном отношении соответствует задачам, стоящим перед российским социумом. Опыт последнего десятилетия заставляет думать, что ни одно государство и ни одно общество не в состоянии успешно функционировать в течение длительного времени, отказавшись от устойчивого использования принципов этики в отношении собственных граждан. Даже более того: можно предположить с известной долей вероятности, что экономический, политический и идеологический кризис нашего общества в немалой степени является следствием социально -психологического кризисного его состояния. Если это так, то основным путем преодоления подобного состояния является создание системы воспитательного воздействия, воссоздающей устойчивую "критическую массу" людей с честью и совестью, способных к "труду-заботе" на благо своего общества.

Исследования психологов XX столетия в России, Германии, Англии, Америке дают все основания полагать, что в течение детства - отрочества - юности при нормальном развитии личности формируется устойчивый "каркас" развития личности, включающий определенную иерархию отношений, установок, диспозиций, доминант, смыслообразующих мотивов, складывающихся в систему, определяющую сознание и поведение человека. Основной сферой этих отношений, установок, мотивов является область межличностных коммуникаций, отношений человека к себе, окружающим, к миру людей. Формирование такой системы в гуманистическом ее варианте, определяющим наиболее полноценное развитие личности и является объективной задачей воспитания. Как уже говорилось методика коллективного воспитательного воздействия в варианте, предложенным И.П. Ивановым и его ближайшими последователями вполне соответствует решению этой задачи.



Altruism RU: Никаких Прав (то есть практически). © 2000, Webmaster. Можно читать - перепечатывать - копировать.

Срочно нужна Ваша помощь. www.SOS.ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования