Технология альтруизма
Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

Анна Тур.
Неформальная педагогика как социокультурное явление.
Глава 2. Коллективистское воспитание в России первой половины ХХ века

2.3. Сравнение коммунарства с Пионерской организацией и Тимуровцами

«Пионердвижение» первых лет (периода НЭПа) сильно отличалось от того, чем оно стало в 1930-х годах. В момент своего зарождения оно было как бы продолжением «русского скаутизма». Лидерами его были известные «скаутмастера», в том числе И. Н. Жуков. В качестве содержания деятельности пионерии Жуков пытался (первое время с успехом) утвердить «длительную игру». Считалось что «проигрывание» пионерами важных исторических событии от глубокой древности до современности будет способствовать подготовке к жизни. В качестве методической системы первое время в пионерии использовалась наработки скаутов. Первыми формированиями были клубы и отряды, создававшиеся по месту жительства и при предприятиях по инициативе самих подростков.

Руководство пионерией со стороны комсомола привело к политизации этой организации, к изживанию «скаутинга», «длительной игры», романтики походно-палаточного стиля жизни, а главное — «самодеятельных начал».

В 1930-е годы после перевода пионерской организации в школы и подчинения ее школьной администрации (особенно после Постановления 1934 г. «О перегрузке» школьников общественной работой), «пионерработа» стала все больше напоминать «дополнительные уроки» («предметные сборы»). Утратили интерес к организации подростки. Палаточные лагеря труда и отдыха стали преобразовываться в «пионерские здравницы», идеалом устроителей которых был детский комфортабельный санаторий с утепленными строениями и асфальтом1.

Ряд постановлений, принятых после XX съезда КПСС на некоторое время привели к оживлению в пионерской организации, но на очень короткий срок.

Таким образом, на ранней стадии развития между пионерами и «коммунарами» мы видим сходство — инициатива самих ребят в создании отрядов, походная романтика и самодеятельность. Однако формализация пионерии превратила ее из детской организации в организацию «для детей», формализованную поощрительно-запретительную структуру.

Весьма заметным явлением в сфере детского досуга конца 1930-х и начала 1940-х годов стало «тимуровское движение». Оно появилось в СССР среди пионеров и школьников в начале 1940-х гг. под влиянием повести А. П. Гайдара «Тимур и его команда». Тимуровцы занимались оказание помощи семьям военнослужащих в годы Великой Отечественной войны, престарелым, колхозам и совхозам в сельхоз работах, детсадам, занимались благоустройством населенных пунктов, уходом за могилами погибших воинов и другим.

Среди молодых историков детского движения высказывалось мнение, что «прототипом» тимуровской команды для А. Гайдара послужила группа скаутов, действовавшая еще в 1910-х годах в дачном пригороде Санкт-Петербурга. Сравнительный анализ «тимуровцев» и «скаутов» действительно показывает много общего: идеология и практика милосердной «рыцарской» заботы детей об окружающих людях, идея совершения добрых поступков «по секрету».

По утверждению исследователя тимуровского движения В. П. Татаровой, тимуровская команда была задумана А. П. Гайдаром в качестве «альтернативы пионерской организации, тогда, в 1930-е годы, уже намертво пристегнутой к школе, обюрокраченной, унылой. Он, по собственному признанию, готовил, и приготовил, под нее «бомбу»2.

Предложенная А. П. Гайдаром детям (в форме повести) методика организации самодеятельного инициативного (да еще и «законспирированного») объединения «самих детей», осуществляющих заботу о старших, для конца 1930-х годов выглядела подозрительно. Однако повесть удалось напечатать благодаря взявшему на себя ответственность секретарю ЦК ВЛКСМ Н. А. Михайлову.

Как отмечают современные исследователи В. В. Грибанов и Э. П. Теплов, «рассказанная Гайдаром история оказалась удивительно созвучной настроению целого поколения ребят; борьба за справедливость, подпольный штаб, специфическая сигнализация, умение стремительно собираться «по цепочке» и т. д. Как следствие начинается бурный процесс стихийного развития «тимуровского движения»3.

На годы войны приходится «массовый размах» движения. Сама обстановка подталкивает к этому, и ребята действуют не по чьим-то кабинетным директивам, а «по обстановке». Создавали их не только старшие подростки, но и взрослые. Так, Центральную киевскую команду, в которой в 1941 г. насчитывалось около 250 ребят, возглавляла М. Т. Боярская, а тимуровскую команду г. Пласт Челябинской области, в которой участвовало 200 подростков — семидесятитрехлетняя А. П. Рычкова.

В 1942 г. газета «Московский большевик» писала, что в Москве пионерская организация расформировалась, а ее роль фактически подменена тимуровскими командами. Комсомол был напуган этой ситуацией. Как вспоминал Н. А. Михайлов, «движение приобрело настолько широкий характер, что комсомольским организациям приходилось задумываться, как сделать, чтобы это движение органически вливалось в работу пионерской организации?»4.

Сами тимуровцы особого желания «вливаться» в пионерскую организацию не испытывали, но это движение «попытался использовать как «форму работы» комсомол, что во многом и предопределило его конец». Как пишет Татарова, «комсомольские, пионерские органы поспешили прибрать их к рукам. Вогнать в пионерские формирования, приковать к школе; отдать во власть спускаемых сверху циркуляров и «научных рекомендаций». Это получилось и движение угасает. Когда же окончательно тимуровское движение стало «формой работы» пионерской организации «ребенку, приписанному как крепостному к отряду-классу, навязывают, помимо прочего, и тимуровский оброк»5.

И опять «поле самореализации» исчезло. Остались лишь «очаги, островки в океане формализма. И только вокруг взрослого, с которым интересно. Вокруг личности. В последние годы на этих «островах» тимуровцы помогают «афганцам», жертвам катастроф, стихийных бедствий, межнациональных конфликтов и т.д. «В средненянской школе Винницкой области — конный тимуровский отряд. Колхоз передал ребятам полуживых лошадей, они их откормили, и теперь ездят к старикам и инвалидам... В московских клубах собаководства школьники выращивают собак-поводырей для слепых»6.

Выводы

Таким образом внешкольная педагогика в СССР к моменту появления коммунаров уже накопила некоторый позитивный и негативный опыт. Опыт ранних пионеров показал, что выездные палаточные лагеря и романтика дальних походов позволяет создать здоровый коллектив, дает детям навыки и позитивные впечатления. А тимуровская методика ясно показала, что кроме романтизма детям не чужд альтруизм, чувство справедливости. Внесение в помощь другим элемента игры («тайное дело»), было взято на вооружение коммунарами.

К моменту появления коммунарства в советской педагогике уже сложились два противоположных полюса. Один представляли педагоги, стремившиеся к воспитанию человека будущего, активного, творческого, неравнодушного. В воспитание такого человека они выделяли разные методы — волонтерство, труд, сотрудничество, но все эти методы включали в себя действия в коллективе. Эти педагоги и их методы, даже не будучи запрещенными, всегда находились в оппозиции к педагогике официальной. Официальная же педагогика только постулировала воспитание творческих инициативных коллективистов, на деле проводя жесткую политику полной формализации и контроля. Она разделяла детей на «актив» и «пассив», в любой деятельности отводила им роль простых исполнителей. При таком двойном стандарте и появляются педагоги, стремящиеся воплотить в жизнь озвученные властью идеи и воспитать настоящих коллективистов. Положение таких педагогов было сложным — их взгляды соответствовали официальной доктрине, но действия противоречили принятой практике.

Формализация «тимуровцев» привела к тому, что ниша, занимаемая противоположным к официальной педагогике полюсом, оказалось свободна, и была занята коммунарами. Активная забота тимуровцев о людях продолжала педагогическую традицию, идущую в России от народников-«культурников». Руководители тимуровского движения, вслед за народниками и русскими скаутами, стремились воспитывать альтруистов: «новых людей», «людей будущего». Тимуровцы передали эту педагогическую идеологию, вместе с эффективными методами коллективной работы, коммунарскому движению.


1.  Соколов Р. В. История коммунарства: ретроспектива и перспектива. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kommunarstvo.ru/index.html?/biblioteka/bibsokist.html. Дата обращения: 2.09.11.

2.  Татарова В. Н. Второе пришествие Тимура //Ступени, 1990, №10.

3.  Грибанов В. В., Теплов Э. П. Криминологи о неформальных объединениях. - М.: Юрид. лит., 1990. - с. 127.

4.  Соколов Р. . В поисках настоящей педагогики. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sokolovr.ru/soc-ped-mact.html Дата обращения: 2.09.11.

5.  Татарова В. Н. Второе пришествие Тимура //Ступени, 1990, № 10.

6.  Там же.




Для печати   |     |   Обсудить на форуме



Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: Сколько углов в шестиугольнике?
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  

  Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100