Технология альтруизма
Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

Сцилла и Харибда

(наивная педагогика)

Хочешь, положим на полочку слева западный язык разъятия, анализа. Положим на полочку справа восточный язык смысловых резонансов, синтеза. Между Сциллой ортодоксальности и Харибдой эзотеризма прогуляемся по лезвию Любви, пронзительной до изначальности.

Не яйцо и курица нас озаботят, а яйцо и цыпленок, курица и цыпленок, цыпленок и цыпленок. Между глухонемой наукой и балаганствующим искусством, между музыкой и прозой, между тобой и мной, на сочленениях дискретного и фрактального; там есть маленькая щелочка...

Знаешь, почему лечит голодание? Оно заставляет организм переключаться на добывание энергии «из воздуха». Различные виды энергии, имеющие одну основу — преобразованное Любовью небытие — добывают растения, животные, люди. То есть — производят. Потому, что — потребляют.

Видишь, я людей отделил от животных, но и каждая кошка знает, что высшие существа — это кошки, все остальные — более или менее удачные шутки природы. Любое живое существо — Центр Мира. Мир существует в нем целиком, остается только «распаковать» мир, двигаясь во времени и пространстве, резонируя все новым синхронно с тобой стоящим во времени волнам предметов и событий, все новым обособленно бегущим в пространстве волнам чувств и мыслей.

Духовное голодание человека, знаешь ли, не мучительно, чем физическое. Но и оно, если не ведет к смерти, открывает новые горизонты энергий, если голодать чисто. Катарсис — клизма души, антропософия может быть спокойна, трехэтажного человека мы с тобой уже построили. Распаковали, то есть.

Попробуем теперь дотянуться до кнопки четвертого этажа?

Конечно, нет никаких кнопок. И этажей нет. Все естественно и просто — когда прешься между ортосциллой и эзохарибдой, обязательно продираешься сквозь антропософию, околачиваешь трансперсональную психологию, вязнешь в накатанных колеях обозначен-ных и пройден-ных путей.

Давай, рули. Я грести буду. Эк мы нашлись с тобой: инь-янь, женское начало и мужское, я гребу, ты рулишь. Где же у нас Ребенок? В какой щели?

Между Адамом и Евой. Их влечение друг к другу и есть выражение энергии будущего ребенка. Он выбрал себе родителей и соединил их. Смысл распакуют; называется — Ребенок.

пришел Ребенок и сказал: (ничего он не сказал, он еще говорить не умеет, ему это не надо, превращения в человекаживотное еще произошло, глубина одиночества еще мала, тело требует физической пищи, но лишь для пребывания в себе, в сне, в изначальности и благости нерожденного мира).

Резонансная соцентровка миров, Миров, вот что такое Любовь. Эй, куда рулишь! Или — это самая узкая часть пролива?

Ну да, соцентровка. Представь, — дерево. Каждая ветвь все больше обособлена от ствола. Движение от ствола к ветви — разобщение, движение в обратном направлении — любовь. Но дерево — едино, у него, понимаешь, и корни есть. Так мы и живем, корнями вверх, к небу, к Богу, к Любви. Какой Ребенок?

и вправду, вот он, путается под ногами, зачем это: любить Ребенка? Какой это ствол, какие корни?

А просто: еще один росток пошел, ветвь, особь, обособь.

Проще некуда, он от тебя идет как от ствола, в месте соединения с тобой — и Любовь и место обособления его. А сам ты — ветвь от ствола другого, который тоже — ветвь. (И все социальные заботы — как это дерево стричь. Тьфу!)

Кто грести бросил? Я? Рули, давай. Дяденька Роден с меня скульптуру, видишь, паяет. «Мыслитель» — называется. Я буду мыслить, а ты рули. Какое течение?

Это Река Времени. Между Сциллой и Харибдой. Должны же быть у Времени хоть какие-то берега. Не матерись, Пенелопа. Я как раз о Ребенке и думаю. Дай ему грудь, Мария. Нет, не руль, а грудь! Кто — бездельник? Я?!

ладно, наляжем на весла, так тоже думать можно.

 — Па...

 —Что? — говорю. Он показывает на мою Венеру слюнявым пальцем и улыбается:

 — Ма!..

Обозначает Любовь.

Я зову Бога — Сына и, улыбаясь, показываю Ему нас, человеков.

 — Мы, — говорю.

Обозначаю Любовь.

Бог-Сын простирает ладонь над миром и улыбается Богу-Отцу.

Обозначает Любовь...

зачатый Ребенок божественен. Теряя Божественное, изначальное, рождением своим и приспособлением к условиям становится он человеком.

Стать человеком — значит перестать быть Богом.

Именно эту жертву приносит Ребенок — Бог, чтобы быть с нами. Давай поклонимся Ему, понимаешь? Вот Он, — с нами.



Обкакался? Это все — проделки тела. Тело и есть первая его несвобода, первая жертва. Пойми же ты, Кассандра, что тело пеленки намочило, а не душа, не Дух Святой. Пойми так же, что если отделить душу от тела, оно какать не будет. Вон, сколько душ вокруг летает, ни одна не напачкала.

Помочь Ребенку сохранить божественное — будет несостоявшийся человек. Помочь Ребенку постигнуть человеческое — погибнет в нем Бог.

Между Сциллой и Харибдой эта Река Времени.

Между курицей и яйцом.

Между двумя убийствами, между Богом и человеком, хотя и нет тут никакой дискретности, все — легато между жизнью и смертью.

Где она тут, педагогика, в какой Щели? Ау!

А она говорит:

 — Уа!

Опять обкакался, Господи!..



Знаки Детства, — игры, лепет, запахи, радость и плач, оттенки кожи, движения и позы, «рефлекторные» танцы, одушевление игрушек.

Знаки Детства можно воспринимать опосредовано, анализируя и раскопирую их, изучая и выстраивая в тексты. Но можно пребывать в себе и ребенке одновременно, через Любовь, через Любовь, через соединение ствола и ветви, помнишь?

Сцилла говорит:

 — Между составными частями системы взаиморегуляции «Ребенок — взрослый» осуществляются информационные взаимодействия, по типу близкие к резонансным.

Харибда:

 — Мысль о человеке равняется постройке моста, если радостно, чисто, пристально и постоянно думать.

Март 1993


Для печати   |     |   Обсудить на форуме



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  

  Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100