Технология альтруизма
Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

Этому докладу лет поменьше, чем докладу Фрумкина, но все это из времени начала "заката расцвета" движения КСП. Это, пожалуй, первый шаг на пути к фундаментальной "Технологии группы". Помещаю доклад в раздел "КСП", так как рожден он именно в этом прекрасном течении.

Т. Поляновская


Михаил КОРДОНСКИЙ

ДОКЛАД

(Посвящается и написан Виктору Луферову)

"Попадаются люди с талантами, - говорил Н.Н. - но сейчас очень в ходу разные кружки и объединения. Всякая стадность - прибежище неодаренности...
      (Б. ПАСТЕРНАК)

Доклада еще час назад никакого не было. Я письменно объяснял тебе, как его не случилось, когда увидел, что это письмо и есть доклад. Мой - тебе (не суетись, будто на тебя потрачено: я еще друзьям покажу)

Ты его уже начал. Продолжай, пока не соскучишься. Все, что здесь написано, не придумано, не вычислено и не установлено экспериментально, потому что экспериментов не было. А было просто КСП-шное бытие.

КУДА МЫ ПЛЫВЕМ? ИЛИ ХОТЬ КУДА НАС НЕСЕТ ТЕЧЕНИЕ?

(Что творилось на кухне у Марика)

Ответы возникли спонтанно, как завершение диспутов на тему: "Как поставить стулья" или "Кого пригласить на концерт". Вопросы присочинили потом.

(Ни то, ни другое не помогло выплыть).

Сокращенную запись сего с этими ответами и этими пояснениями для тебя, поименуем на дальнейшее "этой штукой".

За тысячи часов общений и споров у нас (с Мариком, Ларисой, Татьяной и прочими) сложилась свойская терминология, местный говор. Слова, используемые как термины, будут определены, если хочешь понять, постарайся отрешиться от их бытового значения. Часть терминов и принцип терминологии взят из социальной психологии, которую науку я знаю не очень хуже, чем большинство КСП-шников - музыку.

И вот такая вышла песенка.

Песни можно писать либо без изъянов, либо без претензий.

В этом, очевидно, важное отличие дилетантизма от профессионализма.

Эту штуку по аналогии с художественной самодеятельностью можно назвать самодеятельностью научной. Как письмо или треп, она предназначена для одного или нескольких "своих". Выставлять ее на всеобщее обозрение и тем самым предъявлять к ней требования, как к всеобщим вещам, категорически низя!

Марик пересказал ее на совещании КСП и успеха не поимел. (Оттуда взялась версия, будто эта штука - суть доклад.) Можно бы причислить совещателей к лику своих: они там ежегодно сдружились, да и такая откровенность в пресловутом "духе КСП". Но комментарии были сделаны безуспешно и показалось непонятно.

Соотношение же между этой штукой и любимой эстетами Объективной Истиной такое же, наверное, как в твоих песнях: "Вот так я это вижу".

Здесь предлагается различать клубы СП по их социально-психологическим параметрам. От классификаций по признакам территориальным (регионы), административным (кусты), искусствоведческим и прочим эта штука отличается еще и тем, что не предполагает какого-либо оргвнедрения.

Итак: неформальная контактная группа (людей). Неформальная - потому что после работы, контактная - потому что все знакомы и контачат.

Эта группа, к примеру - ансамбль (соавторство, оргкомитет, клуб, коллегия) поет (сочиняет, пишет, организует, собирает, составляет) песни (стихи, музыку, концерты, фотографии, фонотеку), то есть творит - шедевры (чудеса, халтуру, безобразие, дешевые, но все же...) духовные (материальные) ценности.

Зачем? РАДИ ДЕНЕГ? Бывает, но в КСП не большинство. РАДИ СЛАВЫ? РАДИ ИСКУССТВА? Не без того.

ПОТРЕБНОСТЬ ТВОРИТЬ, естественная для каждого? Да, но и это не все.

Собственное творчество, пусть иногда и примитивное, есть для человека лучший путь к пониманию настоящего искусства, к эстетическому удовлетворению от него. Это - ПОТРЕБНОСТЬ ПОТРЕБЛЯТЬ духовные ценности. Наконец просто живое ОБЩЕНИЕ, которого многим в формальной сфере недостает.

Ты без труда различишь в любой КСП-шной (и не только) группе все эти явления.

ЧТО ИЗ НИХ ГЛАВНОЕ?

Вопрос далеко не так прост, если вспомнить клубы, в которых ничего, кроме встреч и общения фактически не делается.

То есть не знаю, что там главное для человечества, а:

"Каждый человек есть узел отношений. Человеку важны прежде всего отношения" (А. де Сент ЭКЗЮПЕРИ)

Мнение мое таково, что отношения людей в группе и группы с миром детерминируются именно преобладанием одного из ряда таких мотивов.

Как узнать преобладание?

Не спросим этого у членов группы, что они скажут - о том особый доклад.

Но посмотрим, как группа решает свои рабочие вопросы (проблемы, конфликты, споры и т.п.).

Некий ансамбль приглашен одновременно в Урюпинск за 500 руб. и в "Восток" за 50. Если концерт состоялся в "Востоке", то считаем, что эта дилемма решена в ущерб мотиву "ради денег".

В ансамбль "Дельфиния" известной тебе Ларисы Северы предлагали свои услуги два аккомпаниатора: А и Б. По мнению всех, кто мог повлиять на выбор, Б значительно лучше владеет гитарой, музыкальной грамотой, обладает вокальными и сценическими данными, обязателен, спесив, эгоистичен и неприятен в общении.

На том основании, что выбран был не он, позволь заключить, что здесь для группы главным оказалось ОБЩЕНИЕ, а не ИСКУССТВО.

Бердичевский КСП чаще устраивает концерты собственными силами, а Крыжопольский - приглашает москвичей. Очевидно бердычанам важнее собственное творчество, а крыжопольчанам - эстетическое наслаждение.

Определяя, куда сделан каждый шаг группы, учитывая величину шага - приоритет (методом экспертных оценок) получим статистику определим:

Главной называется та из выполняемых параллельно задач, которая чаще решается в ущерб остальным. (Речь идет о множестве решений, Соломоново же сам Соломон нашел лишь однажды).

Статистики этой мы не считали, но на глазок заметили нередкие задачи и прицепили к ним названия:

1. ТВОРЧЕСКИЙ (ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ) НЕФОРМАЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ: главная задача - создание духовных (материальных) ценностей. Это - ансамбль Никитина, дуэт "Ку-Ку", КСП "Восток" в смысле группа организаторов, которая создает концерты). Это же - серьезное КБ на общественных началах, клуб филателистов, кинолюбителей... и т.д.

2. КЛУБ ОБЩЕНИЯ: главная задача - удовлетворить потребность своих членов в общении (здесь и далее имеется ввиду возмещение пробелов удовлетворения потребностей в формальной сфере). Довольно откровенные клубы общения - это "Для тех, кому за 30". Многие хитро маскируются под школы танцев, кружки домоводства, туризма или КСП (например, нынешний одесский).

3. КЛУБ ЛЮБИТЕЛЕЙ. Удовлетворяет потребности своих членов в потреблении духовных ценностей (эстетическом наслаждении). Типичные представители - клубы интересных встреч, некоторые литературные клубы, серьезные дискотеки. В КСП отличаются высокой разъезжаемостью, приглашаемостью, низкой организационной и творческой активностью.

4. ТВОРЧЕСКИЙ КЛУБ. Удовлетворение потребности творить, например - "Меридиан". Вообще в КСП не редкость.

Для полноты картины можно упомянуть еще один, не замеченный нами в КСП вид клуба, достаточно откровенно направленного внутрь себя - так называемый ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ. Бывает он в детских и подростковых группах, руководимых, как правило, профессиональными педагогами, и потому свою задачу по Формированию нравственности и идеологии может выполнять.

Все это были определения, но не методы измерений. Различать по определению - выяснять всю историю клуба. Но это не беда. Сила электрического тока определяется количеством электронов, но не нужен ведь для каждого измерения Демон Максвелла, а есть стрелка амперметра. Такой стрелкой для нас будут ЦЕННОСТНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ГРУППЫ, которые в настоящей социологии хорошо измеряются. Это, грубо говоря, откровения на вопрос: "Какие личности тебе больше по душе?". Статистически ценностно-личностные ориентации можно определить и для группы.

Нам кажется, что в вышеперечисленных группах должны преобладать следующие:

в творческом коллективе - успех, клубе общения - обаяние, клубе любителей - интеллект, творческом клубе - талант.

Вот сие было основное содержание. Наконец еще раз осознай, что эта штука - лишь предположения на основе практического опыта и несмотря на ученый вид, с наукой соотносится не более, чем оплеванный палец - с термометром.

Тебе же это пишется потому, что может как-то повлиять на твой доклад. О том, где они соприкасаются, такой разговор.

Как я понял, у тебя, среди прочих, есть мысль о низком художественном уровне КСП. И явно или неявно виднеется мнение, что это плохо.

Мне такой взгляд кажется чрезмерно узким и поверхностным. Можно, конечно, понять твою обиду за любимый жанр искусства. Так же, как, скажем, посочувствовать блестящему профессиональному балетмейстеру, попавшему случаем на урок в школу танцев для взрослых.

Как ему огорчительно видеть изящную, божественную Музу, попираемую заскорузлыми конечностями под отяжелевшими телесами!

- Терпсихор Лазаревич, вы расстроены?

- Необычайно! Это профанация, безвкусица... возмутительно! Серость, получившая право голоса, посредственность, возомнившая себя музой, пошлость, оплетающая прекрасное!..

- Помилуйте и снизойдите! Эти люди - не танцоры, и танец здесь - не главное.

- В школе танцев?!

Видите ли, такой клуб бывает редкой отдушиной для одиноких, теряющих надежду создать семью людей. Здесь знакомятся и... В общем, вы ведь знаете?..

- Знаю. Это может сделать брачное бюро.

- Не всякий пойдет в бюро и... Практика показывает, что такая форма эффективней. Об этом пишут специалисты-социологи, популяризаторы - вы ведь читали?

- Да, я припоминаю... Что ж, готов согласиться: для этого нужны клубы. Но не такие! Не такие!!! Пусть танец в них только средство, я уже не требую стремления к вершинам, но обеспечить какую-то минимальную культуру танца на уровне хоть начального училища...

Терпсихор Лазаревич, танцоры, что подходят вашим требованиям, они с какого возраста танцуют?

- Ну... Да, с семи месяцев. Я лично считаю, что нужно раньше. Но там другая методика, и потом: из ребенка еще неизвестно, что получится, а в эти клубы можно отбирать талантливых из народа...

- А неталантливым вековать, что-ли?

- Пусть танцуют дома!

- Резонно. А можно им, чтоб не стесняться, снять в складчину квартиру специально для танцев?

- Ради Бога!

- А можно им объединиться в профсоюз и выстроить для этого дом?

- ...? Но они выходят на сцену!

- Дома Культуры.

- Дома, клуба, у них есть открытые конкурсы, где кого-то из них (!) признают лучшим! Да сами они наверняка считают, что своим топотанием вносят вклад в народное творчество!

-Это самое слабое место моей позиции. Да, зачастую они заблуждаются - чаще неглубоко и ненадолго, да и это устранимо. Но главное - они тянутся к искусству для того, чтобы понять и приобщиться, ведь культуру не выучишь по учебнику, она познается через общение, через творчество. И творчество самое - естественная потребность каждого (и неталантливого!) человека, и нельзя запрещать эту потребность лишь потому, что выражается она на низком по профессиональным меркам уровне! Вспомните техническое творчество: никто ведь не требует от авиакружка плана пассажирских перевозок.

- В кружках делают лишь модели самолетов.

- Да и этот танец - лишь модель танца и также отлична от оригинала, ведь назначение ее в другом. И скажите, Терпсихор Лазаревич, почему вас не возмущает огромная масса серости, не посещающая клубов? Ваш гнев адресован тем, кто плохо танцует, а не тем, кто не танцует вообще. Молчащая, затаившаяся безвкусица вам больше по душе?

- Да, чем воинствующая.

- Они воюют не с вами, а за себя. Творчество - самый эффективный путь к культуре, а ваши я вам подобных чувства, а то и активные действия направлены не против бескультурья, а против попыток его преодолеть - может быть вы этого боитесь?

- Ну, это уж слишком! Вот что: ваши доводы каждый по отдельности правдоподобны, я не стану заниматься схоластикой и выяснять, как вы пришли к абсурду: к оправданию серости, пошлости, посредственности и вообще безвкусицы в искусстве!

- Да не в искусстве же! Когда вы все наконец поймете, что это вовсе не искусство, что мерить это искусствоведческими мерками так же глупо, как поверять детские рисунки законом перспективы. Это творчество - как и детская мазня - неутолимая потребность личности: не для выставок, не для сцены, не посвящая жизни и не ожидая хвальбы, не чтобы научиться, не чтобы стать художником, а просто чтобы жить!

- Нет отдельных мерок для профессионалов и самодеятельности: есть единые приметы Прекрасного, а того, что безобразно, быть не должно!!!

...Наш спор с Т.Л. никогда не окончен и мы не подводим итогов. А ты?


Для печати   |     |   Обсудить на форуме



Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: Сколько лет в пятилетке?
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  

  Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100