Технология альтруизма
Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

Роман Морозовский

Оттого, что в кузнице...

«Реквием по фестивалю 2К 08»

      (В. Пику ль?)


Очень странное ощущение: собственно говоря, для чего писать? Фестиваль был в июле 2007 года... Все слова уже сказаны, невиновные наказаны, а непричастные — награждены (вот и не верь в дедушку Фрейда...).


Мое мнение уже ничего не изменит. Но так, для порядка, в качестве итогового отчета... Многое из того, что я видел на 2К и делал на нем, вряд ли знакомо тем, кто в этой каше не варился. Даже если они аккуратно приезжали на все фестивали... Воспользуюсь еще раз стилем отчета о фестивале 2К-2003 — как у одного разведчика времен Великой Отечественной:

— видел (то, что видел лично),

— хлопцы говорят (рассказы других, слухи и т.п.),

— думаю (мое мнение и мои выводы).


Организация

а) Видел:

Весь комвзвод и ДПР работали как единый организм. Сбоев не было ни на кухне, ни в палатках ВИПов (ну, кроме мелких недостатков типа где-то стула не хватило), ни на сценах и площадках прослушивания. Форс-мажорные обстоятельства концерта «Находок дня» в пятницу не помешали его проведению. Правда, за счет некоторых лауреатов и гостей, но что важнее?

б) Хлопцы говорят:

Были проблемы с тем, что пили и буянили в лагерях. Комендант с бригадой разбирался. Отзывы о работе с «проблемными» — хорошие. Были еще справедливые жалобы на расположение сцены вдоль дороги (шум и движение мешали слушать) и нарушение «закона тишины» во время песен (в самом деле, почти всюду, кроме костров, болтовни под песни стало много больше). Но это — в пределах решаемого в рабочем порядке.

в) Думаю:

Хорошая, сбалансированная команда комендантского взвода. Все на месте, все работают. Не вникал во внутренние проблемы ДПР, но внешне это был хороший коллектив, выполнивший все ему предложенное. Моя личная благодарность Йожыку и его команде электриков: безукоризненная работа. И совершенно понятно, кого благодарить за безукоризненную работу всего фестиваля: оргкомитет и комвзвод.


«Место встречи...»

а) Видел:

Все сцены не видел, все площадки прослушивания — тоже. Но на всех площадках прослушивания 2К и на главной сцене все шло без заметных проколов. Неканальские площадки, куда забегал на несколько минут в свой законный перерыв на обед, тоже работали нормально.

б) Хлопцы говорят:

В основном, отзывы обо всех площадках прослушивания только похвальные. (Непохвальные есть тоже, но они они от тех, кто решил, что здесь обычный фестиваль, «кино для всех»). О главной и сцене проектов отзывы также похвальны. И о гостевой сцене — отзывы хорошие, хотя и, скажем так, менее восторженные.

в) Думаю:

Фестиваль как место встречи тех, кто исповедует принцип: «Cogito ergo canto», свою задачу выполняет. Те, кто приезжает на мастерские, — мастерские получают. Те, кто приезжает за общением, — находят своих таких же. Кто приезжает за новыми песнями — получает их в количествах гораздо больших, чем может переварить. А уровень того, что поется у костров, гораздо выше, чем уровень лауреатских концертов многих фестивалей. И все хорошо, кроме... того самого гвоздя, из-за которого и будет:


«Реквием по фестивалю 2К 08»
      (В. Пику ль?)

Проблема жюри на 2К родилась не сегодня. Жюри 2К — плод эксперимента Берга, его гордость и одновременно головная боль. Попытка решить две разных задачи: качественный разбор песен и качественный отбор лучших авторов. И при Берге это получалось далеко не всегда, а без него... Создание жюри не из авторов и исполнителей (так сказать, «Пушкиных» и «Лермонтовых»), а из критиков ( «Белинских» и «Добролюбовых») — это была своеобразная революция. Но законов революции никто не отменял... :( Работа жюри стала вызывать такие нарекания, что я захотел посмотреть на неё в деталях. На этот раз — изнутри.

а) Видел:

Качественный и толковый разбор песен — как текстов и музыки, так и исполнительского мастерства. На всех четырех площадках прослушивания 2К. Разумеется, с вариациями в зависимости от индивидуальных предпочтений мастерящих, но везде — на очень хорошем уровне.

Полный разгул вкусовщины и личных предпочтений, знакомств, воспоминаний о прошлом и экстраполяции в будущее потенциальных (по мнению конкретных ЧЖ) задатков их протеже. Таким я давно не любовался. Негде было. Даже на фестивалях, где в мастерских те самые авторы-исполнители, про которых кричат, что, мол, они-то и грешат вкусовщиной,- такого не наблюдал. В особенности это проявилось на решающем этапе, когда пряником стало участие в заключительном концерте. Я горько пожалел, что на фестивале, где почти все снималось и записывалось, именно на этом заседании жюри не было ни одного диктофона, а разрозненные воспоминания о том, кто, что и как сказал,-к делу не подошьешь.

б) Хлопцы говорят:

В жюри я не попал. Информация имеет свойство просачиваться... Эта команда меня в жюри не пустила еще задолго до фестиваля. И это мне было известно. Тоже задолго до. Пишу об этом, чтобы читающие мой отчет не думали, что плююсь ядом оттого, что не приняли в ЧЖ. Enfant terrible, ставивший жюри на уши еще при Берге, пробивший на 2К проект «Эхо», в статье о 2К-2006 разгромивший работу жюри... В тусовке ЧГК про таких говорят: «шансонетка». Хотя НИ ОДИН ЧЖ ни разу не сказал мне, что у меня на прослушиваниях были неправильные формулировки или что моя манера поведения не укладывалась в канальские нормы. Замечательные же слова одного из ЧЖ я услышал (я ведь, собственно говоря, тоже «хлопец»), когда «ЧиЖи» отходили в сторонку, чтобы там решить, кто из кандидатов попадет в «бессмертные»: «Как хорошо, что в этом году прием в ЧЖ будет закрытым...» Кстати: никто из ЧЖ мне ОФИЦИАЛЬНО так и не объявил о результатах. Попытку Ашкинадзе закрыть телом амбразуру я отверг. Я хочу это услышать. Лично. «В присутствии говорить своими словами, а не по-писаному...» ©

Дополнение: большое человеческое спасибо Анатолию Лазареву за оба его решения.

в) Думаю:

Жюри 2К — нереформируемо. Никак. Оно изначально было построено на порочном принципе кооптации. Берг был замечательным интуитом по части людей и набрал сначала классную команду. Но, по определению, она становилась все хуже. Причем, что интересно, меньше в области разбора песен, которую Володя полностью отдал на откуп «ЧиЖам» (хотя и здесь тоже хуже, если сравнить с тем, как это делает бывший ЧЖ Борис Жуков), и гораздо больше — в области понимания того, КТО есть явление в АП. Недаром набралась целая куча рассказов: Берг своим весом продавил в лауреаты этого, того, третьего... Разделение труда получилось неплохое: песни — «ЧиЖам», люди — Бергу. А все, кто по поводу людей имел свое мнение,- покидали жюри. Как Дихтер. Ну, не без пересечений, конечно, но... Как только Берг ушел — так начались сплошные проколы. И при Берге проколы тоже были. Я за последние три года выслушал в «Эхе» 33 лауреатов 2К с самыми лучшими их песнями, поскольку в конкурс, как его ни называй. И некоторых лауреатов их же товарищи в концерт «Эха» — не пустили. Но, похоже, переход количества в качество — совершился и это вызвало такое резкое недовольство работой жюри...

НО! Без конкурса 2К — это НЕ 2К. Это — свои для своих. Знаю такие места. Например, «Хортица». Там очень хорошо, там всем тепло, но там ничего нового не будет. Поэтому конкурс на 2К — НУЖЕН. НО — С ЖЮРИ, НАБРАННЫМ ПО ДРУГОМУ ПРИНЦИПУ! Конкурс — это возможность, сидя на месте, выбирать из тех, кто приехал. В умение этих «ЧиЖей» отбирать людей я не верю. А тем более если это будет не на «Канале», а на консолях. Хватило и увиденного на «Канале». Например — Вадим Ланда. Например — Наталья Жукова. И еще: тот, кто берется судить, должен отвечать за базар. А они право судить за собой оставили, а ответственность — переложили на Совет. Или — согласились ее отдать, когда Совет это предложил. И, что интересно, при лавине постов от конкурсантов, оргов и зрителей — только один пост от ЧЖ. И тот — в ответ на вопрос: «А почему ЧЖ...» Собственно говоря, решение передать право назначать лауреатов Совету, на деле и означало: «В песнях жюри разбирается, в людях — нет.»

А кроме эстетики песен, есть еще этика людей... Они — «бессмертные». Берг выстроил такую конструкцию, что после его ухода у организаторов ВООБЩЕ не оказалось хоть какого-нибудь механизма воздействия на жюри, кроме одного: ЗАКРЫТЬ 2К КАК ПРОЕКТ. И пришлось пригрозить этим, чтобы хоть как-то начать реформы. А встречного предложения от жюри — закрыть жюри — не поступало. И, думаю, не поступит. Но если я ошибусь — буду рад. Потому что только этот шаг даст им возможность уйти, не потеряв лица. Пусть даже после него «Второй канал» станет «Третьим», поскольку сменится парадигма.

А дальше — решение Совета о принципе набора нового жюри. Можно — из тех же людей. Но с подконтрольностью Совету как набора, так и разгона всего жюри и отдельных его членов. (Кто в этом вопросе хочет конкретики — пусть читает протоколы майского совещания, там много схем...)

А иначе — враг войдет в город. Ведь подкова уже пропала. И лошадь начала хромать...


п.с.

Кстати о Совете. Он тоже умеет делать ошибки. После объявления жюри лауреатов 2006 я написал пародию. Злую. Как я их пишу, можно проверить тут. Их есть еще. Поскольку жанр пародии предполагает знание обстоятельств, хотел ее спеть на «Канале»-2007 после объявления лауреатов. Услышав, кого Совет назвал лауреатами 2007, решил не петь. А пародию этого года и писать не буду, поскольку я — не Александр Иванов. Только он мог браться за пародию, не имея ничего в исходном материале.


п.п.с.

И еще об эстетике и этике. Довелось мне после «Канала» побывать в лагере одного клуба АП. Это было великолепно! Слаженная работа комвзвода, хорошие отношения между людьми, с выдумкой и сюрпризами проложенная трасса испытаний. И был праздник приема в члены клуба (как и положено, ровно в 00.00), и концерт после него. А потом — посиделки у костра и, по идее, гитара по кругу. По крайней мере, так сказал руководитель клуба. Из умеющих прилично играть в пентагоне сидели: руководитель, пара клубовцев, я и несколько ребят из ЦАПа, специально приехавших на этот праздник. ЦАПовцы первыми взяли гитары и... никому их отдавать не захотели. Монастырь был не мой, тенденцию я просчитал и пошел спать. На мой вопрос утром, чем дело кончилось, — сказали: до тех пор, пока они не напелись, так гитары никому и не отдали. Но пели — прилично. С эстетикой песен там было все в порядке. А связанные этикой хозяева замечания им решили не делать...


Источник и дискуссия вокруг статьи здесь


Для печати   |     |   Обсудить на форуме



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  

  Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100