Технология альтруизма
Оглавление раздела
НЕФОРМАЛЫ 2000XX

Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

Михаил Кордонский, Михаил Кожаринов

Интеллектуальные игры (ЧГК–БР).
Краткая справка

Использованы данные и экспертные оценки, предоставленные Анатолием Вассерманом и Романом Морозовским. Терминология ИИ из словарей Евгения Поникарова.

Инициатором общественных движений интеллектуальных игр (ИИ) послужили телепередачи.

Движение КВН (Клуб Весёлых и Находчивых) возникло в начале 1960-х годов, имеет свою неформальную, до телепередачи, предысторию в СТМ (Студенческих Театрах Миниатюр) хрущёвской оттепели. В настоящее время общественное движение КВН находится в мемориальной фазе и не относится к категории «молодёжных». Систематическое смещение оценок в пользу конкурсов, требующих предварительной подготовки, привело к середине 1990-х годов к утере импровизационной составляющей, что уводит КВН из разряда ИИ — они вернулись к состоянию театров миниатюр.

ЧГК (Что? Где? Когда?), БР (Брейн-Ринг) и ещё несколько разновидностей ИИ, хотя имеют разные названия и внешние формы, но настолько пересекаются по людям, что мы рассматриваем их как одно общественное движение, по количественным параметрам — одно из самых массовых в б.СССР.

ИИ возникли в результате синтеза КВН, СТМ, КСП, МАН (Малые Академии Наук), ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач), а также разнообразных детских и молодежных клубов интеллектуальной направленности. В 1975-м году создатель телепередачи «Что? Где? Когда?» Владимир Яковлевич Ворошилов впервые вынес на обозрение массовой аудитории наглядно представленное коллективное мышление.

Массовое увлечение телеигрой породило сперва подражания на местах, а в 1980-е годы — массовый же поиск форм интеллектуального соревнования между командами. Критическая масса команд и форм вылилась во второй половине 1989-го в кодификацию общепринятого формата соревнований и учреждение Международной Ассоциации Клубов (МАК ЧГК), вокруг которой организуются соревнования. Тогда же начались турниры общесоюзного масштаба (с 2002-го года проводятся и чемпионаты мира, но практически все игроки за пределами ex-SU — выходцы из СССР в первом-втором поколении). Скачкообразное увеличение массовости спортивных ИИ произошло в разруху 1990-х, когда многие их истоки лишились привычной материальной базы, а ИИ характерны максимальной экономичностью. Собственно, по минимуму им нужна только крыша над головой, в которой (голове!) размещается всё необходимое и главное. В настоящее время в ресурсном обеспечении ИИ решающую роль играют государственные и коммерческие (спонсоры и меценаты) структуры, предоставляя помещения (школьные классы, вузовские аудитории, зрительные залы), услуги турсервиса (проезд, размещение, питание), призы-сувениры для победителей (кубки, медали и т.п.).

Базовыми трансляторами движения являются, собственно, игры, лишь числом игроков и лимитом времени для ответов похожие на телевизионные. Спортивные (как называют их сами участники движения) ИИ ориентированы не на зрелищность (и подтасовки ради неё), а на честное соревнование интеллекта. Большая часть ИИ — командные, успех в соревнованиях в значительной мере зависит от грамотного разделения функций в группе, сплочённости, сыгранности команды.

Наряду с присущим всем неформальным сообществам созданием альтернативного социума для обеспечения творческой самореализации личности, ИИ занимают особую онтологическую нишу: воссоздают и культивируют невостребованное в обществе узкой специализации универсальное мышление, повторяя в чём-то дух учёных-энциклопедистов средневековья.

В официальном рейтинге МАК ЧГК за сентябрь 2008 перечислены 7450 команд, что соответствует 50-60 тысяч человек и указывает на актив движения. Численность ядра движения оценивается экспертами в 10-15.000 чел. Сверх того в ИИ играют также в клубах других неформальных движений, в производственных коллективах в порядке досуга и просто в дружеских компаниях. Во многих школах, вузах, детских и молодежных лагерях ИИ являются традиционным и постоянно практикующимся видом внеурочной воспитательной работы. С учетом этого общая численность движения оценивается экспертами как более 300.000 человек, средний возраст участников 20 лет.

Движение представляет собой высокоразвитую консорцию третьего порядка, неформальную ассоциацию с элементами неформальной организации.

В последнее время в сообществе ИИ наблюдается всплеск конвиксионных процессов. Создается и поэтапно внедряется единый Кодекс ЧГК, тщательно разработана терминология, есть попытки ввести тарификацию оплаты «вопросников» — главной творческой силы сообщества. В случае удаче этих и других начинаний ИИ могут в перспективе стать видом профессионального спорта, т.е. перейти в фазу конвиксии.

Сентябрь 2008 г.

Обсудить на форуме  |   Обсудить в ЖЖ



Для печати   |     |   Обсудить на форуме



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2000—2008.
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100