Обобщённый портрет клуба

  Альтруизм RU : Технология Альтруизма >>   Home  >> НЕФОРМАЛЫ 2000XX >> ТЕХНОЛОГИЯ ГРУППЫ-2 >> Клуб как квант неформального поля >> Обобщённый портрет клуба >>
http://www.altruism.ru/sengine.cgi/13/41/13/1


Клуб как квант неформального поля

Обобщённый портрет клуба

Для любителей всего живого клуб — самая естественная и распространённая форма сосуществования. И его тоже легко уподобить живому: он зарождается, растёт, цветёт и увядает, падает срубленный или гниёт на корню, стоит сухостоем или лежит валежником, а после удачной жизни из созданных им зёрен вырастают новые клубы.

Чтобы вырастить хороший клуб, нужно иметь либо талант и интуицию, данные от природы, либо (лучше и то, и другое) опыт и знания, малая толика коих содержится в этом тексте, а остальное — в учебниках по разным предметам. Но и без всяких учебников любой опытный клубмен наверняка согласится, что клуб — это не вывеска и даже не подвал под ней, а, прежде всего, люди. Или, точнее, особой формы система отношений в малой группе людей.

Самым распространённым заблуждением среди неопытных создателей клубов является следующее: «Мы сможем создать хороший клуб любителей крокодилов, потому что все мы любим крокодилов». По этому поводу есть классическое опасение Пятачка перед визитом к Слонопотаму: «Любит ли Слонопотам поросят, и как он их любит?»

Прежде чем тратить на будущий клуб свои силы, вещи и деньги, надо бы хорошенько прояснить это самое как.

Среди пятерых искренне любящих крокодилов (К.) людей вполне может быть, что:

Первый хочет побольше узнать о К. Ему нужна библиотека, компьютер с базой данных и командировка в биоценоз.

Второй имеет К. и хочет его дрессировать. Ему нужен бассейн и антилопы.

Третий хочет выводить новые породы К. Ему нужен электронный микроскоп и источник гамма-лучей.

Четвёртый хочет улучшить людей путём общения с К. Ему нужен К. и группа добровольцев.

Пятый, наконец, любит поговорить о К., особенно с девушками. Ему нужны стулья, стол и чайный сервиз.

Можете не сомневаться, эти пятеро клуба не создадут, ибо на одном и том же содержании деятельности они пытаются построить разные социальные типы клубов, предназначенные для удовлетворения разных человеческих потребностей.

Это не значит, что сообществ с таким разнообразным набором деятельности не может существовать. Может. Но в нашей терминологии это будет уже не клуб, а круг клубов или система клубов. Такое сообщество может при этом осознаваться участниками и в качестве единого клуба, под одним брендом.

Но подобные сложные социальные конструкции не могут образоваться сразу. Появление системы под единым брендом и с единой оргструктурой — это результат многолетней эволюции, когда первоначально один клуб, занимающийся преимущественно чем-то одним, отпочковывает от себя направления — другие клубы. Каждый из них имеет своё ядро, при этом между ними сохраняется единство общности. Сразу прыгнуть на этот уровень невозможно — либо будет одновременно несколько разных клубов под одной крышей, никакого единства; либо, что скорее всего, ничего не будет — все разругаются.

 Что же нужно, чтобы клуб удался? Конечно, в идеале, неплохо бы, чтобы совпадала и тема любительского увлечения (например, крокодилы), и потребности будущих клубменов (например, научные исследования). Если такие совпадающие, да ещё имеющие свободное время, силы и ресурсы люди встретятся — то получится клуб, именуемый в нашей классификации «Клуб любителей». Его главная задача — удовлетворение потребности своих членов в знаниях. Наибольшим уважением в таком клубе пользуется тот, кто более учён. (Напомним, что это и имеется в виду под ценностно-личностной ориентацией или ЦЛО — т.е., какое человеческое качество ценится более всего.)

Какие ещё бывают клубы?

 Клуб общения удовлетворяет потребности своих членов в общении, больше всего там любят людей обаятельных.

Клуб любителей удовлетворяет потребности своих членов в знаниях. Наибольшим уважением в таком клубе пользуется тот, кто более учён

 Творческий клуб удовлетворяет потребности своих членов в творчестве, там ценится, прежде всего, талант.

 Реактивная группа (internal-club) служит исключительно для духовного или нравственного самоусовершенствования своих членов. Главное человеческое качество в ней — совместимость с другими членами группы.

 Неформальный производственный коллектив (external-club) удовлетворяет потребности не-членов клуба, главное там — успех. (Такие клубы нас интересуют в первую очередь.)

Чуть не забыли про самое главное — про крокодилов. Так вот, второе распространённое заблуждение: якобы всё это можно совместить, причём сразу, здесь и сейчас. То есть в бассейне плавают крокодилы и несут под микроскоп облучённые яйца, а на берегу, за чаем с компьютером, члены клуба общаются с ними и между собой. Теоретически это возможно, но в жизни у нормальных людей никогда не хватит на всё одновременно сил, времени, материальных ресурсов, в конце концов. Если хватит, допустим, на покупку одного К. и аренду ванной комнаты, то держать там книги будет сыро, а общаться — тесно. Это не значит, что «непрофилирующих дисциплин» совсем не будет.

В каждом клубе в той или иной мере происходят и самовыражение, и самоусовершенствование, и знакомство с будущей семьёй. Но что-то всегда, волей-неволей, становится главным, и процесс выбора может превратить любой клуб в клуб любителей конфликтов. Особенно в процессе становления клуба, когда ни ресурс, ни традиции жизни ещё не наработаны. Если вы этого не хотите, соразмерьте желания с возможностями и выберите что-нибудь.

Если клуб уже есть, то определить, к какой категории он относится, не очень сложно. Нужно просто понаблюдать за его жизнью, не обращая внимания на декларации. Нередко бывает, что театральный клуб считает себя театром, клуб искателей снежного человека — экспедицией, а политический клуб — партией. Определить искомое легко по количеству зрителей, снежных людей и избирателей.

Если клуба ещё нет, и вы пытаетесь его создать, и идеальных условий у вас, как в жизни, не случилось, помните: легче найти консенсус в тематике клуба, чем в его социальной направленности. Легче создать клуб троим любителям крокодилов вместе с двумя искателями летающих тарелок и одним выращивателем комнатных огурцов, если все они главным человеческим достоинством считают, например, обязательность, и ради этого готовы простить какой-то другой недостаток, например, жестокость. Или наоборот. В конце концов, легче использовать микроскоп другим концом в качестве телескопа и вывести крокодилов, питающихся огурцами (или огурцы, любимые крокодилами), чем перевоспитать в человеке такое базовое мировоззренческое свойство как ЦЛО. (Чего там говорить, не только клубы — семьи от этого распадаются.)

Определив содержание и социальный тип клуба, пора задуматься о его социотехнической форме: сколько людей будет в клубе, когда и как они будут встречаться, кого принимать или не принимать в клуб и т.п. Основной параметр социотехнической формы — степень открытости клуба. Закрытость обеспечивается системой членства, либо просто сплочённостью дружного коллектива, вытесняющего чужаков. Для создания открытости необходимы реклама и радушие к посетителям. Открытый клуб — это массовость, закрытый — результативность.

Клубы отличаются по способу обновления состава.

 Модель «трамвай». Синонимы: «поточный клуб», поток. Создание клуба — начало движения, на каждом клубном заседании — остановке — двери открываются для всех, люди входят и выходят. Только водитель и небольшая часть пассажиров едут от начала до конца, большинство посетителей клуба — люди приходящие. Трамвай может ездить и по кольцу.

 Модель «самолёт». Синоним: «наборный клуб». Открыт только при посадке, после взлёта новому человеку туда не попасть.

Аналогии с транспортом не случайны. У всех клубов есть экипаж и пассажиры, все куда-то везут людей. Но вот что странно: везут одновременно, но разными маршрутами и в разные пункты. Каждый человек с помощью клуба перемещается в другое место самого себя, в иное состояние души, в новый облик своей личности — для того-то клубы и нужны.

Несколько кратких советов арендаторам и арендодателям клубных помещений и инвентаря.

Полноценный клуб может вырасти только в отдельной комнате. По нашей нищете это трудно, но можно, например, разделить помещение перегородками, а сэкономить на чём-нибудь другом — качестве ремонта, оборудовании.

По соседству легче уживаются клубы разного содержания, но одного социального типа. Не заставляйте два экологических клуба пользоваться одним фоторужьём: они будут обвинять друг друга в браконьерстве. Напротив, клуб любителей поговорить о кино вполне поделит видеомагнитофон с клубом любителей поговорить о сексе.

Продолжительность эффективной жизни сильного клуба, действующего с высокой производительностью труда, колеблется от 3 до 4 лет. Дольше живёт тот клуб, члены которого реже встречаются и менее напряжённо работают. В пределе, если ничего не делать или что-то делать раз в несколько лет, то… всяко бывает.

И последний, самый главный, совет: какими бы правильными ни показались вам предыдущие советы, ни в коем случае ими не пользуйтесь, если они вам хоть чуть-чуть не пришлись. Вы же не на работе! Клуб — это не то место, где нужно поступать правильно!

Клуб — это для души.




Altruism RU: Никаких Прав (то есть практически). © 2000, Webmaster. Можно читать - перепечатывать - копировать.

Срочно нужна Ваша помощь. www.SOS.ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования