Фонарщик
Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

Примечания к отдельным статьям

Школа, которой не было

  1. «Солнечная сторона» — один из детских клубов Юрия Устинова (подробнее см. «Глоссарий и персоналия» — «Устинов Юрий»).
  2.  Владимир и Галина Черноволы — живые носители и продолжатели коммунарского движения, соратники и друзья Олега Газмана (впоследствии академика Российской академии образования), журналиста и писателя Симона Соловейчика, писателя Владислава Крапивина и многих других (подробнее см. «Глоссарий и персоналия»  — «Коммунарское движение»)
  3. КСП — клубы самодеятельной песни (подробнее см. «Глоссарий и персоналия»).
  4. Иванов Игорь Петрович, создатель коммунарской методики и коммунарского движения, которое начинал (в 1959 г.) доцентом Ленинградского пединститута им. Герцена (подробнее о нём и коммунарском движении см. «Глоссарий и персоналия»).
  5. «Технология группы» — книга М.Кордонского и В.Ланцберга об общих закономерностях развития неформальных групп и сообществ и так называемой «неформальной социотехнике» — некоем аналоге менеджмента для них. Концепции, изложенные в книге, применялись В.Ланцбергом в практической работе с неформальными группами, к которым в трактовке этой книги относятся и детский клуб (класс-клуб) со взрослым лидером-педагогом, и некоторые реализации педагогического коллектива (например, коллектив вожатых летнего лагеря). Книга впервые вышла за рамки самиздата в 1986 г., издавалась и переиздавалась не менее 11 раз, ее легко найти в Интернете (например, в «Библиотеке Максима Мошкова» http://lib.ru/INDEXLESS/tg).
  6. «ЭТО» («Эстетика, Творчество, Общение») — клуб, созданный Татьяной Викторовной Бабушкиной в 1975 г. в Ростове-на-Дону. Подробнее о нём см.: Хрящёва В. Клуб ЭТО //На путях к новой школе.- 2004.- № 2; http://altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/16/8
  7. Амонашвили Шалва Александрович, грузинский педагог и психолог (подробнее о нём см. «Глоссарий и персоналия»).
  8. К книгам И. Иванова Ланцберг относился критически, считая, что несомненна заслуга Иванова как создателя методики, но, пользуясь его текстами, воспроизвести методику невозможно. Книги О. Газмана, А. Мудрика, Р. Соколова, О. Лишина и других академических учёных сложноваты для обычного учителя. Кое-что можно почерпнуть у С. Соловейчика. Но генеральным способом тиражирования методики остаётся передача через живых носителей. В этом нет ничего мистического — в академическом образовании ведь то же самое: профессора выращивают аспирантов и т.п. Выучиться по самоучителю хоть игре на скрипке, хоть педагогике могут только очень талантливые люди, исключения. А Ланцберг постоянно говорит о том, что овладеть его методикой может каждый средний учитель.
  9. Он и называл себя фашистом, и состоял в одной из московских группировок фашистов. В конце 1980-х, через пять лет после описываемых событий, я спросил у него: «Можем ли мы в отчёте для районо, в разделе «Работа с трудными детьми», написать, что перевоспитали одного фашиста?» Он сказал, что да, можем. Мы с ним до сих пор друзья.
  10. Озвучивали и освещали лесные палаточные слёты, изготавливали и ремонтировали аппаратуру для озвучания и освещения, рыли ямы для туалетов, убирали мусор и т.п.
  11. Костя Москвичев, Гена Дульцев и другие из самых ярких выпускников «Клуба маленьких фонарщиков» сейчас (2007) работают в Туапсинском спасотряде МЧС.
  12. Ланцберг официально был руководителем детского клуба. Согласно действующим и тогда, и теперь правилам техники безопасности без взрослого официального руководителя детей не допускают к помещению, материальной базе, походам и т.п. Сам факт присутствия детей в клубе без взрослого по закону может быть основанием для увольнения руководителя с работы. При несчастном случае руководитель несёт уголовную ответственность, факт его отсутствия является отягчающим обстоятельством. По существующей и тогда, и теперь судебной практике, известным прецедентам Ланцберг реально рисковал ничуть не меньше, чем политические диссиденты.
  13. Везде, где говорится нечто подобное («самоуправление», «учитель подчиняется…»), по умолчанию имеется в виду одно исключение: учитель может вмешаться, если ситуация представляет собой непосредственную, сиюминутную угрозу для жизни и здоровья конкретного человека. Этот тезис зафиксирован в идеологических установках педколлектива, во всех вариантах клубных законов. Детям этот закон был известен с первых дней пребывания в клубе. Использовать его на практике приходилось чрезвычайно редко: за всю многолетнюю педагогическую деятельность Ланцберга известно два-три таких случая. Например, дети увидели в селе пожар и бросились помогать его тушить. Комиссар не отпустил вместе со всеми одного ребёнка. То есть остальным по умолчанию разрешил.
  14. Караковский Владимир Абрамович, директор 825-й московской школы, один из лидеров педагогики сотрудничества. (подробнее о нём см. «Глоссарий и персоналия»).
  15. Френе Селестен, французский педагог, основатель школы в педагогике (подробнее о нём см. «Глоссарий и персоналия»)
  16. Дьюи Джон (1859-1952)  — американский философ и педагог, представитель прагматизма. (подробнее о нём см. «Глоссарий и персоналия»).
  17. «Концепция школы» (Концепция «Школы саморазвития») — см. с.
  18. Курганов Сергей, педагог-исследователь, соавтор В.С. Библера в разработке концепции авторской «Школы диалога культур». Вероятнее всего, В. Ланцберг имеет в виду книгу «Ребёнок и взрослый в учебном диалоге» (М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981) (подробнее о нём см. «Глоссарий и персоналия»)
  19. Класс шестилеток в школе ст. Кривенковской — один из неформальных педагогических экспериментов с участием Ланцберга. В школе работали его друзья: директор Наталья Дудченко, учитель начальных классов Марина Романова (впоследствии научный сотрудник Туапсинской экспериментальной лаборатории Ланцберга), руководитель кружковой работы Сергей Романов и учитель физкультуры Николай Дудченко. Они на общественных началах пытались внедрить в общеобразовательную сельскую школу элементы вальдорфской педагогики, технологии развивающего обучении академика Л.В. Занкова и другие педагогические инновации. В классе шестилеток, который вела Марина Романова, основное обучение было построено по принципам вальдорфской педагогики, а внеклассная работа шла по программе В.Ланцберга, в которой были частично реализованы принципы класса-клуба, в том числе развитие детского самоуправления. Эксперимент (сентябрь 1991- февраль1992 гг.) дал интересные результаты.

     Вспоминает Наталья Дудченко (беседа в январе 2008 г.):

    «Наш эксперимент был чисто неформальным и, можно даже сказать, нелегальным. Начальство о нем не знало. Административный статус Кривенковской — железнодорожная станция. Школа подчинялась Северо-Кавказской железной дороге, все начальство было в Ростове-на-Дону, и к нам никто никогда не приезжал. В этом смысле у нас было много свободы, и мы могли продолжать. Что же помешало? Менталитет у людей был страшно провинциальный. Суровая такая глубинка была наша Кривенковка. Много неблагополучных семей, пьянство, проституция и наркотики. Застой среди учителей, обывательщина, отсутствие интереса к жизни детей. Много было стресса со стороны учителей. Они не понимали, что мы такое делали, и не хотели понимать. Не готовы были. Были, конечно, и там очень-очень хорошие люди, те, которых дети интересовали,- не много, но были. Наш эксперимент закончился потому, что мы оставили школу,- вся наша команда. Страшно далеки мы были от народа.

    В сентябре 1992-го я уехала в Англию изучать вальдорфскую педагогику и открыла в ней много сходства с нашими идеями новой школы. Вальдорфская школа основана на common sense — не знаю, как по-русски это назвать. Подстраничная сноска: Традиционный словарный перевод этого философского понятия на русский — «здравый смысл»: основанные на повседневном опыте знания и взгляды людей на окружающую среду и самих себя.- Ред. Володя обладал common sense, он видел, как можно было изменить школу и что нужно было изменить, чтобы детям было интересно учиться, быть вместе...»

    Вспоминают Марина и Сергей Романовы (беседа в январе 2008 г.):

    «С идеями коммунарства мы с Мариной были знакомы больше через общение с Володей, а не из других источников. Это направление, на наш взгляд, полностью подсказано им. В этом плане он был нашим вдохновителем. В результате в классе были дежурные командиры и первые попытки самоанализа в виде «огоньков» по итогам дня. Было несколько выходов в горы и лес. Были примеры, когда дети из социально неблагополучных семей не только с удовольствием посещали школу, но и будили родителей по выходным, чтобы идти в школу. Ребёнок, с точки зрения взрослого сообщества бывший хулиганствующим элементом в повседневной жизни, чувствовал себя комфортно в классе. Ребёнок был нужен. И пытался реализовать себя в тех малых делах, которые его окружали».

  20. Село Архангельское Будённовского района Ставропольского края. В. Ланцберг работал там в Центре «Подросток» при школе-интернате с 1 июня по 15 ноября 1994 года. (См. «Се аз» стр.)
  21. Балабан Мирослав, русский учёный и педагог, автор образовательного проекта «Школа-парк» (подробнее о нём см. «Глоссарий и персоналия»).
  22. Ланцберг в шутку скрестил специальности «оператор компьютерного набора» и «оператор машинного доения», используя разговорное название компьютера «машина».
  23. Франкл Виктор, австрийский психиатр и психолог, автор книги «Человек в поисках смысла» (подробнее о нём см. «Глоссарий и персоналия»).
  24. «Погружение» — одно из метафорических выражений, наряду с такими, как «школа радости», «педагогика сотрудничества», свойственными риторике педагогов-новаторов, понятие, не имеющее строгого словарного значения. Например, в педагогических системах А.Тубельского, М.Щетинина, вальдорфской педагогике означает погружение в предмет — длительное изучение комплекса тем одного предмета, в противовес чередованию уроков. В педагогике ролевых игр под погружением понимается глубина включенности учащегося в исполняемый им персонаж и историческую эпоху. В практике школьных психологов и психологизированных системах педагогики погружение — один из видов или этапов психологического тренинга.
  25. Нюха (Нюша, Аня) — младшая дочь В. Ланцберга

Между клубом и классом

  1. ЗУН (знания, умения, навыки) — триада требований к школьному обучению. Знания — отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий, законов науки. Умения — готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретения навыков. Навыки — компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения, т.е. это умения, доведенные до автоматизма.

    Несколько ироническое отношение Ланцберга к ЗУНам можно трактовать как отзвуки дискуссий в профессиональной среде со сторонниками абсолютизации ЗУНов, считающих их единственным и достаточным мерилом качества образования. В частности, пресловутый автоматизированный ЕГЭ (Единый государственный экзамен) выявляет только ЗУНы, да и в этом его функциональность подвергается критике. Абсолютисты ЗУНов — сторонники деидеологизации образования.

    В парадигмах тех научных, школ, которых придерживался В.Ланцберг, высшим уровнем проявления педагогики является воспитание. Категориальный аппарат педагогики имеет следующую уровневую структуру:

    Воспитание | Образование | Обучение (ядром которого являются ЗУНы) | Самовоспитание | Социализация | Педагогическая деятельность | Педагогическое взаимодействие | Педагогический процесс.

    Обучение в этой трактовке носит воспитывающий характер, т.к., сообщая знания, педагог всегда придает им необходимую направленность, формируя мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и другие установки.

    (Использованы цитаты из учебника Г.А. Окушева, Н.Л. Винниченко, Е.С. Гвоздева «Общие основы педагогики» (Томск, 2004; http://old.tspu.edu.ru/ebooks/vinichenko3/22.htm).

  2. Императорский Александровский лицей в Царском Селе (ныне г. Пушкин) открыт 19 октября 1811 г. Его программа была написана в 1808 г. видным государственным и общественным деятелем России, министром юстиции М. М. Сперанским. Наряду с такими новаторскими для того времени, но все же внешними признаками, как равенство воспитанников и отмена телесных наказаний, программа Сперанского содержала и более глубокие реформаторские элементы. Главное место в ней отводилось наукам нравственным и историческим, а главной задачей преподавателей была научить воспитанников самостоятельно мыслить, развить способности и правильно определить призвание каждого. В. Ланцберг ошибся насчет розог, однако наказания в Лицее всё же были: карцер, «черные списки» (занесение имени на специальную доску), отдельный стол в классе для провинившегося и др. Несколько иронический тон можно отнести на счет того, что Лицей по определению — элитное учебное заведение, а Ланцберг создавал общеобразовательную школу в прямом смысле слова: единственную для всех детей маленького поселка. Самый яркий прецедент такого в советской (и один из самых в мировой) педагогике — школа великого украинского педагога В.А. Сухомлинского в селе Павлыш Кировоградской области. Естественно, задачи элитного и массового образования различны и требуют привлечения разных педагогических технологий.
  3. Система ваучеров вкратце состоит в том, что каждой семье, имеющей ребенка школьного возраста, государство выдает финансовый документ на оплату обучения. Родители вправе выбирать школу, и таким образом среди школ создается конкуренция, некое подобие рынка школьного образования. Идея выглядит очень здравой, неоднократно в разных странах, в том числе и в России, были эксперименты по ее внедрению, однако массового распространения система не получила. К проекту школы В.Ланцберга она в любом случае имеет весьма отдаленное отношение: даже в идее она применима только в крупных городах, где у родителей есть возможность выбора в пределах транспортной сети, потерь времени на доставку ребенка в школу. В.Ланцберг принципиально создавал модель школы для маленького поселка.
  4. Пашков Александр Григорьевич, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной педагогики и методики воспитания Курского государственного университета. Известны его работы по проблеме трудового обучения в школе: «Педагогика производительного труда» (М.: Знание, 1987), «Труд в школе: кризис или обновление?» (М: Знание, 1992), «Труд и воспитание» (Курск: Изд-во КГПИ, 1994). Он сторонники внедрения производительного труда в систему школьного образования.

    Возможность производительного труда — спорное место в современной педагогике. Имеется в виду производственная деятельность учащихся, выпускающих настоящую продукцию или услуги, при условии, что это не отвлекает от обучения, а наоборот, служит средством развития и воспитания. Признаком «настоящести» может быть, например, востребованность стихийным рынком или спрос у потребителей при административном рынке. Примером производительного труда может служить участие студентов передовых университетов мира в прикладных научных разработках. Однако в школьном образовании, для детей достуденческого возраста эта педагогическая технология не получила массового распространения и известна скорее по отдельным феноменам (А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и их последователи). Ланцберг широко и успешно использовал производительный труд в работе детского клуба.

Концепция Школы саморазвития

  1. Для разработки этой концепции «Школы саморазвития» Ланцберга по инициативе Министерства образования РФ (письмо заместителя министра А. Асмолова от 27.02.1992). была специально создана Туапсинская экспериментальная научная лаборатория Краснодарского экспериментального центра развития образования (КЭЦРО). Лаборатория род руководством Ланцберга просуществовала 2 года, выполнила свою задачу по разработке концепции школы в поселке Небуг Туапсинского района и была закрыта (приказ КЭЦРО № 9 от 4.02.1994) в связи с отсутствием средств на строительство школы.
  2. Макаренко Антон Семенович, выдающийся советский педагог (подробнее о нём см. «Глоссарий и персоналия»).
  3. Никитины Лена Алексеевна и Борис Павлович, создатели уникальных методик семейной педагогики, частично применимой в условиях детского сада и начальной школы (подробнее о них см. «Глоссарий и персоналия»).
  4. Программу «Радуга» начала создавать в СССР в конце 1980-х годов лаборатория под руководством Т.Н. Дороновой. Для того времени это была новаторская, хотя и в рамках академической науки разработка, призванная, по выражению самой Дороновой, «психологизировать педагогику». Название происходит от 7 видов деятельности, обозначенных для детей цветами: физическая культура, изобразительное искусство, конструирование, музыка и пластическое искусство, развитие речи и ознакомление с окружающим миром, математика. Одна из основных идей программы — создание «поисковой» развивающей среды во всех помещениях детсада. Считается, что, обладая от природы пытливым умом, малыш будет «докапываться» до цели, затем стремиться к новым достижениям. «Радуга» наряду с другими новаторскими программами, также одобренными всеми инстанциями («Развитие», «Истоки», «Детство» и др.), используется сегодня во многих детских садах России как альтернатива традиционной (модернизированной в 2002 г.) программе М. А. Васильевой. См: http://psyparents.ru/index.php?item=492; http://fpo.ru/interview/int_doronova.html.

Проповедь без проповедников

  1. Соколов Ричард Валентинович, один из активистов, лидеров и теоретиков коммунарского движения, педагогики сотрудничества, других педагогических инноваций в области социальной педагогики. Руководитель Научно-методического центра социальной педагогики Российского института культурологии Академии наук РФ (подробнее см. «Глоссарий и персоналия» — «Коммунарское движение», «Педагогика сотрудничества»).
  2.  Шапиро Фаина Яковлевна (1927–1985), один из создателей (совместно с И. П. Ивановым и Л. Г. Борисовой) коммунарской методики и коммунарского движения. К моменту начала движения (1959) была методистом Дома пионеров и школьников Фрунзенского района Ленинграда (подробнее см. «Глоссарий и персоналия» — «Коммунарское движение», «Педагогика сотрудничества»).
  3. Крапивин Владислав Петрович, детский писатель и педагог-практик, основатель и руководитель детского клуба «Каравелла» (Свердловск – Екатеринбург), имевшего множество последователей; создатель одного из направлений неформальной клубной педагогики — так называемых РВО (разновозрастных отрядов по месту жительства). Идеи педагогики Крапивина в литературной форме описаны в его произведениях. Одна из любимых книг Ланцберга и детей из «Клуба маленьких фонарщиков» — «Голубятня на желтой поляне». Многие черты педагогики Крапивина использованы в клубах Ланцберга, в частности ограничение только по верхней границе возраста детей в клубе, выпуск и/или переход в другой статус по достижении этого возраста (подробнее см. «Глоссарий и персоналия» — «Коммунарское движение», «Педагогика сотрудничества»).

Плавание в мотивационном поле

  1. Иванов Дмитрий Андреевич, методолог, кандидат психологических наук (Москва), размышлял на интернет-конференции «Сетевой подход в образовании» (http://setilab.ru/modules/conference/view.article.php/38):

    «Чтобы сеть нормально функционировала, она должна удовлетворять какой-то одной из основных базовых человеческих потребностей. Например, сеть паука служит для ловли мух, шпионская сеть — для сбора информации в политических целях, интернет-сеть — для свободного индивидуального пользования информацией и общения. Какая базовая потребность должна удовлетворяться в школьной сети? На мой взгляд, «сети» не вызревают по воле масс, а организуются под определенные базовые потребности. Школа не может и не должна быть полностью самодеятельной единицей. Иначе она перестает быть школой, то есть учреждением, которому общество поручило функцию воспроизводства требуемых ему человеческих качеств, умений и знаний. Школа скорее относится к сфере сервиса и должна удовлетворять потребности государства и родителей. Иначе она становится сектой или пушкой, сорвавшейся с лафета».

    Это отголосок постоянной дискуссии в педагогических кругах стран, где наиболее массовой является государственная система среднего образования. Речь идет о разумном балансе между самостоятельностью школы как творческой организации, имеющей дело с неповторимыми индивидуальностями детей, и сервисной функцией школы как учреждения, выполняющего социальный заказ. Ланцберг, как и большинство педагогов-новаторов, был сторонником большей самостоятельности.

Педагогика, которой нет

  1. Педагогика сотрудничества — воспитание не как воздействие на ребенка, а как диалог педагога и ученика (подробнее см. «Глоссарий и персоналия» — «Педагогика сотрудничества», «Педагоги-новаторы»).
  2. Монтессори Мария, итальянский педагог, создательница педагогической системы (в основном дошкольной), названной ее именем (подробнее о ней см. «Глоссарий и персоналия»).
  3. Штайнер Рудольф, австрийский философ и педагог, основоположник вальдорфской педагогики (подробнее о нём см. «Глоссарий и персоналия»).
  4. Шаталов Виктор Фёдорович, в то время донецкий учитель математики (подробнее о нём см. «Глоссарий и персоналия»).
  5. Щетинин Михаил Петрович, русский педагог (подробнее н нём см. «Глоссарий и персоналия»).

Для печати   |     |   Обсудить на форуме



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2000—20011.
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100