Фонарщик
Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

Михаил Кордонский, Владимир Ланцберг. Технология группы. Авторская версия

Глава XI

Немного «фактуры»

Эту главу, в принципе, можно и не читать — разве что для самопроверки и дополнительного общего развития. Нам же текст ее кажется интересным тем, что, во-первых, он как бы вбирает в себя материал всех предыдущих глав, но, если в них мы препарировали жизнь группы, здесь дается попытка более целостной ее экспозиции и тут же — попытка анализа, что называется, осмысления ее. Во-вторых, материал, как нам кажется, отличается узнаваемостью и может показаться «родным».

Собственно, это не что иное, как пример из столь милой нашему сердцу практики. Основан он на наблюдениях авторов за жизнью реальной группы, однако не является достоверным и точным ее описанием. Исходя из жанра настоящей работы, многие вещи мы упрощаем, описываем очень приближенно, а из этических соображений вынуждены о чем-то умалчивать, а что-то изменять. Поэтому просим рассматривать его не как историческую хронологию, а как демонстрационный макет.

В начале 80-х годов познакомились и подружились несколько молодых семей, живущих в одном микрорайоне одной из российских столиц. В каждой семье было по двое или больше детей возрастом до 2 лет. Сначала они случайно встречались на улице, гуляя с подрастающим поколением, а потом стали собираться и беседовать о нем в квартире одной из семей.

С этого момента можно говорить о неформальной группе, так как у них появился центр объединения, в данном случае — квартира как место сборов. Эту группу можно классифицировать так: Х — педагогика, педология, педиатрия; Y — общественное объединение, управление коллегиальное, либеральное, Z — «клуб общения», Int-группа.

В их встречах стал участвовать знакомый одной из семей, спортивный врач и ученый. Назовем его Виктором. Он поделился с группой своими идеями о приобщении детей к физической культуре с раннего возраста, и члены группы решили воспитывать свое потомство по его методикам. Но для этого было необходимо специальное оборудование: домашний гимнастический комплекс и домашний бассейн для обучения плаванию, нечто вроде очень большой ванны. Группа занялась кустарным изготовлением таких приспособлений для своих квартир.

Она осталась Int-группой, но стала уже не «клубом общения», а гибридом «клуба любителей» и «творческого клуба», так как стала заниматься деятельностью. Это очень характерный момент, на основании которого можно строить прогноз: группа развивается в направлении удовлетворения высших потребностей своих членов. Она может впоследствии стать Ext-группой. Поскольку деятельность в сфере материального производства почти невозможна без управления, в группе стали складываться демократические процедуры и проявились лидеры. Таким образом, классификация ее на третьем месяце жизни стала такой: X — педагогика, физическая культура, педология, педиатрия, столярное и слесарное дело; Y — общественное объединение, управление коллегиальное, демократическое; Z — «клуб любителей — творческий клуб», Int-группа.

Когда в квартирах членов группы появились гимнастические комплексы, об этом узнали соседи и друзья семей, многим из которых настолько понравилась методика Виктора, что они захотели к ней приобщиться. Тогда группа составила график, по которому каждая семья, имеющая комплекс, принимала у себя детей из других семей и проводила с ними занятия. Кроме того, группа стала изготавливать и размножать чертежи гимнастических комплексов и бассейнов и раздавать их желающим. Все это, естественно, делалось бесплатно.

Итак, у нее появилась внешняя деятельность, которая пока занимает небольшой процент группового времени (Ext=15%), так что группу мы по-прежнему классифицируем как Int-тип. Но этот момент очень важен для прогноза: энергетика группы растет, она движется к осуществлению деятельности на благо других людей. Необходимо заметить, что в подсчетах мы учитываем только групповое время, то есть, время ее членов, проведенное ими в «штатном» помещении или координируемое органами ее управления. Например, если кто-то из членов группы получил от ее руководителя задание изготовить чертежи, то время, затраченное им на это, мы относим к групповому. Очевидно, что у каждого члена группы есть основная работа, семейные обязанности, личные дела, и групповое время занимает лишь часть его досуга.

Через полтора года после первой встречи на квартире группе удалось получить для своей деятельности помещение в доме культуры и статус «семейного клуба», то есть, она стала легальной. Она организовала информационно-методический центр, в котором были данные о семьях, желающих воспитывать детей по методике Виктора. Когда в той или иной семье дети подрастали и надобность в оборудовании отпадала, оно передавалось другой семье; координировал же его распределение информационный центр. Также было налажено кустарное производство комплексов, причем, бедным семьям оборудование предоставляли в пользование бесплатно. Члены группы организовали специальный театр, в котором играли и дети и родители. Они ездили с этим театром и пропагандировали здоровый образ жизни, демонстрируя в спектаклях физическое и нравственное здоровье детей6 развивающихся по методикам, принятым в клубе. По примеру этой группы стали возникать и другие семейные клубы. Это приняло характер небольшого общественного движения, координирующим центром которого стала описываемая нами группа.

Теперь внешняя деятельность занимает до 90% группового времени, и ее можно классифицировать как группу действия — Ext-группу.

Через три года после первой встречи на квартире группа решила заняться реорганизацией своей структуры и форм деятельности для того, чтобы все это усовершенствовать и улучшить. Члены клуба стали подолгу обсуждать новую структуру, формировать органы демократического управления, придумывать новые виды будущей деятельности. Обсуждались также вопросы методики Виктора, так как у членов группы появились идеи по ее совершенствованию.

Часть группового времени, используемого ранее для внешней деятельности, теперь расходуется на внутреннюю, и хотя мы по-прежнему классифицируем ее как Ext-группу, новый коэффициент Ext=70% характеризует тенденцию к свертыванию внешней деятельности.

К сожалению, группа не смогла выработать общую политику и прийти к единым взглядам на методику Виктора. Более того, часть ее стала считать и методику, и деятельность группы в целом вредной для здоровья детей, по поводу чего возник конфликт. В течение нескольких месяцев группа занималась выяснением отношений. Поскольку члены ее утратили возможность взаимодействия, все прежние работы оказались блокированными.

Внешняя деятельность прекратилась полностью. На этом этапе группу можно классифицировать следующим образом: X — педагогика, физическая культура, педология, педиатрия; Y — общественная организация, управление коллегиальное, демократическое; Z — «клуб общения», Int-группа.

Клуб распался на несколько групп, одна из которых осталась в прежнем помещении. Именно ее мы условно считаем правопреемницей клуба и продолжаем наблюдать.

Прошло семь лет с момента первой встречи на квартире. Сферы интересов группы не изменились, однако, внешней деятельности стало на порядок меньше, по сравнению с третьим годом жизни. Например, тогда представлений театра было около 25, причем, более половины на выезде; теперь же — 5, и все — «дома». Группа помногу обсуждает методические вопросы, планы работы и другие проблемы. В частности, воспоминания о былом конфликте поглощают не менее 25% группового времени.

Внешняя деятельность существует, но занимает не более 20% группового времени. На этом этапе мы классифицируем группу так: X — педагогика, физическая культура, педология, педиатрия; Y — общественная организация, управление коллегиальное, демократическое; Z — «клуб общения», Ext=20% .

Помнится, в гл. V-й мы писали, сколь осторожно надо обращаться с ярлыками. Здесь очень хорошо видно, как менялась группа на протяжении непродолжительного вроде бы периода, что вызывало эти изменения, насколько закономерны, объективны и предсказуемы были трансформации. Если бы мы добавили к этому результаты социометрических и др. замеров, можно было бы с большей точностью определять, скажем, степень влияния на группу того или иного ее члена, наблюдать за формированием новых лидеров, предсказывать, какие (и поименно, и ментально) группы могут образоваться в результате раскола, квалифицировать назревающие конфликты и известными способами снижать их остроту.

Будем надеяться, дорогой практик, что наш скромный опус помог тебе лучше систематизировать твои богатые жизненные наблюдения, и уж твоя-то группа будет непременно благополучной.



Для печати   |     |   Обсудить на форуме



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2000—2011.
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100