Фонарщик
Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

Михаил Кордонский, Владимир Ланцберг. Технология группы. Авторская версия

Глава X

О том, как измерить неизмеримое

Социально-психологическое исследование группы немыслимо без измерения ряда важнейших ее параметров. Так, бывает необходимо установить, к какому социально-психологическому (ценностно-ориентационному) типу она относится; идентифицировать ее лидеров (а они могут быть разными, в зависимости от сферы проявления личностных свойств — надежность, душевность, способности и т.п.); выяснить социальный статус того или иного ее члена; определить уровень групповой сплоченности; узнать, какие человеческие качества в данной группе наиболее ценимы — «нарисовать» ее социально-психологический портрет; наконец, представить себе, из каких микрогрупп она состоит.

От уровня сплоченности зависит в принципе работоспособность группы. Во многих развитых странах творческие коллективы расформировываются, если коэффициент их групповой сплоченности опускается ниже рекомендуемого психологами уровня.

Выявление лидеров позволяет более активно вести педагогическую работу в группе, так как воздействие на лидеров дает максимальный эффект.

Знание взаимных симпатий и антипатий помогает определять связки людей, которым можно поручать совместное выполнение тех или иных заданий. Той же цели может служить и представление о существующих в коллективе микрогруппах.

Наконец, знание ценностно-ориентационного типа группы дает возможность определить, какие формы и методы работы для нее являются оптимальными и какого рода мероприятия помогут ей обрести психологический комфорт, эффективность, долголетие.

Определение социально-психологического типа группы корректнее всего осуществлять методом включенного наблюдения (мониторинга), когда исследователь изучает группу на протяжении продолжительного времени, отмечая и классифицируя наблюдаемые в ней явления (в частности, слова и поступки ее членов, принятые решения и пр.). Статистический характер метода страхует от тех аберраций, которые практически неизбежны при любом экспресс-анализе, когда ответы на вопросу невольно корректируются сиюминутными моментами — настроением респондентов, локальными конфликтами и т.п. Мониторинг может быть дополнен анализом документов группы за тот период, в течение которого она существует (то есть, в нынешнем составе).

Вот умозрительные примеры такого рода наблюдений.

Допустим, мы приходим в клуб, именуемый «Клубом любителей кошек», и видим там девять человек с собаками и одного с кошкой. Слушая их беседу, мы отмечаем, что 60% времени они говорят о собаках, 30% — о погоде и 10% — о кошках. Если, регулярно посещая клуб, мы видим, что ситуация повторяется, мы ставим его на оси X (см. гл. I) у темы «Кинология», а по оси Z — у отметки «клуб общения», Ext=0 (см. гл. II).

Посетим другую комнату — с вывеской «Центр помощи инвалидам». Если мы видим там девять человек, пьющих чай и беседующих на тему помощи инвалидам, и одного, иногда посещающего инвалидов на дому, мы классифицируем этот Центр по оси X по теме «Социальная работа», а по оси Z — «клуб общения», Ext=10%, где последняя цифра характеризует процент времени, затрачиваемый клубом на работу внешней направленности. (Разумеется, мы не станем сообщать этим милым людям о результатах наших изысканий, дабы не обидеть их.)

Данные по оси Y можно получить, просмотрев соответствующие документы. Если организация общественная, они, по нашим представлениям, должны быть доступны. С организациями, документы которых закрыты от широкой общественности, мы предпочитаем на связываться.

К сожалению, в реальной практике чаще приходится обращаться к методикам более скоропостижного характера. В основе многих из них лежит метод социометрии [13; 15; 16; 26; 29; 32], позволяющий производить определение социальных статусов членов группы.

Как это делается?

Каждому члену группы выдается листок, на котором он должен указать свою фамилию и ответить на вопросы. Они задаются в определенной форме и различаются по цели (опросы на выбор или отказ) и по темам.

Например, возможны следующие вопросы выборного характера:

  • «Если бы вы организовывали новый клуб, согласно своим идеалам, кого из клуба, членом которого являетесь сейчас, пригласили бы в новый — одного, в первую очередь?
    • Если второго, то — кого?
    • Если третьего, то — кого?

Вопросы отказного характера строятся по принципу «Кого бы вы не взяли?»

Темы (по необходимости) могут варьироваться, а вопросы, соответственно, — иметь, к примеру, следующий вид:

«Кого бы Вы пригласили на свой день рождения?» «С кем бы Вы пошли в разведку?» «С кем бы Вы хотели петь в одном ансамбле?» и т.д.

Во время опроса необходимо строгое соблюдение следующих правил:

  1. Отвечать на вопросы обязательно; если трудно сделать выбор, необходимо назвать любого;
  2. Называть можно только фамилии из числа опрашиваемых (конкретного, строго определенного круга лиц, задействованных в опросе);
  3. Себя называть нельзя;
  4. Рекомендуемое максимальное количество выборов зависит от величины обследуемой группы [13] и приводится в таблице 4.

Существуют и дополнительные требования, предъявляемые к вопросам социологических анкет. Они носят, в основном, чисто психологический характер (конкретность, понятность, выявление эмоционально-психологического отношения, недопущение ограничения выборов или отказов, убедительность необходимости опроса как такового и т.п.) [13].

Таблица 4

Численность группыСоциометрическое ограничение
5–71
8–112
12–163
17–214
22–265
27–316
32–367

В простейшем случае можно не подразделять выбор на 1-й, 2-й и т.д., а нужные фамилии называть в произвольном порядке, но этот метод более грубый.

Выбранному в первую очередь начисляется максимальный балл, во вторую — на один меньше, в третью — еще на один меньше, и т.д. Например:

  • Акулов выбрал Ежевскую, затем Мурашова, затем Воробьеву;
  • Борзов — Волкова, Галкину и Горностая;
  • Волков — Борзова, Горностая и Жука, и т.д.

Результаты выборов сводятся в таблицу 5, где опрашиваемые расположены в алфавитном порядке.

Допустим, Акулов выбрал 1-м выбором Ежевскую, 2-м — Мурашова, 3-м — Воробьеву. В таблице на строчке №1 (Акулов) ставим баллы: в колонке N8 (Ежевской) — 3 (за 1-й выбор), в колонке №14 (Мурашову) — 2, в колонке №4 (Воробьевой) — 1.

Заполнив все строчки, подсчитаем сумму баллов у каждого респондента. Некоторые выборы оказываются взаимными (независимо от того, кто кого в какую очередь выбрал). Так, Акулову ответили взаимностью все трое, Мурашову — один, а Орловской — никто. Взаимные выборы выделяем кружочками (в таблице — звездочками).

Таблица 5

 
КОГО
КТО
123456789101112131415
1.Акулов  *1 *3 *2
2.Борзов  *3 *21
3.Волков *3  1 *2
4.Воробьева*3   *2 *1
5.Галкина *21   3
6.Горностай 1  *23
7.Дятлов2 *3   *1
8.Ежевская*3 1  2
9.Жук 2*3 1  
10.Зайончик3  *1*2
11.Иволгин3 *2 *1
12.Кулик *1*2  3
13.Левина3 1 2  
14.Мурашев*1 *2 3  
15.Орловская3 *2 1 
 Количество баллов2177742839633046

Теперь можно вычислять индекс (коэффициент) групповой сплоченности ИГС [4; 8; 9; 15; 29]. Каждый участник в данном примере сделал три выбора «стоимостью» в 3, 2 и 1 — всего на сумму 6 баллов. Общая сумма равна 6х15=90 баллов, где 15 — число опрашиваемых.

Подсчитаем сумму баллов взаимных выборов.

У Акулова (1 колонка) из общей суммы (21) количество баллов взаимных выборов равна 3+3+1=7.

У Борзова (2 колонка) — 3+2=5. И т.д.

Итого по группе — 7+5+6+4+3+0+4+3+5+3+3+3+0+2+1=49 баллов.

сумма баллов за взаимные выборы 49
ИГС =
=
= 0,54
общая сумма баллов 90

В простейшем случае ИГС подсчитывается без учета очередности выбора, то есть, учитывается не количество баллов, а количество выборов:

сумма взаимных выборов 3+2+2+3+2+1+2+2+2+2+2+1 24
ИГС =
=
= 0,58
общая сумма выборов 15х3 45

Определение социальных статусов членов группы производится путем сравнения сумм баллов, полученных каждым из них в результате социометрии. 1-е место (высший статус) получает тот, кто набрал наибольшее число баллов. В нашем случае это Акулов. Он и является лидером группы по данной теме. Далее в список заносятся остальные члены группы в порядке убывания результатов. В случае равенства оценок выше располагается тот, кто получил большее число выборов. Если и в этом случае имеется равенство — тот, у кого больше первых выборов. В случае абсолютного равенства в списке должна быть особая отметка.

В нашем примере члены группы, согласно своим статусам, располагаются следующим образом:

1  Акулов (21 балл)

2  Жук (9 баллов)

3  Дятлов (8 баллов)

4  Воробьева (7 баллов, 4 выбора)

5  Волков (7 баллов, 3 выбора, из них 2 первых)

6  Борзов (7 баллов, 3 выбора, из них 1 первый)

7–8  Зайончик (6 баллов, 3 выбора, из них 1 первый)

7–8  Орловская (то же)

9–10  Галкина (4 балла, 3 выбора, первых нет, 1 второй)

9–10  Мурашов (то же)

11–12  Иволгин (3 балла, 2 выбора, первых нет, 1 второй)

11–12  Кулик (то же)

13  Ежевская (3 балла, 1 выбор)

14  Горностай (2 балла)

15  Левина (0 баллов)

«Звезда» в группе одна — Акулов (21 балл).

«Предпочитаемые» — Жук, Дятлов, Воробьева, Волков, Борзов, Зайончик, Орловская (9 — 6 баллов).

«Пренебрегаемые» — Галкина, Мурашов, Иволгин, Кулик, Ежевская, Горностай (4 — 2 балла).

«Изолированная» или «отверженная» (возможно) — Левина. Все зависит от того, много ли у нее будет баллов по отказам при соответствующем опросе.

Можно считать, что уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) группы чуть выше среднего, так как представителей I и II социальных уровней («звезд» и «предпочитаемых») немногим больше, нежели III и IV (8 и 7, соответственно).

Следующим видом исследования может быть составление социально-психологического портрета группы.

Сначала заполняется анкета портретного опроса, рассчитанного на получение оценок человеческих качеств, соответствующих ценностно-ориентационным типам групп, как при референтометрии [15; 29].

Метод этот позволяет выявить социальный статус членов группы, как при социометрии, но с учетом не функционального, а ценностного фактора. Сначала производится взаимооценка членов группы с помощью анкет (1-й опрос), затем выясняется, чье мнение о себе (не более N человек) хотел бы знать тот или иной член группы (2-й опрос; он аналогичен социометрии). Число N, как и в социометрии выбирается в зависимости от величины обследуемой группы.

Анкета может иметь следующий вид:

«Название клуба_____________ Фамилия участника________________

Оцените личностные качества членов Вашего клуба по предлагаемой шкале; избранные баллы внесите в таблицу (себя оценивать не нужно).

Ниже помещается таблица, которая в нашей книжке имеет порядковый номер 6.

Таблица 6

Оценки
Альтруист 5,4,3,2,1 ЭгоистГениальный 5,4,3,2,1 БездарныйПонятливый 5,4,3,2,1 БестолковыйВесьма компетентный 5,4,3,2,1 Полный профанНеотразимо обаятельный 5,4,3,2,1 НепривлекательныйПредельно обязательный 5,4,3,2,1 Безответственный
1.Акулов544325
2.Жук545434
3.Дятлов433545
......
14.Горностай235552
15.Левина143442

По результатам подсчета среднего балла члена группы по каждому параметру составляется итоговая таблица. В нее заносятся фамилии членов группы в порядке убывания статуса (от лидера к аутсайдеру). Параметры оценок, грубо говоря, соответствуют следующим качествам и типам групп:

  • альтруизм — нравственные — «воспитательный» коллектив;
  • гениальность — творческие — творческий клуб;
  • понятливость — ученические — ученическая группа;
  • компетентность — познавательные — клуб любителей;
  • обаяние — коммуникативные — клуб общения;
  • обязательность — деловые — функционерская группа.

(Параметров опроса может быть и больше (например, «профессионал-дилетант» и др.), каждому типу группы при этом может соответствовать ряд качеств).

Такая таблица и являет собой социально-психологический портрет группы (см. табл.7).

Таблица 7

Соц. статусФамилияЛичностные качества
Нравств.Творч.Учен.Позн.Коммун.Деловые
1.Акулов4.74.33.73.12.54.9
2.Жук4.83.94.74.52.94.4
3.Дятлов4.23.63.34.64.34.6
...
14.Горностай2.53.64.64.84.81.8
15.Левина1.64.22.84.34.12.0

Из таблицы видно, что лидеры имеют высокие оценки нравственных и деловых качеств; прочие качества не влияют на их статус. Данная ситуация типична для «воспитательного» коллектива.

Наконец, по результатам социометрии (табл. 5) можно попытаться выделить микрогруппы [32]. Для этого в таблицу 8, аналогичную таблице 5, в 1-ю строчку вписываются фамилия и номер (из таблицы 5) любого члена группы, имеющего взаимный выбор (и в 1-й столбец — также его номер).

Допустим, номер 1 — Акулов. В последующие строчки и столбцы вписываются фамилии и номера тех, кто находится с ним во взаимном выборе (4; 8; 14). Выборы помечаются крестиками, взаимные — кружочками. Затем вписываются те, кто находится во взаимном выборе со вторым записанным (с N4-м — кроме того, N7-й), с третьим (с N8-м — более никого) и т.д. (с N14 — никого, с N7 — N15) до тех пор, пока эта цепь не обрывается (с N15 — более никого).

Затем то же повторяется с любым следующим, имеющим взаимные выборы, и т.д. (NN 2; 3; 5; 9; NN 10; 11; 12). Последними заносятся те, кто их не имеет.

Микрогруппы располагаются по диагонали, проходящей из левого верхнего в правый нижний угол таблицы. Численность их, как правило, колеблется от 2 до 7 человек. Они закрашиваются прозрачным маркером (в нашем примере — зеленым) и выглядят как прямоугольники (см. табл. 8).

Таблица 8

Кто148147152359101112613
1Акулов***
4Воробьева***
8Ежевская*++
14Мурашев**+
7Дятлов+**
15Орловская++*
2Борзов**+
3Волков**+
5Галкина*+*
9Жук+**
10Зайончик+**
11Иволгин+**
12Кулик+**
6Горностай+++
13Левина+++

Обследование групп желательно производить неоднократно и систематически. Это связано с тем, что в разные дни может наличествовать разный контингент, что важно при социометрии. Да и сам сиюминутный статус индивида может колебаться во времени, в зависимости от его активности, результатов работы, поступков, конфликтов и других причин.

Короче, результат обследования сам по себе благо, но лучше — статистика результатов.



Для печати   |     |   Обсудить на форуме



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2000—2011.
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100