Технология альтруизма
Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

 


Архив новостей с июля по октябрь 2008

31 октября 2008

Летопись удивлений

Алексей Юшков
Красноярск

Из наблюдений за логикой детских вопросов  >>

30 октября 2008

Детская тайна и преемственность ожиданий

Алексей Юшков
Красноярск

Ровесничество — категория, требующая признать исходным условием то, что дети могут жить своей собственной жизнью, иметь свои собственные игры. Педагогика и психология, забывшая традиции своего народа, практически ничего не знает о детской тайне.  >>

29 октября 2008

Красноярская стыковка

Андрей Русаков

В постсоветской действительности программа развития образования становилась всё менее осуществимой. У политиков в эпоху передела собственности торжествовали совсем другие заботы. Красноярский край остался самой деятельной образовательной частью России.  >>

К ОГЛАВЛЕНИЮ КНИГИ: Михаил Кордонский, Михаил Кожаринов. Технология группы — 2. Очерки неформальной социотехники
Технология группы – 2. Учебное пособие для лидера молодёжной неформальной группы

28 октября 2008

КСП «Дорога»

Рассказывает Елена Азарова
Саратов

В клуб я пришла, когда мне было 17 лет. Раз в неделю человек 10 возраста 20-30 лет собирались дома у Наташи Зернаковой, пели, общались. В 2000-м году мы вдруг решили провести фестиваль.  >>

27 октября 2008

Движение любителей авторской песни.
Краткая справка

Инкубаторами предтеч КСП были неформальные составляющие формальных и неформальных корпораций. Бытовали песни туристские, геологические, альпинистские, экспедиционные, молодёжностроевские, актёрские, блатные лагерные и др.  >>

26 октября 2008

Высшая радость — ухаживать за поколением

Александра Ершова
ведущий научный сотрудник института художественного воспитания РАО

Учитель часто думает, что он сказал — и этого достаточно. Это ведь смешно. А Шулешко показывал, что вокруг этого факта происходит, как ты говоришь, о чем ты говоришь, и как тебя слышат, и о чем тебя слышат, и кто тебя слышит...  >>

25 октября 2008

К ОГЛАВЛЕНИЮ КНИГИ: Михаил Кордонский, Михаил Кожаринов. Технология группы — 2. Очерки неформальной социотехники
Технология группы – 2. Учебное пособие для лидера молодёжной неформальной группы

Как анархисты повесили Путина

Рассказывает Мукор
г. Владимир

Чучело с лицом очень похожим получилось, издалека смотришь — просто не отличишь.  >>

24 октября 2008

Нас принимали такими, какие мы есть

Алиса Пашнина, Полина Кирсанова, Юлия Жук,
выпускники школы № 257 города Красноярска

Воспоминания выпускников о начальной школе  >>

23 октября 2008

Мечты об укладах жизни

Андрей Русаков

Дети, на которых воспитатели уже крест поставили, как на самых безуспешных — первыми выбираются из сложных ситуаций, придумывают, изумляют взрослых, вызывают уважительные взгляды сверстников.  >>

22 октября 2008

Образовательная система Евгения Шулешко

Андрей Русаков

Чтобы раскрывать новые возможности в жизни детей, нужно научиться фиксировать накопленный ими опыт жизни и уметь на него опереться.  >>

21 октября 2008

К ОГЛАВЛЕНИЮ КНИГИ: Михаил Кордонский, Михаил Кожаринов. Технология группы — 2. Очерки неформальной социотехники
Технология группы – 2. Учебное пособие для лидера молодёжной неформальной группы

Этапы клубного генезиса

Группа с максимальной эффективностью внешней деятельности, развитыми межличностными отношениями и опытом межчеловеческого взаимодействия у нас и (по случайному совпадению) в академической науке называется коллективом. На пути к коллективу группа проходит определённые фазы.

Адаптация (конгломерат)  |  Ассоциация  |  Кооперация  |  Корпорация  |  Коллектив  |  Проблемы устойчивости и опасность разрушения    >>

Структура неформального поля

Неформальное поле — совокупность наложенных друг на друга отдельных движений — имеет многоуровневую структуру. Каждый клуб состоит из слоев с совершенно различным уровнем внутренней организации.

Тусовка  |  Флэш-группа  |  Коннектив  |  Информальная группа    >>

20 октября 2008

Стиль Евгения Шулешко

Андрей Русаков

Взрослый перестаёт ощущать себя лидером над детьми, а становится в позицию наравне с ними в качестве организатора детских дел, забот, общения.  >>

19 октября 2008

Методика родной речи: утверждения и отрицания

Андрей Русаков

Официальность отношений с первого дня в школе, режимные действия под присмотром учителя устанавливают разобщённость детей. Потом с помощью учителя уточняется "кто есть кто" в учебном деле - и утверждаются незримые границы между теми, кто надеется на успех, теми, кто не ждет успеха и немногими лидерами, требующими признания своей успешности от других.  >>

18 октября 2008

Краткосрочная программа: событийность жизни детей

Андрей Русаков

«Наше дело — вместе с детьми придумывать такие дела, чтобы нам было каждый день интересно вместе» — такова первая формула «краткосрочных замыслов» шулешкинского учителя и воспитателя.  >>

17 октября 2008

Среднесрочная программа: освоение языковой и речевой культуры

Андрей Русаков

Важнейший водораздел между разными подходами к образованию состоит в том, к какому образу поведения они склоняют детей: к приспособленчеству относительно задаваемых взрослыми правил — или к самопроявлению своих возможностей в кругу ровесников.  >>

16 октября 2008

Клубок в разрезе

Андрей Русаков

В многочисленных наименованиях системы Шулешко царит диковинный разнобой. Обучение по «Аквариуму» — это вроде бы про методику. Социо-игровая педагогика — про стиль. Система ровеснического образования — про общую идеологию...  >>

Долгосрочная программа: пятилетие ровесничества

Деление на отличников и неудачников превращается в анахронизм, когда педагогическая работа нацеливается на выстраивание дружеских и деловых отношений детей друг с другом, когда учебная и неучебная жизнь, дела, разговоры уравниваются.  >>

15 октября 2008

Золотое дно шахтёрских посёлков

Андрей Русаков

Евгений Шулешко последовательно выпадал из всех краев и областей, где работал. Рано или поздно местное начальство начинало от него избавляться: то не понравится, что уходят из рук методическая компетентность и цензорская власть, то прорежется зуд к чему-то придраться, то, наоборот, останется очень довольно и благодушно заявит: «Теперь ведь у нас и так все хорошо, зачем какие-то особые условия?»  >>

14 октября 2008

К ОГЛАВЛЕНИЮ КНИГИ: Михаил Кордонский, Михаил Кожаринов. Технология группы — 2. Очерки неформальной социотехники
Технология группы – 2. Учебное пособие для лидера молодёжной неформальной группы

Политическая молодёжная организация «Социалистическое сопротивление»

Рассказывает Илья Будрайтскис

«К нам приходят не чтобы весело проводить время, а люди, которые разделяют определённую политическую программу и собираются вместе работать над её воплощением.» (От авторов: Для нас важно не содержание политической программы, а факт осознания рассказчиком принципиальной разницы между группами, нацеленными на внешнюю деятельность или на эмоциональный комфорт своих членов.)   >>

13 октября 2008

Термины наизнанку

Андрей Русаков

Необходимо, чтобы внимание педагога с оценок обученности-необученности детей, учебных достижений было перенесено на внимание к событиям, происходящим между детьми: дружественности-враждебности, разобщённости-сотрудничества, закрытости-доверительности, скованности - инициативности.  >>

12 октября 2008

Программа жизни весёлой и таинственной

Андрей Русаков

Начинались исследования Евгения Шулешко и его соратников с вопроса о том, «как сделать так, чтобы не было двоечников?» Как разбить предрассудок о невозможности свободного освоения письменной речи каждым ребёнком? Решения были найдены.  >>

11 октября 2008

О действующей модели гражданского общества

Борис Михайлович Бим-Бад
доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования, Москва

Рецензия на книгу «Очерки неформальной социотехники»  >>

10 октября 2008

Круги общения

Андрей Русаков

Евгений Шулешко:  — Я не говорил слова ребёнок. Ребёнок ничего не может! Я говорил — дети. Дети могут всё!  >>

9 октября 2008

Возвращение грамотности

Андрей Русаков

Евгений Евгеньевич Шулешко, пожалуй, самый загадочный персонаж педагогического Олимпа. Его система (если её можно назвать системой) распространяется по стране едва ли не успешнее всех остальных, хотя нисколько не рекламируется, вроде бы и не технологична, и нигде обстоятельно не описана. Зафиксировать и описать её вообще не считают нужным.  >>

8 октября 2008

Диктант по Бредбери

Александр Лобок

Шестилетки-первоклашки схватились за ручки и начали торопливо царапать у себя в тетрадках абсолютно непривычный текст нимало не заботясь о том, что звучание этих прекрасных слов столь не похоже на их орфографическое написание.  >>

7 октября 2008

К ОГЛАВЛЕНИЮ КНИГИ: Михаил Кордонский, Михаил Кожаринов. Технология группы — 2. Очерки неформальной социотехники
Технология группы – 2. Учебное пособие для лидера молодёжной неформальной группы

Клуб как квант неформального поля

Чтобы вырастить хороший клуб, нужно иметь либо талант и интуицию, данные от природы, либо (лучше и то, и другое) опыт и знания, малая толика коих содержится в этом тексте.

Обобщённый портрет клуба  |  Клуб со стабильным активом  |  Клуб с текучим составом  |  Коллегиальное и единоличное руководство клубом  |  Приключения авторитета  |  Сколько живёт клуб?   >>

6 октября 2008

Открытие речи

Андрей Русаков

Александр Лобок подрядился учителем в подготовительный класс пяти-шестилетних малышей. Теперь происходящее там изумляет его самого — ладно, что дети, не изучая алфавита, начали писать, но из них потоком полились странные тексты, преимущественно стихотворные, удивительной художественной цельности. И в каждом из них отчётливо виден авторский стиль — ребёнок, ещё не начавший знакомства с культурой, сам организует мир своей индивидуальной поэтики.  >>

5 октября 2008

Библиотека вместо букваря

Андрей Русаков

Речь развивается контекстом всей жизни - всем, что окружает ребёнка, всеми, кто окружает его, всем, что происходит с ним и вокруг. Чем питаются вдохновение детей, их фантазия, красочность упоительного вранья, болтовни, споров по дороге домой, на переменах, дома? Насколько учитель и его уроки являются поводом и источником этого истинного развития речи?   >>

4 октября 2008

Рыцари науки и рыцари непредсказуемости

Андрей Русаков

В вероятностном образовании принцип творческой неопределённости, принцип вероятностной размытости будущего принимается как фундаментальная культурная ценность. Это образование строится как цепь не запланированных заранее образовательных событий. Продукция педагогики — технологии и алгоритмы работы, гармонизированные с внутренней природой человека.  >>

3 октября 2008

Левша русских кубиков

Андрей Русаков

«Теперь мы знаем, что Россия скрывала свои достижения в области образования тщательнее, чем в военной», — так писали американские репортёры после гастролей русского преподавателя Николая Зайцева. Люди, не изучавшие русский язык, благодаря кубикам и таблицам Зайцева усваивают основную грамматику за десять–пятнадцать занятий.  >>

2 октября 2008

У гринвичского меридиана

Андрей Русаков

Термин «развивающее обучение» употреблять стало неловко. Подобное словосочетание вывешивает над собой едва ли не всякий, желающий сказать о себе нечто хорошее. Нет такой темы, к которой сегодня не прицеплялись бы слова развитие, личность, творчество, духовность, диалог... Славно было бы вовсе запретить их к употреблению; они утратили всякое внятное значение и вызывают лишь тоскливое воспоминание о пресловутой всесторонне и гармонически развитой личности. О чём-то бесспорном, бесформенном и бессмысленном.  >>

1 октября 2008

К ОГЛАВЛЕНИЮ КНИГИ: Михаил Кордонский, Михаил Кожаринов. Технология группы — 2. Очерки неформальной социотехники
Технология группы – 2. Учебное пособие для лидера молодёжной неформальной группы

Движение любителей исторической реконструкции.
Краткая справка

Основными трансляторами в реконструкторском движении являются фестиваль, на котором происходят турниры и балы, а также аутентичное поселение, где участники некоторое время живут в обстановке какой-либо эпохи.  >>

Русская изба

Рассказывает Пуга — Дмитрий Пугин
Москва

К моменту раскола наш реконструкторский клуб стал больше тусовкой, нежели рабочим коллективом. Народу было прикольно приходить попить пивка вместо того, чтобы тренироваться, мастерить доспех или проектировать игру. Я считал, что лидер вёл неправильную политику: нужно было ужесточать отношение к тусовщикам.  >>

30 сентября 2008

Итоги экспансии

Андрей Русаков

Широкое становление развивающего обучения можно охарактеризовать перестраиванием из лабораторных измерений в самую приземлённую реальность, откуда неизбежно следовали и высочайшие педагогические Достижения, и множество профанации.  >>

29 сентября 2008

Интеллектуальные игры (ЧГК–БР).
Краткая справка

Михаил Кордонский, Михаил Кожаринов
Использованы данные и экспертные оценки, предоставленные Анатолием Вассерманом и Романом Морозовским

Общественное движение спортивных интеллектуальных игр одно из самых массовых в б.СССР. Общая численность движения оценивается экспертами как более 300.000 человек, средний возраст участников 20 лет.  >>

28 сентября 2008

Решение неразрешимого

Андрей Русаков

Владимир Владимирович Репкин, соруководитель (вместе с Феликсом Баданским) лаборатории, которая вела эксперимент в нескольких начальных классах 17 харьковской школы с 1963 по 1983 год. Кандидат наук, каким остаётся и доныне, хотя большинство его былых соратников — профессора и академики. До сих пор продолжают расходиться по свету репкинские учебники, буквари и букварёнки, с добродушным и логичным роботом Сам Самычем, придуманным когда-то ведущим литературной студии и сотрудником лаборатории поэтом Вадимом Левиным.  >>

27 сентября 2008

Экспедиция

Борис Куприянов
Кострома

Экспедиция отличается от похода тем, что поход может быть просто развлечением, а экспедиция - род деятельности.  >>

26 сентября 2008

Школа-всё-наоборот

Андрей Русаков

Владимир Репкин — автор развивающего обучения, руководил созданием серии школьных учебников, перевернувших представление об учебной книге. Он остался в заграничном Харькове, который превратился из ведущего научного центра в громадный мелкокупеческий городок. Обитал он в этом распавшемся Харькове и вовсе на самой окраине, на верхнем этаже в доме без телефона, почти за пределами всякой досягаемости. Но нити напряжения педагогической жизни каким-то чудом по-прежнему продолжали сюда сходиться.  >>

25 сентября 2008

Поход

Борис Куприянов
Кострома

Поход может привести к улучшению межличностных отношений в группе. Здесь у школьников формируются целый набор нравственных качеств: ответственность, взаимопомощь, развивается способность к саморегуляции.  >>

24 сентября 2008

К ОГЛАВЛЕНИЮ КНИГИ: Михаил Кордонский, Михаил Кожаринов. Технология группы — 2. Очерки неформальной социотехники
Технология группы – 2. Учебное пособие для лидера молодёжной неформальной группы

Возникновение новых неформальных групп или
как размножаются неформалы

Транслирование  |  Креатив  |  Плановое деление  |  Раскол  |  Организационные предпосылки размножения   >>

23 сентября 2008

Прологи из начальной школы

Восстановление того, что упущено, задавлено, искорежено дурным обучением до 10 лет, требует огромных специальных усилий в подростковом возрасте. Напротив, ребята, прошедшие хорошую начальную школу, зачастую в дальнейшем способны успешно бороться за свое образование и сами.  >>

Андрей Русаков, Наталья Касицина

Школу для подростков могут сделать только сами подростки

 — если их нормально учили в начальных классах.
Методы работы Евгения Евгеньевича Шулешко с дошкольниками и младшими школьниками никого не оставляют равнодушными. Происходящее на его занятиях трудно обозначить словами методика, занятие, игра или игровое обучение. Скорее это нормальная, полнокровная жизнь маленького человека, в которой естественным образом находится место для разных занятий и увлечений.  >>

22 сентября 2008

Экскурсия

Борис Куприянов
Кострома

Основные воспитательные задачи, которые могут быть решены при помощи экскурсии: усвоение какой-либо школьниками информации, развитие ряда умений предъявлять информацию, переживание собственных отношений к социокультурному объекту  >>

21 сентября 2008

Монолог

Владимир Ланцберг

Как отстранившись, отойдя от группы на некое расстояние, чтобы не присутствовать там, не нависать, не давить, тем не менее создать какую-то среду, систему педагогическую, которая могла бы помогать личности формироваться.  >>

20 сентября 2008

Формы воспитательной работы типа «путешествие» в работе классного руководителя

Борис Куприянов
Кострома

Прогулка (путешествие-развлечение), экспедиция (путешествие-исследование-преодоление), экскурсия (путешествие-коммуникация и путешествие со специально организованным восприятием), ритуальное шествие (путешествие-ритуал), поход (путешествие преодоление).  >>

19 сентября 2008

Костромской истпед: эпоха заката

Борис Куприянов
Кострома

Размышления об истории удивительного факультета. Уникальный костромской истпед (1962–1996 гг.), породивший, множество удивительных вещей: Анатолий Николаевич Лутошкин; Лев Ильич Уманский; областной лагерь старшеклассников «Комсорг»; работа по месту жительства — зоны пионерского действия; разновозрастные пионерские дружины на селе; знаменитая книга С. П. Афанасьева «Что делать с детьми в загородном лагере?»  >>

18 сентября 2008

Другой альтернативы нет
(манифест альтерранина)

Николай Назаров
Тула

Альтруизм — мертворожденная религия, давшая имя множеству вполне живых тел, групп и движений. Эти движения — ради блага других — принесли людям многое: лекарства и болезни, революции и расстрелы, демократию и наркотрафик. И несут до сих пор. Вам плохо? Тогда мы летим к вам.  >>

17 сентября 2008

К ОГЛАВЛЕНИЮ КНИГИ: Михаил Кордонский, Михаил Кожаринов. Технология группы — 2. Очерки неформальной социотехники
Технология группы – 2. Учебное пособие для лидера молодёжной неформальной группы

Уральское ролевое движение (зарождение)

Рассказывает Ланс — Алексей Кулаков, Екатеринбург

Екатеринбург — это центр населённой России и центр корней ролевого движения — КЛФ и РВО. ...Численность всё время росла и сейчас растёт. Мест встреч сейчас много, я всех не знаю. Нынешние молодые ролевики — это уже то ли третье, то ли четвёртое поколение, из недавних школьников. Ядро движения в городе — человек 100-150... ...Фактор оформления традиции очень важен, это консолидировало и умножило уральское движение. На общем российском фоне у Урала есть несколько завышенная самооценка. Мы считаем, что на Урале игры лучше.  >>

Эволюция ролевых игр

Рассказывает Дядя Слава — Вячеслав Рожков, Москва

Мы, «старики», помним и ощущаем на собственной шкуре всю эволюцию ролевых игр. Началось всё с Хоббитских Игрищ 1990-1991 гг. До 95 года в ролевом сообществе была эпоха романтического толкиенизма, тогда все играли и горели этим... ...Сейчас в плане перспектив движения я — пессимист. Экономически ролевые игры колеблются вокруг нуля. Чтобы сделать нечто коммерческое, нужно отказаться от принципов ролевого движения, тогда это будут уже не ролевые игры, а что-то другое. А люди, которые захотят чего-то другого, отколются и уйдут в другие места. Скорее всего, мы уйдём в фазу длительного угасания, а может, останемся примерно в нынешнем виде длительное время без развития.  >>

16 сентября 2008

История одноногого Ежа

Евгений Ларионов (aka Ёж, Yoz),
Одесса

В детский компьютерный клуб я пришел на костылях. И тут все началось. Меня очень удивила позиция педагога: он с меня требовал точно так же, как со здоровых. Я одно время очень обижался. И только где-то через год, когда у меня начало получаться быть наравне со всеми, я понял, что без этого у меня бы ничего и не получилось. Я нашел работу дизайнера без образования, только со знаниями, полученными в клубе.  >>

15 сентября 2008

Бродячие университеты ТиВи.
Татьяна Бабушкина и клуб «ЭТО»

Андрей Русаков, Юлия Маслова

Клуб «ЭТО» — «Эстетика-Творчество-Общение» — клуб почти с сорокалетней биографией, клуб в каждую эпоху своей жизни объединявший поколения участников от пяти- до пятидесятилетних.  >>

14 сентября 2008

Продуктивная (инновационная) игра

Борис Куприянов
Кострома

Совместная деятельность по созданию информационного продукта, по решению какой-либо практической проблемы. Близкой к продуктивной игре можно считать организационно-деятельностные игры — ОДИ.  >>

13 сентября 2008

Третье пространство для школы.
«Эврика» и Александр Адамский

Андрей Русаков

«Эврика» — флагман и символ движения авторских школ. Наследница полуподпольной экспериментально-лабораторной педагогической жизни советской эпохи, вольницы клубов творческой педагогики конца 80-х, кочевого университета начала девяностых, Института образовательной политики конца века... «Эврика», примеряясь к меняющимся реалиям каждого дня, неустанно позволяет своим лидерам (постоянным и переменным) двадцать лет оставаться в центре инновационных процессов в образовании и быть их главными выразителями.  >>

12 сентября 2008

Ситуационно-ролевая игра

Борис Куприянов
Кострома

Специально организованное соревнование в решении коммуникативных задач и в имитации предметных действий участников, исполняющих строго заданные роли в условиях вымышленной ситуации, и регламентированное правилами игры.  >>

11 сентября 2008

Третье пространство школы.
Александр Лобок и вероятностное образование

Андрей Русаков

В начале девяностых годов молодой философ и вузовский преподаватель Александр Михайлович Лобок добился разрешения взять класс, чтобы вести его без планов и программ, часто без разделения уроков по предметам, и вообще осуществлять образование, в котором фундаментальной ценностью служит «принцип творческой неопределённости, принцип вероятностной размытости будущего».  >>

10 сентября 2008

К ОГЛАВЛЕНИЮ КНИГИ: Михаил Кордонский, Михаил Кожаринов. Технология группы — 2. Очерки неформальной социотехники
Технология группы – 2. Учебное пособие для лидера молодёжной неформальной группы

От «Дозора» до «Рассвета», и далее...

«Дозор» — предыстория   |   Создание отрядной системы «Рассвет»   |   Время расколов   |   Школа   |   Новый цикл  >>

9 сентября 2008

Подготовка к представлению

Борис Куприянов
Кострома

Специально организованная совместная деятельность по придумыванию, разработке и реализации замысла какого-либо концерта, спектакля и т.п. Возможно выделение каждого этапа, как отдельной формы работы: придумывание (разновидности: «мозговой штурм», «принудительное ассоциирование», «классификация» и т.п.), реализация замысла (репетиция).  >>

8 сентября 2008

От нытья к развитию

Мария Миркес

Перебирая свой персонал (не забывая и себя), удивлённо обнаруживаем, что людей, ставящих и ответственно решающих задачи, невероятно мало! Любимый ответ руководителей: «Плохой персонал. Нужно этих уволить и набрать новых...» ...Чем больше сотрудников организации переведено в задачный и, затем, в проектный режим, тем выше человеческий ресурс организации.  >>

7 сентября 2008

Изготовление объекта демонстрации

Борис Куприянов
Кострома

Специально организованная деятельность по созданию экспонатов или информационного продукта для последующей демонстрации кому-либо - изготовление выставки, газеты, летописи и т.д.  >>

6 сентября 2008

«Нооген» и его производные

Андрей Русаков

«Ноогеновские» школы — это образовательные циклы от 5 до 15 дней; их программы включают решение странных интеллектуальных задач, учебные семинары, техническое конструирование, разработку и осуществление личных проектов, тренинги, студии, спорт. Сама образовательная технология «Нооген» связана с придумыванием «невозможных миров». Ответы на вопросы об устройстве такого мира лежат на пересечении разных наук. Именно это и позволяет на равных рассуждать и кандидату наук, и подростку.  >>

5 сентября 2008

Трудовая акция (субботник)

Борис Куприянов
Кострома

Термин «субботник» не является научным, однако, он результат культурно-исторического процесса, поэтому его использование вполне допустимо. Смысл субботника как социокультурного явления состоит в добровольном совместном труде в свободное время, направленном на улучшение окружающей предметной действительности.  >>

4 сентября 2008

Здесь все друг для друга — учителя и ученики

Анатолий Витковский
Газета «Первое сентября» (Москва). 1999 г.

Главный урок всегда происходит после уроков. В нетрадиционной педагогике у обыкновенного, не хватающего звёзд с неба учителя, есть возможность постоянно добиваться хороших результатов.  >>


3 сентября 2008

К ОГЛАВЛЕНИЮ КНИГИ: Михаил Кордонский, Михаил Кожаринов. Технология группы — 2. Очерки неформальной социотехники
Технология группы – 2. Учебное пособие для лидера молодёжной неформальной группы

Фазы развития неформального сообщества

Фракталы   |   Развитие корпорации по Б. Данэму   |   Развитие суперэтноса по Л. Гумилёву и А. Тойнби   |   Фаза подъёма   |   Акматическая фаза (перегрев)   |   Надлом   |   Инерция   |   Обскурация   |   Мемориальная фаза   |   Фазы и движения   |   Переход в новое качество     >>

2 сентября 2008

Вечер общения
в импровизированном кафе

Борис Куприянов
Кострома

Специально организованное на одной площадке развлечение, имитирующее застолье. Прообразом являются братчина и молодежные посиделки в русской деревенской традиции.  >>

2 сентября 2008

К ОГЛАВЛЕНИЮ КНИГИ: Михаил Кордонский, Михаил Кожаринов. Технология группы — 2. Очерки неформальной социотехники
Технология группы – 2. Учебное пособие для лидера молодёжной неформальной группы

Рецензии на книгу
«Очерки неформальной социотехники»

1 сентября 2008

В поединке с шоком будущего

Андрей Русаков

Американский философ и социолог Элвин Тоффлер известен прежде всего своей концепцией «третьей волны» развития цивилизации. В России последнего десятилетия принято рассуждать о постиндустриальном обществе едва ли не как о новом светлом будущем. Но книга Тоффлера показывает страшную цену того ускорения перемен, которое выталкивает технологические общества в сверхиндустриальный мир.  >>

31 августа 2008

Танцевальная программа

Борис Куприянов
Кострома

 — дискотека, бал) — специально организованное на одной площадке развлечение, предполагающее танцы.   >>

30 августа 2008

Учебный план игровых алгоритмов

Андрей Русаков

Общеобразовательная школа, где основной процесс обучения выстроен на ролевых методиках, прочно утвердилась и выстроилась с первого до последнего класса. В Костромском университете ролевое моделирование — едва ли не основное средство общепедагогической подготовки будущих учителей.  >>

29 августа 2008

Созидание-гуляние
как особый тип форм воспитательной работы классного руководителя

Борис Куприянов
Кострома

Двойное название связано с этнокультурным аналогом форм коллективной (соборной) жизнедеятельности русской общины — совместный труд в помощь соседям: «помочи» и совместное гуляние после «сделанного дела».  >>

28 августа 2008

Идея координации спонтанных воспитательных очагов

Андрей Русаков

Каждый из нас назовёт достаточно примеров того, как вокруг учителей-энтузиастов спонтанно формируются очаги по-настоящему эффективного воспитания. Такие учителя найдутся едва ли не в каждой школе. Их педагогическая деятельность неоценима. При координации их деятельности в школе появляются условия для демонстрации школьниками возможностей содержательного общения и хотя бы эпизодического привлечения к нему более широкого школьного общества.  >>

27 августа 2008

К ОГЛАВЛЕНИЮ КНИГИ: Михаил Кордонский, Михаил Кожаринов. Технология группы — 2. Очерки неформальной социотехники
Технология группы – 2. Учебное пособие для лидера молодёжной неформальной группы

Ролевое движение.
Краткая справка

Ролевики приняли самоназвание, осознав себя отдельным движением, в начале 1990-х годов. К 2000 г. движение превратилось в одно из самых массовых в русскоязычном пространстве б. СССР. Клубы РИ существуют фактически во всех городах с населением более 100 тысяч человек и во многих населённых пунктах меньшего масштаба. Ежегодно происходит порядка тысячи больших полигонных игр, не считая павильонных, городских и других малых форм, порождённых движением. Оценка количества ядра движения — мастеров, организаторов и ведущих — около 20.000 человек, активистов — от 200 до 300 тысяч.  >>

Скинхеды.
Краткая справка

Скинхеды — далеко не самое массовое и мощное, но самое популярное в российских СМИ молодёжное течение зародилось в Англии в конце 60-х. В б. СССР в их синтезе, завершившемся в начале 1990-х годов, участвовали западные скинхеды-наци, панки, новая волна фашистов 80-х, любители модных музыкальных стилей «тяжелых групп», футбольные фанаты, а также националистические движения и организации. Правдоподобная численность ауры скинов, то есть грубо говоря тех, кто носит «прикид» — одежду и прическу, и\или при анонимном опросе принял на себя самоназвание — 50.000 человек.  >>

26 августа 2008

Представление-соревнование

Борис Куприянов
Кострома

Представление-соревнование (конкурсная программа) — совместное действие, предполагающее демонстрацию зрителям соревнования между участниками в чем-либо. В основу соревнования может быть положена профессиональная или близкая к ней деятельность, практически любой жанр искусства. Так как сущность соревнования состоит в сравнении уровня мастерства, конкурсные программы являются стимулом к развитию различных сфер личности школьника (практически-деятельностная, когнитивная, эмоционально-волевая), содействуют самосовершенствованию подростков.  >>

25 августа 2008

Реалистическое воспитание глазами Сергея Полякова

Андрей Русаков

Именно Сергей Поляков из всех лидеров коммунарского движения чем далее, тем более отодвигался от воодушевляющих творческих проектов к школьной прозе, причём к прозе самой бедной и беспомощной школы. Он настойчиво разбирается с ответом на вопрос, который кроме него, кажется, никого всерьёз не интересует: что можно сделать с воспитанием в массовой школе, с организационно бессильным директором и при минимуме ярких учителей-энтузиастов?  >>

24 августа 2008

Созерцание-размышление

Борис Куприянов
Кострома

«Яблоня возможностей» предполагает самостоятельное осмысление проблемы выбора. Может использоваться в практике работы классного руководителя и в свете введения профильной и предпрофильной подготовки.  >>

23 августа 2008

Проект проектов Владимира Ланцберга

Андрей Русаков

Владимир Ланцберг вышел на переосмысление клубной практики с точки зрения того образа, который может приобрести уже школьное обучение. Обучение, в основу которого может лечь структура неформальных ученических и учительских сообществ.  >>

22 августа 2008

Просмотр

Борис Куприянов
Кострома

Просмотр кино-, видео-, телефильма, спектакля, концерта, спортивного матча — представление, в ходе которого участникам демонстрируется зрелище, подготовленное профессионалами. В данной форме присутствует две функции субъектов взаимодействия — зритель и организатор просмотра. Следует различать просмотр концерта (спектакля, фильма и т.п.), подготовленного кем-либо и спектакль (концерт), где выступают сами воспитанники. Основанием для такого разделения являются признаки формы совместной деятельности. Воспитательные потенциалы складываются из двух обстоятельств: содержание демонстрируемого и характер взаимодействия в процессе просмотра.  >>

21 августа 2008

Куда ведет «Лоцман»?

Михаил Кордонский

Cайт детской организации «Лоцман» — это не обычная стихийная тусовка детей в интернете, а подразделение государственного учреждения дополнительного образования в Екатеринбурге. Лидером детской неформальной группы может быть не только дворовой вожак, а штатный педагог — по этому поводу в науке педагогике написаны диссертации.   >>

21 августа 2008

Наследие ГП и коммунарство

Андрей Русаков

У «коммунарского движения» — уже не как у педагогической методики, а как у сообщества воспитанных на ней педагогических лидеров — к девяностым годам наметился еще один могущественный и неожиданный «союзник-антипод». Антипод совсем в другом измерении, нежели скаутская методика. Волна «методологических схем» и напористых консультантов как нахлынула на школу, так и схлынула с неё. Но за всем этим от наследия Щедровицкого в образовании остались какие-то менее театральные, но гораздо более глубокие вещи. Без них не понять и не объяснить тех феноменов многолетнего сотрудничества, тех странных симбиозов, которые возникали между многими лидерами коммунарства и многими последователями ГП  >>

20 августа 2008

К ОГЛАВЛЕНИЮ КНИГИ: Михаил Кордонский, Михаил Кожаринов. Технология группы — 2. Очерки неформальной социотехники
Технология группы – 2. Учебное пособие для лидера молодёжной неформальной группы

Свойства и динамика неформальных движений

Цикличность   |   Срок жизни   |   Рождаемость (синтез)   |   Инкубатор   |   Транслятор   |   Мультипликатор   |   Потребностная ниша   >>


19 августа 2008 — чёрная дата

17 лет назад, 19 августа 1991 года, началась Великая Криминальная Революция — одна из крупнейших геополитических катастроф XX века, нанесшая огромный ущерб альтруистическому и гуманистическому мировоззрению в русскоязычном культурном пространстве.

Средняя продолжительность жизни в России и странах б.СССР упала по разным подсчетам на 13–17% и составляет теперь по разным подсчетам 57-61 год (ниже пенсионного возраста).

Почтим память миллионов жертв Катастрофы — умерших из-за нехватки денег на лекарства и развала медицинского обслуживания, павших от рук килеров, погибших в локальных войнах...

19 августа 2008

Моя очередь на геноцид

Александр Суворов
инвалид первой группы, слепоглухой, доктор психологических наук

Я совершенно уверен, что главная задача поликлиник — ползучий бюрократический ГЕНОЦИД инвалидов и престарелых. Я должен каждый месяц в поликлиничной аптеке получать бесплатно таблетки от диабета. Без таблеток, как меня предупреждали не раз, мне грозит кома. 15 августа 2008 года мне их не дали. Купить их мне не по карману... Как быть?   >>

19 августа 2008

Концерт

Борис Куприянов
Кострома

Концерт — вид представления, предполагающий демонстрацию выступающими для зрителей художественных номеров (танец, песня, декламация, театральная миниатюра и др.) Несмотря на широкую известность концерта как формы совместной деятельности, следует обратить внимание на такую деталь, как ритм совместного действия...

18 августа 2008

Антитезы третьей волны

Андрей Русаков

В девяностые годы как раз в отталкивании лидеров от классической «методики коллективной творческой деятельности», похоже, и состояла третья волна коммунарского движения. (Если считать первой волной-эпоху «Фрунзенской коммуны», раннего «Орлёнка» и «Алого паруса», а второй — время широкого распространения в восьмидесятые годы).  >>

17 августа 2008

Дискуссия

Борис Куприянов
Кострома

Дискуссия (в том числе совещание, планерка, рабочее собрание коллектива) — специально организованный обмен мнениями по какому-либо вопросу для получения информационного продукта в виде решения. Различают следующие разновидности дискуссии: «круглый стол», «заседание экспертной группы», «форум», «симпозиум», «дебаты», «судебное заседание», «техника аквариума».  >>

16 августа 2008

После коммунарства

Андрей Русаков

«Коммунарство» продемонстрировало доступные, предсказуемые возможности успешной воспитательной работы с подростками — а тем самым создало общее пространство диалога и для приверженцев, и для оппонентов: и для тех, кто притягивался к нему, и для тех, кто отталкивался.  >>

15 августа 2008

К ОГЛАВЛЕНИЮ КНИГИ: Михаил Кордонский, Михаил Кожаринов. Технология группы — 2. Очерки неформальной социотехники
Технология группы – 2. Учебное пособие для лидера молодёжной неформальной группы

Что делать?

Некоторые молодёжные движения возникали при внешней финансовой поддержке, как частный случай — государственной. Но в истории есть множество ярких движений, родившихся и проживших активный период безо всякой поддержки, иногда даже под давлением государства. Если мы ничего не будем делать, то неформальные молодёжные движения всё равно возникнут, сами собой. Но тогда и сетовать на то, что они нам не очень симпатичны, уже будет поздно.  >>

14 августа 2008

Республика мастеров

Владимир Ланцберг

В мае 1982 года в посёлке Тюменском появился коммунарский детский клуб. Своим рождением он был обязан педагогу-организатору ЖЭУ посёлка Владимиру Исааковичу Ланцбергу и его жене Ирине. В клуб приглашались учащиеся 5-6 классов, в том числе, и, быть может, даже в первую очередь, так называемые «трудные». (Из архивов. Газета «Ленинский путь» (Туапсе), 15 августа 1987 г.)  >>


13 августа 2008

Михаил Кордонский, Михаил Кожаринов. Технология группы — 2. Очерки неформальной социотехники
Технология группы – 2. Учебное пособие для лидера молодёжной неформальной группы

Проблемы синтеза

Синтез молодежного неформального движения — это сложное явление, а не тупое суммирование. В нём могут и будут, независимо от воли властей, участвовать и «положительные», и «отрицательные» персонажи. Впрочем, это деление весьма условно: когда (если) движение наберёт достаточную силу, чтобы оказывать какое-то влияние на общество, общественное мнение «о плохих и хороших парнях» изменится.  >>

12 августа 2008

Диспут

Борис Куприянов
Кострома

Диспут — это специально организованное представление в ходе, которого происходит демонстративное столкновение мнений по какому-либо вопросу. В качестве воспитательных потенциалов диспута могут быть названы умения доказательно, аргументировано излагать свою точку зрения, сохранять выдержку и спокойствие, воспринимать критику, с уважением относиться к мнению оппонента.  >>

11 августа 2008

Лаборатория Олега Газмана. Педагогика поддержки и педагогика общей заботы

Андрей Русаков

Это деятельность, направленная на развитие «свободоспособности» растущего человека. В конце восьмидесятых годов Олег Газман и его соратники резко оттолкнулись от всего профессионального содержания своей предыдущей жизни. «Педагогика поддержки» в России началась с того, что «мастера воспитания», мастера организации коллективной жизнедеятельности детей взбунтовались против собственного мастерства.  >>

10 августа 2008

Фронтальная беседа

Борис Куприянов
Кострома

Фронтальная беседа — это специально организованный диалог, в ходе которого ведущий руководит обменом мнениями по какому-либо вопросу. Беседа предполагает заранее разработанные вопросы. Требования к вопросам: конкретность, простота и четкость. Вопрос должен будить мысль, заключать в себе проблему, нуждающуюся в обдумывании или в споре.  >>

9 августа 2008

Киевский педагогический клуб — десятилетие спустя.

Андрей Русаков

Конечно, педагогическое, общение — картина идиллическая; большинство путей к минимальному взаимопониманию и солидарности разных общественных групп проходило в куда более напряжённых дискуссиях, через многократные опыты сотрудничества-раздора, доверия-соперничества.  >>

8 августа 2008

Лекция

Борис Куприянов
Кострома

Лекция (рассказ, сообщение, нравственная проповедь) — представление, демонстрирующее в виде монолога совокупность взглядов по какому-либо вопросу. Сущностное назначение лекций состоит в квалифицированном комментировании какой-либо проблемы, которое позволяет слушателю сориентироваться в информации.  >>

7 августа 2008

Сообщество сообществ

Андрей Русаков

Постепенно стало очевидным, что общий образовательный ресурс умело поставленного сообщества — явление настолько мощное, что с ним заведомо не сравнятся никакие методики индивидуального развития. Та часть школьного дела, которая освободится от казёнщины и не развалится, будет по преимуществу педагогикой построения сообществ — детских, подростковых, студенческих, учительских... Большинство важнейших отечественных педагогических культур с разных сторон вдруг подошло именно к такому пониманию своих целей. И большинство из них обладает средствами их достижения.  >>

6 августа 2008

Михаил Кордонский, Михаил Кожаринов. Технология группы — 2. Очерки неформальной социотехники
Технология группы – 2. Учебное пособие для лидера молодёжной неформальной группы

Ушествия. Немного классики

По теории одного крупнейших представителей исторической мысли 20 века Арнольда Тойнби внутри главного ритма развития цивилизации — вызов-и-ответ существует еще один ритм — уход-и-возврат. Для нахождения нового культурного поля, на базе которого будет сформирован ответ на вызов, творческому меньшинству необходимо отстраниться от остального общества, которое заставляет играть по своим правилам игры. Подобные конструктивные уходы всегда сменяются возвратом в мир. Но Тойнби описывает и другое явление, которое называет отрешением...  >>

5 августа 2008

Торжественное собрание

Борис Куприянов
Кострома

Воспитательные возможности торжественного собрания детского коллектива состоят в формировании социального опыта (освоении социально приемлемых схем поведения) совместного позитивного переживания.  >>

4 августа 2008

Ты будешь рад, что знал меня когда-то...

Андрей Русаков

Основательница Киевского педагогического клуба Любовь Васильевна Новохатская была убита в ночь на католическое рождество 25 декабря 1991 года в польском городке Легнице пьяными подростками. Поездка была случайной — просто уговорили посопровождать группу школьников, среди которых не было ни одного знакомого. Несколько ребят попали в драку — Любовь Васильевна за них вступилась.  >>

3 августа 2008

Формы-представления в воспитательной работе классного руководителя

Борис Куприянов
Кострома

В типе «представление» выделяются три класса представления-демонстрации, представления-ритуалы, представления-коммуникации.  >>

2 августа 2008

Урок словесности

Андрей Русаков

Допускаю, что в гимназиях имеет смысл преподавать отдельно язык, отдельно историю, отдельно литературу. Но в моей сельской школе оторвать их друг от друга — лучший способ умертвить всех. Чтобы слово ожило, в нем должны отразиться и искусство, и история, и мысль, и характер. Я не верю в действенность слова как источника информации. Та ли это информация, те ли это знания, что помогут человеку в трудную минуту сделать правильный выбор?  >>

1 августа 2008

Социальное воспитание в школьном классе

Борис Куприянов
Кострома

Система деятельности классного руководителя может быть построена как своего рода клубное пространство общения, дополняющее интенсивность общешкольной жизни.  >>

31 июля 2008

Педагогический фестиваль

Андрей Русаков

Словно шоковая терапия против запущенных недугов образования, были выведены рецепты педагогических фестивалей. До газеты Владимира Матвеева и начала деятельности клубов «Эврики» вряд ли кто предполагал, что случайный посетитель семинара по обсуждению больных профессиональных проблем может уйти с убеждением, что на свете нет ничего интересней, ярче и многообразнее педагогики. Основатели Киевского педагогического клуба принимали активное участие в рождении того фестивального стиля.  >>

30 июля 2008

Михаил Кордонский, Михаил Кожаринов. Технология группы — 2. Очерки неформальной социотехники
Технология группы – 2. Учебное пособие для лидера молодёжной неформальной группы

Ушествия. Куда пристроить ребенка или немного о молодежном романтизме

Все молодёжные неформальные движения обладают естественной притягательностью, иначе откуда бы им взяться и расти? Вопрос чаще всего звучит так: «Куда бы пристроить ребенка, чтобы не попал к наркоманам, скинхедам или сектантам?» Эта троица, в которой скинхед уже нарицателен, включает в себя три категории антиценностей для нормальных здравых родителей: физиологическую деградацию, националистический экстремизм и эскапизм.  >>

29 июля 2008

Киевский педагогический клуб

Андрей Русаков

Киевский педагогический клуб не обладает никаким официальным статусом, собирается то стихийно, то в порядке разного рода личных инициатив — и никогда не собирался и не сможет собраться весь. В одной квартире ему никак не уместиться, да и кто из сотен связанных с ним людей всех возрастов и едва ли не всех профессий причислил бы себя к нему, а кто нет — определить невозможно. Вообще он довольно призрачен — хотя жизнь клуба насыщена многочисленными событиями и пронизывает все образовательные круги украинской столицы.  >>

28 июля 2008

Дорога от свободы к культуре

Андрей Русаков

Винницкий «Аист» был первой из школ, созданной семьями педагогов-единомышленников и воплотившей звание «семейной». (...) Вечный парадокс выдающихся педагогических явлений: как к ним не настраивайся по-хорошему, они то и дело раздражают своей невписываемостью в принятые формы и распорядки. А с какой мерой почтения положено относится к ним, становится понятным только лет через пятьдесят, когда их увлечённо начнут изучать по отрывочным описаниям очевидцев.  >>

27 июля 2008

Игра-эпопея — вариант организации социального воспитания школьников в загородном лагере

Борис Куприянов
Кострома

Речь в этой весьма научной работе идет о применении ролевых игр в учреждениях образования. Зав. кафедрой социальной педагогики Костромского педуниверситета Борис Куприянов своими публикациями не только обогатил академическую науку новыми методами неформальной педагогики, но и многое сделал для демаргинализации ролевого движения.  >>

26 июля 2008

Сферы ответственности вожатого детского загородного лагеря: инвариант и варианты

Борис Куприянов
Кострома

Под этим ну очень научным названием находится знаменитая в профессиональных кругах упаковка «Пирожок вожатого» — ряд внятных, очень практичных и легко запоминаемых молодыми педагогами советов по работе с детским коллективом. Применима для работы не только в летних лагерях, для которых по идее написана, но и в любых детских объединениях с высоким уровнем неформальных отношений.  >>

25 июля 2008

§2 Игровой слой Лефевра

Александр Буданцов

«Мы можем различить две этические философии. Одна основывается на принципе “компромисс между добром и злом есть зло”. Вторая — на принципе “компромисс между добром и злом есть добро”.» Экспериментальные и эмпирические аргументы ... покажут, что первая этическая система реализована в Западной культуре, а вторая в культуре Советского Союза. (В. А. Лефевр).
Понимая и принимая работы Лефевра, создавая игры, основанные, в том числе, на его же теории рефлексивного управления, мы давно искали ответ на вопрос — а не лежит ли в основе известных конфликтов в нашей стране и за последнее время, просто конфликт носителей разных этических систем?  >>

24 июля 2008

Обесчеловеченность общения

Александр Суворов

История последних двух с лишним веков — особенно века XX — убедительно свидетельствует, что не существует, пожалуй, ничего более обесчеловечивающего, чем революция — любая. В российских социальных джунглях, в условиях системного кризиса, вызванного разного рода хищниками, окончательно взбесившимися от «демократической» (точнее бы назвать - анархической) вседозволенности, множество людей потеряло смысл жизни и, следовательно, перестало жить. Ибо не всякое существование — жизнь, а только осмысленное. Нет смысла — нет жизни, а есть прозябание. Смысл же определяется перспективой: для кого и чем, какими ценностями жить. В анархическом безумии социальных джунглей мы не можем отвечать за всё, что творится. Но за что можем отвечать, то пусть будет человечным и, следовательно, очеловечивающим. Конкретным, а не абстрактным. Уж как сможем...  >>

23 июля 2008

Михаил Кордонский, Михаил Кожаринов. Технология группы — 2. Очерки неформальной социотехники
Технология группы – 2. Учебное пособие для лидера молодёжной неформальной группы

Ушествия. Кого мы считаем неформалом?

Неформалами называют хиппи, панков, скинов, андерграундных музыкантов и других, гуляющих по жизни в определённых модах одежды и причёски. Мы тоже считаем их неформалами, но сверх того — и других, не столь известных в массах, а мы потратили много сил на их изучение. Например, нацболов. С юридической точки зрения неформальные сообщества — общественные организации, но не всегда зарегистрированные.  >>

22 июля 2008

Прошлое, настоящее и будущее команды Буданцова

Александр Буданцов

В 2007 году впервые игротехническая команда, полностью подготовленная нами, провела две своих самостоятельных игры. Мы смогли себя воспроизвести. В замкнутом виде. Темы воспроизводства теоретически были обоснованы в 60-х годах Г.П. Щедровицким и его учениками. Эти базовые схемы не устарели по сей день. Все участники нашей команды, без исключения, — это есть люди полностью подготовленные нами.  >>

21 июля 2008

Методология и игротехника сегодня

Александр Буданцов

Так случилось, что подавляющее большинство игротехнических команд стало грешить политическим консалтингом. Некоторые — бизнес-консалтингом, но у них нет команд. На сегодняшний день, боюсь, что мы едва ли не единственная игротехническая команда, которая сохранилась в виде команды, которая занимается не политикой и не бизнесом, и которая делает игры, и ничего боле.  >>

20 июля 2008

Методология и игротехника: попытка систематизации со стороны

Александр Буданцов, Михаил Кордонский

Мы описали три этапа развития методологического сообщества. Первый, 1947-1979: сообщество «варилось в собственном соку» и совершенствовало свои идеи. Второй: организационно-деятельностные игры — сообщество начало как бы работать на внешний мир, но заказчик использовался как источник ресурсов для развития сообщества. На третьем этапе соблюдается какой-то баланс между интересами заказчика и интересами сообщества. Сообщество стало неоднородным, но команда Буданцова является продолжением именно этой линии.  >>

19 июля 2008

Слёт выпускников одесских детских клубов, кругов и систем

Если вам что-то говорят названия клубов: «Горизонт», «Клуб Маленьких Трубачей», «Контур», «Следы», «Самоделкин», «Пеленг», «Мост», «Колокольчики», Система детских клубов «Лес», «Приют на Кирова-2», СПО «Семь гномов», «Перекресток», «Остров», «Версия», «Обочина», «Смайлик», то вероятно, вы являетесь выпускником одного из этих клубов, или хотя бы соприкасались с ними. C 1 по 3 августа 2008 года в Одессе проводится слет выпускников. Для всех, кто заинтересован в участии в слете, просьба дать предварительное согласие любыми способами. Подробная информация далее...  >>

19 июля 2008

За что на самом деле платит заказчик игры?

Александр Буданцов

Большинство методологического сообщества развивалось, в представлении о том, что заказчик игры является не более чем средством для развития методологии и игротехнической команды. Но было бы грубым упрощением сводить все это к деньгам. Деньги — частный вид ресурсов, далеко не главный, в данном случае. Заказчик сам был телом, ресурсом, на котором методологи развивались. Заказчик нес расходы: аренда пансионата, питание, проезд, предоставлял свой персонал, людей для, как он думал, повышения их квалификации. Вот это — главное, это и есть «тело заказчика». Гонорары игротехникам, стали появляться потом, это было уже прилагаемое, как в том анекдоте: «А что еще и платить будут?»  >>

18 июля 2008

Крошка сын к отцу пришел

Татьяна Буданцова

23-27 октября сего года, под Одессой, на берегу Черного моря, состоится четвертая игра «Отцы и дети». Уже по названию понятно, говорит автор идеи игры и руководитель проекта Татьяна Буданцова, что этот проект адресован семьям, детям 11-16 лет и их родителем. Это действительно игра, которая дает возможность взрослым и детям выступить в партнерских позициях. Партнеры в игре могут честно сказать друг другу то, что в жизни может привести к взаимным обидам и конфликтам, выработать правила, по которым им комфортно играть, а в дальнейшем, ничего им не мешает эти правила перенести в жизнь. Наша игра помогает увидеть друг друга, какие классные и талантливые родители и какие умные и способные их дети. А главное, они получают потрясающий опыт совместной деятельности, к которому можно потом возвращаться и находить решения, вроде бы неразрешимых проблем. В статье представлены вниманию читателей некоторые интересные выводы, к которым пришли участники второй игры.  >>

17 июля 2008

Михаил Кордонский, Михаил Кожаринов. Технология группы — 2. Очерки неформальной социотехники

Технология группы – 2. Учебное пособие для лидера молодёжной неформальной группы

Ушествия. Escape&insert

В советские времена, когда государство обладало монополией на клеймение, это клеймо имело следующий вид: аполитичность. Теперь реальное право вешать ярлыки находится в пользовании множества субъектов медиапространства. Параллельно пошла мода на западное, и теперь ярлык называется эскапизм. Или, в другой модификации: маргинальность. Так обзывают неформалов.  >>

17 июля 2008

Историческая справка, часть II.
Игротехника

Александр Буданцов

Члены Московского методологического кружка, последовательно разрабатывая программы развития мышления, рано или поздно не могли не выйти в какую-то деятельность. Это было предрешено. Весь вопрос заключался в том, в каком виде это произойдет. Первая игра, которую породила методология, была 12-дневной, состоялась в конце августа 1979 года в местечке Новая Утка под Свердловском. В методологическом движении это называют «легендой о Новой Утке».  >>

16 июля 2008

Были ли методологи маргиналами?

Александр Буданцов

Слово маргинал для меня нее несет негативной коннотации, но я не признаю его по отношению к методологам. Никогда они на обочине не находились. Они, наоборот, всегда занимали превосходную позицию, социально были встроены в систему. В быту они мимикрировали и никак не выделялись.  >>

15 июля 2008

Методология как субкультура. Связи и отношения

Александр Буданцов

Методологи не общественное движение. Я, правда, не знаю, что такое общественное движение, но интуитивно я понимаю, что это не так. Скорее всего, субкультура. И это не «система связей между людьми и группами людей». Методологи различают две вещи: связи и отношения.  >>

14 июля 2008

Как сорганизовывались первые методологи?

Александр Буданцов

Первые методологи были совершенно частным, неформальным кружком, объединением. Собирались на частных квартирах, в пивных, когда было очень холодно — в метро, переезжали со станции на станцию и на хороших станциях ходили-гуляли. Иногда они предпринимали меры для маскировки, например, создавали какой-то студенческий семинар с известным профессором. По сути своей, в ядерном, скрытом, теневом варианте, они были неформалами, но мимикрировали, и не считали это зазорным.  >>

13 июля 2008

Историческая справка, часть I.
Методология

Александр Буданцов

Где-то конце 40-х начале 50-х годов четверо студентов МГУ — Александр Зиновьев, Борис Грушин, Мераб Мамардашвили и Георгий Щедровицкий — основали из себя некое сообщество, которое осталось в истории под названием «Московский методологический кружок».  >>

12 июля 2008

Как это называется и делается?

Александр Буданцов

Любая проблемная ситуация всегда приезжает в станцию Петушки — вот в эту самую проблемную ситуацию, только в силу одной простой вещи — мы это называем «процесс битвы за водокачку». Когда каждый, находясь внутри системы, бьется за свой кусочек с другими людьми, которые представляют другие элементы системы. Мы средствами методологии и игротехники сорганизуем систему — переводим группу людей в командное состояние.  >>

11 июля 2008

Кто за это платит?

Александр Буданцов

Мы не бизнесмены, не предприниматели, не инвесторы... Мы игротехники и методологии, — и это самое корректное определение. Бывает, что к нам приходит человек с голыми руками и пустыми карманами, но с инновационной идеей, и мы находим бизнесмена, который готов эту идею профинансировать.  >>

10 июля 2008

Технология группы – 2

Михаил Кордонский, Михаил Кожаринов. Технология группы — 2. Очерки неформальной социотехники

Учебное пособие для лидера молодёжной неформальной группы

Мы начинаем публикацию «Очерков неформальной социотехники» (продолжения старой книги «Технология группы»). «Очерки» будут публиковаться по частям, примерно одна глава в неделю. Сведения о том, где продается бумажная книга, поступят позднее. Пока размещены оглавление, введение, словарь понятий, список литературы  >>

10 июля 2008

Педагогический форум по коммунарской методике в Питере

Проект программы Педагогического форума, посвящённого 85-летию И. П. Иванова и 120-летию А. С. Макаренко, С-Петербург, 1–5 ноября 2008 года. Приведены координаты оргкомитета, форма заявки на участие в форуме.  >>

9 июля 2008

Ареал и язык методологии

Александр Буданцов

Cубкультуры ОДИ-подобных игр за рубежом, вне русскоязычного ареала, категорически нет. Игротехника работает только в русскоязычной среде. Игры в странах бывшего СССР проходят по-русски. Эта деятельность абсолютно зависима от языка.  >>

8 июля 2008

Нельзя обогнать того, кто идет своей дорогой

Начало серии публикаций о методологии

Александр Буданцов

Мы работаем всегда в одном ключе: это разрешение проблемной ситуации через создание команды, которая способна эту ситуацию разрешить. (...) Общность сохраняется за счет того фундамента, той основы, которую создал Георгий Петрович Щедровицкий и его школа, начиная с 50-х годов XX века, и с тех пор в этом фундаменте ничего не изменилось.  >>

7 июля 2008

Школа Александра Тубельского

Андрей Русаков

Если устроить учительский опрос: «Какая сегодня самая знаменитая школа страны?» — вариантов ответов будет не так много. И вероятно, школа Тубельского окажется в этом списке лидирующей, обгоняя лучшие гимназии и физматшколы. Легенды о ней давно ходят по стране, и при встрече где-нибудь в Новгороде, Новосибирске или Краснодаре то и дело заинтересованно спросят: «А там действительно похоже на то, как они об этом пишут в своих сборниках?»  >>

6 июля 2008

Проблема снятия отчуждения

Александр Суворов

«Искусственный интеллект» существовал задолго до появления на Свет Божий кибернетики и вычислительной техники. Мы уже многие тысячи лет порабощены искусственным интеллектом — прежде всего, машины, которая называется государством. Машины, существовавшей задолго до всякой техники. Машины, частичными деталями которой являются чиновники. Наёмные слуги искусственного интеллекта, по своей бесчеловечности, анти-человечности далеко превосходящего холодную безжалостность уэллсовских марсиан.   >>

5 июля 2008

Андрей Русаков

Воспитание на фоне бурь

«Воспитание после бурь» — так называлась одна из статей Симона Соловейчика в 1992 году. Тогда еще сохранялась надежда, что «бури», оголтелость, озлобленность отступают, что впереди время здравых человеческих разговоров и трудного движения к пониманию друг друга, что и сама общественная жизнь может приобретать осмысленные черты. Увы, время оказалось иным. Школе пришлось воспитывать детей не после бурь — а в их средоточии: на фоне жутких и непредсказуемых событий, среди вспышек злобы и агрессии в пропитанном ими обществе...

4 июля 2008

Проектная деятельность в воспитании школьников: границы и варианты

Борис Куприянов
Кострома

Сегодня мало кого можно удивить проектным методом, более того иногда создается впечатление о мифологизации этого инструмента. Кажется, что критерием качества деятельности педагога, его профессиональной компетенции объявляется использование им проектирования. Все это наводит на мысли о необходимости очертить некоторые грани...  >>

3 июля 2008

Вариативность педагогических условий социального воспитания школьников

Борис Куприянов
Кострома

Откуда же взялись Ваши педагогические условия? (риторический вопрос на защите кандидатской диссертации)  >>

2 июля 2008

Вариативность методов социального воспитания школьников

Борис Куприянов
Кострома

В результате наших разработок было получено описание двадцати пяти типичных форм, которые мы классифицировали на основе хрестоматийной идеи Л. И. Уманского («о трех формах совместной деятельности»)  >>

1 июля 2008

В поисках гуманистического варианта социального воспитания

Борис Куприянов
Кострома

Общая черта гуманистической действительности — ее искусственность (в материальном выражении или в голове у педагога-творца; в настоящий момент или в отдаленном будущем). Гуманистичность действительности является, скорее всего, порождением культуры, а не природы, она задается свободой человека, ограничивающего себя рамками восхождения к совершенству, в значительной степени недоступному и поэтому сохраняющему значимость специфической рамки — восхождения к…  >>

Архивы новостей прошлых лет

Лучшие статьи 2007 и первого полугодия 2008 года

7 декабря 2007

Разговор с Умкой во время прогулки узкими улицами Лемберга

SenYa Кривенко

 — Умка, скажи, не надоело быть флагманом андеграунда?
 — А что в этом плохого? Чем это андеграунд?>>

3 декабря 2007

Airsoft — хобби или стиль жизни?

Граффит
г. Полтава

Очень хотелось бы, что бы все войны были такими же, как эта, без убийств и с общей попойкой в конце. >>

30 ноября 2007

Бандиты против АнтиБАД: преступление против личности

Михаил Кордонский

Закрыт сайт www.antibad.info. Его создатели и активисты подверглись угрозам со стороны организованной преступности.>>

28 ноября 2007

Не так страшно тату как его малюють...

Lara, Данило Плахов
г. Полтава

Я начал с опытов над своим тельцем лет в 12.>>


25 ноября 2007

DIY и ролевые игры

Данило Плахов, Граффит, Карса
г. Полтава

За четверть века принцип DIY (Do It Yourself — сделай сам, самостоятельно производя и распространяя свои записи, печатая свои книги и газеты, делая одежду и украшения, организуя концерты и туры, помогая записываться музыкальным командам и т.д.), сумел сформировать целую систему, оппозиционную как шоу-бизнесу, так и образу жизни в целом.>>

22 ноября 2007

Гурт «Iрiй»

SenYa Кривенко
г. Полтава

Одна из основных тем нашего сайта очень ярко присутствует в спокойном повествовании о рождении и жизни некоммерческого рок-ансамбля. Здесь описан типичный цикл жизни неформальной группы. >>

20 ноября 2007

Шарики не радуют

RUBAK
г. Полтава

Вот сижу и думаю все-таки панк, изменил социальное обличие мира, как в прочем и другие нефорские направления в музыке, возможно счас просто затишье перед очередной бурей или закат неформального движения? >>

18 ноября 2007

Slam & Mosh

Lara, Данило Плахов, SenYa Кривенко, Cycomaco
г. Полтава
(материал собран как ликбез по разным интернет-источникам)

На Западе все виды «агрессивных плясок» называют — mosh pits, moshing. У нас же самый распространённый термин — это слэм (slam).>>

16 ноября 2007<;/p>

Dark Punk или чего готы носят ирокезы?

Данило Плахов
г. Полтава

До сих пор многие из готов продолжают себя называть dark punk, при этом походя на панков только внешним видом, забросив основные концепции панк-культуры. >>

13 ноября 2007

I've got stralght edge (cXe)

Данило Плахов, Cycomaco,
г. Полтава

На данный момент существуют такие принципы cXe: DRUG FREE дословно переводится как «без наркотиков»... >>

9 ноября 2007

Забавные зверушки эмо

Данило Плахов,
Полтава

У них всегда грустные лица, но эмо — за торжество жизни во всех ее проявлениях.   >>

22 октября 2007

Авторская песня — жанр и движение

Роман Морозовский

Авторская песня существует в двух ипостасях: как музыкальный жанр, и как общественное движение. a href="http://altruism.ru/sengine.cgi/5/15/11">>>

6 июля 2007

ТРОПА

Начиная новую серию публикаций о неформальном сообществе «Тропа» и его лидере Юрии Устинове мы, редакция сайта ТА, не предполагаем не всю сложность и не всю меру своей ответственности.>>

6 июля 2007

Альтернатива или
Зачем нужны «неформальные» организации?

Михаил Говорухин

Автор статьи — наш коллега, главный редактор сайта «Альтруизм» www.altruizm.info. У него свое понимание наших по сути общих ценностей.   >>

23 июня 2007

«Что? Где? Когда?» в СНГ

Роман Морозовский
Одесса

Первоначальным импульсом послужила телеигра «Что? Где? Когда?». Но, однажды начавшись, процесс пошел, и пошел очень быстро  >>

18 июня 2007

Encounter

Максим Савоцкий (Neosezon)

Encounter — это интерактивная динамическая игра с элементами логики, риска, флеш-моба и многого другого.>>

16 июня 2007

Очерки общественной педагогики: ролевое движение в России

Борис Куприянов, Алексей Подобин
Кострома

Серьезная научная работа, рассматривающая ролевые игры с педагогической точки зрения.  >>

20 марта 2007

Путч грантоедов

Михаил Кожаринов, Михаил Кордонский

Как делаются молодежные революции.  >>

27 марта 2007

Келья неформала

Иеродиакон Хризостом

Православный монах и одновременно ролевик и реконструктор, а главное — интересный человек, настоящий неформал с нестандартным мышлением.  >>

3 февраля 2007

«Наши» как социально-педагогический проект

Михаил Кордонский

Представьте себе, что по всем телеканалам показывают огромную стройплощадку забитую строительной техникой — все работает и движется (15 мая 2005 года в Москве). Но в любой момент эта стройка может и остановиться...  >>




Для печати   |     |   Обсудить на форуме



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2000—2008.
Спасибо Прогрессору за качественный хостинг.
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100