Технология альтруизма
Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

 


Архив новостей 2007 года

29 декабря 2007

Между клубом и классом

Владимир Ланцберг

Школа должна быть максимально приспособлена к тому, чтобы ребёнок мог жить своей сегодняшней странной (?), бестолковой (?), убогой (?), непрактичной (?) жизнью и на её территории, в её пространствах — геометрических, технологических, педагогических и пр. >>

27 декабря 2007

ФОНТАРЪ № 11, декабрь 2007

Самиздат полтавских неформалов

Ска-фест в Днепропетровске  |  CRUST!!!  |  История панк-рока. Punk: Attitude  |  Американский хардкор  |  Смертоностна хфороба  |  ПФААМ-2  |  Существует ли украинский ска?  |  Фліт: Музика за поштовхом душі  |  «Ирий» в Киеве или уроки славянистики в «Барвах»   |   >> Скачать PDF  >>

25 декабря 2007

История «Клуба Маленьких Фонарщиков»

Владимир Ланцберг

Роясь в архивах, мы нашли и вот — публикуем эту историю детского клуба. Она написана Владимиром Ланцбергом более 20 лет назад в необычном для его творчества простом, как бы будничном стиле. Публикуем as is — как есть, несмотря на то, что ни того клуба, ни многих атрибутов тогдашней жизни уже не существует. Педагогика, как ремесло и искусство — осталась. Наш читатель сам сможет отделить лишнее от полезного. >>

22 декабря 2007

Звездные карты мира детства

Андрей Русаков, Виталий Кириченко

Однажды в детском летнем лагере я увидел интересное зрелище: на какой-то тумбочке посреди площадки стоит маленькая девочка, а вокруг неё в хороводе, скача почему-то то на одной, то на другой ноге и напевая какую-то только что придуманную песню, движутся взрослые дядьки во главе с невысоким бородатым мужчиной, который явно был заводилой в этом деле. >>

20 декабря 2007

В поисках воздушного столба

Анатолий Шапиро
Киев

Как высокопарны, скучны и малопонятны общепринятые учебники! Они наукообразны до безобразия, но главная беда их стиля даже не в диком несоответствии возрастным особенностям подростков — ведь дух наукообразия глубоко чужд и духу настоящей науки. В определённом смысле это клевета на науку, учебник словно говорит детям: «Смотрите, как все здесь скучно, недоступно, страшно, необозримо — и в то же время давным-давно без вас здесь поставлены все точки над I». >>

19 декабря 2007

Анатолий Шапиро: маяки вселенной.
Под куполом физики

Андрей Русаков

Связь серьёзного физического образования со свободомыслием, с формированием гражданской позицией стала фактом последних десятилетий. С самой гуманитарной точки зрения становилось очевидным, что физика слишком серьёзная вещь, если овладение ей почти гарантировано приводило и к овладению общей культурой. >>

18 декабря 2007

Вполне официальное письмо в редакцию altruism.ru

С.В. Усатиков
г. Краснодар

От редакции. Это очень резкое письмо с критикой в наш адрес. Но оно направлено нам, для публикации, и мы его, конечно, публикуем. Мы готовы и в дальнейшем публиковать самую нелицеприятную критику, обращенную к нам, или к персонажам наших публикаций. Оппоненту придется всего лишь собраться и оформить свои претензии в виде статьи (письма и т.п.), а не только растекаться по форумным трепам (как было, например, с претензиями к коммунарскому движению, история которого занимает заметное место на нашем сайте).  >>

17 декабря 2007

Осень дана как судьба

Михаил Кордонский

Я надеюсь, что опытные неформальные лидеры среди читателей этой статьи смогут абстрагироваться от частностей, от конкретики — содержания деятельности. Некоммерческий рок-фестиваль, или ролевая игра, или детский лагерь, или никем не финансируемая политическая акция, или ЧГК, или скаутский лагерь, или, или, или... Везде нужно что-то ДЕЛАТЬ. Ставить палатки, сцену, усиление, сочинять вопросы, верстать и размножать листовки, охранять, мастерить, строить строяк, резать чипы, и, и, и, и... Все неформалы сталкиваются с проблемой поиска бескорыстных добросовестных работников. Когда они есть, сообщество на подъеме. Когда их не хватает, сообщество чахнет.

13 декабря 2007

Иностранный язык для сельского подростка

Алексей Кушнир

Природосообразность и ребёнкосообразность — любимые, слова психолога и инженера, этнографа, менеджера и публициста Алексея Михайловича Кушнира. По его определению, «научность педагогики состоит в оптимизации воспитания и обучения на основе достижений различных человековедческих дисциплин». Главный критерий научности — учёт многосторонних знаний о детях. Потому и природосообразность для Кушнира — синоним технологичности. >>

12 декабря 2007

Сквозь биосферу словесности

Ольга Соколова, Любовь Рябинина
Красноярск

Для ребёнка существуют два языка: один — свой, собственная реальная речевая практика (но не осознаваемая в качестве языка), и второй — учебная дисциплина, где язык осознается в виде бесконечного свода правил и исключений. Мысль и язык разведены в разные стороны. Чтобы писать, нужно какую-то потребность иметь душевную, захотеть что-то высказать. И верить, что ты сможешь это сделать в языке, в письменной речи. >>

11 декабря 2007

Мастерская читателя

Андрей Русаков, Валерий Тюпа
Новосибирск

Подростка нужно научить писать стихи, а затем и прозу. Атмосферой урока литературы должна стать атмосфера мастерской, где овладевают ремеслом порождения текстов. Возрастные психологические особенности подростка — авторитарность и одновременно склонность к игровому поведению и соревновательности — в значительной мере благоприятствуют этому. И что же, все учащиеся пятого класса исправно пишут стихи? Разумеется, все. Ведь у хорошего учителя рисования все худо-бедно да рисуют, и никто этому не удивляется. >>

10 декабря 2007

Дети пишут учебник истории

Юрий Троицкий
Новосибирск

Суть предлагаемой нами новой технологии исторического образования состоит в работе школьников с документально-методическими комплексами и в создании авторских версий исторических событий. С самого начала ребята расстаются с иллюзией, что они имеют дело непосредственно с событиями.  >>

9 декабря 2007

Лаборатория «ТЕКСТ». Круги деятельного понимания

Андрей Русаков

К концу 80-х годов в Новосибирске сложилась группа «Лаборатория «Текст», объединившая ряд выдающихся филологов, историков, математиков и большое число учителей из многих городов. В начале девяностых они создали несколько «технологий» по гуманитарным предметам и большое число замечательных книг и пособий. После переезда основателей группы в Москву вывеска «Лаборатория «Текст» стала символизировать не столько действующую организацию, сколько само сообщество учёных, учителей, студентов с общим опытом постижения культурных и педагогических явлений и приверженностью тому направлению, которое на закате активной деятельности «Текста» было названо ими «коммуникативной дидактикой». >>

8 декабря 2007

Конструктор адаптивных технологий

Галина Русских
г. Киров

Опыт многократно подтверждал, что условия для нормальной адаптации учащихся к обучению связаны не с упрощением задач, не с примитивностью их — а с активной помощью учителя ученикам в освоении разнообразных, сложных и увлекательных методов работы. >>

7 декабря 2007

Разговор с Умкой во время прогулки узкими улицами Лемберга

SenYa Кривенко

 — Умка, скажи, не надоело быть флагманом андеграунда?
 — А что в этом плохого? Чем это андеграунд? Если у меня концерты в клубах в разных городах, все приходят, все меня знают, Интернет сайт у меня есть. Что ещё хотеть? И зачем делать какие то проекты? У меня есть свои хорошие и любимые музыканты. Прикинь, у The Beatles бы спросили: «С кем бы Вы хотели сыграть»? «Друг с другом» — а чтобы они бы ещё ответили. Не вижу смысла делать с кем-то проекты. >>

6 декабря 2007

Советы потустороннего

Роман Морозовский

Идеология на фестивале есть, а инициаторы и хранители этой идеологии — ОРГАНИЗАТОРЫ! Те, кто заведует звуком и светом, находит спонсоров, и очень изредка, одним глазком успевают посмотреть на сцену. Поскольку орги делать все сами не успевают, часть своих полномочий они делегируют членам жюри. И, если идеология и эстетические воззрения ЧЖ их не удовлетворяют, они поступают как в хорошем одесском анекдоте: «Если публичный дом становится убыточным — меняют не мебель, а «девочек».  >>

5 декабря 2007

Система дидактической защиты

Елена Яновицкая
С.-Петербург

Сотрудничество учителя и учеников всегда обратимо. Оно предполагает открытость, а тем самым, и возможность учиться друг у друга. Можно сказать, что эта «взаимная обучаемость» — самый верный признак реального сотрудничества... ...Сегодня в стране разгул молодёжной преступности вызывает почти общественный ужас. Каких только мер не предлагают! Но почему-то никто не обвиняет в этом учителей. Хотя это странно. >>

4 декабря 2007

Мельчайшие шаги пошагового алгоритма

Елена Яновицкая
С.-Петербург

Самому слабому классу можно дать творческое задание. Это нелегко. Но дети начинают чувствовать в школьном обучении почву под ногами. Учеба становится источником улыбок. Класс начинает успевать не только по математике, но и по другим предметам. И перестает с учителями враждовать. Опыт действительно талантливых дидактов подсказывает: используй силы всего коллектива учащихся! У них такое же многообразие позитивных возможностей, как и негативных трудностей.  >>

3 декабря 2007

Airsoft — хобби или стиль жизни?

Граффит
г. Полтава

Очень хотелось бы, что бы все войны были такими же, как эта, без убийств и с общей попойкой в конце. >>

2 декабря 2007

Пять уровней работы, пять типов уроков, три уровня сложности

Елена Яновицкая
С.-Петербург

На «дилетантском» уровне занятий можно использовать и мудрость, и загадку, и шараду, и подвох, и способности какого-то любителя, который дома увлекается вещами, родственными нашему предмету (чтобы принес, показал, развернул) — и приглашение интересных людей со стороны... Здесь можно вызывать невероятное любопытство к вопросу, который обсуждается потом на протяжении десяти-пятнадцати, иногда двадцати уроков. Некоторые, увлеченные предметом, изучающие его с опережением все, что могут, оформляют, представляют, удивляют остальных. А те, кто ничего пока не хотят и не умеют — они присутствуют как зрители. И к ним с уважением относятся те, кто знает. И это никому не обидно: в другой раз, на другой теме или предмете роли могут поменяться.  >>

1 декабря 2007

Школьная доска как спортивная площадка

Елена Яновицкая
С.-Петербург

Изменить статус выступающего у доски: от сугубо личного до делегата от команды. Число одновременно действующих у доски участников надо доводить до четырех-шести человек, а можно всю переднюю стену использовать, и вызывать по 10-12 человек. Команды должны комплектоваться так, чтобы в каждой были ребята от самых сильных до самых слабых.  >>

30 ноября 2007

Бандиты против АнтиБАД: преступление против личности

Михаил Кордонский

Закрыт сайт www.antibad.info. Его создатели и активисты подверглись угрозам со стороны организованной преступности. Нашему обществу жизненно необходимы гражданские инициативы, необходима активность низов в решении и политических, конечно, но и бытовых, житейских проблем. Общественные движения защиты прав потребителей очень распространены в мире и вносят свой позитивный вклад в жизнь путем мягкого регулирования рынка. С недобросовестной рекламой вполне можно бороться общественными силами без помощи государства. Но борьба с организованной преступностью силами только общественников-энтузиастов невозможна даже в самых свободных и демократических странах. Может быть, «кровавая гебня» отвлечет какой-то мизерный процент сотрудников от борьбы с политическими оппонентами и направит их на изучение вновь вскрывшегося болота БАДов? >>

29 ноября 2007

Основа обучения — не повторение. Основа обучения — помощь

Елена Яновицкая
С.-Петербург

Ян Амос Коменский несколько столетий назад заявил о возможности учить всех. Вероятно, сам он и это и умел, но по его разработкам этого сделать невозможно. Педагогическая наука сделала вид, что здесь дело якобы решённое, почти само собой разумеющееся. Если не получается, то виноват или учитель, или ученик. И поскольку реального инструмента, позволяющего успешно обучать всех, так и не предложили, то единственным оправданием учителя стала «нерадивость» учеников. А незаменимым механизмом обличения этой нерадивости — домашние задания, которые растянули время учебы почти до 10 часов в сутки. Роль коллектива соучеников стали рассматривать только с отрицательных позиций. Пошли на механическое разделение — по способностям. В результате дискриминации учеников получили повсеместный рост молодежного экстремизма.  >>

Не так страшно тату как его малюють...

28 ноября 2007

Не так страшно тату как его малюють...

Lara, Данило Плахов
г. Полтава

Я начал с опытов над своим тельцем лет в 12. Брал иголку с ниткой, макал в тушь и корявки разные пытался малевать. И так увлекся! Раздеваюсь на уроке физкультуры (Ahtung! 1988 год, и пионер и все такое) — на руке черепок с костями, а на ноге якорь. >>


27 ноября 2007

Великая дидактика без домашних заданий

Елена Яновицкая
С.-Петербург

Главное, что вызвало гул недоумения в зале Лениградского института усовершенстования учителей  — это отказ от обязательности домашних заданий. Но в этом отказе — первый краеугольный принцип нашей системы — школьную обязательную программу выучить на уроках (это 5-6 часов в день!), а остальное время — на лично выбранное дополнительное образование. >>

26 ноября 2007

Тропа. Журналистское расследование

Ирина Ханхасаева   (Опубликовано в «Российской газете» 16 июля 1992 г.)

Бесовщина... Только так можно назвать и только этим отчасти объяснить то, что происходит вокруг драмы, которая продолжается уже более двадцати лет. Жертвами ее стали десятки детей, подвергшихся сексуальным притязаниям «известнейшего педагога».

25 ноября 2007

DIY и ролевые игры

Данило Плахов, Граффит, Карса
г. Полтава

DIY и ролевые игры

За четверть века принцип DIY (Do It Yourself — сделай сам, самостоятельно производя и распространяя свои записи, печатая свои книги и газеты, делая одежду и украшения, организуя концерты и туры, помогая записываться музыкальным командам и т.д.), сумел сформировать целую систему, оппозиционную как шоу-бизнесу, так и образу жизни в целом. Принцип DIY обычно применим в музыке и субкультурах, построенных на ней, но если рассматривать ролевые игры, как формe DIY-я, то нескрываемый факт сам на лицо, ведь все от начала до конца в играх — это полный DIY. Костюмы, оружие, доспехи, да все, от корки до корки ищется, пробивается, короче — делается своими руками, а не покупается в магазине. Есть люди, которые изготовляют на заказ прикиды, оружие, доспехи для тех, кому самому делать что то в лом или же просто руки не оттуда выросли, но все-таки каждый игрок что то да Делает Сам. >>

24 ноября 2007

Борис Цукерман. Глобус по химии

Андрей Русаков

«Нам нужно привыкнуть преподавать, ориентируясь на то, как это усваивается детьми, а не на наши представления о том, чему дети должны научиться.» Борис Цукерман смог воплотить этот девиз в своих методиках с фантастической эффективностью. ВСЕ ученики самого запущенного класса начинали чувствовать себя в школьном курсе химии свободно и уверенно после восьми — десяти уроков. >>

23 ноября 2007

Школа для подростка. Дидактика общего успеха

Андрей Русаков

В дидактике педагогов-новаторов зазвучал завещанный еще восемнадцатым веком пафос просвещения — с его ясностью естественных законов, с ненавистью к схоластике, с различением мира, осмысленно организованного логикой познания — и мира, погруженного во тьму разрозненных фактов и суеверий. Мы скептичны к позитивизму, мы разуверились в объективности и точном знании. Ясность воззрений Руссо и Франклина, Ньютона и Менделеева сдается нам наивной и упрощенной. Но интонация просветительства, просвещенческий свет Разума, гордо расчерчивающий лучами устанавливаемых взаимосвязей и структур доселе разрозненную картину мироздания — это не просто один из ряда исторических этапов. В его интонации заключена некая вечная сторона педагогики, в той мере, в какой она желает иметь дело с языком объективного знания и конструктивных решений, с возможностью человека стать человеком, умело разбирающимся в чем-то. >>

22 ноября 2007

Вокалистка группы "Iрiй" Ксения Рыхальская ("Ялинка")

Гурт «Iрiй»

SenYa Кривенко
г. Полтава

Одна из основных тем нашего сайта очень ярко присутствует в спокойном повествовании о рождении и жизни некоммерческого рок-ансамбля. Здесь описан типичный цикл жизни неформальной группы. >>

21 ноября 2007

Координаты великих открытий

Андрей Русаков

Перед нами — почти идеальное воплощение научности педагогической мысли. С тончайшими научными обоснованиями: из физиологии, лингвистики, психологии, медицины... С предсказуемым, многократно воспроизводящимся результатом. С ясной логикой и чёткими критериями. А в то же время перед нами подтверждение ещё одной важнейшей формулы Соловейчика: «Педагогика — наука неточных понятий». >>

20 ноября 2007

Шарики не радуют

RUBAK
г. Полтава

Вот сижу и думаю все-таки панк, изменил социальное обличие мира, как в прочем и другие нефорские направления в музыке, возможно счас просто затишье перед очередной бурей или закат неформального движения? >>

19 ноября 2007

Эмилия Леонгард. Возвращение слуха

Андрей Русаков

Речь идёт о сообществе родителей глухих детей, обучавшихся методике, созданной около трёх десятилетий назад нашим великим современником Эмилией Ивановной Леонгард. Эта методика позволяет глухим и слабослышащим детям, если с ними своевременно начали грамотно заниматься, вполне полноценно и равноправно войти в мир нормальных людей. Успешно воспитаны по ней многие тысячи человек, вовсе не считающих себя инвалидами, закончивших вузы, занятых всевозможными профессиями. >>

18 ноября 2007

Slam & Mosh

Lara, Данило Плахов, SenYa Кривенко, Cycomaco
г. Полтава
(материал собран как ликбез по разным интернет-источникам)

На Западе все виды «агрессивных плясок» называют — mosh pits, moshing. У нас же самый распространённый термин — это слэм (slam). В середине 80-х слэм стал регулярной частью на трэшевых металлических концертах и вечеринках. >>

Slam & Mosh

17 ноября 2007

Реквием по фестивалю 2К 08

Роман Морозовский

Автор описывает кризис в сообществе организаторов одного из фестивалей бардовской песни. Мы, редакция ТА, считаем, что этот опыт и анализ могут быть полезны и организаторам рок-фестивалей, ролевых игр и других неофициальных мероприятий. >>

16 ноября 2007

Dark Punk или чего готы носят ирокезы?

Данило Плахов
г. Полтава

До сих пор многие из готов продолжают себя называть dark punk, при этом походя на панков только внешним видом, забросив основные концепции панк-культуры. Не знаю как человек эстетика которого напрямую связана с образом смерти, может называть себя панком даже с приставкой dark. Ведь концепция панка это жизнь, борьба, обретение свободы, а не монотонность, отрешение и поиск смерти. >>

14 ноября 2007

Школа сотрудничества: жёсткий каркас человечности

Андрей Русаков

Как научиться давать знания всем, без отбора, без исключения — но и без подавления учеников, без ущемления чьего-то достоинства?   >>

14 ноября 2007

ФОНТАРЪ № 10, октябрь 2007

Самиздат полтавских неформалов

Клавдій Забіякало. Позитивний український Ska — Punk: «Брем Стокер»  |  Данило Плахов. «FLATLINE». Знову на хвилi драйву.  |  Марина Косторуб. Справжнi клоуни — «Stereometria».  |  SenYa. Разговор с Умкой во время прогулки узкими улицами Лемберга.  |  SenYa. Кумарное интервью  |  Nickeler. У світлі перетворень полтавського metal’у  |  Повернення у місто  |   >> Скачать PDF   >>

13 ноября 2007

I've got stralght edge (cXe)

Данило Плахов, Cycomaco,
г. Полтава

Существует множество различных переводов этого словосочетания. Вот лишь некоторые из них: ровный край, прямая линия, строгий путь... Не буду все их перечислять, но, мне кажется, ближе всего по смыслу подходит «строгая грань». Идеология, философия, лайфстайл, жизненный путь, кучка принципов, можно назвать как угодно, но не движение. (...) На данный момент существуют такие принципы cXe: DRUG FREE дословно переводится как «без наркотиков»... >>

12 ноября 2007

Соловейчик и Сухомлинский.
Два решения «Педагогики для всех»

Андрей Русаков

В психологии, и в педагогике двадцатого столетия хватало Лобачевских и Эйнштейнов, но никто не решался брать на себя роль Эвклидов и Ньютонов. ...одни педагогические исследователи выбирали в обоснование своих поисков психологию, другие культурологию, третьи — дидактику, а вот Соловейчик и Сухомлинский решили взять этику. Ведь этика как наука в XX веке — понятие почти призрачное. Вроде бы что-то такое должно из приличия иметься среди гуманитарных дисциплин, но в глаза её никто не видел. Обращение педагогики к этике выглядит как воскрешение её самой. Педагогика и этика возникают в XX веке как явления взаимообосновывающие, буквально как две стороны одной медали.   >>

11 ноября 2007

Эпоха великих открытий
в школе 90-х годов

Андрей Русаков

В девяностые годы обществу стало не до проблем образования; школу отбросило на дальнюю обочину общественной жизни; о том, что в школе может происходить нечто великое и судьбоносное, мало кто способен был и помыслить. Это книга о великих педагогических открытиях и их судьбах в современной России. Эта книга о тех открытиях, которые не успели стать всем известными. О том, насколько удивительно может меняться обычная школа, приходя в соприкосновение с результатами их исследований. >>

10 ноября 2007

Панк-корн и поп-кор

Владимир Козлов
Полтава

«Мясорубка шоубизнеса» перемолола все, что может принести хоть какие-то доходы, включая панк-рок, который довольно долго просуществовал в «андерграунде»... ...Что тогда остается от идеологии панк-рока? Идеи о том, что нужно всегда думать своей головой, решать все саму, не равняясь на то, как делают другие, а в музыке делать только то, чего хочешь делать сам, что тебе интересно, не стараясь угодить шоу-бизнесу или публике.  >>

9 ноября 2007

Забавные зверушки эмо

Данило Плахов,
Полтава

У них всегда грустные лица. Глаза — густо подведены черным карандашом. Они носят черно-розовую одежду и рваные челки, скошенные набок. Юные мальчики красят ногти и волосы в черный цвет и худеют до неприличия, а девочки носят смешные заколки и ободки в горошек и футболки с мультяшным Губкой Бобом. Это представители субкультуры под загадочным названием эмо. Кому-то своим грустным субтильным видом эмо могут напомнить готов. Но эмо не тусуются на кладбищах, не пьют кровь и не мечтают о смерти. Эмо — за торжество жизни во всех ее проявлениях.   >>

8 ноября 2007

Тропа-90. (Личные впечатления)

Май Богачихин.

«Тропа-90» была последней — на следующий год «Тропы» не было, но великая школа Устинова родила ребёнка: старые друзья и почитатели его песенного таланта организовали в Ульяновске «Родники» — так что у детей, тем более прошедших школу «Тропы», появилась ещё одна база. Есть немало и других последователей.  >>

7 ноября 2007

Эхо наших публикаций: «Педагогика Юрия Устинова»

Илья Смирнов   (Опубликовано в газете «Солидарность» № 30, 1992. Исходная статья, та, на которую «эхо» , опубликована в № 24 1992 той же газеты, на нашем сайте — здесь.)

Мы не можем и умолчать о фактах которые, к нашему глубокому сожалению, не нашли отражения в № 24. Устинов действительно дважды привлекался к суду по ст. 120 и 121 УК РСФСР (развратные действия в отношении малолетних в форме мужеложества). В обоих случаях суд, подтверждая уголовно-наказуемый характер его действий с подростками, направлял его в психиатрическую клинику для принудительного лечения (поскольку экспертиза признавала Устинова невменяемым)...   >>

6 ноября 2007

Загадки альтруизма

Михаил Кордонский

В интернете возник совершенно неожиданный всплеск интереса к тематике нашего сайта. Группа жежешников — люди образованные и умные, быстро перешли на высокий уровень обобщений: «Что такое альтруизм?» и «Какая мерзость это ваше коммунарское движение». Для меня в этом факте много загадок. Почему вдруг? Раньше такого не наблюдалось. Почему именно коммунарское движение, которого давно уже практически не существует...  >>

5 ноября 2007

Несколько вопросов бормотунчику.

Интервью Юрия Устинова самиздатскому журналу «Без индекса», 1998 год.

Прямо, жестко и категорично спрашиваем: ты на самом деле (...)?! Или, говоря цензурно, для печати, какова Ваша сексуальная ориентация и как Вы откомментируете эти слухи и публикации?  >>

4 ноября 2007

В поисках гуманистической действительности

Борис Куприянов
Кострома

Гуманистическая действительность представляет собой разновидность окультуренной действительности, где наиболее остро переживается человеком колебание между ценностными абсолютами «Свобода» и «Долг». [В педагогике] поиск гуманистической действительности: может быть представлен как создание конвенции Ребенка с природой, обществом и культурой...  >>

3 ноября 2007

Окончание публикации диссертации «Педагогические условия использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса»

Сергей Смирнов
Кострома

К этому очень академическому (и, потому, может сбыть, скучному для массового читателя) тексту, редакции известны неординарные сопутствующие обстоятельства и совершенно неожиданные выводы, выходящие на политический уровень. Мы готовим их к публикации.   >>

2 ноября 2007

Даю уроки в позе «кучер»

Виктория Рожкова, г. Туапсе, Краснодарский край. (Опубликовано в газете «Кубанский курьеръ» 2 декабря 1994 года. Разрешение на републикацию на сайте «ТА» получено у автора.)

В адрес туапсинского корпункта нашей газеты пришел из Москвы пакет с пленками и документами, подтверждающими факты «теневой» деятельности известного барда и педагога Юрия Устинова. А также с новыми данными об Устинове, пока еще нигде не опубликованными.   >>

1 ноября 2007

Эмпирическое исследование использования символики в воспитании патриотических чувств...

Сергей Смирнов
Кострома

Продолжение публикации исследований Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова   >>

31 октября 2007

Педагогические условия использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса

Сергей Смирнов
Кострома

Содержание работы понятно из названия. Несколько слов от редакции в объяснение того, почему эта работа оказалась на нашем сайте, в разделе «Неформальная педагогика». Казалось бы, что можно найти формальнее, чем армия? Да, это так, но... Жизнь сложнее схем. Мы считаем основателем того направления в педагогике, которое мы на своем сленге сейчас называем «неформальной», генерала британской разведки Роберта Баден-Пауэлла — родоначальника скаутов. Первая в мире книга по этой педагогике «Scouting for Boys» была написана Баден-Пауэллом в 1907 году вот именно как учебник для педагогов британских кадетских корпусов.   >>

30 октября 2007

АнтиБАД

Михаил Кордонский
Одесса

На наших глазах всего за неделю родилось новое общественное движение. Оно обрушилось как горная лавина, начавшись с одного непредсказуемого камешка — короткого частного сообщения в ЖЖ. Уже в первые несколько дней под этим сообщением появилось более пяти тысяч комментариев в момент написания этой статьи  — через три недели — их (на разных сайтах) сотни тысяч, и число продолжает расти. Но самое главное, что часть этих людей не остались в пределах виртуальности. Они сорганизовались, вышли в реальный мир и начали действовать...  >>

29 октября 2007

Я — кентавр

Александр Суворов

Старенькую маму нянчил именно я. Вопреки своей слепоглухоте. И ещё я — Детская Вешалка. И в конце концов на мне «повис» мой самый главный ребёнок, мой названный сын. То есть иногда у меня получается не быть паразитом — потребителем любви, а любить самому. Это очень трудно, и получается не всегда. Но если получается хоть иногда — жизнь получилась.   >>

28 октября 2007

Голубой «ангел»

Олег Лишин (опубликовано в газете «Труд» 21 мая 1992 г.)

«Четверть века занимается «воспитанием» подростков... растлитель малолетних. Не пора ли поставить точку?»
Мы продолжаем извлекать из старых архивов публикации о «Тропе». Эта — особая. Автор этой статьи — Олег Всеволодович Лишин — один из самых авторитетных ученых в области неформальной педагогики.>>

28 октября 2007

Что значит «любить детей»

Борис Жуков, Михаил Кордонский (Опубликовано в газете «Солидарность» №24 (41), сентябрь 1992 года)

У Устинова не было ни должности, ни звания, ни помещения — ничего такого, что можно было бы отнять. Кроме свободы и таланта. Вот их-то у него отнять и попытались (...) Сработала нормальная чиновничья логика: если человек возится с детскими клубами, с которыми ин навара, ни карьеры не сделаешь — значит, у него есть какой-то тайный интерес...>>

23 октября 2007

ФОНТАРЪ № 9, сентябрь 2007

Самиздат полтавских неформалов

КРЕАТИВ: ТвIр написаний двома лiвими руками  |  Панк-корн и поп-кор  |  KREATOR Amorphis Anathema  |  Что такое страйкбол?  |  Кажуть, що вiд тоi Гулянки на небi мiсяць покосився...  |  Последний романтик. Интерпретация действительности.   >>   Скачать PDF   >>

22 октября 2007

Авторская песня — жанр и движение

Роман Морозовский

Авторская песня существует в двух ипостасях: как музыкальный жанр, и как общественное движение. И разбираться с каждой этой ипостасью придется отдельно, поскольку цели и задачи у них совершенно разные, а зачастую и прямо противоположные.>>

21 октября 2007

Проект «Сеть исследовательских лабораторий «Школа для всех»

Агентство образовательного сотрудничества
С.-Петербург

Проект «Школа для всех» был разработан Агентством образовательного сотрудничества во многом как итог пятилетней деятельности, как результат общения с десятками педагогов-исследователей и коллективами сотен школ нашей страны.>>

20 октября 2007

«Открытая Россия»

Михаил Ходорковский
Москва

Редакция журнала «На путях к новой школе — На стороне подростка» написала письмо Михаилу Ходорковскому в тюрьму. И Ходорковский ответил. Вот публикация их переписки.>>

19 октября 2007

Николай Юшков
Красноярский край

Отблески детства

Эти воспоминания, которые покажутся сегодня экстремальными для любого подростка — воспоминания о пятилетнем детстве. Другими словами — из другого времени, другого возраста, из грозной атмосферы последних предвоенных дней...>>

18 октября 2007

Не только идти вперёд, но и вести за собой

Анатолий Ермолин
Москва

Людей, которые находят в себе силы не только идти впереди всех, но и вести за собой других, называют лидерами. Без лидеров не может обойтись ни одно общество — ни тоталитарное, ни демократическое. Особенно нужны лидеры сегодняшней России. Но какие? Где их брать? Как их готовить? Что с ними делать? Давайте попробуем ответить на эти вопросы.  >>

17 октября 2007

Формы воспитательной работы с детским объединением

Борис Куприянов
Кострома

В основу данной работы положено осмысление опыта практической воспитательной работы. Детское объединение в данной работе мы трактуем достаточно широко, включая сюда и класс общеобразовательной школы, и временный коллектив загородного детского центра, и клубное сообщество детей учреждения дополнительного образования.  >>

16 октября 2007

Наш учитель груб

Ирина Хоменко
С.-Петербург

Мне хотелось бы объединить всех людей, которым интересен внутренний мир Человека, его поиски, ошибки и взлёты. А педагогика как раз такая наука, которая может подсказать, как изучать и строить себя.  >>

15 октября 2007

Рассказы охотника за детьми

Сергей Рязанов
С.-Петербург

Интервью с человеком, который привёл в петербургские приюты с улиц и вокзалов многие сотни детей  >>

14 октября 2007

Рондо для коряжки

Юрий Устинов

Часть рукописи, долгое время считавшейся утерянной. Написана в 1979 году в психушке. Найдена и предоставлена нам в конце 2007 года одним из выпускников Устинова. К сожалению, только часть. Если у кого есть другие отрывки, — отзовитесь! >>

13 октября 2007

Как от обыкновенной экскурсии получить максимум пользы

Игорь Воеводский
С.-Петербург

Автор предлагает свой взгляд экскурсовода на то, как хорошо бы учителям планировать детские экскурсии.  >>

12 октября 2007

Музейно-эстетические экскурсии

Анатолий Бакушинский
Москва, 1919 год

Никогда еще в наше время сильнее и настойчивее не ощущались эстетические запросы, не обострялась вражда эстетических групп и сект в их утверждении и отрицании. И все это происходит в исключительной широте и глубине общественного захвата. Искусство, не менее чем другие области современной культуры и жизни — в полосе «помрачения» прежних кумиров, в тоске по новым идеалам, в поисках новых путей к ним.   >>

11 октября 2007

Соло без секрета

Андрей Заблудовский
С.-Петербург

Соло-гитарист знаменитого бит-квартета «Секрет», о своем опыте вхождения подростка в культуру, об истории кристаллизации рок-группы из компании друзей, и об отцовских чувствах бывшего школьного хулигана.   >>

11 октября 2007

Ситуационно-ролевая игра в учреждениях дополнительного образования

Б. В. Куприянов О. В. Миновская
Кострома

Для работы с постоянными объединениями нами разработана программа социально-психологического тренинга, направленная на развитие подростка как субъекта взаимодействия средствами ситуационно-ролевой игры. Мы воспользовались формулировкой В. Леви и назвали программу «Искусство быть...». В этой программе ситуационно-ролевая игра является одной из важнейших частей, но не единственной.   >>

10 октября 2007

Мальчики и девочки.

Олег Иванов, Валентина Еремеева
С.-Петербург

С начала 90-х годов в ряде школ России появились классы мальчиков и классы девочек. Где-то это были чисто женские или чисто мужские школы, гимназии, кадетские корпуса. А где-то такие школы, где были классы мальчиков, классы девочек и смешанные классы, а родители сами могли выбрать, куда отдать своего ребёнка. Возникли такие школы как один из вариантов здоровьесберегающего обучения или как поиск наиболее успешных технологий обучения при несовершенстве существующей системы образования. В подростковом возрасте и даже несколько раньше начинает чётко проявляться специфика нейропсихологического типа. Мальчик и девочка мыслят по-разному, так как процесс познавательной деятельности опирается на разные комплексы структур мозга, по-разному связанные друг с другом, образующие неодинаковые цепочки внутриполушарных и межполушарных связей. Мы, нейропсихологи, наблюдаем это экспериментально.   >>

9 октября 2007

Дети придумали свои предметы. Под эти предметы собрались учителя...

Педагоги школы с. Хара-Алдан
Якутия

На клубном интересе подростка вместе с ним хара-алданские учителя придумывают новые, только здесь существующие учебные предметы. Сегодня их может быть пять, завтра — шесть или семь, и это могут быть уже совершенно другие предметы, нежели те, что были вчера...   >>

9 октября 2007

Ситуационно-ролевая игра во временных детских объединениях

Б. В. Куприянов О. В. Миновская
Кострома

Конструирование и опробование технологии использования ситуационно-ролевой игры как педагогического средства проходило на базе Костромского областного лагеря ролевых игр «Кентавр». Лагерь был основан в 1993 году и на данный момент представляет собой поливозрастную и полипрофессиональную общность студентов, аспирантов и преподавателей...   >>

8 октября 2007

Физкультура про другое

Сергей Реутский

Работая в школе учителем физкультуры после армии, я часто задавал себе вопрос: «Как же так, мы здесь, в школе, ничего рискованного детям не разрешаем, даже по канату лезть — мат подкладываем. А через год-другой, в армии, все по-другому, руку — ногу сломал — ерунда, пустяк, даже приятный отдых...»  >>

8 октября 2007

Педагогическая технология использования ситуационно-ролевой игры как средства развития у подростков субъектности во взаимодействии

Б. В. Куприянов О. В. Миновская
Кострома

Технология использования ситуационно-ролевой игры в педагогическом регулировании социальных ожиданий подростков была разработана и опробована в рамках тематических смен детских лагерей, а также в работе с постоянными детскими объединениями учреждений дополнительного образования.   >>

7 октября 2007

Круговорот. Формулы бытия

Надежда Нелюбина
село Якшур-Бодья, Удмуртия

Не имеет значения, что ребенок рисует — предметный мир или чувственный. Не существенно и то, как рисует и чем. Главное, что рисует он переживание. Никакой художественный образ без него невозможен. На первом месте в мотивации детского рисования должно быть желание доверить листу свои переживания.   >>

6 октября 2007

Процесс использования ситуационно-ролевой игры как средства развития у подростков субъектности во взаимодействии

Б. В. Куприянов О. В. Миновская
Кострома

Руководствуясь теоретическими разработками костромской и ярославской научно-педагогических школ, современными методологическими подходами к воспитанию, мы сформулировали ряд идей, положенных в основу построения процесса использования ситуационно-ролевой игры как средства педагогического регулирования социальных ожиданий подростков.   >>

5 октября 2007

Долги наши тяжкие

Андрей Домбровский
С.-Петербург.

«...из выбираемых родителями метафор «школа-казарма» занимает второе место...»   >>

4 октября 2007

Развитие у подростков субъектности во взаимодействии: подходы к определению

Б. В. Куприянов О. В. Миновская
Кострома

Взаимодействие — это процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных субъектов друг на друга, в ходе которого происходит преобразование взглядов, оценок, знаний, нравственных установок.   >>

3 октября 2007

Ситуационно-ролевая игра: сущность, потенциалы, ограничения

Б. В. Куприянов О. В. Миновская
Кострома

Этнокультурная игропрактика нашла свое продолжение в двух взаимозависимых явлениях стихийной игропрактике детей, подростков и организованной игропрактике военно-исторических клубов, коммунарских объединений, пионерской и комсомольской организаций.   >>

2 октября 2007

Ситуационно-ролевая игра как средство развития у подростков субъектности во взаимодействии

Б. В. Куприянов О. В. Миновская
Кострома

(Монография/ Под ред. И.И. Фришман.- Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2002. - 120с.)
В основе материалов монографии  — десятилетний опыт исследований научного коллектива под руководством Б.В. Куприянова, а также результаты диссертационной работы О.В. Миновской. Издание предназначено для руководителей клубов ролевых игр образовательных и социальных учреждений, студентов педагогических вузов, широкой научно-педагогической общественности.   >>

15 сентября 2007

ФОНТАРЪ № 8, сентябрь 2007

Самиздат полтавских неформалов

«День незалежностi з Махном» — враження на роздумi. Уже второй год творческое объединение «Последняя Баррикада» организует мероприятие, которое позиционируется как литературно-музыкальный андеграундный фестиваль и проводится на родине Нестора Махно.   >>   Скачать PDF   >>

10 сентября 2007

ФОНТАРЪ № 7, август 2007

Самиздат полтавских неформалов

«Alegory Of Mind presents.»  — «End of summer fest» (для тех, кто не знаком с английским — это как бы завершение летних фэстов)...  |  Airsoft - хобби или стиль жизни?  |  Black label tattoo studio. Сьогодні в гості мають завітати люди досить незвичної для Полтави професії — татуювальники Стас і Тімур...   >>   Скачать PDF   >>

6 сентября 2007

Концепция Социального лицея

Разработано под руководством
Юрия Устинова

«Социальный лицей» — педагогический проект Юрия Устинова. Попытка осуществления этого проекта была предпринята в Самарской области во второй половине 90-х годов.   >>

4 сентября 2007

На Тропе-95. Июнь

Денис Рогаткин

Эти заметки были написаны после недельного пребывания в экспедиции «Тропа-95» под Туапсе. Это рассказ о том, как непросто было нам, имевшим за плечами совсем иную школу, понять «Тропу» и в нее войти.   >>

3 сентября 2007

Не стрелять в пианиста!

Ольга Мариничева
(Опубликовано в «Учительской газете» от 9 февраля 1999 г.)

Юрию Михайловичу Устинову за пятьдесят, но для ребят он по-прежнему Юра. Как и десять, и двадцать, и тридцать лет назад. И вот уже больше двадцати из этих лет его жизнь, полностью отданная детям, проходила фактически в подполье. Грязное обвинение, состряпанное карательными органами в разгар застоя, так и осталось недоказанным, но отбросило мрачную тень на всю его жизнь.   >>

2 сентября 2007

Лямка солнечного цвета

Ольга Мариничева
(Опубликовано в газете «Комсомольская правда» от 29 августа 1989 г.)

Кто он? Музыкант без музыкального образования, автор и исполнитель сотен песен, широко известных в кругах КСП (клубов самодеятельной песни). Педагог без педагогического образования. Но когда ребенок чахнет духовно или физически, многие люди в разных городах страны знают: нужно срочно везти его к Юре. Юрию Михайловичу Устинову.   >>

1 сентября 2007

«Мы души игрушек, оставленных вами когда-то...»

С. Михалыч
(Опубликовано в газете «Комсомольская правда» от 27 июня 1992 г.)

На самом деле ему под пятьдесят, а выглядит на все шесть десятков — жизнь так сложилась. Бутырка, психушки, суды и общественное порицание — короче, просто жизнь, которая продолжается и сейчас, вернее, то состояние, которое наступает в мире с уходом любви — тянется оно, тянется и никак не может завершиться.   >>

3 августа 2007

Доброе утро, ЛМШ!

Юрий Ивонинский
Кировская область

Наверняка люди, которые впервые слышат о ЛМШ и о том, чем там занимаются дети, реагируют одинаково, а именно либо крутят пальцем у виска, либо думают и/или говорят вслух, что те сошли с ума.   >>

30 июля 2007

Возможность жить иначе

Алена и Игорь Жуковы
Лена и Андрей Судаковы
С.-Петербург

Мы (пока две семьи) хотим создать в Питере семейный клуб. Мы ждем откликов. Ждем тех, кому эта идея близка, кто хоть чуть-чуть будет участвовать и помогать. В окружающем нас мире все больше того, что нам несимпатично: равнодушия, эгоизма, абсолютного несопротивления окружающему миру. Что же делать? Создавать альтернативную среду....   >>

29 июля 2007

Чай на «Тропе»

Виктория Елисеева
Туапсе — Москва

«Вов, а ты Устинова помнишь?» «Помню». Взгляд в сторону...   >>

26 июля 2007

Сказочный мир средневековья и фэнтэзи

Константин Миронов
С.-Петербург

Наш детско-юношеский клуб «Орден Золотого Эмбера» клуб существует уже четвертый год. Начинали мы с занятий прямо на улице. Помещения не было...  >>

24 июля 2007

ФОНТАРЪ № 6, июль 2007

Самиздат полтавских неформалов

DIY и ролевые игры  |  METAL CORE PARTY — c днем рождения Дюк!!!  |  Не так страшно тату, як его малюють   >>   Скачать PDF   >>

23 июля 2007

ФОНТАРЪ № 5, июль 2007

Самиздат полтавских неформалов

Таки ще не вмерла Україна, ось що хотілося сказати, відвідавши 8-10 червня V «МАZEПА-фест» у Полтаві... Ще б пак, більше трьох тисяч неформалів зібрав під свої прапори фест.     >>   Скачать PDF   >>

21 июля 2007

Татьяна Павловская
Краснодар
Опубликовано в Российской газете (Кубань) N 3619 от 2 ноября 2004 г.

Ясный огонь

Ясный по-прежнему рвался на «Тропу» к «Юрке». По мнению врачей, его тяга к постороннему взрослому мужчине носила явно болезненный характер... Дважды — в 1973 и 1979 годах — этот человек привлекался в Москве к суду за развратные действия и акты мужеложства с несовершеннолетними.

18 июля 2007

Письмо Д.П.Соколову

Юрий Устинов
«События & документы» № 123. Информационно-библиографический обзор. Апрель 1992.

Сейчас мы везде в кольце плевков, бранных слов, над нами совершается некое подобие гражданской казни, позорного столба. Но «Тропа» идет вперед и будет обязательно...   >>

16 июля 2007

О бедном гусаре замолвите слово

Ольга Мариничева
«Учительская газета», 1992 г.

Весьма сожалею, что, даже цитируя мои материалы о Юре Устинове (а о нем на протяжении десяти лет «Комсомольская правда» писала не раз), Вы не сочли необходимым встретиться со мной. Не встречались Вы ни разу и с самим «монстром» Ю. Устиновым, несмотря на то, что он лично приходил к Вам в редакцию.   >>

15 июля 2007

Попытка препарирования детского общественного объединения по социально-имущественному признаку

Владимир Круглов
аспирант Центра теории Воспитания ИТИП РАО

Анализируя последние 10 лет ситуацию в Москве (хотя в других городах ситуация примерно сходная — по отзывам иногородних коллег, хотя естественно и «труба пониже» и «дым пожиже»), можно сказать что существует несколько групп семей с точки зрения внешкольной деятельности детей...   >>

13 июля 2007

Вместо вызова на дуэль

Ильгис Ханов

Если бы «Собеседник», опубликовавший в 7-м номере за этот год статью Н. Фохта «Монстр на тропе», выходил лет двести назад, я бы точно знал, как мне надо поступить. Я бы вызвал автора на дуэль...   >>

12 июля 2007

Юридическое отступление 3

Андрей Купавский
Открытое письмо редакции еженедельника «Собеседник», 1992 г.

Фотография, которой проиллюстрирована статья Н. Фохта «Монстр на тропе» является моей собственностью, что делает меня своим соучастником. Авторских прав я не передавал. Я ни в какой форме не хочу участвовать в травле Ю.Устинова   >>

11 июля 2007

Монстр на «тропе»

Николай Фохт
Газета «Собеседник» № 7 1992 год.

Первый суд над Устиновым Юрием Михайловичем состоялся весной 1973 года. Суд определил, что действия обвиняемого содержат признаки ст. 120 и ч. II ст. 121 УК РСФСР — развратные действия и акты мужеложства с несовершеннолетними...  >>

10 июля 2007

Эффект зонтичных брендов

Вячеслав Ревзин
главный детский нарколог Комитета по здравоохранению Администрации Санкт-Петербурга

Только тупой не догадается, на какую «минеральную воду» прозрачно намекают создатели рекламных роликов.  >>

9 июля 2007

Другой мир

Сергей Силантьев

Система была слишком привлекательна, и слишком отличалась от любых обозримых альтернатив. Человек, вписавшийся в систему «Тропы» и родственных структур, не желал жить в «нормальном» мире...   >>

8 июля 2007

Педагогическая симфония

Михаил Кордонский

Если Макаренко создал поэму, то Устинов именно симфонию. По-научному это называется «харизматическая педагогика» (термин Владимира Ланцберга).   >>

7 июля 2007

Концерт для скрипки с шарманкой

Владимир Ланцберг

В общем, я не знаю, кто кошан: то ли это сам Устинов, то ли это какой-то опосредованный вариант...   >>

6 июля 2007

ТРОПА

Начиная новую серию публикаций о неформальном сообществе «Тропа» и его лидере Юрии Устинове мы, редакция сайта ТА, не предполагаем не всю сложность и не всю меру своей ответственности. Мы давно пришли к выводу, что понятие «всё» к данной теме неприменимо ровно на одну бесконечность более, чем к остальным темам на нашем сайте.

Прошлая серия публикаций не обновлялась и не пополнялась около пяти лет, за которые много чего произошло. Но и пять лет назад мы не выложили на сайт некоторые имевшиеся у нас тексты. Постыдились. Теперь они будут опубликованы. Не сразу, постепенно — у нас просто мощностей на «большие скачки» не хватает (желающих помочь — приглашаем). Но главное, что теперь будут опубликованы разные точки зрения. В том числе и те, кому мы отказывали в публикации все эти годы, если они захотят написать или разрешат использовать свои старые тексты.

Но, опять-таки, не все. Мы все-таки попытаемся соблюдать какой-то баланс между положительным и отрицательным, любовью и ненавистью...  >>

6 июля 2007

Альтернатива или
Зачем нужны «неформальные» организации?

Михаил Говорухин

Автор статьи — наш коллега, главный редактор сайта «Альтруизм» www.altruizm.info. У него свое понимание наших по сути общих ценностей.   >>

28 июня 2007

Мы уйдем, как говорится, в мир... грибной

Наталья Касицина
(С.-Петербург)

У нас в Питере появилась новая «популяция» молодежного движения — «грибники». Те, кто едят «волшебные грибочки». Рассказывают о своих невероятных мистических переживаниях, которые полностью изменили их мировоззрение. О том, что таких «грибников» довольно много и их становится все больше. Вещи говорят вроде вполне разумные и правильные и, видно, ребята думающие и «не тухлые».  >>

26 июня 2007

ПРОЕКТ «НИИ»  — Неформальная Информационная Инициатива

Михаил Кожаринов, Михаил Кордонский
Москва, Одесса

Пиар-акция продвижения в общественное сознание идеи: «неформалы — хорошие люди». Публикация текстов в обыденных СМИ. Обмен текстами между авторами с разрешением на републикацию, редактирование, соавторство, использование фрагментов. В файле nii.zip — статьи, уже опубликованные в СМИ, дополненные служебной информацией для проекта НИИ...   >>

23 июня 2007

«Что? Где? Когда?» в СНГ

Роман Морозовский
Одесса

Первоначальным импульсом послужила телеигра «Что? Где? Когда?». Но, однажды начавшись, процесс пошел, и пошел очень быстро, как вглубь, так и вширь. Уразумев, что в эту игру можно играть всем, а не только телеизбранным, энтузиасты в разных городах стали создавать клубы и команды (с естественным пылом и с столь же естественными ошибками и победами).   >>

18 июня 2007

Encounter

Максим Савоцкий (Neosezon)

Encounter — это интерактивная динамическая игра с элементами логики, риска, флеш-моба и многого другого. В Encounter играют люди, которым надоела повседневная реальность и им охота чего-то большего, чем просто какого-то обычного активного отдыха. Ведь только в этой игре за ночь можно прыгнуть с парашюта, побывать в канализации, на заброшенном заводе, в военных бункерах, забраться на самый верх фонарного столба и просто поломать мозг над головоломками. И ко всему к этому дополняется еще азарт, стремление к победе, ведь игра идёт на время.   >>

17 июня 2007

ФОНТАРЪ № 4, июнь 2007

Самиздат полтавских неформалов

Когда идет дождь дороги меняют цвет  |  Порт (812) У Полтавi  |  Ликбез: Slam & Mosha  |  Kavana Botai   >>

16 июня 2007

Очерки общественной педагогики: ролевое движение в России

Борис Куприянов, Алексей Подобин
Кострома

6 июня 2007

Новые русские комсомольцы

Андрей Сафронов
Член Политического Совета Всероссийской общественной организации «Молодая Гвардия Единой России»

Одна из наших задач — запустить социальный лифт, раскачать молодежь, которой 15 лет никто в России не занимался всерьез, кроме преступных группировок.   >>

5 июня 2007

ФОНТАРЪ

Самиздат полтавских неформалов

Клуб «22» Транс-формер, Брем Стокер, П@П@ Карло  |  SKA&PUNK UNITY in CHURCHILL`s (Харьков)  |  Гурт «Iriй»  |  2 дня с группой «Умка и Броневик»  |  КУБА ЛИБРЕ (один день из жизни страйкбола)  |  Dark Punk или чего готы носят ирокезы?  |  Забавные зверушки эмо  |  Stereometria - нова хвиля полтавскої рок-музики  |  I've Got Straight Edge(cXe)  |  Полтава без колес (байкеры)   >>

4 апреля 2007

Синтез молодежных движений

Михаил Кожаринов, Михаил Кордонский

Именно в эпоху синтеза движения получают тот «генетический» код, который проносят потом через десятилетия.  >>

20 марта 2007

Путч грантоедов

Михаил Кожаринов, Михаил Кордонский

Как делаются молодежные революции.  >>

27 марта 2007

Келья неформала

Иеродиакон Хризостом

Православный монах и одновременно ролевик и реконструктор, а главное — интересный человек, настоящий неформал с нестандартным мышлением.  >>

3 февраля 2006

«Наши» как социально-педагогический проект

Михаил Кордонский

Представьте себе, что по всем телеканалам показывают огромную стройплощадку забитую строительной техникой — все работает и движется (15 мая 2005 года в Москве). Но в любой момент эта стройка может и остановитьсяю...  >>

 


ФОНАРЩИК

29 сентября 2005 года умер Владимир Ланцберг.

Фонарщик — это Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся.

В разделе «Фонарщик» мы продолжаем работу над педагогической частью собрания сочинений Владимира Ланцберга. Страницы нового раздела – поле для работы. Они могут много раз меняться, переставляться, правиться, в том числе и по Вашим советам.

ШКОЛА, КОТОРОЙ НЕ БЫЛО.   Новаторский архитектурный проект, педагогическая концепция, сметы и приказы министерств о создании школы принципиально нового типа в поселке Небуг Краснодарского края были подписаны, когда строить было уже нечем: в самый разгар демократической разрухи начала 90-х. Мы убеждены, что публикация этих проектов сейчас обогатит русскую педагогическую культуру.  >>

КЛУБ.   Берг работал руководителем детского клуба в поселке Тюменский Краснодарского края. О «Клубе маленьких фонарщиков» спрашивают современные молодые педагоги и рассказывают выпускники клуба.  >>

КЛУБ-ПЕСНЯ. О слетах авторской (бардовской, КСП шной и т.п.) песни, которые организовывал Берг. Он с иронией и неприязнью относился к «харизматической педагогике» и неформальным сообществам, «зацикленным» на харизматического лидере. Своей смертью Берг доказал, что сам таковым не был: слеты продолжаются.  >>

НЕФОРМАЛЫ 2000ХХ

Отрывки из книги, которую можно рассматривать как продолжение «Технологии группы». Авторы: Михаил Кордонский и Михаил Кожаринов.

Посвящается светлой памяти Владимира Ланцберга, с которым мы все это начинали.

Аннотация в стиле ретро. Книга предназначена лидерам молодежных группировок, но может быть также полезна педагогам дополнительного образования, менеджерам малых предприятий с неформальными отношениями в молодежном персонале, функционерам политических партий и работникам правоохранительных органов.     >>


Жизнь идет по спирали - это подмечено давно и не нами. Сайт altruism.ru долго лежал без обновлений, переезжал, был взломан, снова оживал и вновь замирал. И вот мы снова здесь. Снова работает админка, снова все живет. Работает обновленный форум, жизнь продолжается!




Для печати   |     |   Обсудить на форуме



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2000—2008.
Спасибо Прогрессору за качественный хостинг.
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100